Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 июля 2008, 19:30 Распечатать
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Первые киевские итоги: методы церковной внешней политики РПЦ МП и роль одной личности в одной истории

Итак, подведем некоторые итоги…

Да, мы прекрасно помним, что главные киевские события, проходящие под условной вывеской "1020-летие Крещения Киевской Руси", еще, по сути, не начинались. Но мы подведем итоги того, что уже закончилось, — дипломатической подготовки РПЦ МП к киевским торжествам.

Ее заключительным аккордом стал внезапный визит митрополита Кирилла (Гундяева) в Киев 23 июля, предварявший теперь уже почти неизбежный официальный визит в Киев Патриарха РПЦ МП Алексия (Ридигера).

Визит выглядел более чем сумбурно. Из официального сообщения Синода УПЦ МП не только не становится ясно, чем была вызвана его необходимость, но даже, вопреки традиции и здравому смыслу, вообще не сообщается, о чем шла речь на чрезвычайном заседании Синода УПЦ МП с участием митрополита Кирилла. Впрочем, для любознательности украинских церковных людей официальное молчание Синода никогда не бывало препятствием, так что о происходившем на Синоде в Киеве стало широко известно уже в ближайшие часы: митрополит Кирилл привез для УПЦ МП предложение "резко повысить" свой самостоятельный статус внутри Московского патриархата.

Это предложение запоздало на несколько лет. Митрополит Кирилл предложил УПЦ МП внести новое слово в название ("автономная" Церковь), но УПЦ МП с декабря 2007 года уже defacto обладает гораздо большими правами, чем любая автономная Церковь внутри РПЦ МП. Ей уже невыгодно принимать из Москвы то, что она смогла взять сама.

Вторая из киевских встреч митрополита Кирилла была совершенно секретной, так как имела скандальный для РПЦ МП характер: он встречался с главой УАПЦ, Митрополитом Мефодием (Кудряковым), тем самым, которого до сих пор в РПЦ МП официально считают раскольником, и с которым, как продолжают утверждать опять же в РПЦ МП, никаких переговоров быть не может. Митрополит Кирилл не сумел обеспечить для этой встречи сохранение режима секретности, и потому мы можем точно сказать, что там происходило.

Опасаясь принятия УАПЦ под омофор Вселенского Патриарха, митрополит Кирилл предложил для его Церкви то же самое, но от РПЦ МП. Подобно тому, как Зарубежная Церковь как-то в одночасье перестала быть "Карловацким расколом", а стала благодатной частью Русской Церкви, Украинская Автокефальная Церковь могла бы в одночасье перестать быть "украинскими самосвятами". Видимо, митрополит Кирилл отчасти рассчитывал разыграть прежние (начала-середины 90-х годов) противоречия между УАПЦ и УПЦ КП Патриарха Филарета, которые теперь уже малоактуальны. Митрополит Кирилл, по нашим сведениям, должен был это знать, но, видимо, отказывался верить.

Но и для этого предложения митрополита Кирилла уже много лет, как истек срок годности. Надо было хотя бы лет десять назад предвидеть, какие пойдут процессы в украинском православии, и еще тогда делать подобные предложения к УАПЦ. А теперь уже все обошлись без митрополита Кирилла.

Обе киевские акции митрополита Кирилла возбуждают одно и то же недоумение: почему этот столь интеллектуально развитый человек так заметался, стал делать прогнозируемо проигрышные шаги, которые, не давая никаких разумных шансов на успех, были чреваты заведомыми имиджевыми потерями? Тут можно ответить только одно: митрополит Кирилл ведет себя как человек в панике. Паника — это такое состояние страха, при котором человек не имеет даже иллюзорного выхода и поэтому готов хвататься за что попало. Митрополит Кирилл очнулся в ситуации из серии "такого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

Почему митрополит Кирилл так крепко проспал Украину — отдельный вопрос. Не особенно настаивая на этой версии, предложим то объяснение, которое лежит ближе всего, — из традиционной психологии русского попа и архиерея. Когда русский поп чувствует себя начальником, то он всегда будет склонен сначала сделать, как Бог на душу положит, а там — куда кривая вывезет. Не боги, в конце концов, горшки обжигают… Как бы то ни было, каждый, кому приходилось работать с ОВЦС, воспринимает такой стиль управления как родной до слез (может быть, горьких слез). Русские попы и даже русские архиереи столетиями не подпускались ни к какой серьезной власти, и потому Россия с таким духовенством спокойно жила. И если в 1990-е об этом забыли — то это лишь еще одна черта тогдашнего разрушения многовекового уклада российской жизни.

Но гораздо более важно спросить о том, что можно было бы делать на месте митрополита Кирилла. Тут приходится ответить, что если по существу — то уже ничего. Но можно было бы сохранить лицо и даже постараться подготовить почву для расширения влияния РПЦ МП в будущем. Для этого было бы важно показать сейчас полною лояльность РПЦ МП к тем процессам, предотвратить которые она не смогла. " То, что нельзя разрушить, надо возглавить". Но теперь мы видим, что не сделано даже этого.

В таком случае, слегка изменим наш первоначальный вопрос и спросим лучше о том, что можно было сделать раньше. Конечно, если под "раньше" подразумевать что-то вроде "десять лет назад", то можно было сделать "всё": то есть вести принципиально иную политику, рассчитывая не на грубое силовое давление по отношению к украинским православным — давление, для которого все равно ни при каком раскладе не хватило бы сил, — а на подлинную дипломатию, искусство взаимных уступок. Но это был бы другой стиль — другой ОВЦС и вообще другая РПЦ МП. Но еще товарищ Сталин сказал, хотя и не по поводу РПЦ МП, но по поводу другого организованного им профсоюза: "Других писателей у меня для вас нЭт". Долгосрочной и продуманной дипломатией российские церковные дипломаты не занимаются, ибо не умеют. Или, что то же самое, занимаются, но она у них продумана одинаково для всех возможных ситуаций - и раз и навсегда: чуть что — просить помощи российского МИДа и других профессионалов, находящихся на службе у государства, а отнюдь не у РПЦ МП.

Поэтому целесообразнее спросить о том, что можно было бы сделать, если спохватиться уже в июне. Напомним, что в июне все нынешние "секреты Полишинеля" были, в общих чертах, известны всем заинтересованным сторонам. Еще не были подписаны некоторые негласные договоренности, но соответствующий вектор движения был уже точно известен.

Ответ очевиден: посвятить Архиерейский Собор РПЦ МП действительно главной проблеме ее церковной жизни — то есть ситуации в Украине, а не эмоциональному срыву (того же митрополита Кирилла) по поводу епископа Диомида и не наивной попытке (опять того же митрополита Кирилла) привлечь общественное внимание к РПЦ МП оригинальной "концепцией прав человека".

На Архиерейском Соборе можно было принять целый комплекс мер, чтобы полностью перехватить инициативу у Патриарха Варфоломея.

В отношении УПЦ МП на Соборе был употреблен гневный окрик из уст самого Патриарха Алексия, который оспорил правомерность внесения изменений в Устав УПЦ МП, уже зарегистрированных государственной властью Украины. После этого всякая возможность диалога с украинскими епископами была закрыта. Они пожаловались на своего (все еще своего) Патриарха украинским властям и покинули Собор, без участия в заключительной литургии и приеме. Тем самым сорвался и план начать в Москве празднование юбилея Крещения Киевской Руси. Теперь, разумеется, даже митрополит Кирилл понял, что о месячной давности протестах Патриарха Алексия против изменений в Уставе УПЦ МП придется забыть.

А ведь могло быть все иначе. Архиерейский Собор имел власть для одобрения поправок в Устав УПЦ МП. Этот символический жест можно было далее развивать в такую программу сотрудничества с УПЦ МП, которая бы мирилась с ее фактической автокефалией, но сохранила бы УПЦ МП в орбите влияния патриархии. Далее, можно было, если бы не ссора с украинскими епископами, уже в Москве начать празднование юбилея Крещения Руси, перехватив тем самым инициативу у Киева. Наконец, ничто не мешало Архиерейскому Собору разработать программу привлечения УАПЦ. Если бы вместо спонтанного предложения митрополита Кирилла 23 июля главе УАПЦ Митрополиту Мефодию поступило бы на месяц раньше продуманное предложение от Архиерейского Собора РПЦ МП, то эффект еще мог быть существенно другим.

Даже в течение последующего месяца еще можно было хоть что-то из этого сделать. Но митрополит Кирилл не проявлял никакой активности до тех пор, пока не "проснулся" уже в самом пекле событий.

До сих пор мы говорили об отрицательных сторонах церковной дипломатии РПЦ МП. И это неизбежно, коль скоро в целом мы обсуждаем ситуацию ее сильного проигрыша. Но даже в ситуации общего проигрыша дипломатия РПЦ МП имеет некоторые тактические выигрыши. Их тоже необходимо проанализировать.

Пожалуй, наибольший успех связан с деятельностью лично Патриарха Алексия. Кажется, он сам все-таки не сможет сопротивляться давлению российских властей, вынуждающих его поехать в Киев. (Хотя интрига и тут еще сохраняется и, как говорят многие церковные деятели в Киеве, поверить в приезд сюда главы РПЦ МП можно будет, лишь когда его самолет приземлится в Борисполе). Для России, как, на наш взгляд, правильно поняли это гражданские власти, поездка Патриарха в Украину необходима. Для РПЦ МП как корпорации она проигрышна. Такой вот радикальный конфликт интересов – впервые, может быть, за всю постсоветскую историю. Но теперь отказ Патриарха от поездки невозможен без большого скандала. Даже и в том случае, если бы Патриарх действительно заболел прямо перед отъездом, в такую болезнь теперь никто не поверит. Патриарх стал заложником ситуации.

Тем не менее, в таких неблагоприятных условиях Патриарху удалось сделать многое. Он существенно снизил уровень представительности того неформального "всеправославного Собора", который запланирован Патриархом Варфоломеем в Киеве. Патриарх Варфоломей обратился с приглашениями приехать в Киев ко всем главам автокефальных православных Церквей, но не надо думать, будто это предполагало, что все главы Церквей в Киев прибудут. Подобные православные "саммиты" — дело исключительно редкое и сложное, и инициатива их проведения не может быть, как в случае киевских торжеств, связана с какими-то инициативами гражданских властей какой бы то ни было страны. Так, изначально не ожидалось прибытие Румынского Патриарха, хотя эта Церковь, занимающая территорию соседнего с Украиной государства, находится в жестком конфликте с РПЦ МП, в котором ей покровительствует Константинополь. С другой стороны, от РПЦ МП никогда не требуется никакой собственной дипломатии, чтобы обеспечить себе поддержку Сербской Церкви: тут всё однозначно определяется межгосударственными отношениями России и Сербии. Но кое-где есть поле для дипломатической активности, и тут события показывают, что имя Патриарха Алексия имеет некоторый международный авторитет.

Безусловным выигрышем главы РПЦ МП стали его переговоры с главой Православной Церкви Кипра Архиепископом Хризостомом, после которых Архиепископ объявил о своем отказе ехать в Киев, и даже само участие делегации Кипрской Церкви в киевских торжествах теперь маловероятно. Серьезность этого успеха даже выходит за рамки нынешних торжеств, так как он является, в определенном смысле, реваншем за поражение промосковских сил в Элладской Церкви (Греция) в результате недавней смены тамошнего Архиепископа. Очевидно, что этот дипломатический успех нельзя полностью списывать на развитие политических и экономических отношений между Россией и Республикой Кипр, а есть здесь толика и умения сыграть на внутригреческих церковных противоречиях.

Еще более впечатляющим является успех Патриарха Алексия в отношении Патриарха-Католикоса Грузии, который еще недавно выражал твердое намерение посетить Киев. Официально Патриарх Алексий послал ему письмо с просьбой этого не делать, и, как сообщают сегодня, письмо возымело действие: по последним сведениям, Грузинский Патриарх Илия в Киев не собирается. Нетрудно восстановить тот "текст", который был сообщен Патриарху Илии "между строк". Письмо Патриарха Алексия можно перевести с дипломатического языка на обычный очень коротко: если ты не поедешь в Киев, то мы не будем признавать Церковь Абхазии. Как известно, в Абхазии существует фактически самостоятельная и официально никем не признанная Церковь, находящаяся под неформальным патронажем РПЦ МП. Нечто подобное создается и в Южной Осетии. Эти два грузинских анклава фактически плавно перетекают под юрисдикцию России, которая планомерно форсирует свое военное присутствие там. Официально, однако, РПЦ МП продолжает признавать юрисдикцию Грузинского патриархата над Абхазией и Южной Осетией. В свете недавнего развития российско-грузинско-абхазских отношений можно было ожидать и признания Абхазской Церкви со стороны РПЦ МП (будь то в качестве самостоятельной структуры или в качестве подразделения самой РПЦ МП). Но, как сообщает источник в Синоде Грузинской патриархии, Патриарх Алексий пообещал этого не делать, поставив Грузинскому Патриарху симметричные условия относительно Украины. Условием нейтралитета Грузинского Патриарха будет со стороны РПЦ МП "уход" из Абхазии и обязательство "неприхода" в Южную Осетию (где, впрочем, влияния РПЦ МП пока не наблюдается, так как Православная Церковь Южной Осетии находится в подчинении одной из Греческих Церквей истинно-православных христиан, так называемого "Синода Противостоящих").

Как видим, тактические успехи РПЦ МП на "украинском фронте" были так или иначе связаны с личностью Патриарха Алексия и носили характер чрезвычайных акций. В то же время, текущая дипломатическая работа, которой занимается ведомство митрополита Кирилла (ОВЦС МП), оказывалась крайне неэффективной. Разумеется, Патриарх не может в одиночку исправить все многолетние ошибки митрополита Кирилла.

Ближайшие последствие этих ошибок мы теперь приготовимся наблюдать в ближайшие дни.

Игумен Григорий (Лурье),
Михаил Ситников,

для "Портала–Credo.Ru"


    В сюжете:

25 августа 2008, 10:00  
"Создание Поместной Церкви в Украине уже реальность", - заявил президент Виктор Ющенко на Майдане Незалежности в День независимости
07 августа 2008, 17:36  
МЫСЛИ: Иннокентий Павлов. ОТЛОЖЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ. Заметки церковного историка. Часть третья – На украинском церковном фронте
06 августа 2008, 20:00  
МЫСЛИ: Алексей Малютин. ВАРФОЛОМЕЕВСКИЕ ДНИ КИЕВА УШЛИ В ИСТОРИЮ. Прощальный взгляд на Киевские торжества, на которых каждый из Патриархов получил свою долю триумфа
04 августа 2008, 18:00  
МЫСЛИ: Валерий Емельянов. ИТОГИ КИЕВСКОГО ЮБИЛЕЯ «ДЕСЯТЬ-ДВАДЦАТЬ». Заметки весьма стороннего наблюдателя
04 августа 2008, 13:32  
Леонид Кравчук отрицает факт «прохладного приема» Патриарха Алексия II в Киеве
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"


Наши партнеры:

Портал Baznica.Info
Zdravomyslie.ru Христианская книга
www.agentura.ru











Статьи партнеров: Влияние аськи на молодежь
Аренда недвижимости
Влияние социальных сетей
Домашний персонал
Исправление зрения
Автомобиль и навигатор
Дыхание природы
Секрет успеха компаний
Квартиры в столице
C чувством благодарности
Клининговые услуги
Влияние интернета
Учитывать при создании сайта
Рынок недвижимости
Рамки закона
Квартира в новостройке
Телевизоры
Прогнозы

 © Портал-Credo.ru 2002-14 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования