Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 июня 2008, 18:00 Распечатать

СПРАВКА: Исповедник епископ Виктор (Леу) – первый иерарх "южных" румынских старостильников. К выходу книги сына епископа - Корнелия Леу - «Книга крестоношения епископов»


Епископ Виктор (в миру - Василий Леу), сын епископа Хусского Григория, родился в 1903 году в местечке Энцеа, в округе Галаты. После окончания семинарии и Богословского факультета он был рукоположен во диакона, а затем – во священника к храму св. Спиридона в Иаси, получив также должность духовника госпиталя Колентина и бухарестского Дома жандармов. В 1947 г. непродолжительное время он работал в должности советника департамента религий Румынии.

После прихода к власти в 1948 г. марионеточного коммунистического режима о. Василий, который к тому времени уже овдовел, отправился в эмиграцию. На это его благословили епископы Григорий (Леу) и Кесарий, боявшиеся полного физического уничтожения Церкви в Румынии или подчинения ее Московской патриархии. Приняв монашество с именем Виктор, 21 августа 1948 года, вместе со священником Флорианом Галдау, он покинул Румынию, спрыгнув с поезда у пограничной станции и бежав в Югославию. После ареста югославскими спецслужбами иеромонаху Виктору и священнику Флориану вновь удалось бежать в Австрию.

Там они также были арестованы, но благодаря помощи Всемирного совета Церкви и командования западных оккупационных войск, их освободили, предоставив возможность окормлять общину румынских беженцев. На собрании общины в Зальцбурге была создана Автономная Православная Румынская Церковь, а о. Виктор избран кандидатом в Архиепископы. ВСЦ и оккупационные власти признали избрание о. Виктора, ему был выдан австрийский паспорт. О. Виктор и другие представители Автономной Румынской Церкви отправились в Мюнхен, где тогда располагался Архиерейский Синод РПЦЗ, чтобы обсудить с русскими епископами возможность архиерейской хиротонии иеромонаха Виктора. Он участвовал в Архиерейской Соборе РПЦЗ, посещал короля Румынии Михая, нашедшего убежище в Швеции, стал духовником королевы Анны. Там же, в Швеции, он вступил в контакт с митрополитом Висарионом (Пуиу), сопровождавшим королевскую семью, который признал Автономную Церковь и попросил о. Виктора найти ему резиденцию в другой стране, потому что в Швеции он находился в большой зависимости от католиков.

Во время визита в Лондон в 1949 г. иеромонах Виктор удостоился аудиенций у министра иностранных дел Великобритании и Архиепископа Кентерберийского. В сентябре 1949 г. кандидат в архиепископы Автономной Румынской Церкви начал антикоммунистическую кампанию, призывая страны Запада помочь православным в Румынии, которые не желают признавать новую, назначенную из Москвы иерархию и хотят хранить верность королю Михаю. Король Михай присвоил иеромонаху воинское звание генерала Румынских вооруженных сил.

В Мюнхене, в декабре 1949 г., о. Виктор был рукоположен в сан епископа иерархами РПЦЗ - митрополитом Серафимом (Ляде), архиепископом Стефаном (Севбо) и епископом Филиппом. В 1950 году епископ Виктор посетил Испанию и был принят генералом Франко. Иерарх публиковался в румынских эмигрантских изданиях, выступал на Би-Би-Си, а также на американских и французских радиостанциях. Он создал множество приходов и выдал тысячи сертификатов румынским беженцам, помогавших им эмигрировать в другие страны.

Тем временем оставшийся в Румынии его отец, епископ Григорий, был вынужден уйти на пенсию, потому что Хусская епархия была уничтожена. 25 февраля 1949 года его пригласили в Бухарест "для беседы". Когда он вернулся, то сильно заболел и умер через три дня. Есть версия, что он был отравлен.

Вскоре, 16 августа 1952 года, его сына, епископа Виктора, похитили из английской зоны Вены, сделав ему укол транквилизатора. Он очнулся через три дня в тюрьме советских войск. Его доставили в Москву и поместили во внутреннюю тюрьму КГБ на Лубянке, где епископа Виктора допрашивали 7 месяцев по обвинению в сотрудничестве с секретными службами Британии и США.

Берия лично присутствовал на некоторых допросах. В конце концов епископа депортировали в Бухарест, где приговорили к смертной казни по обвинению в измене. Он отказался от помилования. "Я понимаю, что вы хотите выяснить, сотрудничал ли я с английской разведкой. Я говорил и повторяю, что я ни на кого не шпионил. Я враг этого румынского режима, который превратил страну в тюрьму. Единственное решение, которое будет честью для меня и для суда – это вынесение мне смертного приговора", - заявил епископ Виктор на открытом заседании областного военного суда в Бухаресте 16 ноября 1954 года. Затем он добавил: "Я считаю коммунизм главным врагом христиан, поэтому борьба с ним стала делом моей жизни".

Однако спустя 10 лет заключения в коммунистической тюрьме, епископа освободили в 1964 году. В его деле, хранившемся до 1990 г. в архиве "Секуритатэ", можно найти свидетельские показания сокамерников, которые говорят о том, что епископ Леу не сдался и не шел ни на какие компромиссы. Он многократно устраивал голодовки. После освобождения он отказался признать юрисдикцию Румынского патриархата и присоединился к традиционалистской Румынской старостильной Церкви. Он умер в 1978 году в заключении в монастыре Черника, отказываясь от любых компромиссов с режимом.

После освобождения из тюрьмы епископ Виктор (Леу) направился в монастырь в Слатиоаре – известный центр православных старостильников в северной Молдове. Однако из-за некоторых догматических расхождений, связанных с признанием "благодатности" таинств официальной Румынской патриархии, он вынужден был покинуть монастырь и уехать в Бухарест. Он возглавил старостильников юга Молдовы, рукополагая священников и иерархов. Первым иерархом этой "ветви" румынов-старостильников был Нифон (Доброгеанул), а его преемниками – епископы Климент и Кассиан. В настоящее время эту "ветвь" старостильников возглавляют епископы Геронтий и Кассиан. В Церкви более 4 тысяч верующих, три монастыря, 10 священников и сосредоточенная религиозная жизнь.

Разделение между "южными" и "северными" румынскими старостильниками связано с каноническими проблемами. "Южные" не признают таинства новостильной и экуменической Румынской патриархии. Они принимают к себе ее бывших чад через крещение. Более того, "южные" старостильники считают, что у "северных", с центром в Слотиоаре, нет канонической иерархии. В 1956 году престарелый епископ Румынской патриархии Галактион (Гордун) рукоположил трех епископов для "северных" старостильников, однако к тому моменту Галактион уже был лишен сана патриархией за преступления канонического и морального характера.

В настоящее время "северные" старостильники, возглавляемые Митрополитом Власием, состоят в каноническом общении с "Синодом противостоящих" ИПЦ Греции (Митрополита Киприана) и ВВЦУ РПЦЗ (епископа Агафангела), а "южные" недавно вступили в общение с "матфеевским" митрополитом Кириком, отложившимся от Синода Архиепископа Афинского Николая.

По материалам Флориана Бичира, газета "COTIDIANUL", Румыния.

(с) Перевод с небольшими сокращениями и редакторской правкой "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования