Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 апреля 2008, 19:05 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Эстафета Благодатного огня. Почему российские чиновники взялись «доказывать» истинность православия посредством «чудесного» телешоу и готовы ли они «идти до конца»?


Каждый год российское государственное телевидение радует благодарных ему россиян прямыми репортажами о "схождении Благодатного огня" в иерусалимском храме Гроба Господня. Чудесным образом, трансляция всегда начинается вовремя – за несколько минут до чуда; ее заранее анонсируют в телепрограммах. Это стало чем-то вроде зрелищного шоу с зажжением олимпийского факела. Но только тут, помимо зрелищного действа, есть элемент таинственности и необъяснимости, столь будоражащий публику. Обычно он умело эксплуатируется в различных "документальных фильмах" об НЛО, но в данном случае таинственность неразрывно увязана с православным контекстом.

В банальном щелчке зажигалки нет ничего таинственного, и если бы вдруг стало известно, что Благодатный огонь добывается именно таким способом, шоу утратило бы для многих свою привлекательность. Эстафета Благодатного огня по городам и весям необъятной страны стала бы сомнительной акцией, и из благоговейной "передачи святыни" превратилась бы в жалкое подобие эстафеты огня олимпийского. Да, раз огонь не "чудесный", то почему бы не воспользоваться зажигалкой и у себя дома? Летать в Иерусалим спецрейсами в этом случае было бы совершенно необязательно.

Диакон Андрей Кураев увидел в "откровении" Иерусалимского Патриарха Феофила однозначное указание на самое что ни на есть банальное и, если угодно, "безблагодатное" происхождение Благодатного огня, о чем прямо и написал на своем сайте. Не мудрено, что его словами больше всего начали возмущаться те, кто принимает самое непосредственное участие в эстафете огня, связав с нею, некоторым образом, даже свой бизнес и политическую карьеру. Возмущался, скажем, Владимир Якунин, руководитель беспокойного железнодорожного хозяйства страны и, по совместительству, глава Фонда Андрея Первозванного, который и занимается транспортировкой Благодатного огня из Иерусалима в Москву (известен Фонд также организацией всероссийских "паломничеств" различных мощей). Священноначалие РПЦ МП, сказал он, должно определиться, "что и как позволительно трактовать священнослужителю, если он таковым является". После столь откровенного намека столь высокопоставленного и влиятельного чиновника, чье имя много лет неизменно фигурировало в списках "кандидатов в преемники" В.В. Путину, диакона Кураева действительно могут ожидать некоторые "трудности на службе". Особенно если он будет исправно подливать масло в огонь новой информационной войны между кремлевской пропагандой и подлинным церковным благочестием, что в современной России ой как небезопасно…

Настойчивое желание нынешней российской власти выдать Благодатный огонь чуть ли ни за важнейшее доказательство истинности православной веры и донести информацию об этом до максимально широких кругов подданных вызывает массу законных вопросов. Во-первых, удивляет, как это ни парадоксально прозвучит при разговоре о "чуде", материалистичность аргументации. Ведь православие – это не научная теория, истинность которой надлежит доказывать экспериментально. Глубинной основой такого подхода является старая, советской еще загалки, неуверенность в бытии Божиим и незнание догматов веры. Транспортировщики огня рассуждают примерно так: "Если Бог есть и наша вера (= теория) истинна, значит, сойдет огонь, эксперимент будет успешен". Но вера – это дело свободного выбора каждого человека, отклик его души на обращенный к ней Высший призыв; она не терпит никакого принуждения, и не нуждается в каких-то "доказательствах" и "экспериментах", тем более имеющих характер публичного шоу. Между прочим, Сам Господь публично не стал никому доказывать Своего Воскресения и никак не отреагировал на предложение фарисеев сойти со креста, вследствие чего они гарантировали Ему веру в Него как Сына Божия. Нынешние транспортировщики огня во главе с Владимиром Якуниным и всячески поддерживающие и благословляющие их первосвященники-иерархи "истинность" своего православия, своей церковной организации пытаются "доказать", если не сказать – навязать, телевизионными трансляциями "схождения Благодатного огня". Господь по Воскресении явился лишь узкому кругу Своих учеников. Он не стал возобновлять общественной проповеди перед народом, чтобы "доказать", "внушить", "заставить поверить" всех в Свое Воскресение. Сами Его явления по Воскресении были разрозненны, смутны, неотчетливы (вспомним, как ученики не узнавали Его). Выбор – верить или не верить – Господь оставил нам, каждому человеку, сокровенным глубинам его сердца. "Принудительных" же доказательств, которые Он, как Всемогущий, мог бы "предоставить", Он не предоставил. Но российские политики Владимир Якунин и министр Александр Соколов, одобряемые современными первосвященниками и книжниками людскими, решили исправить эту досадную "ошибку" - и доказать, посредством "чудесного огня" миллионам телезрителей истинности Воскресения Христова и религиозной организации РПЦ МП.

Во-вторых, подобная "аргументация", несмотря на ее кажущуюся, с материалистической точки зрения, убедительность, "укреплению веры" совсем не способствует. Повторяющиеся из года в год телевизионные трансляции чуда никоим образом не отражаются даже на состоянии элементарных начал общественной морали. Но подлинная опасность трансляций и истерии вокруг "ежегодного чуда" состоит как раз в том, что если "благочестивая ложь" будет развенчана, то очень многие ни в чем не повинные люди получат хорошую дозу иммунитета против православия, и уже никакая проповедь не поможет исправить положения. Эти якунины и соколовы с потерявшими дар "различения духов" первосвященниками, ради сиюминутного идеологического, политического или финансового успеха, ставят под серьезную угрозу развитие православной миссии и церковной жизни в нашей страны, дискредитируя своим неумелым "благочестием" саму священную православную традицию. На свой страх и риск "слепые вожди слепых" пытаются сделать из древней и действительно сакральной церемонии, смысл которой едва ли понятен большинству телезрителей, не Светоносный символ (о чем и сказал Патриарх Феофил), а "эксперимент" по "проверке истинности" православной веры. Но не нуждается она в таких проверках!

Впрочем, господа хорошие, если вам и вправду так нужен "эксперимент" для вашей специфической веры, то вопрос о Благодатном огне вы можете решить очень просто. Двух-трех камер видеонаблюдения в Кувуклии было бы вполне достаточно, чтобы раз и навсегда подтвердить "чудесность" Благодатного огня. Ну, и плюс предварительная проверка на предмет присутствия в Кувуклии самовоспламеняющихся веществ. Но только подумайте, насколько унизительна эта процедура. Будто мы подозреваем Церковь, Патриарха в "нечестности" - и хотим понять, есть ли почва для таких подозрений. Будто пытаемся поймать за руку какого-то жулика. Но ведь многочисленными газетными и телевизионными рассуждениями о том, почему Святой огонь может загораться лишь чудесным образом, почему никто не может пронести ни спички, ни зажигалки в Храм и как всех досматривают, – вы транслируете именно подобную установку по отношению к Патриарху, да и к православию вообще. "Дескать, вы, скорее всего, думаете, что он жульничает? Мы согласны - вполне естественно так думать. Но в данном случае все-таки происходит чудо. Почему? Да потому что был произведен предварительный обыск!" То есть унизительное предположение о возможном обмане уже изначально лежит в основе всех современных спекуляций о Благодатном огне.

Давайте попробуем взглянуть на Святой огонь Великой Субботы с традиционной, православной точки зрения. Мы тогда сможем увидеть в нем возвышенный символ – икону того Света, который принес людям Христос и который передается от человека к человеку, когда человек делится с "вере ненаученным" тайной Воскресения. Зачем задаваться материалистическим вопросом о происхождении огня? Разве что-то изменится в результате того или иного ответа на этот вопрос в истине Христова Воскресения, в словах Евангельской проповеди, во всем, во что верят православные христиане.

Продолжать настаивать на чудесном происхождении Благодатного огня – это теперь всё равно, что пытаться рассказывать повзрослевшим детям, будто подарки под елку кладет "все-таки" самый настоящий Дед Мороз, а не папа, нацепивший ватную бороду. Просто раньше заодно с верой в Воскресение Христово некоторые люди верили еще и в чудесность огня Великой Субботы, и никому это не мешало. Теперь же, в де факто нерелигиозном российском обществе, это "заодно" вдруг превратилось для многих в главное содержание Пасхи. И если тысячу лет назад эта добрая сказка (кто же говорит, что она плохая?) про чудесный огонь вполне всех устраивала, то сейчас она становится только поводом для недоумения и раздоров (всё-таки за тысячу лет мы успели в определенном смысле повзрослеть, хотя бы - технологически). Тогда не лучше ли перестать настаивать на абсолютном правдоподобии этой сказки, и раньше-то никогда не воспринимавшейся в качестве какого-то ключевого момента празднования Пасхи?

Разве любящий папа станет чем-то хуже, если выяснится, что подарки кладет он, а не Дед Мороз? Разве тот факт, что "Деда Мороза нет", запрещает и дальше надевать ему свою бороду и красный нос, а всем вокруг него радоваться? Даже если Благодатный огонь загорается от зажигалки (а тесто для просфор готовится из пшеничной муки), то что мешает и дальше сотням тысяч верующих собираться на Пасху в Иерусалиме, а Патриарху заходить в Кувуклию и совершать там священный литургический обряд? Папа неизмеримо дороже, чем сказка о Деде Морозе. Христос неизмеримо ценнее, чем любые чудеса или предания о них. Так что не обязательно устанавливать скрытые видеокамеры (чем, как, очевидно, искренне верует Владимир Якунин, технологически не готовы заняться те же израильские спецслужбы). Пора лишь понять, что люди повзрослели.

Ну а пока заботливый "папа" в Кремле всё еще считает своих подопечных россиян за детей, пока политтехнологи полагают, что христианство "недостаточно привлекательно" само по себе и нуждается в шоу с элементами мистицизма, этот отвратительный налет "жульничества" будет и дальше омрачать светлый праздник Пасхи.

В своем усердии "доказать чудесность огня во что бы то ни стало" российские СМИ дошли до абсолютных нелепиц и откровенных подлогов. Скажем, солидный, в общем-то, журнал "Русский репортер" (№ 15 (45) от 24 апреля 2008 года) опубликовал весьма странное "интервью с Иерусалимским Патриархом Феофилом", в котором тот якобы высказывается за "чудесность" Благодатного огня, как бы опровергая диакона Кураева. Разумеется, множество экспертов, включая самого диакона, немедленно усомнилось в подлинности этого интервью (или хотя бы большей его части). Скорее всего, интервью (уже широко цитируемое в СМИ) просто составлено как подборка цитат из материала Николая Колчуринского и Михаила Шугаева, несколько лет назад опубликованного в журнале "Благодатный огонь" и размещенного затем на сайте "Православие.Ру".

Помимо откровенных ошибок, перекочевавших из этого материала в т.н. "интервью", поражает сходство даже в построении фраз. Так, в материале Колчуринского и Шугаева написано: "Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он (апостол Петр – А.Х.), помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет". А Патриарх Феофил якобы говорит: "Как написано в Евангелии, после известия о Воскресении Спасителя, он (апостол Петр – А.Х.) прибежал ко Гробу и увидел внутри не только погребальные пелены, но и удивительный свет".

Поразительное сходство, не правда ли? Особенно, если учесть, что в Евангелии нет слов о том, что апостол Петр увидел в пещере свет, и духовное образование Патриарха Феофила гарантирует его от подобных ошибок. Остается только допустить, что Патриарх Феофил читал русский сайт "Православие.Ру" (хоть и притворяется, что не говорит по-русски), и ему так понравилась эта статья, что он выучил наизусть одну из фраз в ней и решил почти дословно пересказать ее русским же журналистам, несмотря на заведомую ошибку, которая, вероятно, ему тоже очень понравилась.

Так что от сотрудников "Русского репортера" очень бы хотелось услышать пояснения на этот счет. Как-то не хочется верить в такую брутальность, что автор интервью, некая Екатерина Рожаева, вместо того, чтобы и правда задать семь вопросов Иерусалимскому Патриарху, просто полазила по Интернету и обманула редакцию… Без разъяснения данной ситуации можно поставить вопрос о доверии и к другим материалам, публикуемым "Русским репортером". Издание новое, могло бы и позаботливей относиться к своей репутации.

В общем, жульничество вокруг Благодатного огня уже вовсю началось. И происходит оно отнюдь не Кувуклии…

Александр Храмов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

29 августа 2008, 15:18  
"Слезинка сектантов вряд ли важнее приоритетов национальной безопасности", - считает директор Правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев
14 августа 2008, 18:01  
В Дзержинске Нижегородской области мэрия препятствует строительству «Свидетелями Иеговы» лектория на приобретенном в собственность участке
13 августа 2008, 17:18  
ДОКУМЕНТ: Федеральный список экстремистских материалов (Дополнения на 4 августа 2008 г.)
05 августа 2008, 18:39  
Российский союз ЕХБ успел провести конгресс в Подмосковье, несмотря на закрытие судом лагеря, где он проводился
04 августа 2008, 17:25  
ДОКУМЕНТ: Протестантка из Сыктывкара обжаловала решение Правительства об объявлении воскресенья 4 мая рабочим днем. Пресс-релиз Правозащитной комиссии "Мемориал" Коми
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования