Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 июля 2008, 11:47 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Собор искал ответы. В Русской Церкви возник новый раскол


Артподготовка началась задолго до созыва Собора. Но страсти раскалились накануне. Руководство Русской Церкви подвергалось критике как слева, так и справа. Чукотский епископ Диомид призвал своих сторонников не пользоваться мобильными телефонами, а синодалов подверг критике за их участие в диалоге с инославными и в погоне за наживой. 19 московских священников обратились к Собору с требованием положить конец попыткам перевести богослужебные тексты на русский язык. Обращение подписали священники, которых относят к православным фундаменталистам. В их числе влиятельный наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), благочинные московских приходов.

Сегодня, когда в электронном формате наконец опубликованы основные документы, можно подвести первые итоги прошедшего Архиерейского Собора. Как это ни печально, но заседания по-прежнему проходили в атмосфере строжайшей секретности. Повестка Собора не была разослана епископам заблаговременно, чтобы они могли ознакомиться и надлежаще подготовиться к решению поставленных проблем. Эти серьезные недочеты привели к тому, что итоговые документы готовились в спешке и часть из них пришлось переделывать уже после окончания Собора. Вновь заседания трехдневного Собора проходят в галопирующем темпе - у епископов не оставалось времени на осмысление прочитанного и услышанного. Пресс-конференции проводились наспех и занимали лишь полчаса. Проводились они митрополитом Смоленским Кириллом (Гунядевым).

В первый день Собора прозвучали два отчетных доклада я Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II и шефа Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла (Гундяева). Патриарх привел важные статистические данные я в РПЦ служат 30 тысяч священников (треть из них на Украине). Всего на сегодняшний день 156 епархий и 196 епископов (из них 54 на Украине). В РПЦ 769 монастырей, но женских на 20 больше.

Референты ОВЦС, готовившие доклад патриарха, допустили серьезные промахи. Говоря о положении на Украине, патриарх сообщил: "Прошедший в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял новую редакцию ее Устава. В текущем месяце произведенные изменения были зарегистрированы государственными органами Украины.

Согласно нормам Устава Русской Православной Церкви новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем." Госкомнацрелигий Украины заявил, что "патриарх допустил в своем выступлении две ошибки. Во-первых, согласно Уставов РПЦ и УПЦ, Священный Синод РПЦ не имеет компетенции утверждать, одобрять или согласовывать Устав УПЦ. Во-вторых, Патриарх не утверждает, а одобряет Устав, что с юридической точки зрения не одно и то же. Более того, украинский Архиерейский Собор принял не новый Устав, а только лишь дополнения и поправки к нему". Накануне визита патриарха Алексия II в Киев на празднование 1020-летия Крешения Руси, эти ошибки весьма осложнили и без того непростые отношения между двумя ветвями Православия. Уже во время заседаний Собора стало известно, что в Киев приезжает Вселенский патриарх Варфоломей и восточные патриархи.

Интересным и информативным был доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Он раскрыл всю сложность церковной ситуации на Украине, которая разделена не только по национальному признаку, но и по церковной принадлежности. И все же, отметил он, Украинская Церковь Московского патриархата является самой крупной и авторитетной ветвью православия. Он критически отметил, что в УПЦ среди епископата и духовенства есть как сторонники, так и противники
Автокефалии.

Важным оказался доклад предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Илариона (Капрала). Впервые все зарубежные епископы приняли участие в работе Архиерейского Собора. Митрополит Иларион сообщил: "При всем отличии наших путей и нашего опыта, теперь, после воссоединения двух частей Русской Церкви, мы можем поделиться друг с другом нажитым за эти десятилетия духовным достоянием. За 90 лет отдельного существования нашей Церкви нам пришлось волей-неволей учиться сосуществовать и
взаимодействовать с самыми разными государственными структурами. Главным принципом жизни Церкви в демократическом обществе представляется достижение или сохранение максимальной свободы от вмешательства государства в ее жизнь.х Он также остро поставил вопрос об участии Русской Церкви в работе Всемирного Совета Церквей: "Призыв Четвертого Всезарубежного Собора к священноначалию Церкви в России - пересмотреть участие во ВСЦ - остается не услышанным. Создается впечатление, что это участие после подписания Акта о восстановлении единства Русской Церкви не только не сократилось, но даже активизировалось."

Словно полемизируя с митрополитом Иларионом, шеф ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сообщил: "Без построения взаимоуважительных отношений с Римско-Католической Церковью наша работа в странах католического большинства была бы весьма затруднена. Ведь в этих странах католики предоставляют нам свои храмы для совершения православных богослужений, часто на безвозмездной основе". Он потряс соборян сомнительными цифрами: "По приблизительным оценкам, численность русскоязычной православной диаспоры в мире (включая украинцев и молдаван) составляет свыше 30 миллионов человек. Значительная часть из них - паства Русской Православной Церкви. В 51 странах диаспоры (!) существует 316 приходов и 16 монастырей Московского Патриархата." В это число не включены духовенство и прихожане Зарубежной Церкви. В своем докладе митрополит Кирилл попытался присвоить себе плоды объединения с Зарубежной Церковью. Хотя мы знаем, что на самом деле мы обязаны этим объединением прежде всего Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и экс-президенту Владимиру Путину. А вот ответственность за напряженные отношения с Константинополем митрополит попытался переложить на плечи Собора.

Говоря о церковном суде, митрополит Климент (Капалин) всерьез заявил: "Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит епископату Русской Церкви в его совокупности, то есть Архиерейскому Собору. В период между Соборами эта власть осуществляется малым Собором - Священным Синодом во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Поэтому именно из полномочий Священного Синода проистекает осуществляемая Общецерковным судом судебная власть." В Православии полнота церковной власти всегда принадлежала Поместному собору, который включает в свой состав не только епископат, но и духовенство и мирян. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе митрополитом  Кириллом (Гундяевым) была предпринята попытка внести поправки в Устав РПЦ упраздняющие Поместный Собор. С критикой этого предложения выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Поправки не были утверждены Собором.

В четверг прозвучал широко разрекламированный доклад митрополита Кирилла (Гундяева) о православном подходе к правам человека. Он выступил с критикой правозащитных организаций: "Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим. Правозащитная деятельность не должна служить политическим интересам отдельных стран. Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества." В докладе содержится и критика Всемирной декларации прав человека, которые так часто попираются в современной России. Общее мнение об этом докладе высказал один из епископов, участников Собора: "Продукт второй свежести." Дело в том, что этот доклад чуть ли не слово в слово прозвучал на одной из тусовок два года назад.

"Героем" Собора оказался Чукотский епископ Диомид, требовавший немеделенного созыва Поместного Собора. Накануне Собора он выступил с резкой критикой Отдела внешних церковных связей и его главы. После долгих дебатов на Соборе было принято противоречивое решение. Митрополит Кирилл, пытаясь объяснить, почему Собор принимает решение о мятежном епископе в его отсутствие вопреки церковным канонам, заявил: "Причина, которой владыка Диомид объяснил свою неявку, не представляется
уважительной. Но факты, которые он представил, не являются свидетельствами реальной болезни." Часть епископата высказала протест против того, чтобы Собор принимал решение по делу епископа Диомида. На Соборе впервые сформирован Высший церковный суд, который, согласно новому положению, призван рассматривать дела епископата. Его председателем избран митрополит Екатеринодарский Исидор. Тем не менее президиум и в первую очередь митрополит Кирилл (Гундяев), задетый за
живое критикой епископа Диомида, все же навязал Собору решение. На заключительном заседании утром 27 июня участники Собора подавляющим большинством проголосовали за "извержение из сана" за непослушание священноначалию. Решение гласило: "Собор призывает его к немедленному покаянию и прекращению деятельности. В случае отказа решение Собора вступает в силу". Против голосовали два епископа, Воздержались от участия в голосовании зарубежный митрополит Иларион (Капрал), его первый заместитель архиепископ Берлинский Марк (Арндт) и секретарь зарубежного Синода епископ Гавриил (Чемодаков).

Вечером в пятницу кто-то из постоянных членов Священного Синода указал на неувязку - во втором пункте значилось, что епископ Диомид извергается из сана, а в пятом - что ему предоставляется месяц на принесение покаяния. Срочно было созвано эстренное заседание Священного Синода. Поскольку часть епископов уже разъехалась, принялись их обзванивать. В новом решении, которое упраздняет решение Собора, епископа Диомида отстранили от управления епархией до 18 июля, когда должно состояться очередное заседание Синода. Решениям Собора и Синода мятежный епископ не подчинился и подал аппеляцию в церковный суд. Скорее всего он станет вождем нового старообрядческого раскола, который может увлечь за собой значительную часть Русской Церкви не только в России.

С изумлением соборяне осознали, что в Русской Церкви нет молодежного движения. Когда сторонники мятежного епископа Диомида принялись пикетировать храм Христа Спасителя, в защиту патриарха выступили только "нашисты". Хотя в РПЦ существует Синодальный отдел по делам молодежи. В Москве его возглавляет епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков), воспитанник Сретенского монастыря. Если в РПЦ нет молодежи, то значит будущее Церкви под большим вопросом.

Борис РОТОВ

Полная версия статьи, опубликованной в газете "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"  14 июля 2008 г.


    В сюжете:

17 июля 2008, 11:47  
МОНИТОРИНГ СМИ: Собор искал ответы. В Русской Церкви возник новый раскол
11 июля 2008, 14:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Про собор неинтересно. Архиерейский Собор РПЦ МП глазами западных СМИ
10 июля 2008, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Архиерейский Собор РПЦ МП в зеркале российской прессы
09 июля 2008, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: “По нужде и закону пременение бывает…”. Такова уж русская традиция: формальная каноничность решений иерархии в глазах "церковного народа" не является решающим фактором
09 июля 2008, 17:48  
МНЕНИЕ: "Меня смущает заявление Церкви, что есть ценности выше, чем права человека" - председатель Экологического клуба Пензенской области правозащитник ЮРИЙ ВОБЛИКОВ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования