Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 марта 2008, 18:22 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Чтобы фобии, в том числе религиозные, не породили насилия. На круглом столе в РГГУ ученые обсуждают невидимую, но реальную проблему психологического насилия


"Легко говорить гораздо больше, чем знаешь,
и гораздо больше, чем думаешь.
Ну что ж, каждый рассуждает в меру своих знаний, способностей и ума,
а уж тот, кто может думать несколько глубже, тот думает.
И, конечно, я никому не судья,
ничего не оцениваю и гораздо больше сомневаюсь, чем знаю.
Но приходится слышать исключительно неквалифицированные суждения.
Чем человек меньше знает, тем у него меньше сомнений, тем он категоричнее.
И главное - тогда он ищет, кто виноват,
а исходит из того, что он-то уж, конечно, прав..."

Ю.Лотман, последнее интервью

Это замечательное по своей правдивости и точности высказывание Юрия Лотмана приводится на первой странице сайта философа Евгения Волкова, проводившего 13 марта в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) первое заседание круглого стола "Психологическое насилие в современном обществе: мифы и реальность". Название сайта ученого – "Критическое мышление и критический рационализм" - хорошо перекликается и с темой круглого стола, и с тем ощущением пульсирующего неравнодушия к Жизни и Человеку, которое звучит в эпиграфе. Потому что редкий из наших сравнительно разумных соотечественников хотя бы раз не задумывался о том, что многое из происходящего с нами по нашей вине является вынужденным. Тех, кто за всю жизнь ни разу ни в чем не разочаровывался, вероятно, и того меньше. Но, тем не менее, наступать на одни и те же грабли так и остается в России излюбленным национальным видом спорта, а мифы становятся не столь многочисленней, сколь желанней. Помните, классическое: "Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!"? Так вот – то, что происходит сегодня со множеством людей, которые становятся в более или менее серьезной степени жертвами психологического насилия, то же самое…

Во всяком случае, ученые это понимают. Может быть, и не все одинаково, но участники круглого стола – без паники, параноидальных завихрений и уныния, - говорили о весьма нелицеприятных проблемах, стоящих перед нашим обществом, которое не только не понимает, куда идет, но и не очень-то отдает себе отчет в том, чего хочет. Становясь зачастую при этом жертвой того самого невидимого насилия, которое можно называть психологическим. Причем, теоретически это может быть справедливым для каждого второго гражданина, потому что люди "от природы" делятся на "манипуляторов" и "манипулируемых". Однако, степень такого насилия и самое главное – вызываемые им последствия, которые могут быть очень разными, - заставляют выделять в этой, в общем-то, давно известной характерности социальной жизни человека, одну специальную область проблемы, стоящей очень остро.

Опустив ради краткости такие необходимые формальности любого представительского мероприятия, как приветствия, общие слова введения в проблему, ради которой люди собрались, и отчеты о деятельности организаторов встречи в РГГУ, обратимся к сути обсуждаемого. Тем более что краткий рассказ наш посвящен лишь первому дню работы, программой которого двухдневный форум еще не исчерпывается.

Отечественный читатель привык к тому, что когда разговор заходит о таких вещах, как манипулирование, зависимость или социальная неполноценность, то почти наверняка это касается алкоголизма, наркомании, малолетней преступности или так называемых "деструктивных сект". То есть чего-то такого, что воспринимается в качестве явлений заведомо негативных, представляющими собой болезни социума. Обо всем этом на круглом столе тоже упоминалось довольно часто – не реже, чем о СМИ и журналистах, представленных некоторыми участниками приблизительно в том же цвете. Но об этой тенденции – правда, поддающейся у Лотмана воздействию личной воли, пусть и горькой, но не истеричной, а осознанной, - уже сказано в эпиграфе. Поэтому самое главное и важное на круглом столе звучало не категорично и агрессивно, а конструктивно и глубоко.

Как, например, концепция неизбывной зависимости человека от постоянства его развития – в социуме, в стремлении к знанию, - но с расчетом лишь на самого себя, к которой пришел Евгений Волков. Или на редкость точный в своей откровенности анализ социального психолога Елены Белинской, обозначившей три фактора, которые делают людей вынужденными иррационально льнуть за поддержкой и покровительством к тем и тому, о ком и о чем они ровным счетом ничего не знают. Во-первых, это массовая ментальная дезориентированность, в условиях которой люди испытывают ощущение незнакомого им мира, исполненного каких-то возможностей и, смутно, себя – не приспособленных к нему, не понимающих, где опора. Во-вторых, огромное количество возможностей получения иллюзии этой опоры за счет популярности и доступности вульгаризированной информации на все случаи жизни. Интерес к предложениям решить все проблемы одним махом, будь то личные или общественные, обедняет и без того скудные представления о мире. Следовательно, ощущение беспомощности заталкивается внутрь, а объективная уязвимость неизбежно возрастает. И, в-третьих, это мифологизирование сознания. Белинская привела в качестве позитивного примера поиск ментальной опоры в "традиционных" религиях, а в качестве заведомо неуместного – в гадании, астрологии и прочих паранормальных нишах.

Однако, "сходить с ума", равно как и "не сходить", с одинаковым успехом можно на чем угодно. Поэтому, совершенно естественно, когда после выступлений этих двух представителей науки на круглом столе наметился единственный на нынешнем этапе выход. Только просвещение, осуществлять которое надо бы с помощью разумного и эффективного образования, может оказаться действенным. Лишь оно приблизит нас к созданию своеобразной "вакцины" от насильственного психологического зомбирования, проблему которого "антикультисты" локализуют в "дежурном наборе" из нескольких новых религиозных движений, опасно конкурирующих со старыми.

Кроме ученых, на мероприятии, конечно же, присутствовали и другие социально активные граждане, представлявшие разные организации и просто самих себя. Высказывания некоторых из них содержали ценные мысли и вызывали вполне разумные ассоциации. Реплики других отражали в большей степени навязчивые идеи, основанные на фобиях разного рода, в том числе религиозных. Но ради того, чтобы эти фобии не порождали насилие, и собрались социальные психологи на круглый стол в РГГУ, о втором дне которого мы обязательно расскажем.

Михаил Ситников
для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования