Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 февраля 2008, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Эти парадоксальные антикультисты... "Антисектантская" секция XVI Международных Рождественских образовательных чтений, пытаясь раскрыть "тайну мерзости", сделала рекламу защитникам религиозной свободы


"Плохо работаем!" - с этого или с чего-то в таком роде еще в советские времена принято было начинать внутрицеховые обсуждения достижений в крупной отрасли. В том числе, в СМИ, которые, хотим мы того или не хотим, остаются на сегодня единственным источником "белого шума", из которого очень трудно, но пока еще возможно извлекать достоверную и полезную информацию. Потому что все остальное ныне следует считать слишком однонаправленным в соответствии с той доминирующей идеей, которая, как ни прискорбно, удачно подменяет у нас отсутствие какой-либо приемлемой идеологии. Идея проста: все должно соответствовать! Никаких уточнений эта формула, как и во времена советской власти, вовсе не требует, так как смысл ее инстинктивно ловится большинством слету и воспринимается вполне "соответствующе".

Это к тому, что работаем мы и в самом деле, наверное, плохо. В данном случае я имею в виду нас, светских журналистов, освещающих явления и процессы, имеющие отношение к религиозно-общественной и религиозно-политической тематике. Плохо работаем, наверное, потому, что сколько ни пишем всего интересного по этой тематике, но все равно недостаточно освещаем иные знаковые детали, которые не просто держат читателя в курсе происходящего, но и дают возможность почувствовать дыхание завтрашнего дня. Того, что вырисовывается за очередным поворотом бодрого шествия немалой части россиян в будущее под управлением клерикалов.

Понятно, что то же самое можно сказать и о темах нравственности и морали, культуры и вновь манипулируемой истории, но сейчас – только о социальной и политической. Потому что в Москве проходит одно из наиболее показательных мероприятий Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП) под названием XVI Международные Рождественские образовательные чтения, которые остаются и в этом году акцией не столько религиозной, сколько политико-идеологической.

Среди прочих акций РПЦ МП заявляет этим форумом об актуальности своего участия в светской жизни страны на правах де-факто общественно-государственного института, декларируя свое особое право определять пути, по которым предстоит идти россиянам. Столь откровенно в таком качестве Московская патриархия заявляет о себе не впервые. Начиная с аналогичного мероприятия под номером IX в 2001 году, руководство РПЦ МП окончательно отряхнуло с ног прах былых религиозно-административных форумов и направило церковный корабль в плавание по бурным волнам процесса политического реванша "добрых времен" былого тоталитаризма. Прошлогодние, XV Рождественские чтения, которые кроме политической составляющей, содержали немало интересного, подавали надежду на то, что доля идеологически ориентированных мероприятий в будущих форумах может возрасти. Однако в этом году все вышло совсем наоборот, так как практически все секции, даже самые "ботанические", обязательно стремились "соответствовать", хотя это было и ни к чему. А секции, заведомо ориентированные на такое "соответствие", так как на них и делалась основная ставка клерикальных пропагандистов с целью увеличить впечатление своей значимости, не имели в этом плане заметных успехов. Причем, догадываться о подобном можно было, начиная уже при открытии и на первом пленарном заседании, где первые лица крупнейшего религиозного конгломерата России наговорили много явно необдуманных, но при этом симптоматичных вещей. Поэтому некоторые секции с пропагандистской точки зрения выглядели не так выгодно, как хотелось бы их вдохновителям, зато с позиции антропологии представляли несомненный интерес.

К этим демонстрациям можно отнести, например, такое совершенно замечательное пособие по изучению человеческой натуры, как секция "Правовое государство и тоталитарные секты", проходившая в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями под бдительным оком доктора философии, кандидата богословия, заведующего кафедрой сектоведения ПСТГУ, президента Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), члена совета директоров FECRIS – Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах – консультанта Совета Европы – проще говоря, "американского профессора" Александра Дворкина.

Проведение обсуждения инаковерующих в "церковно-силовой" структуре, а не где-то в другом месте, можно объяснить двояко. С одной стороны, это могло быть продиктовано "особой опасностью инаковерующих", от которых, сами понимаете, в соответствии с "установками" живого классика православного антикультизма можно ожидать чего угодно. Подумайте, кто из участников мог быть застрахован от наведения банальных икоты и сглаза или проникновения иноверцев в зал заседания секции для жертвоприношения "христианских младенцев", до чего, согласно вере антикультистов, особо охочи теперь не иудеи, а кришнаиты. С другой стороны, вероятность "минирования" неправославными помещения, где проходила секция, была минимальной, так как формально заседание возглавлял не А. Дворкин, а архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко), награжденный год тому назад медалью "200 лет МВД России". Так что, профилактический досмотр помещения, вероятно, был обеспечен. А наличие в Отделе службы фейс-контроля сотрудников младшего звена сводило все риски до минимума. Тем более, что аудиторию человек в пятьдесят, как и положено, составляли в основном "свои". Это нетрудно было заключить по примелькавшимся на антикультистских мероприятиях лицам и выдержанной в определенном стиле внешности: дамы в непременных платках, а господа – небрежно причесаны и по возможности при бородах. Понятно, что организовать, чтобы в вотчину "военно-милицейского" отдела Московской патриархии не просочились "посторонние" – то есть не антикультисты, было проще всего.

Утреннее заседание шло довольно бодро по вполне понятным причинам: во-первых, это все же официоз, а во-вторых – впереди обед. После приветствия зрителей Дворкиным, сообщившим о судебной победе над Московской Хельсинкской группой (МХГ), на темы зловредности и противоправности "тоталитарных сект", разумеется, выступили все его единомышленники. И "правая рука" – протоиерей Александр Новопашин из Новосибирска, и "миссионер" из Твери - протоиерей Александр Шабанов, и секретарь РАЦИРС священник Лев Семенов, между выступлениями которых Дворкин, взяв слово, пометил сравнительно новую для себя жертву – движение "Фалуньгун". А, вот, вторая, послеобеденная, часть секции была бы для антропологов значительно интереснее. Мы не ставили себе цель сделать репортаж по этому, заслуживающему того мероприятию. Поэтому упомянуть в данном контексте стоит лишь о некоторых из выступлений, наиболее ярко охарактеризовавших всю секцию в целом. И то, лишь для того, чтобы вполне естественное для любопытных читателей и без того неголословное резюме, было основано на свежих впечатлениях.

Послеобеденные выступавшие, как было видно из программы, котируются в "антисектантской" среде как особые специалисты. То есть, те самые не просто функционеры, а люди, хорошо сведущие в природе и деятельности "зловредных сект", в число которых входят сегодня практически все религиозные организации, не попавшие в четыре пункта преамбулы Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных организациях". Специалистов можно было бы условно классифицировать по трем основным направлениям – рекламы, наукообразия и мракобесия. И в плане вынужденного рекламирования своих противников, то есть защитников религиозной свободы в России, нельзя не упомянуть о резко выделяющемся на фоне остальных бывшем журналисте, а теперь директоре общественного центра "Гражданская безопасность" из Ярославля Евгении Мухтарове. Его выступление на тему "Просектантское лобби в органах власти: Михаил Одинцов — штрихи к портрету", одновременно стало и замечательной рекламой Российскому обществу исследователей религии (РОИР), и образцом того, как выгодно может выглядеть пусть и бывший, но профессиональный работник СМИ на фоне плохо ориентирующихся не только в теме, но и в своих собственных писаниях "антисектантов". Ну, а некоторые оговорки, ссылки и цитирования, предпринятые Мухтаровым в процессе выступления, разрешают сомнения правозащитников насчет засланных казачков в своей собственной среде.

Во-первых, экс-журналист очень хорошо говорил. Но, взявшись за разоблачение одного из наиболее последовательных защитников репрессируемых в России новых религиозных движений (НРД), Е. Мухтаров последовательно рассказал о том, насколько трудное это дело. Поэтому то обстоятельство, что РОИР и некоторые другие организации и лица, несмотря на постоянное давление и саботаж со стороны коррумпированных кругов в обществе и государственных органов, все-таки существуют и успешно отстаивают законное право на свободу вероисповедания и совести, делает их особо актуальными. Даже инвективы, вроде такой, что "РОИР все чаще и чаще проявляет себя, как объединение, где под изучением религий скрывается часто защита сект", при упоминании среди таких "сект" крупных религиозных организаций, пользующихся большим авторитетом и в мире, и в России, автоматически вызывали интерес к М. Одинцову и его организации. Заметим, что о немалом интересе именно к упомянутым Мухтаровым саентологам, мормонам, "Свидетелям Иеговы" и мунитам, на секции свидетельствовало выступление председателя Миссионерского отдела Уфимской епархии РПЦ МП Максима Степаненко. Мухтаров же, после довольно подробного оглашения жизненного пути Михаил Одинцова, который, по его словам, именуя себя "так называемым правозащитником", на самом деле является защитником преследуемых антирелигиозниками верующих, вполне может требовать теперь от РОИР гонорар за яркий и успешный пиар.

Наукообразие было представлено на секции достаточно скучно. Потому что весь "Мониторинг деятельности тоталитарных сект в Поволжье", озвученный руководителем Саратовского "филиала" дворкинской РАЦИРС Александром Кузминым, свелся к крайне расплывчатым намекам на необходимость "исследования продвижения финансовых потоков и каналов, по которым идет распространение сектантской литературы". Ну, и к небольшой "рекламной вставке", где он с сожалением расширил количество организаций, симпатизирующих антирелигиозной деятельности, добавив к РОИРу Московскую Хельсинкскую группу, "братьев Ряховских" и "Элбакян". Так что юристу Владимиру Ряховскому, епископу-пятидесятнику Сергею Ряховскому и религиоведу Екатерине Элбакан придется тоже раскошеливаться на гонорар за рекламу. Правда, не Мухтарову, а Кузьмину, что будет но столь накладно, так как по части красноречия просто чиновнику до Е. Мухтарова тут было далеко. Ну, а такая пикантная проговорка Кузмина, как "способы добывания данных в нашей организации настолько неожиданны и экзотичны, что я о них по понятной причине не скажу. Потому что это наверняка станет на руку сектантам и сектозащитникам", говорит сама за себя и комментариев не требует. Вероятно, из того же источника проистекало и окончание его выступления, где он заявил, что "все так называемые правозащитники оплачиваются, ясное дело, зарубежными организациями, враждебно относящимися к РФ, что совершенно очевидно. Поэтому не будем забывать об этой проблеме и делать все от нас зависящее, чтобы осуществлять свою, настоящую правозащитную деятельность". В общем, как шутил один, покойный ныне, церковный стукач советских времен в священном сане: "Стучите … и обрящете!"…

Вот тут-то, упомянутый уже Максим Степаненко из Уфы и усугубил унылую картину будней "антисектантов" результатами своего исследования на предмет того, что интересует россиян более всего в сети ИНТЕРНЕТ. В сжатом виде результат для антирелигиозников еще менее утешителен, потому что среди религий львиная доля интереса проявляется к новым религиозным движениям. Интерес же к отечественным и зарубежным не религиозным, а философско-этичским направлениям (космоэнергетика, доктор Норбеков, Рерихи, Гроф и др.…), в свою очередь, превышает интерес к НРД на порядки. Не говоря уж о тотальном лазании наших соотечественников в поиске гадалок и магов, что неплохо характеризует повальные интересы не религиозного, но суеверного общества. Зато есть и отрадный факт – по поводу геев и проституток почти никто теперь в сети не любопытствует.

Председатель коллегии адвокатов "Стоглав" Александр Корелов бегло проинструктировал присутствующих насчет того, как бороться с инаковерием без грубых нарушений законодательства. Это было вполне уместно. Поэтому странным выглядело только то, что сам он, увлекшись приведением примеров, неудачно назвал баптистскую Церковь "тоталитарной сектой". Но замечать такое преткновение, кроме него самого, было все равно некому. Поэтому Корелов быстро перешел к рассказу о том, как "профессор" Дворкин выиграл иск у МХГ, поименовал едва вынесенное и еще не оспоренное решение суда "судьбоносным" и забросил в уши аудитории пробный шар насчет того, что располагает сведениями "о совершении заказных убийств у сектантов" – уж не готовится ли новое дело Бейлиса?! Но по причине того, что никто на это особо воодушевленно не отреагировал, он напомнил слушателям, что "сегодня в нашем государстве уже созданы такие структуры, которые готовы бороться", сделал пару комплиментов Дворкину и умолк.

Был еще Олег Заев из Новосибирского а"нтисектантского" Центра при соборе св. Александра Невского с запугиванием слушателей ужасами церкви "Слово жизни". Была председатель Благотворительного фонда противодействия деструктивным культам Ксения Кириллова, попугавшая дремлющую уже аудиторию на тему "Ннезаконная медицинская деятельность тоталитарных сект и оккультистов", где одитинг саентологов фигурировал как "запрещенный терапевтический метод" и рассказывалась прочая несусветная чепуха. Но был и перл, который стоит отметить: это категорически императивное словосочетание "правильное конфессиональное сознание", который стоит взять на вооружение религиоведам, изучающим феномен психического зомбирования в традиционных вероисповеданиях, так же, как взят на вооружение сотрудниками ОВЦС МП термин "каноническая территория". Впрочем, Кириллова права – действительно внутри некоторых весьма известных и крупных религиозных организаций выжить, будучи психически адекватным, довольно сложно.

Но оспорить профессиональное ораторское первенство Евгения Мухтарова так никому и не удалось. Потому что даже такое уникальное по своей экзотичности выступление, как "слово о Грофе" иеромонаха Максима (Попова), приехавшего одновременно из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Троицкого монастыря Мордовской епархии РПЦ МП, затмить спич Мухтарова было не способно. "Слово" числилось под названием "Проблема смерти в трансперсональной психологии" и выглядело достаточно забавно, если вспомнить об антропологическом интересе к феномену самих Чтений, тоже было "нечто". Потому как абсолютно ничего не понимающий в науке иеромонах в лучших традициях мастера-рассказчика для узкого круга, едва ли не в лицах, произвел посвящение присутствующих в "тайну мерзостей" трансперсональной психологии. Немногие во время его выступления отчего-то стали часто закашливаться, но большинство, конечно, откровенно пугалось. А как еще, скажите, реагировать, когда монах громко рассказывает вам: "… И были смертельные случаи при холотропном дыхании. И там был сатана! И человек испугался и пошел, а там был – он, сам сатана! То есть, сам дьявол. … И если ты христианин и имеешь таинство крещения и миропомазания, то зачем тебе туда?! Зачем тебе вообще куда-то соваться?..." и так далее. И то верно: исходя из такой логики – зачем вообще куда-то соваться? Лежи себе на печи и никуда ни ногой – даже в храм Божий!

В результате же, нетрудно заметить, что на примере антикультистов достаточно явно высвечивается интеллектуальная и эмоциональная исчерпанность псевдоверующих активистов, нашедших себе приют под эгидой церковно-государственного конгломерата РПЦ МП. Несмотря на инерцию коррумпированного сообщества церковных и светских чиновников на всех уровнях, которые изо всех сил стараются поддерживать инициативы, а то и аферы друг друга, сами инициативы с каждым новым днем обнаруживают свою непригодность. Это тот самый случай, когда совершенно искренне верующие во враждебность к ним со стороны непонятно кого и чего, принимают собственный страх перед этим за религиозный трепет, растерянность от непонимания остальных – за испытание веры, а противозаконную поддержку со стороны коррумпированных государственных структур – за помощь Божию.

В результате все это стремительно маргинализуется, замыкается в себе. Это, в свою очередь, ожесточает, потому что приносит страдания без какого-либо смысла, который надо обязательно придумать. Вот и уходят обманутые кучкой церковно-аппаратных "миссионеров" люди абы куда и абы как – кто в пензенские катакомбы, кто, наслушавшись Дворкина, в вероненавистники. А кто и вообще в сторону от всего этого "государственно-патриотического православия", ничем уже не напоминающего о Христе. То есть, в Богоискательство, в Церковь.

Михаил Ситников,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

27 января 2012, 13:58  
ВИДЕО: Церковь и СМИ. Епископ Смоленский и Вяземский РПЦ МП Пантелеимон (Шатов), о. Всеволод Чаплин и Владимир Легойда провели "профильную" секцию в рамках Рождественских чтений
26 января 2012, 17:20  
Конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» прошла в Москве
26 января 2012, 14:52  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дискуссия о роли Церкви в период оживления общественно-политической жизни состоялась на ХХ Рождественских чтениях. Ее участники боятся митингов протеста и надеются на "православное преображение" в России
26 января 2012, 13:00  
Москва: в рамках Рождественских чтений разработан этический кодекс православных врачей
25 января 2012, 14:58  
Политическое давление на РПЦ МП бесполезно, считает протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на Рождественских чтениях
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования