Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 мая 2008, 15:15 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Императорское Православное Палестинское общество. Историческая справка


После трагической кончины Первого Председателя ИППО Вел. Кн. Сергия Александровича в 1905 году Государь Император  Николай II утвердил в этой должности Вел. Кн. Елисавету Федоровну. Государь назначил ей в помощь Вице-Председателем князя А. А. Ширинского-Шихматова, члена Государственного Совета, сенатора, гофмейстера Императорского Двора, б. обер-прокурора Св. Синода. После того как в 1917 году Елисавета Федоровна сложила с себя полномочия, князя А. А. Ширинского-Шихматова  избрали Председателем и он принял "из рук" Великой Княгини столь высокое доверие. 

Оказавшись вне Родины, кн. А. А. Ширинский-Шихматов и Совет управляли Обществом сначала из Берлина, позже из Парижа. В феврале 1919 года в Екатеринодаре член Совета ППО А. А. Нератов и дипломатический департамент при Добровольческой армии назначают и направляют бывшего помощника Управляющего и заведующего хозяйством Н. Р. Селезнева в Иерусалим. В сентябре 1919 года кн. А. А. Ширинский-Шихматов назначает прибывшего в Иерусалим Н. Р. Селезнева Управляющим подворьями Палестинского Общества. 

Со временем наладилась и связь с горсточкой оставшихся членов Общества в Советской России. В июне 1923 года в Берлине произошла встреча Председателя ППО кн. А. А. Ширинского-Шихматова и Секретаря Совета С. С. Воейкова с приехавшим из Петрограда членом Общества академиком Н. Я. Марром.  В Протоколе о встрече записано:

"Н. Я. Марр, выражая сердечную радость видеть Кн. А. А. Ширинского-Шихматова, сделал доклад о положении Православного Палестинского Общества в Петрограде... Совет в Петрограде всю свою деятельность сосредоточил на охране и сохранении до лучших времен достояния Общества в России... Н. Я. Марр получил поручение... установить какую-либо связь между ними и Советом Общества, а также выяснить возможность расчитывать на получение каких либо средств из заграничных владений Общества на деятельность Общества в Петрограде.... Кн(язь) А(лексей) А(лександрович) выразил надежду, что председательствуемый им Совет, относясь с полным доверием к тем названным Н. Я. Марр старым деятелям Православного Палестинского О(бщест)ва, которые, находясь в крайне тяжелых и трудных условиях, напрягают все усилия к сохранению достояния Православного Палестинского О(бщест)ва в России, придет на помощь действующему в Петрограде Совету в меру возможности и средствами... Н. Я. Марр указал на то, что в этой помощи, независимо от ее размера Совет Палестинского О(бщест)ва в Петрограде будет видеть главным образом реальную связь и моральную поддержку, которая так ценна в тех условиях, в которых всем оставшимся в Петрограде деятелям О(бщест)ва приходится ныне работать" .

Палестинское Общество и его недвижимости в Святой Земле находились под постоянным контролем английского Администратора, назначаемого Верховным Комиссаром из числа высших чиновников британских мандатных властей в Иерусалиме. Английская Правительственная Администрация и Жилищная Комиссия заключили с Управлением Подворьями Общества в Иерусалиме контракт об аренде большинства зданий. По просьбе британского генерального прокурора в Палестине барон Борис Нольде, профессор Петроградского Университета, член Института Международного Права и член Постоянного Третейского Суда в Гааге 1 октября 1923 года излагает в "Юридическом Положении Православного Палестинского Общества"  правовое положение ППО:

"...Общество имело характер частного Общества, совершенно независимого ни от Русского Правительства, ни от Русской Православной церковной иерархии... Общество управлялось Общими Собраниями своих членов и своим Советом... Устав Общества не содержит никакого указания на место, где действуют центральные органы....права Палестинского Общества и его представителей не могут быть оспариваемы, даже на почве приложения советского законодательства. ...Советская дипломатия претендует, что декретом 23 января 1918 года национализированы имущества Общества Палестинского и ликвидировано само Общество. ...декрет 23 января 1918 года, на который ссылаются советские представители, имеет отношение только к религиозным обществам и обществам культа.....Палестинское Общество – научное и гуманитарное общество. ...декрет 23 января не мог ни ликвидировать Палестинское Общество, ни национализировать его имущества...".

В своей "Объяснительной записке" (Париж, апрель 1938 г.) очередной Председатель ППО С. С. Боткин сообщал Почетной Председательнице Общества Великой Княгине Елене Владимировне:

"В настоящее время Прав. Пал. Общество так и осталось тем частным Обществом, последнему Председателю которого, Князю Ширинскому-Шихматову, удалось перенести деятельность Совета за пределы большевистской власти, а Духовная Миссия ныне подчинена Архиерейскому Синоду в Карловцах. Таким образом, эти два православные русские учреждения, родные по духу, являются совершенно независимыми друг от друга и в административном и в финансовом положении..."

Британские высшие органы власти, до того как в 1948 году в спешном порядке покинули Палестину, выработали и опубликовали Указ об Управлении имуществом ППО и учреждении Бюро Администраторов. После десятилетних волокит и затягиваний, они официально признали и подтвердили право собственности Общества на все владения в Святой Земле. Текст Указа был обнародован 28 апреля 1948 года в „ Official Gazette",  и закон вступил в силу:

"....на основании Палестинского закона, принятого в Совете 1948 года, Верховный Комиссар приказал, и настоящим приказано нижеследующее:

1). Настоящий Указ может быть именован в ссылках как Указ об управлении имуществом Православного Палестинского Общества 1948 года.
2). Перечисленные в приложенном при сем списке лица будут организованы, считая с даты настоящего Указа в объединенное учреждение с постоянною преемственностью, имеющее свою собственную печать и будет именоваться: "Дирекция Администраторов имуществ Православного Палестинского Общества"... и оно будет
а). управлять всеми имуществами, принадлежащими Православному Палестинскому Обществу... или находящимися в его владении или состоящими у него, как доверенное имущество, на чье бы имя таковыя имущества ни были записаны;
б). получать все арендные платы и доходы...
в). ...выполнять всякое действие, решение или дело в отношении таковых имуществ, что будет считаться необходимым или удобным на протяжении управления...
Список (к п.2 )
1). Василий Антипов
2). Сергей Староскольский
3). Ассаф Уахбе.
По приказу Его Превосходительства
H.L.G. Gurney, Главный Секретарь 28 апреля 1948".

Первая арабо-еврейская война 1948 года и создание государства Израиль имели тяжелейшие последствия для Общества. Социалистическое Правительство Израиля решило "признать" все здания и земли ИППО и РДМ на его территории собственностью СССР. Члены Общества и Миссии РПЦЗ были изгнаны. Беженцев принял под свое покровительство король Иордании Абдалла. Сохранились только те части имуществ, которые находились в Старом Городе и Восточном Иерусалиме, присоединенных после арабо-израильской войны к Иордании.

Остатками "русской Палестины" в соответствии с указаниями Совета в Париже управлял до 1959 года бывший царский консул В. К. Антипов. Эмигрантский Комитет помощи православным учреждениям в Святой Земле рекомендовал русским учреждениям в Иерусалиме в качестве помощника б. флигель-адъютанта Императора Николая IIгенерала М. Г. Хрипунова.  Генерал переезжает с супругой из Женевы в Иерусалим, и его избирают одним из трех Администраторов Управления подворьями.
Военные действия 1967 года вновь передвинули границы: весь Иерусалим и Западный берег реки Иордан перешли под контроль Израиля. Советский Союз сразу же разорвал почти на четверть века отношения с еврейским государством.  Но одновременно в очередной раз заявил о своих требованиях на имущество, "удерживаемое эмигрантами и раскольниками".

Новым Начальником Миссии Архиерейский Синод назначает архимандрита Антония (Граббе). В 1969 году его избирают Вице-Председателем ППО.

Совет Общества в целях безопасности и противостояния очередным и очень интенсивным попыткам захвата советскими представителями Александровского подворья принимает решение о временном попечении  Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.

Начальнику РДМ и Вице-Председателю ППО архимандриту Антонию Архиерейский Синод посылает 11/24 марта 1969 г. Указ, где в пункте 4 сказано:

"4.Принимая во внимание опасность, угрожающую имуществу Палестинского Общества и необходимость его урегулирования, Архиерейский Синод согласен временно принять на себя попечение об Обществе и легализацию его под своим, как Американской корпорации, покровительством с сохранением внутренней автономии Общества, как особой организации".

20 сентября 1969 года на заседании ППО в Иерусалиме с письменного согласия Председателя Совета Правления в Париже Н. Л. Пашеннного и Генерального Секретаря Совета Н. Комстадиуса образовывается Секция  в Св. Земле. Председателем ППО в Святой Земле единогласно был избран М. Г. Хрипунов. После смерти генерала, последовавшей в 1983 году, ППО возглавил архимандрит Антоний. В 2004 году Председателем Общества в Святой Земле избрали Н. Воронцова.

ПОСТСОВЕТСКОЕ "ПРАВОПРЕЕМСТВО И ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ":

В Советской России в послереволюционный сложнейший период существование и деятельность Общества и части его членов были обречены и фактически преданы уничтожению. Временное исполнение обязанностей Председателя среди оставшихся в большевистской России членов Общества принял на себя академик В. В. Латышев. В протоколе заседания от 5/18 октября 1918 г. записано:

„... ввиду продолжающегося доселе отсутствия из Петрограда председателя Общества А. А. Ширинского-Шихматова и невозможности в настоящее время установить с ним более или меннее правильные сношения" Совет просил вступить во временное исполнение обязанностей председателя – "старейшего члена совета" академика В.В. Латышева...." Не было Общего Собрания, как этого требует Устав,  так как  члены никоим образом не ставили под сомнение, что Председателем ППО является кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Академика В. В. Латышева они просили вступить в должность временно исполняющего обязанности председателя в Петрограде.Находясь в тисках большевиков, обозначаться они стали как Российское Палестинское Общество (РПО) и сохранили за собой только одну функцию – научную.

В марте 1919 года делопроизводитель Канцелярии Общества в Петрограде  В. Д. Юшманов написал: "Князь уехал в Москву. Касса пуста. Деятельность Общества замерла. В канцелярию захожу я и сторожиха. Одна надежда на Бога, только чудо может спасти Общество".

14 марта1919 года остатки членов Общества заявляют о своем желании числиться при Российской Академии наук, но ответа на их обращение не последовало.

Из Ольхи, Рязанской губернии бывший Управляющий подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжский сообщает письменно кн. Ширинскому-Шихматову:

"... едва избежавший смерти А. А. Дмитриевский с 15 янв. 1919 г. уехал в Астрахань, Д. В. Истомин выбыл в 1922, бухгалтер Тюканов оставил службу... Скончались около того же времени Я. И. Смирнов, П. В. Безобразов, Н. А. Медников, архим. Леонид. К 1921-му году из прежних членов остались в Совете только В. В. Латышев и М. Т. Преображенский и вновь избран Б. А. Тураев, И. С. Пальмов, Н. Н. Глубоковский. Тураев и Пальмов вскоре же затем умерли от тонких условий существования. Прот(оиерей) П. И. Соколов, принявший сан архиеп(ископа) Астраханского с именем Палладия, умер по дороге в Астрахань на параходе от тифа... С января 1921-го года дом Об(щест)ва на Мытнинской был национализирован и передан в ведение Академии Наук, а эта последняя поручила управление им В.  Д. Юшманову... Сам А. А. Дмитриевский в качестве безработного профессора живет на 13 руб. ...".

В двадцатые годы, после т.н. "восстановления", число членов  РПО насчитывало 55 человек .

В 1921 году В.В. Латышева сменил академик Ф.И. Успенский.

20 июня 1923 года НКВД не утвердил при перерегистрации устав РПО и принял постановление о его ликвидации. Академик Ф. И. Успенский оставил истории документальную записку:

"...постигшее Палестинское Общество несчастье в конце июня сего года, выразившееся в наложении печатей на помещение Общества, в аресте заведующего домом и делами Общества В. Д. Юшманова и в изъятии части книг и связок архивного материала и текущих дел, послужило главным мотивом к распространению в начальственных, петроградских кругах по народному просвещению того взгляда, что Палестинское Общество есть мертвое учреждение, лишенное работы и жизнеспособности..."

Советское правительство отреклось от Общества, но никак не желало отказаться от имущества, объявленного им "государственным". Оно посылает ноту английскому, французскому и итальянскому правительствам относительно земель и зданий ППО в Палестине, Сирии и Италии: "...правительство считает себя обязанным засвидетельствовать, что декретом совета народных комиссаров 23 января 1918 г. Палестинское Общество ликвидировано и все его имущества как движимые, так и недвижимые, объявлены собственностью Русского государства...".

На заседании Антирелигиозной комиссии (АРК) при ЦК РКП(б) 5 декабря 1924 года было принято решение:

"Поручить тов. Тучкову  провести через Тихона (Патриарха) аннулирование доверенности, данной Ширинскому-Шихматову на заведование русским имуществом, находящимся в Палестине. Если таковой доверенности Ширинскому выдано не было, то опровергнуть через Тихона об этом слухи".

Нарком иностранных дел  Г. В. Чичерин в письме от 8.12.24 г. к председателю АРК Е. М. Ярославскому сообщал:

"...на мой запрос тов. Иорданский пишет нижеследующее: "Б(ывший) вице-консул в Бари, Алексеев, ныне сотрудник полпредства в Риме, докладывал мне, что председатель эмигрантского палестинского общества в Берлине Ширинский-Шахматов получил от Тихона (Патриарха) полномочия на деятельность эмигрантской организации в качестве подлинного палестинского общества со всеми принадлежащими ему правами ..."

Добиться от Патриарха Тихона нужных ОГПУ постановлений не удалось. Решили поспешным образом восстановить и возобновить деятельность ППО и провести регистрацию Общества в Советской России. 20 марта 1925 года АРК поручила Е. А. Тучкову „выяснить и доложить на следующем заседании комиссии состав последнего палестинск(ого) Об-ва и кто из членов последнего находится в настоящее время в СССР".

Уже после смерти Патриарха Тихона Е. А. Тучков 5.05.25 г.  доложил АРК "о результатах его переговоров с членами Палестинского Общества". На основании этого АРК постановила:

"Поручить ОГПУ продолжить работу по формированию общества, вплоть до проведения устава через ВЦИК СССР... вопрос о возстановлении и деятельности общества согласовать с НКИД и НКЮ (т. Красиковым) и подвергнуть его юридической обработке".
ОГПУ совместно с НКИД и НКЮ "создают" свое Общество (РПО), и их детище получает в 1925 г. официальную регистрацию. О "уставе и статутах" этой организации ясно сказано в протоколе АРК от 24.04.26 г.: "необходимо в целях успешного ведения судебного процесса об имуществе, находящемся за границей".

Из Советской России поступает письменная информация о преследованиях и вынужденном полном угасании Палестинского Общества.  П. И. Ряжский сообщил из Ольхи:

„… в конце лета я получил известие от А. А. Д(митриевско)го из Ленинграда о том, что и самое П(алестинское) О(бщество) в пределах России ликвидировано, а имущество национализировано".

Совет Палестинского Общества в июле 1925 года принял решение оставшимся в России членам ППО прийти на помощь (по их просьбе) финансово (из протокола заседания Совета ППО:" расход на пособие А. А. Дмитриевскому и И. И. Соколову утвердить"). О настоящем положении членов Общества в СССР, страхе быть разоблаченными свидетельствует письмо члена ППО, выдающегося византиниста, профессора СПБ Духовной Академии И. И. Соколова:

„… Затем, прошу Вас послать мне деньги от Вашего имени , но никак не от О(бщества), Управления (далее выделено написанное на старогреческом  и переведено нами. – ред.), Совета и т.д.  ... Прошу Вас, не пишите в письмах ко мне о Пал. Обществе, о его Совете и Председателе. Это опасно и мы здесь боимся... Не пишу и к А(лексею) А(лексеевичу) (кн. Ширинский-Шихматов.- ред.). В банках нашли способ, как посылать деньги в Россию – через номер, и мы, получая здесь деньги в банке, не видим от кого они, видим только номер, число… Я никому не пишу, кроме Вас и никому больше писать не буду кроме Вас, потому что это опасно

P.S. …Я переписываюсь только с Вами и никому другому не пишу и не собираюсь писать, по указанным здесь причинам…".

Тяжелое положение и несомненное признание Совета в Париже и Управления подворьями в Иерусалиме принуждает профессора А. А. Дмитриевского в марте 1926 года обратиться к ним. В письме на имя Управляющего подворьями В. К. Антипова он писал:

„ Причина моего настоящего обращения к Вам, по Вашему настоящему положению…  я просил обратить внимание и на мое тяжелое бедственное положение. По старости не имею места. В 1924 читал лекции на богословских курсах по 28 к за два часа, в 1925 г. – за 50 к... помощи не получаю уже более года...".

В июне приходит очередное письмо от профессора И. И. Соколова: "Глубокоуважаемый Старец Алексий (по просьбе князя так они называли А. А. Ширинского-Шихматова. –ред.). Приветствую Вас и желаю всего наилучшего.  Решаюсь еще раз просить Вас, будьте добры распорядиться, чтобы из И(ерусалима) мне были пересланы деньги в уплату за произведенную мною научную работу... Крайняя нужда и долги меня обременяют, побуждают меня еще раз обратиться к Вам с настоящим письмом. Позвольте надеяться, что просьба моя будет удовлетворена...".

О сложном и действительно бедственном положении Секретаря Общества А. А. Дмитриевского, многогранной деятельности которого в нынешний период посвящаются конференции и чествования, говорят за себя его письма:

"Ресурс моего существования зиждется исключительно на помощи, которой я обязан доброте и расположению Алексея Александровича (кн. Ширинский-Шихматов -  ред.) ко мне, в силу нашей когда то дружной совместной работы... С 1 августа 1928 г. закрыты Высшие Богословские Курсы... я лишился работы и заработка и год почти не получаю ни откуда ни копейки...

Таково положение профессора и ученого, 46 лет тянувшего лямку. Остается одна надежда на Бога и на благосклонность и доброту Алексея Александровича..."

В 1932 г. по велению советских властей взрывают храм Общества в Петербурге, уникальную церковь Николая Чудотворца в новгородско-псковском стиле. Кн. А.А. Ширинский-Шихматов, специалист по древнерусскому искусству, собрал здесь редкие, древние иконы, уникальные богослужебные книги, ценную утварь, превратив одновременно храм в музей православной старины. 

На этом этапе в возрасте пятидесяти лет Императорское Православное Палестинское Общество в Советской России было похоронено.

Первая арабо-еврейская война 1948 года и создание государства Израиль решительно перекроили не только географическую карту, но и имущественную. Социалистическое правительство Израиля принимает заранее оговоренное с СССР "решение" и "передает" ему все здания и земли ИППО и РДМ.

„Передача" советским представителям владений и имущества, изгнание Управления, насельников, служащих порой носили жестокий характер.

Для официальной регистрации на свое имя  „полученных" имуществ органы власти СССР  в очередной раз „возрождают" 16 января 1951 г. Российское Православное Общество. В этот день состоялось общее собрание РПО под председательством ученого секретаря Академии наук А. В. Топчиева, который во вступительном слове сказал, что "в силу целого ряда обстоятельств деятельность Российского Палестинского общества фактически прервалась в начале 30-х гг.".

Несомненно, что некоторые заслуженные ученые входили в ряды этого Общества. Но в конце 60-х годов, не имеющее никакого отношения к ИППО и "ушедшее далече" от Устава и Статутов и на единственной ниве палестиноведения, советское РПО становится рупором отдела пропаганды КПСС. Приведем, как пример, названия"научных трудов" заместителя председателя советского палестинского общества Е. С. Евсеева: "Фашизм под голубой звездой" (переиздано в 1981 г. как "Расизм под голубой звездой"), "Сионизм в системе антикоммунизма", "Палестина в петле сионизма", "Сионизм – отравленное оружие империализма", "Сионизм: идеология и политика" и т. д. (В 1979 году Е. С. Евсеев направил на имя первого секретаря ЦК КПУ В.Щербицкого письмо-жалобу: "В течение 4 лет под разными предлогами саботируется издание представленной в Политиздат Украины моей брошюры о сионизме и его роли в контрреволюционных и антисоветских выступлениях... Возникает вопрос: чьими руками задерживается издание литературы, содержащей партийную критику и разоблачение сионизма ?...". Жалоба возымела действие и книга  Е. С. Евсеева была напечатана).

22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета РФ принял постановление о "восстановлении исторического названия Императорского православного палестинского общества". Вслед за ним министерство юстиции России признало не только его права в отношении советского палестинского Общества, но и его самого "правопреемником" исторического ИППО.

Источник: сайт Императорского Православного Палестинского общества


    В сюжете:

27 марта 2009, 10:18  
Израильская полиция обнаружила краденые русские иконы
06 марта 2009, 16:28  
Посол РФ в Израиле получил ключи Сергиевского подворья в Иерусалиме и документы об окончательной передаче России этого памятника "русской Палестины"
23 февраля 2009, 11:45  
Опись исторических ценностей, сохранившихся с дореволюционного периода, началась на Сергиевском подворье в Иерусалиме
17 февраля 2009, 11:31  
На Сергиевском подворье в Иерусалиме, возвращенном в собственность России, начались реставрационно-консервационные работы
09 января 2009, 17:48  
ИНТЕРВЬЮ: Председатель ИППО в Святой Земле НИКОЛАЙ ВОРОНЦОВ: "Возродиться может то, что умерло, а наше ИППО не умирало. Для того, чтобы возродить Императорское общество в России, нужен император"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования