Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
26 июля 2008, 15:47 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Обращение Вселенского Патриарха Варфоломея к украинской нации


Благословенные чада Церкви, Христолюбивый народ Украины!

Инициатива общественных, политических, религиозных и духовных лидеров великого народа Украины относительно проведения официального празднования 1020-й годовщины твердого решения Великого князя Владимира принять Христианскую веру от Вселенского Патриархата как официальную религию для народа Киевского государства и, соответственно, для всех русских княжеских уделов является не только обязательством перед благочвестивым народом Украины, но и имеет важное значение для его будущего в процессе стремительных и решительных перемен в мире.

Эта инициатива является обязательством, поскольку все великие нации должны как можно более ревностно оберегать свою историческую память, особенно в отношении событий, которые формируют настоящую и прочную духовную идентичность их национального сознания и по большому счету определяют их особенный вклад в сообщество народов. Она также является особенно важной сегодня, поскольку глубина истории великого народа является неисчерпаемым источником силы и отражается на его ближних и дальних.

1. Выбор веры был во всех отношениях решающим фактором для исторической судьбы всех народов мира. С одной стороны потому, что он наполнял и оживлял их специфические особенности интеллектуальной идентичности, а с другой стороны, потому что он, в большей или меньшей степени, определял сущность их национального самосознания. Это важное и бесспорное утверждение. Нынешние праздничные события являются четким выражением благодарности благочестивого украинского народа Великому Князю Владимиру за его личное участие и мудрое решение в деле выбора веры для своего народа, как описано в летописи киевского монаха Нестора (ХІ ст.).

Очевидно, что решение Великого Киевского князя выбрать для своего народа Христианскую веру и просить у Вселенского Патриархата крещения было зрелым плодом мудрой оценки и сознания всех последствий этого решения, которое мотивировалось не только его личными чувствами, но и его видением счастья для своего народа. Да, он избрал Христианство, при том Христианство Византийской традиции, потому что, с одной стороны, Киевская Русь имела долгую официальную историю политических, экономических и духовных связей с Константинополем еще со времени правления Вселенского Патриарха Фотия, а с другой стороны, потому что тем самым он присоединил свой народ к наиболее развитой цивилизации того времени.

В этом смысле Киевский князь через крещение киевлян миссионерами Вселенского Патриархата не только установил неразрывные духовные связи благочестивого украинского народа с Церковью-Матерью - эти связи еще больше укрепились благодаря византийской евангелизации других Русских удельных княжеств, - но и заложил новые перспективы их отношений с остальным Христианским миром, теперь уже в качестве сонаследника Византийского духовного наследия и православной традиции. Киев стал административным центром распространения Византийского культурного наследия на все Русские удельные княжества, а Великий Киевский князь был тем, кто активно поддерживал этот процесс.

Вселенский Патриархат не жалел сил и жертв для этого многовекового процесса евангелизации. На карту было поставлено не только распространение, но и правильное усвоение Византийского духовного наследия, которое пронизывало все аспекты общественной, церковной и интеллектуальной жизни удельных княжеств и обогащало освященной православной традицией литургический характер национального самосознания народа на основе духовного измерения крещения, через которое все светские институции входят в единство церковного тела. На основе этого критерия православная традиция сформировала, с одной стороны, особенную духовную связь между Церковью и нацией, а с другой стороны - общепринятые отношения между Церковью и Государством, поскольку, как "рассеяние" народов в Ветхом Завете, так и Новозаветное "соединение" их через крещение определило национальное сознание православных.

Да, православная традиция остается верной миссии Церкви проповедовать "всем народам", не подчиняя Ее тем национальным устремлениям, которые являются чуждыми и противоречат характеру Церкви. По этой причине Она подчинила духовное отношение Церкви к национальному абсолютному и каноническому критерию территориальности церковных юрисдикций, а также устоявшемуся порядку Ее договорных отношений с Государством. В этом смысле Великий Константинопольский Собор (в 1872 г.) осудил любые сепаратистские, этнофилетические и националистические тенденции в Церкви как экклезиологическую ересь, поскольку они отрицали бы территориальный характер церковных юрисдикций или принятую власть Государства относительно определения отношений между ним и Церковью. Пренебрежение этими двумя критериями не только противоречит Православной традиции, но и вносит опасную путаницу в саму литургическую структуру Церкви.

Поэтому очевидным является то, что Православная Церковь не может терпимо относиться к каким бы то ни было нарушениям или изменениям этого отношения к государству или нации. В связи с этим она всегда отрицала любое конъюнктурное приспособление к критериям Ее собственного закона, даже при том, что она, из пастырских соображений, приняла принцип, по которому "церковное управление как правило может изменяться вместе с изменениями в политической жизни". Однако современная законодательная культура государственной идеологии поставила под сомнение или даже отбросила законную роль Церкви в структуре или функциях современного государства. Однако ей не удалось отстоять традиционное духовное отношение Церкви к национальности, которое осталось нерушимым и укрепило связи Церкви с обществом, даже в наиболее суровых общественных условиях.

Источником этой духовной связи Церкви с телом верующих (corpus fidelium) является крещение, в котором происходит духовное возрождение человека и церковное тело формируется в пределах тела нации или общества. Поэтому Церковь четко осознает, что тело Ее членов составляет общество верных таким же образом, как Государство четко осознает, что оно составляет сообщество граждан. Однако в конструкции и функционировании этих двух сообществ есть конкретное отличие, ведь Государство рождается из своих граждан, а Церковь рожает Своих членов в новом духовном измерении, которое является иным, но не отменяет правовых отношений между гражданами. Материнское отношение Церкви к Своим членам, отношение, которое постоянно подпитывается Святыми Тайнами, объясняет историческую выносливость этого отношения к национальности, но не допускает никаких сомнений относительно устоявшейся роли государства определять законный порядок сотрудничества между Церковью и Государством на пользу как верующих, так и граждан, особенно в случае неуврачеванных церковных разделений.

2. Православная Церковь является четко организованным сообществом автокефальных или автономных Церквей, которое в то же время ясно осознает себя аутентичной наследницей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Она выполняет свою духовную миссию посредством созыва Вселенских или Поместных Соборов, согласно канонической традиции для сохранения и подтверждения единства Поместных Церквей между собой и со Вселенским Патриархатом. Решениями Вселенских Соборов (канон 3 Второго, каноны 9, 17 и 28 Четвертого и канон 36 Пято-Шестого Вселенских Соборов) и учитывая многовековую церковную практику Вселенскому Патриархату, как Первому Престолу в Православной Церкви была предоставлена исключительная ответственность и обязательная миссия заботиться о сохранении веры в таком виде, как она нам была передана, и за соблюдение канонического порядка (taxis). Таким образом, он уже семнадцать веков с надлежащей рассудительностью несет свое служение в этом качестве среди Поместных Православных Церквей, всегда в пределах канонической традиции и всегда используя синодальную систему, и, в то же время, Он принял на себя исключительную миссию распространения Православной веры среди всех народов Восточной и Центральной Европы.

Поэтому важно, что Вселенский Патриарх, хотя и имел возможности, никогда не претендовал на расширение Своих канонических полномочий, ведь Он никогда не пытался узурпировать исключительные полномочия Соборов, хотя, снова-таки, имел такую возможность. Поскольку гарант соблюдения канонического строя Сам не мог нарушить канонический порядок без ущерба для единства Церкви. Напротив, Вселенский Престол более тысячелетия рассматривал в качестве условных даже канонические границы Его собственной церковной юрисдикции ради предоставления необходимой поддержки для выживания оказавшихся в тяжелом положении патриарших престолов Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также автокефальных архиепископий Кипра, Охриды, Печа и Тырново.

Лучшим примером икономии Вселенского Патриархата в Православной Церкви является умаление его собственных прав на управление самой значительной среди дочерних Церквей - Украинской Церковью, которая семь веков принадлежала к канонической юрисдикции Вселенского Патриархата, то есть от времени крещения Великим Киевским князем (в 988 г.) вплоть до ее аннексии Российским государством при Петре І (1687). И в самом деле, Церковь-Мать, из-за известных неблагоприятных обстоятельств, ограничила себя ради того, чтобы с готовностью оказать Украинской Церкви всемерную церковную, духовную и материальную поддержку, ориентируясь не только на более полное применение духовного наследия Византии, но и на защиту ее православной идентичности от тяжелого политического давления распространителей неправославного учения, особенно в очень трудные для благочестивого украинского народа времена.

Таким образом, после аннексии Украины Россией и под давлением Петра І, Вселенский Патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах было необходимо церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (в 1687 г.), чтобы не преумножать беды благочестивого украинского народа и, чтобы он находился под православным политическим руковоством - хотя украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению, решению, которое означало нанесение явного ущерба каноническим правам Церкви-Матери. В том же духе, Церковь-Мать соглашалась с требованием правительств вновь созданных государств православного народов на Балканском полуострове относительно автокефалии Церквей, которые выходили из Ее канонической юрисдикции, а именно Элладской (1850), Сербской (1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937), ради их национальной целостности, хотя такие автокефалии повлекли резкое сужение церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата.

3. Поэтому Вселенский Патриархат, как гарант единства Православных Церквей в вере и каноническом порядке, всегда выполнял свои обязательства, настраивая свои духовные антенны на потребности православных и на особенные обстоятельства каждого периода, но всегда в устоявшихся пределах Православной традиции. Как Церковь-Мать всех православных, Вселенский Патриархат никогда не отождествлял Себя с какой-то определенной православной нацией, а с готовностью разделял исторические судьбы всех православных наций, даже за счет Своей собственной юрисдикционной или другой выгоды, всегда сотрудничая на равных условиях с гражданским и политическим руководством этих наций, наследуя яркий пример нашего Господа, Апостолов и великих Отцов Церкви.

В этом смысле мы искренне приняли почетное приглашение Его Превосходительства, Президента Украины, Господина Виктора Ющенко принять участие в праздничных торжествах по случаю 1020-й годовщины Крещения украинской нации Церковью-Матерью, поскольку, с одной стороны, в этом многогранном событии празднуется вклад Вселенского Патриархата в христианизацию европейцев, а с другой стороны, поскольку это событие подчеркивает новые европейские перспективы украинской нации во время великих и стремтельных изменений в мире. Церковь-Мать радуется вместе с набожным украинским народом, потому что то Крещение остается неиссякающим источником благодатной силы, которая не только поддерживает его внутреннее, духовное единство, но и направляет его в полной мере на важную сферу международных отношений.

Поэтому гражданское, политическое, церковное и, в целом, интеллектуальное руководство украинского народа имеет общий долг использовать как можно шире в допустимых пределах данный Богом дар Крещения не только для безотлагательного исправления различной путаницы и травм исторического прошлого, но и для восстановления объединяющей роли, которую играла Православная Церковь в самосознании Христолюбной украинской нации. Продолжение этой путаницы в этнофилетических или политических целях, не соответстветствующее духовному характеру Церкви, ослабило бы объединяющую силу крещения и еще больше обострило бы существующее тревожное разделение церковного тела, разделение, которое разрушает не только духовное единство, но и гражданское единство украинского народа и несет в себе очевидные тяжелые последствия для будущего Украины.

Церковь-Мать имеет не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся Православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасные разделение в церковном теле, "чтобы зло не стало большим" для Святой Церкви в Украине и Церкви вообще. Разнообразные политические и церковные трудности, вызванные существующей путаницей, являются очевидными и известны из долгого исторического прошлого, но всем также известно, что забота о защите и восстановлении церковного единства является нашей общей обязанностью, которая перевешивает любые политические или церковные цели в соответствии с наставлением Божественного Основателя Церкви: "Да будут все едино" (Иоан., 17:21).


    В сюжете:

25 августа 2008, 10:00  
"Создание Поместной Церкви в Украине уже реальность", - заявил президент Виктор Ющенко на Майдане Незалежности в День независимости
07 августа 2008, 17:36  
МЫСЛИ: Иннокентий Павлов. ОТЛОЖЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ. Заметки церковного историка. Часть третья – На украинском церковном фронте
06 августа 2008, 20:00  
МЫСЛИ: Алексей Малютин. ВАРФОЛОМЕЕВСКИЕ ДНИ КИЕВА УШЛИ В ИСТОРИЮ. Прощальный взгляд на Киевские торжества, на которых каждый из Патриархов получил свою долю триумфа
04 августа 2008, 18:00  
МЫСЛИ: Валерий Емельянов. ИТОГИ КИЕВСКОГО ЮБИЛЕЯ «ДЕСЯТЬ-ДВАДЦАТЬ». Заметки весьма стороннего наблюдателя
04 августа 2008, 13:32  
Леонид Кравчук отрицает факт «прохладного приема» Патриарха Алексия II в Киеве
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 16:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: В Москве мне предложили исповедаться, священником оказался коллега-разведчик, сотрудник российского представительства в Нью-Йорке. Интервью с бывшим председателем СБУ Игорем Смешко
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 15:45  
Здание церкви Рождества Христова XIX века в Свердловской области передано РПЦ МП
25 июля 2017, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Любовь к отеческим гробам подводит ЮНЕСКО. Стремление сохранить объекты мировой культуры и приверженность протоколу разжигает дипломатические конфликты
25 июля 2017, 14:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: Противники Израиля призывают к "интифаде ножей". Конфликт вокруг Храмовой горы вынесен на обсуждение Совета Безопасности ООН
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 14:14  
Жители Брянска требуют не вырубать тридцатилетние деревья ради строительства храма РПЦ МП
25 июля 2017, 14:04  
СК по Татарстану начал проверку из-за фотосессии модели неглиже на фоне старинного православного храма
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 13:52  
Несмотря на решение властей Израиля не устанавливать металлодетекторы, мусульман призвали продолжить бойкот Храмовой горы Иерусалима
25 июля 2017, 13:45  
В ФЕОР убеждены, что скандал вокруг Храмовой горы - дело рук антисемитов с целью спровоцировать еврейско-мусульманский конфликт
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 13:21  
Правительство Израиля приняло решение убрать металлодетекторы у входа на Храмовую гору, из-за которых в Иерусалиме возник "религиозный конфликт"
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 13:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мы Господу Богу кадим меньше, чем патриарху. О книге священника Георгия Эдельштейна «Право на правду», расскрывающей "две главные беды РПЦ [МП] — неправду и зависимость Церкви от государства"
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 12:37  
В ответ на заявление официального представителя главы РПЦ МП о фильме "Матильда", "православная активистка" Поклонская заявила: "я просто выполняю свою работу"
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 12:23  
Фундамент христианского храма раннего Средневековья найден в Азербайджане
Материал содержит иллюстрации25 июля 2017, 12:15  
ДУМ Чечни пояснило свое отношение к джихаду против Израиля из-за установленных у входа на Храмовую гору металлодетекторов
25 июля 2017, 10:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Гриша и Гоша. Общее и различное в судьбах основных претендентов на патриарший престол РПЦ МП - рассказ очевидца, часть 2
Эксклюзивный материал24 июля 2017, 19:14  
СЕТЕВОЙ НАВИГАТОР: Гора опять родила мышь: тотальное разочарование православной блогосферы в проекте катехизиса РПЦ МП, который надо читать только “из-за политики”
24 июля 2017, 18:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дорогие москвичи. Как кремлевские академики Нестора Летописца поправляют
24 июля 2017, 17:44  
ДОКУМЕНТ: "Разрываю общение с Кириллом и соучастниками его преступлений против Бога". Письмо клирика Тихвинской епархии РПЦ МП протоиерея Артемия Скрипкина
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации24 июля 2017, 17:26  
ФОТО ДНЯ: В поисках смысла жизни
24 июля 2017, 17:19  
ДОКУМЕНТ: "Потуги сил, которые пытаются достичь своих политических целей любыми средствами...". Открытое письмо протеста наместника Киево-Печерской лавры УПЦ МП президенту и премьер-министру Украины
24 июля 2017, 17:10  
Доля россиян, поддерживающих участие РПЦ МП в политике, снизилась до 28 %
24 июля 2017, 16:49  
Уральского экстрасенса, собравшегося бороться с ЕГЭ эзотерическим методами, заподозрили в "экстремизме"
24 июля 2017, 16:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Свидетели Иеговы ищут убежище. ...В Беларуси!
24 июля 2017, 16:36  
В РПЦ МП не одобрили научный эксперимент американских религиозных служителей с психоделиками
Материал содержит иллюстрации24 июля 2017, 16:03  
ДОКУМЕНТ: Обращение Российских Ассамблей Бога христиан веры евангельской пятидесятников по поводу задержания пастора Олега Большакова
Материал содержит иллюстрации24 июля 2017, 15:48  
Глава Московской Хельсинкской группы усмотрела в запрете Свидетелей Иеговы в РФ влияние РПЦ МП как "подпорки нынешнего режима"
Материал содержит иллюстрации24 июля 2017, 15:31  
С поджигателя деревянного храма XIX века в Ульяновской области взыщут 1,4 млн рублей
Материал содержит иллюстрации24 июля 2017, 15:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Трамп и папа Франциск – союзники-марионетки глобалистов. Он еще не успел "воцерковиться", а его уже обвиняют в отступлении...
24 июля 2017, 13:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: Еще один шанс. Не последний. Конституционный суд обнародовал определение, принятое по жалобе на планы Смольного передать РПЦ МП Исаакиевский собор
Материал содержит иллюстрации24 июля 2017, 13:26  
Алексей Учитель положительно оценивает позицию прокуратуры по отношению к угрозам "православных активистов", направленным против фильма "Матильда"
24 июля 2017, 13:18  
Католический священник из Испании подал в суд на вымогателей, угрожавших ему обвинением в педофилии
24 июля 2017, 12:45  
Официальный представитель главы РПЦ МП заявил, что в Московской патриархии не считают фильм "Матильда" карикатурой на образ канонизированного императора Николая II
24 июля 2017, 12:13  
Религиозное исламское течение "Йакын инкар" признано в Киргизии экстремистским
24 июля 2017, 12:04  
Отдыхающие из России осквернили часовню на болгарском курорте


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования