Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 февраля 2008, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Византия – невыученные уроки. История ничему не научит, если вместо исторических фактов изучать пропагандистскую полуправду, препарированную под сиюминутные политические и идеологические цели


Как справедливо заметила журналистка Наталья Холмогорова, в нашумевшем фильме "Гибель империи. Византийский урок" Византия "играет ту же роль, какую у баснописцев играют львы и лисы, и используется так же, как использовались в просветительских сочинениях XVIII века Персия, Китай и прочие экзотические страны". Однако поскольку придворный духовник о. Тихон (Шевкунов) решил поговорить о своем видении российской политики именно в византийских декорациях, то и мы будем говорить именно о Византии, а не об актуалиях российской политики. Тем более что в этом смысле фильм о. Тихона уже успел устареть, поскольку явно был снят в поддержку идеи третьего путинского срока.

Исторических ошибок в фильме немного. Однако без них, разумеется, не обошлось. Чего стоит хотя бы представленная зрителям карта, где авторы щедрой рукой отдали византийцам всю Испанию, забыв при этом включить в империю Рим. Но гораздо чаще используется другой прием – полуправда и недомолвки.

К примеру, огромным уважением создателей фильма пользуется император Василий II. Однако при этом зрителям стыдливо не сообщается, под каким прозвищем он вошел в историю. А между тем, современники прозвали его Булгароктон – Болгаробойца. Как нетрудно догадаться - за успешные и крайне жестокие войны против болгар, к тому времени, кстати, уже православных. Походы за Дунай Василий II совершал едва ли не ежегодно, причем после одной из побед велел ослепить 15 000 болгарских пленных.

О разграблении крестоносцами Константинополя в фильме рассказывается весьма подробно. А вот о нападениях на Византию славян, в том числе русских, сказано мельком - дескать, кроме православия, "наши предки" ничего в Византии не взяли. А между тем, Владимир Креститель, овладев Херсонесом, разграбил город не меньше, чем крестоносцы Константинополь. Среди прочего, киевский князь, в лучших традициях будущих крестоносцев, вывез из города знаменитые мощи св. Климента, а также две мраморные гробницы, одну для себя, другую, как впоследствии оказалось – для своего сына Ярослава Мудрого.

О конфискации венецианских товаров в фильме сказали. А вот об избиении латинян, имевшем место в 1182 году, - забыли.

Отдельная тема – отношения Византии с крестоносцами (к которым автор этих строк, в силу понятных причин, также не испытывает никаких симпатий). Во-первых, до Четвертого крестового похода их, согласно фильму, как бы и не было. А между тем, во время Первого похода рыцари-крестоносцы по дороге в Палестину вернули византийскому императору малоазийские земли, захваченные ранее турками, и в том числе, по иронии судьбы - город Никею, который, после падения Константинополя, стал центром византийского сопротивления и возрождения.

Захват крестоносцами Константинополя назван вероломным. О том, что рыцари прибыли в город по приглашению византийского царевича Алексия Ангела, создатели фильма решили не говорить. Равно как и о том, что формально именно византийцы нарушили договор, свергнув союзного крестоносцам императора Алексия IV и отказавшись заплатить обещанные наемникам деньги (что, разумеется, ни в коем случае не оправдывает зверств и жестокости крестоносцев при захвате города).

И еще один важный момент. Крестоносцы, вне всякого сомнения, нанесли империи тяжелый удар. Однако всего через несколько десятилетий никейский император Михаил Палеолог изгнал латинян из Константинополя и объединил под своей властью значительные территории на Балканах и в Малой Азии. Разумеется, это государство не достигало размеров империи Юстиниана (впрочем, уже в XI веке турки-сельджуки стояли в 40 километрах от Босфора), однако было вполне жизнеспособным. И если к 1453 году границы империи проходили по стенам Константинополя, то виноваты в этом были совсем не крестоносцы.

Что же послужило подлинными причинами гибели Византии? Прежде всего – неудачная и снобская внешняя политика, в результате которой империя постоянно конфликтовала со своими соседями, как католическими, так, кстати, и православными. К примеру, знаменитый сербский правитель Душан Сильный регулярно воевал с Византией, отторг от нее значительные территории, и даже вынашивал планы по захвату Константинополя.

Кроме того, война империалистическая нередко сменялась в Византии войной гражданской. К примеру, в XIV веке крупно поссорились два Ивана – Палеолог и Кантакузен. Причем последний опирался в своей борьбе на помощь... турецкого султана Урхана, которому он даже отдал в жены свою дочь. Именно по приглашению Кантакузена османы впервые появились в Европе, и по его просьбе регулярно опустошали Фракию. Собственно, турки и вышли, в конечном итоге, победителями в этих войнах – пока христиане выясняли отношения между собой, они продолжали свой "дранг нах Вестен", присоединяя к своей империи одну провинцию за другой.

Охотно допускаю, что подробности византийской истории интересны в основном специалистам или любителям преданий старины глубокой, вроде автора этих строк. Однако о. Тихон и другие создатели фильма явно считали, что византийский прецедент может и должен послужить уроком для современной России. Не могу не согласиться с этим мнением. Однако, на мой взгляд, "добрым молодцам" следует выучить вовсе не те уроки, которые им предложили с телеэкранов.

Некоторые из этих уроков касаются ранней византийской истории. После того, как арабы захватили восточные провинции империи, христианское население Сирии, Палестины и Египта довольно легко примирилось с новой властью, и не страдало ностальгией по ушедшим византийцам. Не то, чтобы эти люди в одночасье стали почитателями пророка. Просто, как справедливо заметил знаменитый историк-византист Васильев, "будучи большей частью монофизитскими и встречая, особенно после смерти Юстиниана Великого, ярко выраженную неуступчивость центрального правительства в отношении их монофизитских убеждений, эти провинции готовы были отделиться от Византии и предпочитали очутиться под владычеством арабов, которые отличались религиозной терпимостью и для которых важно лишь было, чтобы новые подданные платили определенные налоги; религиозные же их верования мало интересовали арабов".

Самый же главный урок уже фактически был нами озвучен – христианский Запад так и не смог объединиться перед лицом турецкой опасности. К чему это привело, хорошо известно – турки захватили все христианские государства Балкан, изгнали венецианцев с Кипра и генуэзцев из Крыма, овладели Белградом и Будапештом, дважды доходили до стен Вены, угрожали Польше и Украине. Потребовалось чудовищное напряжение всех сил и многовековая борьба, чтобы сначала остановить турецкую угрозу, а затем постепенно освободить юго-восточную Европу от власти Стамбула.

Если уж проводить современные параллели, то перед лицом того же исламского экстремизма вопрос о единстве Запада стоит сейчас особенно остро. Однако о. Тихон и его единомышленники, похоже, не желают объединяться с Европой даже после Чечни, Беслана и "Норд-Оста".

Многие жалуются, что история никого ничему не учит. Нередко это действительно так. Особенно, когда вместо исторических фактов нам преподносят полуправду, препарированную под сиюминутные политические и идеологические цели.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим


    В сюжете:

29 сентября 2008, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Телеканал РТР покажет новый фильм отца Тихона
26 сентября 2008, 13:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Архимандрит Тихон (Шевкунов): "Ошибаться могут и самые высшие иерархи Церкви". Наместник Сретенского монастыря прокомментировал недавние заявления Католикоса-Патриарха Грузии Илии II
20 сентября 2008, 14:41  
"Византийский урок" архимандрита Тихона (Шевкунова) признан телевизионным "антисобытием года" в России за "безбожную пропаганду"
30 мая 2008, 16:22  
Братия московского Сретенского монастыря посетила с паломничеством Венецию
24 апреля 2008, 12:18  
Алексий II считает неуместным проведение исторических параллелей между Византией и современной Россией, как в фильме "Византийский урок"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования