Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 апреля 2008, 11:47 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Итоговый документ, принятый участниками научно-практической конференции "Классификация религий и типология религиозных организаций". МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 марта 2008 г.


20 марта 2008 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялась научно-практическая конференция "Классификация религий и типология религиозных организаций". Организаторами выступили Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук МГУ им. Ломоносова (доктор философских наук профессор Кантеров И.Я.), отделение религиоведения философского факультета МГУ им. Ломоносова (доктор философских наук, профессор Яблоков И.Н.), Академия труда и социальных отношений (доктор философских наук, профессор Элбакян Е.С.). В работе конференции приняли участие ведущие ученые-религиоведы, государственные служащие, работающие в сфере государственно-конфессиональных отношений, представители конфессий.

Результатами прошедшей встречи ученых стало определение ряда вопросов религиозной проблематики, требующих особого внимания со стороны научного сообщества, власти и представителей религиозных направлений, присутствующих в стране.

Сложность выбора критериев для классификации религий в соответствии с реалиями нынешнего времени требует от ученых поиска новых подходов, где становится крайне важным сотрудничество профессионалов разных направлений. Существующие традиционные виды научной классификации ориентированы на использование их в процессе научных исследований. То же самое можно сказать о классификации религий и религиозных организаций, существующей внутри различных религиозных институтов, где точкой отсчета являются основы того или иного вероисповедания. Разумеется, что оба подхода имеют полное право на существование, однако их использование общественными и государственными институтами в некоторых случаях способно приводить к возникновению серьезных проблем.

Учеными отмечалось, в частности, что любой из терминов, которыми обозначаются определенные типы религиозной организации, не несет аксиологической нагрузки. То есть, не говорит о позитивности или негативности означаемого им явления и не оценивает его с позиции этих категорий. Оценочными же данные термины стали искусственно, в результате политических и идеологических процессов в конце ХХ века, когда любое религиозное направление, непонятное для так называемых "традиционных" конфессий современной России и неблизкое им, могло быть названо "сектой", с наделением ее эпитетами "деструктивная" или "тоталитарная", несущими глубоко негативный оттенок. Вместе с тем различным типам религиозных организаций, как и различным классам религий, присущи свои специфические признаки, которые были четко обозначены в докладах ученых. Только соответствие или несоответствие этим признакам может быть поводом для отнесения той или иной религиозной организации к определенному типу, а той или ной религии к определенному классу. При этом ни один тип или класс, и это отмечали участники конференции, с научной точки зрения не является "хуже" или "лучше" другого, ибо ученому-религиоведу необходимо избегать любых оценочных суждений. С точки зрения научного сообщества, той же степени объективности обязаны придерживаться в своем подходе представители государственной администрации, органов прокуратуры и юстиции, политические деятели. Только в таком случае с учетом многонациональности и поликонфессиональности населения Российской Федерации, где национальные и религиозные факторы имеют столь серьезное значение, возможен прочный и долгосрочный межконфессиональный мир в стране.

Международный опыт свидетельствует, что та отрасль религиоведения, в рамках которой осуществляется научная типологизация религиозных организаций, как правило, носит прикладной характер, поскольку опирается, с одной стороны, на социологическую науку, а с другой учитывает правовую социально-экономическую практику. Ученые пришли к выводу, что оптимальным, то есть наиболее широким и нейтральным понятием является термин "религиозная организация".

Свою задачу участники конференции видели в необходимости вооружить общество и государственные органы администрирования достоверными представлениями об истинных обстоятельствах всего, что касается взаимоотношений религии и социума. Одновременно, столь же большая заинтересованность в знакомстве с научным взглядом на обсуждаемые проблемы наблюдалась и со стороны присутствовавших на конференции представителей государственных организаций. В результате, идея о том, чтобы считать проведенную в МГУ 20 марта 2008 года научно-практическую конференцию началом серии мероприятий, направленных на оттачивание диалога между научным сообществом и государственной администрацией, вызвала всеобщее одобрение и получила поддержку.

Оргкомитет Конференции

20 марта 2008 года

Москва


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования