Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
26 декабря 2007, 11:49 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть вторая: Сергей Маркус


(начало - здесь)

СЕРГЕЙ МАРКУС: Александр назвал 14 позиций. Я согласен с тем, что все эти позиции очень важны, но я бы остановился на 1, 2, 3 - максимум. Для меня главное в общероссийском масштабе, что касается всех нас - людей разных конфессий, - это то, что осенью 2007 года все-таки удалось остановить наступление клерикализма в школах. Это было - я подчеркну - важно не только для мусульман, которые достаточно солидарно выступили вслед за академиками. Это было важно для протестантов, для католиков, для всех свободно мыслящих людей, включая атеистов.

Эта ситуация на самом деле показала, что, к сожалению, соблюдать Конституцию у нас не в силах сотрудники министерства образования, которые допускали эти многолетние нарушения. Защищать Конституцию не в силах вся система государственной юриспруденции, в том числе прокуратура. Это характеристика нашего времени. И только обращение к первому лицу государства способно, оказывается, решить вопрос, по сути, вовсе не сложный, прописанный абсолютно ясно в основном законе страны.

По моим наблюдениям, в православной прессе всегда говорится о том, что противостоят клерикализму некие академики. Совершенно замалчиваются при этом несколько выступлений со стороны мусульман. Я думаю, это связано с тем, что православные еще не привыкли к партнерству с исламом в едином гражданском пространстве. Все еще кажется, что это какие-то маргинальные татарские круги, и даже их грамотное выступление на всероссийском уровне в формате гражданского общества - не замечается. Это мой упрек в сторону православных собратьев, православной прессы, потому что даже вся аналитика, посвященная вопросу клерикализации, умалчивает о том письме, которое мы 15 августа опубликовали в Интернете на сайте "Ислам.Ру". С нашей точки зрения, это была последняя капля, которая показала Кремлю, что пора реагировать и надо ставить точку. Мы считаем, что выступление Путина в Белгороде, естественно, не спровоцировано исламскими заявлениями, но последней каплей в этом общероссийском процессе стало все-таки письмо мусульман.

Я должен подчеркнуть при этом, что сама проблема клерикализации кардинально не решена. Я думаю, эту тему нужно отдельно обсуждать. Но основным событием этого года было то, что осенью удалось остановить клерикализацию школ.

Но это вовсе не перелом ситуации. Потому что клерикализация нарастает по всем остальным направлениям. Появился даже новый такой феномен, который назван "церковным рейдерством". Ваш Портал об этом писал. Напомню, это сюжеты о конфликте в Рязанском Кремле, на Валааме, на Соловках. Это столкновения с музейной культурой, музейной традицией в России, и с местными жителями, которые волею судеб оказались живущими в общежитиях, которые, оказывается, раньше были кельями...

АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Я прошу прощения, это проблема как раз наступающего года, потому что если реституция церковной собственности станет официальной государственной политикой, то с церковным рейдерством столкнутся отнюдь не только работники музеев, отнюдь не только представители сферы культуры, но абсолютно все слои общества...

СЕРГЕЙ МАРКУС: Похоже, что так. Еще маленькая деталь. Это взаимоотношения в плане собственности между старообрядцами и РПЦ Московской патриархии. Первый звоночек здесь прозвучал буквально на Красной площади. Я, кстати, участвовал в попытках вернуть старообрядцам колокол, который сейчас висит на колокольне Казанского храма на Красном площади, на котором четкая и ясная надпись - в каком году, какое семейство старообрядческое отлило и куда повесило этот колокол. Этот колокол должен висеть на главной колокольне в Рогожской слободе. Ни обращение к Патриарху, ни обращение к главе города не дали никаких результатов. Видимо, проблема будет обостряться...

Но то, что удалось остановить клерикализацию в школе, имеет еще оборотную, к сожалению, отрицательную, черту - для тех, кто озабочен развитием России как многонациональной страны. Запрещен так называемый региональный компонент в средней школе. Это означает, что поставлено административное препятствие для ОПК, но параллельно закрыты все - а они исчисляются сотнями - местные факультативы и предметы, которые были нацелены на то, чтобы в Якутии поддержать якутскую культуру, в Туве - тувинскую, в Ингушетии - ингушскую и так далее. Как быть с этим - совершенно непонятно.

Теперь я бы остановился на главном событии, которое мне кажется важным для уммы - для исламского сообщества России. В Москве, в гостинице "Космос", прошел Третий Всероссийский мусульманский форум, я бы сказал, с задиристым лозунгом - "Мусульмане России с Богом, за Родину, в мир хай-тек!" Там были сформулированы прагматичные перспективы как для самой российской уммы, так и для ее взаимодействия с государством и обществом, а также с другими конфессиями. Кстати, впервые начался там богословский диалог с пятидесятниками, а конкретно - с епископом Сергеем Ряховским и его сотрудниками. Эта тема будет в следующем году, вне сомнения, развита.

Но проблема, которую обозначил этот Третий Всероссийский мусульманский форум в Москве, связана с тем, что его инициаторы - это нижегородские мусульмане. Они уже не первый год выступают за объединение уммы, за преодоление этого маргинального раздробленного состояния, в котором оказалось исламское сообщество в ельцинское время, за создание совета улемов, то есть квалифицированных исламских ученых, а не только хозяйственников и администраторов, которые управляют муфтиятами и духовными управлениями. И они выступают за модернизацию всех исламских структур, начиная с детского образования и заканчивая опять-таки советом улемов. Но все эти инициативы, к сожалению - и я думаю, к сожалению для всей страны, - тонут в этносепаратизме, в коррумпированности, в невежестве многочисленных субъектов уммы. Никто этим, кроме мусульман, заниматься не хочет - сами мусульмане справиться с этими проблемами пока не могут. Корни этого - я об этом неоднократно пишу и говорю - не просто в 70-летнем атеистическом периоде гонений на все религии, а в том, что преследованиям умма Кавказа подвергалась двести с лишним лет, а умма Поволжья - с 1551 г. - года гибели Казани. Люди, у которых физически уничтожали улемов, молитвенников, энциклопедистов, знатоков языков, - элиту, одним словом, - не могут восстановиться даже за 15 лет сегодняшних демократических реформ.

Ну и последнее, что я хотел бы сказать. На мой взгляд, на международном уровне для ислама Россия дала в этом году неожиданный сюжет, который, честно говоря, практически никто не предсказывал из аналитиков. Это визиты президента Путина в Саудовскую Аравию и Катар, а также защита Ирана от нависшей над ним военной американской угрозы. Давайте называть вещи своими именами, это именно так. России очень трудно, она выстраивает трехэтажную, трехслойную дипломатию - и с той стороны, и с другой. Кстати, сегодня начались уже поставки на атомную электростанцию Бушер первых материалов из России, которые позволят через несколько месяцев запустить эту атомную станцию.

Наконец, на этом же направлении прорывным стало начало вещание телеканала "Русия аль-яум" на арабском языке. Это подразделение государственного телевидения, которое стартовало вслед за тем, как заработал телеканал на английском языке "RussiaToday". И он должен составить конкуренцию не только традиционным арабским масс-медиа, которые, конечно, контролируют ситуацию в своих странах, но и подобного рода американским программам, которые тоже начались год тому назад. И самой влиятельной все-таки и наиболее радикализирующей ситуацию телекомпании "Аль-Джазира". Успех "Аль-Джазиры" показал, что на арабском медийном поле работать можно, работать нужно и нужно работать в каком-то новом ключе.

СЕРГЕЙ МОЗГОВОЙ: "Аль-Джазира" пользуется таким авторитетом потому, что она пользуется информацией из первых уст, от того же Бен Ладена. Что, Россия будет иметь информацию от Бен Ладена?

СЕРГЕЙ МАРКУС: Ну, это вопрос к руководителям "Русия аль-яум". Я думаю, если они высокие профессионалы, они придумают своего "Бен Ладена" и будут от него иметь точно так же информацию, как это делают западные спецслужбы. Теперь я немножко иронически отвечаю, потому что это дело профессионализма.

АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: К сожалению, мы знаем, что российские профессионалы работают в несколько иных условиях, чем зарубежные, западные особенно, и часто вынуждены приносить профессионализм в жертву политической целесообразности или интересам выживания своего канала, особенно если этот канал государственный и имеющий пропагандистский какой-то оттенок.

СЕРГЕЙ МАРКУС: Там вся редакция первоначально состояла из людей, которых хорошо перекупили из Би-би-си, Си-эн-эн, английских и американских телеканалов. Просто когда у арабов есть деньги, их можно применить с умом. В данном случае это было сделано в "Аль-Джазире", и с помощью интеллектуалов и суперпрофессионалов телевидения из англосаксонской среды и началась эта медийная работа.

Хочу завершить последнюю третью позицию, о которой я стал говорить, о том, что Россия в сфере ислама в этом году, на мой взгляд, сыграла неожиданно активную роль. Здесь есть, с одной стороны, прорыв на победный фасад, а с другой стороны, парадокс в том, что все это делают российские госструктуры практически без участия мусульман страны. Это связано с тем, что у мусульман России отсутствуют субъектность, а также профессионалы, способные работать на современном уровне. Поэтому, несколько иронизируя, можно сказать, что пока Россия по отношению к исламскому миру - и к арабскому, в частности, - представляет собой некую потемкинскую деревню, которая научилась торговать оружием - и это основная тема для диалога с этим миром. А что творится за фасадом этой потемкинской деревни - это уже отдельная статья. Творится то, что я ранее описал негативными словами.

АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ: Получается, что не так уж необоснованна оценка исламской уммы политической элитой России, с которой Вы начали свое выступление, что, дескать, это явление локальное, кавказско-татарское. Конечно, с одной стороны, мы с этим согласиться не можем. Мы вообще не склонны воспринимать религию как этнический феномен. Мы сотрудничаем со многими русскими мусульманами, в том числе в Вашем лице видим хороший пример культурного взаимодействия ислама и русской культуры. Но завершили Вы несколько "за упокой". Раз действительно у российской власти нет профессионального исламского ресурса, то не так уж и лишено оснований восприятие исламской уммы как этнически замкнутой, периферийной и неспособной оказывать влияние хоть на какие-то политические процессы в масштабах своей страны и даже в своих регионах.

СЕРГЕЙ МАРКУС: Ту негативную оценку, которую Вы сейчас еще раз сформулировали, все-таки следует отнести к нашим масс-медиа и, в частности, к православным масс-медиа, о чем я говорил. Второе, о чем я стал говорить, это как власти российские к этому относятся. Мне кажется, что светские масс-медиа, экспертные масс-медиа, религиозные масс-медиа, верующие другой конфессии могут формулировать одну позицию, а власть и государство - совершенно другую. Мне кажется, что оценка со стороны православных собратьев, журналистов - недооценивает ресурса. Но ей это простительно. Непростительно эту недооценку иметь государевым мужам, потому что это их такой же мощный ресурс, как наличие рыбы в водоемах России, леса, газа и нефти. Это неосознанные ресурсы России, одним словом.

(продолжение следует)


    В сюжете:

25 января 2008, 15:20  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть девятая - Человек года, окончание
17 января 2008, 20:00  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть восьмая – Власть и переформатирование внутри российского православия
16 января 2008, 16:22  
МНЕНИЕ: "Священность" Российской державы – основной признак, влияющий на всю ее историю, в том числе и на государственно-церковные отношения" - пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Киевского патриархата архимандрит ЕВСТРАТИЙ (ЗОРЯ)
15 января 2008, 19:00  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть седьмая - выборные коллизии, операция "Преемник"
11 января 2008, 21:05  
ДОКУМЕНТ: Круглый стол "Портала-Credo.Ru", посвященный итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году. Часть шестая - Михаил Ситников, Владимир Ойвин
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования