Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
28 января 2008, 12:55 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Адин Штейнзальц: "Евреев пора занести в Красную книгу"


Евреи не только не хотят уезжать из России, но и осторожно возвращаются — таковы итоги опроса, проведенного "Левада-Центром", которые "Профилю" комментирует раввин Адин Штейнзальц, руководитель Института изучения иудаизма в СНГ.

— Угроза ассимиляции — одна из главных еврейских проблем и вообще всех диаспор мира. Вас устраивает то, как украинские и российские евреи, принявшие участие в опросе, к ней относятся — против ассимиляции, но за смешанные браки?

— Не устраивает. Они сами себе противоречат. Но что делать, у слова "ассимиляция" есть разные толкования. В определенном смысле ассимиляция — не опасность, а соблазн, надежда. Я не говорю о практике, но агитация, которая была раньше в советской России, проводилась в том направлении, что мечта всего мира — единение или ассимиляция мира. Нации прекратят свое существование как отдельные образования. Была цель — чтобы религии тоже исчезли. Не в том смысле, чтобы не было религий, а в том, чтобы была глобальная религия. Но неспроста же жива турецкая поговорка: "Есть три вещи, которых — слишком: еврейские праздники, мусульманские посты и христианские святыни". Можно построить и глобальную религию. В ней будут советские праздники, рай от мусульман и нетребовательные заповеди, как у христиан-католиков.

Что я хочу этим сказать? Да, цель большинства нынешних иммигрантов — ассимиляция, они хотят переехать в другую страну и стать ее частью. Большие народы думают, что в ходе этого процесса они что-то теряют, что-то приобретают. Но для евреев ассимиляция означает исчезновение не на уровне индивидуума, а на уровне сообщества. Разница в темпе и в количестве — в разных странах по-разному. Но если говорить не только о романтике ассимиляции, но и о практической биологии, то люди хотят сохранить все виды живых существ. Причина не в том, что мне больно, что птица додо исчезла. Грустно, но переживем. С практической точки зрения, когда один вид подавляет другой или создается некий общий шаблон, снижается шанс всему человечеству выжить. Я говорил об этом не только в России — в разных странах. Если бы глобально мыслящие люди об этом думали, они бы выделяли отдельные бюджеты на сохранение евреев как вида. Как выделяются бюджеты на сохранение тех или иных видов животного и растительного миров, занесенных в Красную книгу.

— Значительное большинство российских и украинских евреев ответили на один из вопросов "Левада-Центра" так: "Связь с Израилем — да. Репатриация и сионизм — нет". Какой вывод из этих ответов вы для себя делаете?

— Если бы в этом исследовании все выводы были такого порядка, я был бы рад. Эти ответы, наверное, должны огорчать еврейское агентство "Сохнут", занимающееся репатриацией. Но если определить, что есть сионизм как постулат о том, что все евреи должны ехать в Израиль, — я не уверен, что это определение совпадает с политикой Государства Израиль. Он, скорее, определение сионистской мечты. Что никоим образом не связано с проблемой ассимиляции. Сионизм — политическое движение, возникшее чуть более

100 лет назад, что интересно, но не важно. С моей точки зрения, поучительнее другое движение, возникшее чуть раньше и умершее чуть раньше, — коммунизм. Я бы сказал, что сионизм для евреев — это как ленинизм для русских. Русские жили до ленинизма и после него. Евреи жили до сионизма и, надеюсь, будут жить после него.

— Почему в последние 5—7 лет наметился отток русскоязычных евреев из Израиля обратно в Россию или в страны ЕС и США? В России даже принята программа переселения соотечественников, по которой евреи пока единицами, но все же возвращаются не только в Москву или Петербург, но даже в Сибирь и на Дальний Восток.

— Наверное, с позиций российской государственности то, что евреи в свое время оставляли страну, для нее плохо и стало еще хуже. Может, евреев не любили, но дать им массово уехать — это был удар по потенциалу России. В начале, когда много евреев уехало, освободилось много рабочих мест и квартир, те, кто остался, обрадовались. Теперь меняющаяся российская позиция понятна. Люди задумались над тем же вопросом и начали замечать, что наряду с неким выигрышем есть проигрыш, и он больше выигрыша. Я об этом слышал от мэра Москвы Юрия Лужкова. Он мне прямо говорил, что страна заинтересована в обратной волне переселения бывших россиян, уехавших в разные концы света. Как я понимаю, у вас вопрос стоит так: кто приезжает на место уехавших?

— Мой вопрос в том, почему сейчас российские евреи уезжают из Израиля.

— Обратный поток евреев в Россию несопоставим с массовостью их оттока из СССР и России. Важно также помнить, что многие русские и советские евреи, переехавшие в Израиль, ассимилируются. Правда, русские израильтяне предпочитают не говорить об этом. Но это факт, как и то, что нет будущего у русской культуры в Израиле. И те, кто возвращается, просто недостаточно ассимилировались. Они еще русские. Что говорит о том, что отток в Россию будет уменьшаться, а не увеличиваться.

Часть детей российских эмигрантов не хочет говорить по-русски, часть не умеет. Если они хотят уехать — это не возвращение в Россию. Проблема оттока из Израиля — это, скорее, проблема сложности жизни в этой стране. Там нелегко жить.

У нас часто так бывает: переезжает талантливый человек с бэкграундом жизни в большой стране. Для таких людей есть проблема: он может остаться в Израиле, но на ограниченном уровне развития и реализации личности. А может уехать в другую страну, где достигнет более высокого уровня самореализации. Для многих это вопрос "самоидентификации против самореализации".

— Российские репатрианты часто жалуются: в СССР они были "жидами", а в Израиле стали "русскими мафиози", а то и просто "русскими сволочами". Как в Израиле решается эта проблема?

— Это правда, такое, к сожалению, не всегда легенда. Я говорю не о том, что их так называют, а о том, что к ним относятся так, как вы говорите. Это не проблема исключительно русских евреев. В Израиле так происходит с каждой волной репатриации — с марокканскими, грузинскими, венгерскими или африканскими евреями. Все они удостаиваются тех или иных эпитетов. От одного социолога я услышал: "Знаете, когда можно считать, что та или иная волна репатриации прижилась? Когда она начинает ненавидеть следующую волну".

— У нас недавние москвичи тоже громче всех презирают "эту лимиту", а столичные кавказцы покровительственно называют земляков "спустившимися с гор". Еврей-иммигрант в Израиле должен был в три-семь раз больше работать, чтобы стать своим. В России и в мире по этой стезе идет любой мигрант?

— У мигранта, конечно, иная мотивация, нежели у коренного жителя. Когда человек живет в чужой стране, ему важно, чтобы его не называли плохими словами. Еще он не хочет быть чужим, хотя чувствует на себе давление, и хочет еще больше продвинуться. Это возможно лишь в случае растворения в общей массе, то есть за счет постепенной ассимиляции. Я сейчас говорю с позиции социолога, и может показаться, что у меня нейтральная позиция. Это не так.

На мой вкус, по крайней мере, часть мечты Государства Израиль состоит в том, что репатрианты — не мигранты, а возвращенцы — возвращающиеся домой. Если мой двоюродный брат приходит ко мне домой, я не буду называть его эмигрантом или еще как-нибудь. Он мой брат. Здесь моя личная позиция совпадает с эпосом и этикой Израиля, его морально-этическим и государственным подходом. Другое дело, что реальность такова, какой мы ее сейчас обсуждаем.

— В России программа переселения соотечественников, рассчитанная на 2007—2009 годы, тоже называется "Возвращенцы". И в нее входят не только этнические русские, но и русскоговорящие от интернациональных браков — немцы, грузины, казахи, евреи. Не отнимет она у вас часть репатриантов?

— Может быть, здесь и есть общее с политикой переселения Государства Израиль. Я только хочу напомнить. И в России, и во Франции есть одна веская причина против антисемитизма. Один из факторов, который во Франции помогает евреям, заключается в том, что французы не любят арабов еще больше, чем евреев. Насколько я понимаю российские этнические процессы, здесь тоже кого-то не любят больше, чем евреев. Это нас охраняет. Это некрасиво, но верно. Это первое.

Второе. Изначально израильское государство строилось на идее возвращения. Есть некоторые вещи, которые российские евреи и просто россияне не знают. В 30-е годы в Израиль приехала не очень большая группа евреев из Германии. Это были более образованные люди, чем израильтяне. Я еще помню, как их обижали в любом месте. Они в каком-то смысле были новичками, для предыдущих волн возвращенцев они не были своими. Я тогда был ребенком, и мне в память врезались шуточки в их адрес и их прозвища. Было время, когда они жили при всем этом и издавали свою газету на немецком языке. Она до сих пор существует, но ее уже никто не замечает. Думаю, то же самое постепенно произойдет и с русскоязычной прессой Израиля.

Так вот, то, что я видел в детстве с немецкими евреями, есть сегодня не только в Государстве Израиль. И не только в России. Видимо, такое отношение к чужакам — это даже не инстинкт людей, это животный инстинкт. Поэтому российским возвращенцам, если они надумают вернуться, придется несладко. Это все равно как в дом приводят новую собаку, где есть старая — она невзлюбит пришельца. Если эти отношения перенести на семью, подобное происходит во многих хороших семьях, где рождается еще один ребенок. Я знаю не одну ситуацию, когда старший брат хотел выкинуть новорожденного брата из окна. Физически. А потом они сдружились, но это занимает время.

— В новой России наряду с сохраняющейся тенденцией скрывать еврейское происхождение стало модным быть евреем? Исследование "Левада-Центра" тоже подтверждает: сегодня быть евреем — это "прикольно".

— Были времена, когда мне приходилось стесняться этой своей позиции, но сейчас я хочу ее высказать. Я считаю, что в России антисемитизм растет "сверху", а не "снизу". Все его значимые волны по разным причинам создавались властями. Так было во времена погромов 1895 года. Что-то видоизменилось, но, по сути, продолжилось во времена существования организации "Память", которая была не народным движением, а была создана властями. Как это ни странно прозвучит, но в России источниками антисемитизма остаются церковь и христианская теология. Но, видимо, для большинства русских и тех, кто посещает церковь, это скорее приключение, впечатление, нежели образование.

Людей, придерживающихся православной теологии, несравнимо меньше людей, посещающих церковь. Поэтому влияние фактора антисемитизма сегодня не очень значимо. И во времена, когда правительство не поощряет антисемитизм, начинают работать другие силы. Несколько недель назад я был в Италии. Мне там тоже задали вопрос об антисемитизме. Спросили, надо ли антисемитов уголовно преследовать, как делают в Германии. Я им ответил, что антисемитов не нужно сажать в тюрьму. Их лучше лечить. Существующий антисемитизм, скорее, душевная болезнь. Есть юдофобия, есть русофобия, есть ксенофобия. Есть агрофобия, когда человек боится высоких предметов. Что ему нужно делать? Лечиться.

Кстати, в исследовании называется и новая причина сохранения антисемитизма в российском обществе — ваши олигархи. Такие утверждения верны и не верны одновременно. Когда я встречаю человека, который мудрее и богаче меня, мне, с одной стороны, это не нравится. С другой — я, по сути, не против быть на его месте. Я его не ненавижу. Да, есть люди, которые ненавидят жуков. Они не хотят быть жуками, но, ненавидя олигархов, как и я, хотели бы ими стать. Потому я говорю, что эти суждения верны и не верны одновременно.

Было такое явление в истории — Эвита Перон, жена президента Аргентины. По происхождению она из простой семьи, но, когда посещала бедных, она не снимала украшений. И говорила: "Если я пойду в бедные места в богатом обличье, это не будет вызывать антагонизма. Это дает людям ощущение надежды: "Я тоже смогу стать такой же".

Не знаю, можно ли так сказать про Россию, где тоже есть ксенофобия, но, когда к вам приезжают на учебу арабы, африканцы или азиаты в Университет имени Патриса Лумумбы, они вначале получают по морде…

— Очень русский способ знакомства.

— Не только русский. Это обычное отношение к любому чужому. Самое интересное происходит потом, когда они становятся или не становятся своими в стране, где учатся. Позже, добиваясь в своих странах высот Эвиты Перон, они своим примером доказывают, что они не жуки, а как олигархи. Их путь может повторить каждый, надо только к этому стремиться.

Владимир Емельяненко

"ПРОФИЛЬ", 28 января 2008 г.


    В сюжете:

14 апреля 2008, 17:18  
РЕПОРТАЖ: Cионизм, археология и общинная жизнь. В Московской хоральной синагоге состоялась конференция, посвященная 60-летию государства Израиль
11 апреля 2008, 17:15  
МЫСЛИ: Валерий (Исмаил) Емельянов. ПОКА МУСУЛЬМАНЕ С ИУДЕЯМИ ДЕРУТСЯ… От бессмысленного на первый взгляд конфликта двух "традиционных религий" России выигрывает кто-то третий. Некоторые итоги обсуждения заявлений муфтия Аширова
07 апреля 2008, 17:47  
За фильмом "Фитна" стоит сионистский режим, утверждает иранский аятолла
04 апреля 2008, 19:05  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Российским спорщикам – от раввина Йоффе. Американский раввин предостерегает от сотрудничества с политически ангажированными «друзьями» и «врагами» Израиля, географически и культурно далекими от Ближнего Востока
04 апреля 2008, 14:05  
Исламский комитет и Союз мусульман России высказались в поддержку сопредседателя СМР муфтия Нафигуллы Аширова
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации24 марта 2017, 20:43  
МНЕНИЕ: «Запрещая Свидетелей Иеговы, минюст создает опасный прецедент, разделяя верующих на «правильных» и «неправильных»» - бывший председатель ОВЦС Российского союза ЕХБ пастор ВИТАЛИЙ ВЛАСЕНКО
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 20:19  
ФОТО ДНЯ: И ничего "однополого"!
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 20:07  
Константинопольский Патриарх Варфоломей впервые посетил низложенного Патриарха Иерусалимского Иринея
Материал содержит видео информацию24 марта 2017, 19:47  
ВИДЕО: Почему власть - против Свидетелей Иеговы? Гости программы "Грани недели" на Радио "Свобода" - священник Яков Кротов, Александр Верховский, Роман Лункин и Свидетель Иеговы Антон Чивчалов
Материал содержит видео информацию24 марта 2017, 19:42  
ВИДЕО: "Вы хотите поставить сотни тысяч людей вне закона за то, что они считают свою веру истинной". Президент МХГ Людмила Алексеева возмущена действиями властей РФ по "криминализации" Свидетелей Иеговы
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 19:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Путин: самодержец, но не царь. В шоу на монархические темы власти ставят точку. Объявлено, что автократия — хорошо, а династическое правление — нет. Вникать в детали народу не рекомендовано
24 марта 2017, 18:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Велик и яростен бог Чаплина! "Всего лишь две недели спустя его молитвы услышаны. Спешите добавиться к Чаплину в друзья!" - протодиакон Андрей Кураев
24 марта 2017, 18:35  
Бей своих, чтоб чужие боялись: прокуратура Москвы проверит на экстремизм слова телеведущего Соловьева о "православном активисте" Милонове
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 18:22  
Монархия для России - сто лет спустя: данные опроса граждан РФ, проведенного ВЦИОМ
24 марта 2017, 18:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ничто так хорошо не продается в России, как русофобия. Паки и паки о фейке о "неграмотной молодежи", запущенном при поддержке "духовника Путина" епископа Тихона (Шевкунова)
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 17:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! Протоиерей Георгий Митрофанов о реакции своего коллеги протоиерея Всеволода Чаплина на убийство "предавшего Россию" экс-депутата Госдумы
24 марта 2017, 16:56  
Московской патриархии передали еще один храм - на Миусском кладбище в Москве
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 16:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Христианское фэнтези: 6 лучших авторов на все времена. Писатель Дмитрий Емец – о том, какие произведения «с христианским уклоном» в этом жанре стоит прочитать
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 16:31  
В юбилейный год русской революции в Грузии отметят 100-летие восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 15:38  
В Москве прошло очередное заседание рабочей группы по сотрудничеству между Московской патриархией и Римско-Католической Церковью
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 15:28  
Папа Франциск намерен канонизировать детей Фатимы, предсказавших, по мнению католиков, русскую революцию
Материал содержит видео информацию24 марта 2017, 15:18  
ВИДЕО: "Категорически недопустимо превращение в гонителей...". Владимир Легойда оправдывается за действия "Сорока сороков" и прочих "активистов" РПЦ МП
24 марта 2017, 15:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Не будь эта история реальной, она казалась бы чересчур фантастичной. "Православие.Ru" не побрезговало подделкой, оскорбляющей обманутых людей...
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 15:05  
Гробнице Христа в Иерусалиме грозит обрушение из-за неустойчивого фундамента
24 марта 2017, 14:58  
Всего за неделю курганский митрополит РПЦ МП изменил мнение о готовности вверенной ему епархии принять Патриарха Кирилла (Гундяева)
Материал содержит видео информацию24 марта 2017, 14:44  
Верховный суд РФ признал законным запрет оппозиционной православной группы "В честь иконы Божьей Матери "Державная"" в Тульской области
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 14:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Православная смерть. Рабский труд, скудная пища, телесные наказания, смерть подростка – в Ростове Великом подходит к концу процесс "православного приюта" в селе Мосейцево
24 марта 2017, 14:14  
В РПЦ МП сравнили Свидетелей Иеговы с "последователями Бандеры и Шухевича"
Материал содержит иллюстрации24 марта 2017, 13:56  
ENGLISH VERSION: Ecumenical Patriarch Bartholomew visits deposed Patriarch Irenaios of Jerusalem
Эксклюзивный материал24 марта 2017, 13:45  
Суд отказался признать незаконными обыски в протестантской «Церкви Прославления» в Томске
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации24 марта 2017, 13:23  
Главный редактор "Портала-Credo.Ru" прочитал в Нью-Йорке лекцию об "осколках" РПЦЗ


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования