Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 января 2008, 19:20 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть пятая - Сергей Бурьянов, Владимир Ойвин


Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Участники:

- главный редактор "Портала-Credo.Ru" Александр Солдатов;
- исламский культуролог Сергей Джаннат Маркус;
- старший научный сотрудник Института Европы РАН, к.ф.н. Роман Лункин;
- церковный историк, кандидат богословия игумен Иннокентий Павлов;
- независимый публицист Михаил Ситников;
- ответственный редактор "Портала-Credo.Ru" Владимир Ойвин;
- сопредседатель Совета Института свободы совести к.и.н. Сергей Мозговой;
- сопредседатель Совета Института свободы совести Сергей Бурьянов.

СЕРГЕЙ БУРЬЯНОВ: Я приветствую уважаемое собрание, благодарю "Портал-Credo.Ru" за продолжение прекрасной традиции подведения итогов года и за приглашение участвовать в нашем круглом столе. Здесь был назван ряд событий. Они, безусловно, все являются знаковыми и отражают определенные тенденции. Я бы хотел обобщить и назвать не события, а именно тенденции этого года.

Первая тенденция, знаковая, на мой взгляд, – это формирование нового типа коррупции в государственно-конфессиональных отношениях в России. Если раньше эта коррупция была, в основном, двухступенчатая – власть и Московская патриархия, то сейчас, на мой взгляд, наметился переход к многосубъектности. Я не знаю, насколько этот переход будет устойчивым, и насколько он будет продолжаться, но, тем не менее, особенно в контексте избирательного цикла это было четко видно.

А.С. Но это же в какой-то степени даже отрадно, что в России появился субъект, могущий тягаться с властью в выстраивании отношений с конфессиями? В этом отношении, на мой взгляд, многосубъектная коррупция – шаг вперед по сравнению с двухсубъектной.

С.Б. Если не видеть тенденции, а просто близоруко посмотреть, это может показаться действительно шагом вперед – по образцу американской модели. Как мы знаем, там коррупция многосубъектная, с одной стороны, и ситуация с религиозными свободами якобы лучше, чем где бы то ни было в мире. Но не стоит обольщаться по этому поводу, и вот почему.

Следующая моя тенденция – вторая – это усиление ксенофобии, нетерпимости и дискриминации. И самое главное – усиление расслоения среди религиозных организаций. Некоторые религиозные организации, которые встроились, которые прыгнули на подножку этого поезда государственно-конфессиональных отношений, зацепились в различных советах, которые их приглашают, с ними договариваются и так далее. Они могут сказать на уровне, по крайней мере, институтов, что у них ситуация хорошая, устойчивая. Это же могут сказать организации, которые решают все вопросы с помощью адвокатской поддержки. Но это не является панацеей от дискриминации – это может принести только временный успех конфессиям, которые пытаются встроиться в систему государственно-конфессиональных отношений. Я основываюсь на исследовании, которое было проведено Институтом свободы совести совместно с рядом региональных организаций. Эта книга называется "Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах Российской Федерации". Я сразу хочу сказать, что этот мониторинг довольно слабенький: было охвачено порядка 18 регионов. Но показательно то, что практически во всех регионах говорят, что ситуация ухудшается, причем начали проявлять себя тенденции, которых не было раньше.

Здесь содержится не только систематизированный анализ фактов ксенофобии и дискриминации – они структурированы – но также структурированы и основные причины, влияющие на уровень ксенофобии и дискриминации. Здесь лидирует государственная религиозная политика – как федеральная, а так и субъектов федерации. Это также позиция средств массовой информации, нередко направленная на разжигание вражды.

А.С. Когда Вы говорите о дискриминации, Вы имеете в виду количественный показатель или какие-то ее новые формы, которые появились в 2007 году и которых не было раньше?

С.Б. Не только количественный, но и качественно новый уровень, на котором происходит формирование причин. Речь идет о системной дискриминации. То есть, это не злоупотребления отдельных чиновников на местах. Это государственная федеральная политика, которая влияет и на региональную политику. Это позиция СМИ, это позиция политических факторов. Это позиция некоторых религиозных организаций, которые фактически поощряют и стимулируют религиозную дискриминацию.

В этом смысле третьим событием, считаю, является выход этой и еще одной книги, которая вышла чуть раньше "Свобода убеждений, совести и религии в современной России". Обе эти книги вышли в 2007 году и были подготовлены Институтом свободы совести при поддержке Московской Хельсинкской группы. Впервые было проведено исследование не только фактов, но также и их причин.

А.С. Теперь слово предоставляется Владимиру Наумовичу Ойвину.

ВЛАДИМИР ОЙВИН. Первое событие, как уже отмечалось, - это так называемое объединение Церквей со всеми последующими событиями в этой сфере. С моей точки зрения, это одно из крупнейших поражений Московской патриархии за последнее время. Это преподносилось в виде огромной победы, но реальные результаты для Московской патриархии плачевны: они привели к очень серьезным и многочисленным расколам в Зарубежной Церкви и, в значительной степени, пока неформальным, внутри Московской патриархии. Я считаю, что одним из следствий этого так называемого объединения – появление письма епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), несмотря на то, что хронологически оно появилось чуть раньше самого формального акта 17 мая. Но суть дела была всем хорошо известна.

Само по себе это письмо можно оценить с двух сторонни. Его содержательная часть – консервативна, написана с охранительских позиций, шовинистическая и ксенофобская. Главный, если не единственный, положительный пункт – это требования соборности, созыва Поместного Собора РПЦ МП. Но сам факт появления такого письма как явление - свидетельство того, что дела в Датском королевстве неладны, что уже функционеры Московской патриархии стали упускать власть. Это епископ Диомид, это епископ Хустский и Виноградовский Ипполит (Хилько). Есть еще ряд достаточно известных иерархов Московской патриархии, которые если не поддерживают в открытую, то и не осуждают это послание и позицию епископа Диомида. Это показывает, что хватка Московской патриархии несколько ослабла. В значительной степени это связано с рядом личных поражений митрополита Кирилла (Гундяева), который олицетворял в свое время Московскую патриархию. Большинство его внешнеполитических акций оказались провальными. Я думаю, что на этом можно поставить точку на его дальнейшей карьере – его шансы стать Патриархом теперь минимальны – он очень себя дискредитировал. Главным образом провально поведенным объединением РПЦ МП и РПЦЗ. Я объединю эти два явления: псевдотриумфальное объединение и кризисные явленияв патриархии, связанные с письмом епископа Диомида. Я отвлекаюсь от его содержательной части, а говорю о самом факте его появления.

И еще одно событие, знаковое для современной религиозной жизни в Росси вообще. Это ситуация с выборами: с пред- и поствыборной ситуациями. Я убедился в том, что мы, собственно, никуда из Советского Союза не ушли. Даже не уходили, а там остались. И в этой сфере тоже. Что меня поразило – это единодушная сервильность практически всех без исключения религиозных конфессий и их лидеров в соревновании, кто сильнее и побыстрее и посильнее лизнет власть, ее лобызнет.

А.С. Вы считаете, что усиление конфессионального фактора востребовано не самой властью, а инициатива исходит со стороны самих конфессий?

В.О. С увеличением свободы усиления конфессионального фактора, компонента не произошло. Мы оказались там, откуда ушли. Все руководители конфессий, за редчайшим исключением, ведут себя так же омерзительно, как они вели себя в годы советской власти.

Единственный на всю Россию нашелся Юрий Кириллович Сипко – приличный человек. К сожалению, он скоро вынужден будет уйти – у него заканчивается второй срок его пребывания во главе Российского совета Евангельских христиан-баптистов – там такой же конституционный принцип двух сроков. Причем это определяется не его конфессиональной принадлежностью, а личными качествами – принципиальностью, твердостью в вере и смелостью. Оказался бы на его месте, например, Петр Коновальчик, его предшественник на посту председателя РС ЕХБ, то и он посоревновался бы в сервильности с остальными, и даже, может быть, опередил бы других. Все остальные конфессии, и мусульмане, к сожалению, тоже, изгаляются в демонстрации своей преданности власти – неважно, Путин ли это, Медведев ли это – кто угодно. Главное – это власть. Это оказалось родовым признаком российских религиозных кругов.

А.С. Может, это главный атрибут "традиционности"?

В.О. Это идет от византийских корней российской культуры.

ИННОКЕНТИЙ ПАВЛОВ: В Византии все было сложнее. Это идет от холуйства.

В.О. Отец Иннокентий, я не претендую сейчас на глубокий анализ причин. Но это холуйство идет от Византии, я в этом убежден. Может быть это мое личное представление и восприятие византийщины и на большее не претендую. Конечно,не все там было плохо – иначе бы так долго не просуществовало.

А.С. Спасибо. Изменилось ли, с Вашей точки зрения, отношение правозащитного сообщества в сфере свободы совести? Вы были на нескольких круглых столах, на съезде. Есть ли какие-то подвижки в лучшую сторону? Или, наоборот, интерес угас окончательно?

В.О. Как ни странно, минимальные подвижки в положительную сторону есть, хотя бы с той точки зрения, что это не встречает возражений. Раньше реакцией было полное равнодушие, а иногда даже сопротивление – считалось,что есть более серьезные проблемы. Но все-таки, надо отдать должное, что в рамках Гражданского конгресса, как бы ни хотелось его руководству не обращать на это внимания, но приходится. Наша группа по свободе совести – без ложной скромности – оказалась наиболее инициативной, работоспособной и действующей, в отличие от всех остальных в Комитете действия ВГК.

Я с большим удивлением увидел вот что. Когда я выступил на III Всероссийском правозащитном съезде, к которому оргкомитетом были подготовлены и предложены четыре национальных правозащитные программы, - с предложением включить в качестве пятой программы проблему свободы совести, убеждений и клерикализации общества, то встретил гул одобрения, и все сказали, что это очень важно, очень нужно, и это было единогласно принято как пятая программа правозащитного движения. Но, конечно, это подвижки пока не носят качественного характера. Посмотрим.

СЕРГЕЙ БУРЬЯНОВ. Действительно, впервые удалось – свободно, без надрыва, без истерик – в документы правозащитного съезда включить вопрос свободы совести. До этого на всех предыдущих съездах сделать это было практически невозможно и по-всякому торпедировалось.

Я объясняю это:

1. По принципу "Нет худа без добра". Они увидели, что кругом клерикализация и прет ОПК в последний год.

2. Они увидели, что лидеры так называемых традиционных конфессий поддержали действующую власть, а правозащитный съезд оказался в оппозиции этой действующей власти.

То есть, когда они увидели, наконец, истинное лицо представителей Церквей, именно это побудило хотя бы включить этот вопрос в обсуждение. Правозащитники стали более сговорчивыми.

Продолжение следует


    В сюжете:

25 января 2008, 15:20  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть девятая - Человек года, окончание
17 января 2008, 20:00  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть восьмая – Власть и переформатирование внутри российского православия
16 января 2008, 16:22  
МНЕНИЕ: "Священность" Российской державы – основной признак, влияющий на всю ее историю, в том числе и на государственно-церковные отношения" - пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Киевского патриархата архимандрит ЕВСТРАТИЙ (ЗОРЯ)
15 января 2008, 19:00  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть седьмая - выборные коллизии, операция "Преемник"
11 января 2008, 21:05  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть шестая - Михаил Ситников, Владимир Ойвин
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования