Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 июля 2008, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Консерваторы и прогрессисты. Вторым по значимости результатом Архиерейского Собора (после осуждения епископа Диомида) стало учреждение пропатриарших партий внутри РПЦ МП


Удивительным образом Архиерейский Собор-2008, замышлявшийся как триумфальное доказательство россиянам и всему миру не только символического единства Кремля и Чистого переулку, но и постсоветских славянских государств - перед лицом "западной угрозы", напомнил пишущей публике события из недавней переломной эпохи конца 1980-начала 1990-х. Пожалуй, самой неожиданной оказалась аналогия происходившего на Соборе с коллизией ГКЧП.

Несмотря на неожиданность появления подобных исторических ассоциаций при подаче темы Собора, обращения к таким сравнениям, в общем-то, неудивительны и вполне оправданы. Надолго пережившая крушение советской системы и при этом так и оставшаяся нереформированной РПЦ МП теперь все больше напоминает оказавшуюся "тяжёлой на подъём" (и потому маложизнеспособную) КПСС.

Если сосредоточиться на освещении в прессе "дела епископа Диомида", то более корректным окажется сравнение церковного форума с октябрьским пленумом ЦК КПСС 1987 года, решения которого должны были поставить жирный крест на политической карьере Бориса Ельцина. Впрочем, рассуждать о совпадении биографий и образов действий двух "возмутителей спокойствия" (соответственно, на партийном и церковном Олимпах) всё же не стоит. При всём внешнем сходстве событий, слишком разная природа у КПСС и РПЦ МП, не совпадают общие условия их существования. И, разумеется, не стоит сбрасывать со счетов разницы идейных установок Ельцина и епископа Диомида. Мы же сосредоточимся на другом итоге Собора, оставшемся в тени скандала с епископом Диомидом, - на формировании в руководстве РПЦ МП "партий" консерваторов и прогрессистов (назовём их так, с некоторой долей условности), которые прямо на Соборе жестко заявили свои позиции, но при этом продемонстрировали готовность колебаться вместе с "генеральной линией".

Московская часть РПЦ МП подготовилась к Собору весьма обстоятельно. Руководство крупнейшей поместной православной Церкви, мыслящее исключительно Москву реальным центром вселенского православия, воспитанное в условиях государственного изоляционизма и политического сервилизма, никак не могло допустить, чтобы в объединенной с РПЦЗ Церкви консервативное крыло возглавили пришедшие к нему по обстоятельствам "на поклон" "зарубежники". Такой сценарий означал бы полную потерю управляемости процессом объединения со стороны триумфаторов. Здесь стоит напомнить, что в отличие от РПЦ МП в РПЦЗ в принципе нет ни либералов, ни даже прогрессистов. И те, и другие (достаточно вспомнить про юрисдикционную принадлежность известных представителей русского зарубежья - митрополита Евлогия, протопресвитера Александра Шмемана, протоиерея Иоанна Мейендорфа или редактора Вестника РХД Никиты Струве) в условиях характерного для Запада свободного выбора конкурирующих между собой юрисдикций давным-давно смогли найти себе достойное место либо во Вселенском патриархате, либо в Американской автокефалии.

Консервативную программу "царского пути" (которую можно выразить примерно так: "Ни влево, ни вправо, но всегда вместе и рядом с вертикалью") озвучил на соборе Воронежский митрополит Сергий (Фомин). В недавнем прошлом ключевой персонаж московской церковной политики (до конца 2003 г. – управделами Московской патриархии), в последние годы он был не слишком активен на общепатриархийном уровне. Зато во время Собора оказался единственным рядовым епархиальным архиереем, который "выдал на-гора" и программное выступление, и сразу несколько интервью.

Кроме того, в решениях Собора оказались прописанными профилактические меры по контролю епископата за умонастроениями монашествующих (епархиальные собрания монашествующих), вот уже несколько лет практикуемые в Воронежской епархии с подачи владыки Сергия для нейтрализации "апокалиптики и эсхатологии".

Стоит отметить усилившуюся в последнее время консервативную тональность высказываний Воронежского митрополита по самым разным поводам. Ведь раньше, когда он работал в Москве, митрополит демонстрировал широту взглядов, а начинал свою епископскую карьеру и вовсе на посту представителя РПЦ МП при ВСЦ.

Впрочем, митрополит Сергий, с нескрываемым почтением относящийся к властной "вертикали", постоянно прибегающий к этатистской риторике, как по своему психологическому складу, так и по опыту церковной службы больше управленец, чем неформальный лидер. Это обстоятельство может в перспективе привести к обострению борьбы среди консервативной части епископата за лидерство на правом церковном фланге. Здесь ещё могут сказать своё веское слово консерваторы из "зарубежнического" лагеря. К тому же, перед консервативной частью епископата, в случае массового ухода "диомидовцев" в "раскол", неизбежно встанет проблема ускоренного рекрутирования паствы из среды явно не готовых к более активной роли в Церкви масс "захожан".

Но, несмотря на указанные трудности консерваторов, куда более неопределёнными выглядят перспективы прогрессистов. Ввиду наметившегося консервативно-фундаменталистского крена в РПЦ МП за последние 20 лет популярность любых "обновленческих" (и экуменических) идей среди епископата, рядового духовенства, монашествующих и воцерковленных верующих ничтожно мала. Религиозные новации в современной России принято искать преимущественно в других христианских деноминациях – у католиков и протестантов. Вместе с тем, экуменические настроения среди иерархов "старой школы" еще сильны, и отрекаться от них они не собираются. Пока же, чтобы слишком не дразнить гусей, прогрессисты выступили под лозунгом русского богослужебного языка в контексте "миссионерства", под которым они подразумевают воцерковление номинальных православных. Дальше этого, в отличие от немногочисленных церковных либералов образца 1990-х, прогрессисты пока не идут. Но даже этот лозунг глава консервативной партии митрополит Сергий (Фомин) поставил под сомнение, раскритиковав любые формы "слишком протестантского" по стилю миссионерства.

При очевидных на фоне консервативного большинства "минусах" своей "повестки дня" прогрессисты имеют в одном лице как формального, так и неформального лидера, причём, человека молодого, с явными харизматическими задатками. Это Белгородский архиепископ Иоанн (Попов), руководитель синодального Миссионерского отдела, ректор миссионерской семинарии, записавший себе в актив утверждённую Собором общепатриархийную концепцию миссионерской деятельности.

У партии прогрессистов в отличие от консерваторов есть возможность стать более понятными светской власти, а значит, они смогут активнее втягивать в церковные споры на своей стороне светские власти. Кроме того, появление и конституирование епископских партий способно привести к размыванию управленческих структур РПЦ МП, построенных на абсолютном доминировании внутрицерковных бюрократических учреждений.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

17 июля 2008, 11:47  
МОНИТОРИНГ СМИ: Собор искал ответы. В Русской Церкви возник новый раскол
11 июля 2008, 14:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Про собор неинтересно. Архиерейский Собор РПЦ МП глазами западных СМИ
10 июля 2008, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Архиерейский Собор РПЦ МП в зеркале российской прессы
09 июля 2008, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: “По нужде и закону пременение бывает…”. Такова уж русская традиция: формальная каноничность решений иерархии в глазах "церковного народа" не является решающим фактором
09 июля 2008, 17:48  
МНЕНИЕ: "Меня смущает заявление Церкви, что есть ценности выше, чем права человека" - председатель Экологического клуба Пензенской области правозащитник ЮРИЙ ВОБЛИКОВ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования