(начало - здесь и здесь) Участники: - главный редактор "Портала-Credo.Ru" Александр Солдатов; - исламский культуролог Сергей Джаннат Маркус; - старший научный сотрудник Института Европы РАН, к.ф.н. Роман Лункин; - церковный историк, кандидат богословия игумен Иннокентий Павлов; - независимый публицист Михаил Ситников; - ответственный редактор "Портала-Credo.Ru" Владимир Ойвин; - сопредседатель Совета Института свободы совести к.и.н. Сергей Мозговой; - сопредседатель Совета Института свободы совести Сергей Бурьянов. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Хотелось бы коснуться еще одной темы – темы "Основ православной культуры". Мне кажется, мы имеем дело здесь с двумя взаимоисключающими тенденциями, и нам трудно говорить, какая из них победит. С одной стороны, действительно президент Путин сам инициировал ограничение преподавания "Основ православной культуры", потом был принят закон, фактически ликвидирующий региональный компонент образования и выводящий все религиозные дисциплины в факультативную сферу. С другой стороны, господин Медведев инициирует утверждение теологии в качестве ВАКовской дисциплины - научной дисциплины, признанной государством, предлагает признать дипломы духовных учебных заведений как государственные, придать им государственный статус, уравнять с дипломами светских государственных вузов. Вполне возможно, что эта тенденция – пока она связана только с высшим образованием или с поствузовским образованием - постепенно достигнет и школьного уровня, опять вернется на этот уровень. Не кажется ли вам, что тут имеет место некая разнонаправленность в политике Кремля, где, может быть, одна группа ратует за ограничение Церкви в сфере образования, другая, наоборот, - за расширение ее позиций? Либо это сознательная система противовесов: Путин олицетворяет такого секулярного политика, который пытается ограничить амбиции Церкви, а Медведев, наоборот, олицетворяет друга и покровителя Церкви и верующих? СЕРГЕЙ МАРКУС: Я лично в этом противоречия не вижу. Мне кажется, что Вы искусственно сталкиваете эти две акции: одна со знаком "Путин", другая – со знаком "Медведев". Дело в том, что средняя школа – это общественный институт, через который должен пройти каждый ребенок, чтобы стать гражданином России. Туда идут не потому, что выбирают, а потому, что родились здесь. Высшее образование люди получают уже избирательно. Не случайно практически все мусульманские структуры, лидеры и руководители всех высших учебных заведений мусульманских в России приветствовали то, о чем говорил Медведев. Это долгожданная реакция со стороны государства, но она недостаточна. Школа, вне сомнения, при этом должна оставаться свободной от влияния той или иной конфессии. Потому что конфессиональная карта в России может меняться,она будет меняться, она де факто меняется у нас на глазах, человеку надо предоставить реальный шанс свободы выбора. Свобода совести может осуществиться только там, где мы в общем пространстве друг другу ее позволяем. Это улица, это общественное пространство школы, это общественное пространство государственных теле- радиоканалов и государственная пресса. А дальше начинается уже частное, приватное. Это может быть частная школа, где уклон в физкультуру или в изучение кришнаизма, в практику йоги и так далее. Это абсолютно нормально. Мы будем долго обсуждать, куда поехал Путин, и что, где, в каком институте сказал Медведев, до тех пор, пока не будет создано в России необходимое звено, которое регулирует взаимоотношения между государством и конфессиями, а именно, условно назовем его, Министерство по делам религий. Я понимаю, что когда я произношу эти слова, особенно среди людей, которые борются с наследием советского тоталитаризма, я рискую попасть под осуждение... АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: На самом деле, на Портале неоднозначное отношение к этой идее... РОМАН ЛУНКИН: Общая тенденция этого года – унификация религиозной жизни, унификация религиозной политики власти. Выражается это, прежде всего, в поддержке "традиционных религий" и всего комплекса идей, связанных с "традиционными религиями". Эта "традиционность" выражается и в поддержке Московской патриархии, в том, что называется клерикализацией – или, по крайней мере, попытками клерикализовать общество – ввести православие в школах или военное духовенство. Я считаю, что до клерикализации нам еще далеко, но эти попытки постоянно предпринимаются и нарастают. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Какие-то новые факты, которых не было в 2006 году, Вы можете выделить? РОМАН ЛУНКИН: Система "традиционных религий" стала более жесткой. Выступления исламских лидеров порой совершенно не учитываются в православной прессе и даже редко - в светской прессе. Например, выступления представителей Нижегородского духовного управления Умара Идрисова и Дамира Мухетдинова противоречат концепции "традиционных религий". Они выпадают из "традиционного ислама", который должен быть лоялен власти и Московской патриархии. Диакон Андрей Кураев даже по НТВ назвал заявления муфтия Нафигуллы Аширова "бредовыми", сказал, что он сумасшедший и должен в больницу ложиться. Все, кто выходит за рамки этой "традиционности", для Московской патриархии, которая является основой этой концепции "традиционных религий", являются "сумасшедшими", о которых не то что писать не надо, но их идеи вообще не следует учитывать. В этом русле как раз развивается в настоящее время официальная православная журналистика и все печатные СМИ, которые учитывают только представителей "традиционной" религиозности. Естественно, одно из ярких событий года – это письмо академиков президенту Путину, и как раз это - реакция светского общества на настоящую клерикализацию. Из самых главных событий и явлений 2007 года я хотел бы отметить, как и Сергей Маркус, провал обязательного введения "Основ православной культуры" в школах. Этот провал произошел совсем недавно, когда был принят закон о ликвидации регионального компонента. При этом в этом законе подразумевается, что есть обязательный федеральный образовательный стандарт, а наряду с этим стандартом каждая общеобразовательная школа или управление образования могут ввести свой национальный или краеведческий компонент – национальный язык или те же самые основы православия. Но в этом виде этот компонент не будет обязателен для всех. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: То есть, компонент не отменяется, просто он становится добровольным? РОМАН ЛУНКИН: Он становится добровольным. И это как раз открывает дорогу для изучения таких предметов, как программа "Истоки" - во Владимирской, Костромской, Вологодской областях. Это краеведение плюс какие-то элементы православной истории, житий святых и так далее. Это открывает, в том числе, довольно большой простор для более гибких курсов, посвященных православию, таких как "Духовно-нравственная культура". Это курс, который предлагается Программой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Это программа, которую возглавляет супруга Дмитрия Медведева? РОМАН ЛУНКИН: Да. Я к этому и подводил. Провал "Основ православной культуры" в виде Аллы Бородиной совершенно очевиден в этом году. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Светлана Медведева для нас предпочтительнее Аллы Бородиной? РОМАН ЛУНКИН: Да, причем намного. Это совершенно другой интеллектуальный уровень. В данном случае я даже испытываю некоторый оптимизм по поводу продвижения православного воспитания. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: А помимо процессов, связанных с ОПК, какие бы Вы события года выделили? РОМАН ЛУНКИН: Отметил бы два положительных явления в жизни Православной Церкви. Во-первых, я все-таки с положительной точки зрений отметил бы такое большое действительно событие, которое войдет в историю, как введение образовательного стандарта "Теология", то есть то, что теология будет изучаться в вузах, и будут писаться диссертации по этой дисциплине. При этом я, в общем, осознаю, что никакой церковной науки в ее светском понимании не существует в современной России. Однако само по себе присутствие стандарта "Теология" подтянет и православное образование, и православную культуру, и тех православных, которые хотят считать себя учеными и получить кандидатскую степень по теологии. И второе явление – это презентация по всей России, которая проходит (она началась в этом году), Миссионерской концепции Русской Православной Церкви, которую разработал Миссионерский отдел во главе с архиепископом Иоанном. Потому что Миссионерская концепция представляет собой редкий пример довольно разумного текста, в котором реально отражается картина российского населения, с которым должна работать Русская Православная Церковь. Эта картина невоцерковленного населения, у которого отсутствует четкое представление о православии и о религии в целом. Эта концепция может значительно повлиять на сознание священнослужителей. И последнее. Если в рамках просвещения и каких-то культурных акций, социальных акций все-таки Церковь продвигалась вперед, то в 2007 году все политические устремления, политические инициативы Церкви, которые предлагались митрополитом Кириллом, они, в общем, потерпели крах. В этом отношении 2007 год стал плохим годом для митрополита Кирилла, потому что с его именем можно связывать окончательный распад и разрушение Сурожской епархии в Лондоне. С митрополитом Кириллом можно связывать неудачу комиссии по работе со старообрядцами, которая была создана Московской патриархией. Секретаря этой комиссии священника Иоанна Миролюбова все старообрядцы воспринимают как предателя, единоверие – как признак конца света и Апокалипсиса. Также провал курса на сближение со старообрядцами, который провозгласил сам Кирилл, произошел и на старообрядческом Соборе Белокриницкой Церкви, где Митрополит Корнилий фактически покаялся – или, по крайней мере, корректно извинился – за то, что он лобызался с Патриархом и с другими православными архиереями. АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Характерно, что год назад на таком же круглом столе мы констатировали факт, что митрополит Кирилл оказался главным триумфатором и набрал больше всего очков церковно-политических. Сейчас я склонен с Вами согласиться. И я выделил бы митрополита Климента как более успешного менеджера и церковного политика. РОМАН ЛУНКИН: Я считаю просчетом митрополита Кирилла также то, что – в том числе под давлением Московской патриархии - был назначен новый архиепископ Католической Церкви России Паоло Пецци. По крайней мере, назначение Паоло Пецци – это провал для Московской патриархии, потому что Паоло Пецци – это человек, на которого нет инструмента влияния. Его нельзя просто выслать из страны, так как он глава вообще всей Русской Католической Церкви. Московская патриархия выстраивает отношения с Ватиканом, и высылка именно главы всей Русской Католической Церкви – итальянца – это уж точно будет разрыв с Ватиканом, и, по крайней мере, пойдет вразрез с той политикой, которую сейчас проводит Московская патриархия. По поводу характера нового архиепископа. Люди, которые работали с Паоло Пецци в Петербурге, отмечают, что он человек немногословный, что он человек действия. Он мало говорит, но всегда довольно жестко и строго действует. Я заметил одну такую деталь. Практически одновременно с назначением Паоло Пецци Конференция католических епископов России заявила о том, что она обеспокоена ситуацией с визовыми проблемами католических священников и надеется на ее разрешение. То есть приход нового архиепископа не стал поводом для каких-то лояльных сусальных заявлений в адрес Московской патриархии, и Паоло Пецци будет выдерживать такую дипломатическую линию, а русский католицизм будет развиваться спокойно и свободно. И последняя провальная акция митрополита Кирилла – это собственно его политическая позиция... АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Об этом мы поговорим в рамках "предвыборной" части нашего обсуждения... (продолжение следует) |