Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 ноября 2007, 19:10 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Русская Единая, Епископально-Корпоративная… Для полной легитимации объединения РПЦ МП и РПЦЗ(Л) всё же понадобился Поместный Собор


Идея созыва Поместного Собора РПЦ МП, озвученная на днях митрополитом Кириллом (Гундяевым), наводит на мысль: легитимность "воссоединившейся" 17 мая РПЦ МП может подтвердить исключительно решение общего с бывшей РПЦЗ(Л) Поместного Собора, но при минимальном участии мирян.

Более или менее развёрнутые объяснения руководства РПЦ МП относительно изменений сначала de-facto, а потом и de-jure норм своего внутреннего устройства ожидались, как минимум, последнее десятилетие, – и "церковным народом", и внешними по отношению к современной российской Establish-Church аналитиками.

Самый активный ньюсмейкер Московской патриархии – глава ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) - задним числом, спустя годы после того, как Поместные Соборы церковное руководство заменило на Архиерейские, поведал "urbi et orbi", что Поместный Собор – это совершенно не обязательная норма церковной жизни, а всего лишь историческая (и, значит, тактическая) уступка иерархии либеральным настроениям, царившим в российском обществе столетие назад. Следовательно, чем стабильнее ситуация в государстве, чем меньше распространены вольнодумства и либерализм в самой церковной среде и в обществе, тем больше это соответствует "духу" и "букве" православных канонов и тем реже придётся отступать от них. По крайней мере, такой вывод напрашивается из рассуждений видного иерарха.

Рассуждая таким образом, митрополит Кирилл ритуально подтверждает лояльность и "родственность" консервативной РПЦ МП действующей светской власти, воспринимающей окружающее в алгоритме движения от "хаоса 1990-х" к консервативной же "стабилизации 2000-х". Сам новый праздник "День народного единства", призванный закрепить в сознании элит, а вместе с ними и всех общественных слоёв России, данное понимание российского социального тренда, на первый взгляд, оказался весьма кстати. Однако, в условиях большого цикла российской политики 2007/2008 содержание посыла лояльности власти, которое в такой вот "каноничной" форме озвучил митрополит, воспринимается среди прочего и как знак одобрения самых консервативных кругов внутри нынешней российской власти. Согласна с таким мессаджем и иерархия РПЦ МП в целом, - поскольку вряд ли владыка Кирилл по такому важному вопросу высказывал исключительно собственное мнение, предварительно не согласовав его с коллегами по синодальному "цеху". Именно эти силы сегодня инициируют кампанию по отстаиванию незыблемости корпоративного представительства во власти всего нескольких замкнутых профессиональных группировок. Они же активно пропагандируют идею необходимости оставить "всё как есть". Они, наконец, открыто призывают к свёртыванию формально-демократических процедур и изменению конституции в пользу третьего (по сути пожизненного) президентского срока вкупе с отказом от плебесцитарных процедур.

Так что рутинная демонстрация лояльности церковной корпорации власти именно в этом случае оказалась, пожалуй, не самой уместной ввиду возможностей её истолкования в качестве символической поддержки одной корпоративной структуры со стороны другой, имеющей вполне определённые властные амбиции.

Впрочем, немаловажно в этом послании обществу митрополита Кирилла и то, что в рамках основополагающих заявлений по теме соборных начал иерарх "самой традиционной" Церкви России не стал полностью отрицать значения Поместных Соборов, отличающихся от Архиерейских участием рядового духовенства и мирян. – Это участие было реальным лишь на "либеральном" Соборе в 1917-1918 гг., а во всех последующих, проводимых под контролем безбожной власти, – формальным. Руководитель ОВЦС МП признал Поместные Соборы явлением особо-русской церковной традиции. Да и могло ли быть иначе? В противном случае руководству РПЦ МП пришлось бы ставить под сомнение не только возрождённое ровно девять десятилетий назад на Поместном Соборе патриаршество, но и правопреемство нынешней Еstаblish-Church c дореволюционной синодальной Церковью и другие мифологически важные события собственного прошлого.

Совершенно очевидно, что руководство РПЦ МП пришло к необходимости заявить о грядущем Поместном Соборе с объявленной задолго до его проведения повесткой дня в условиях произошедшего в короткие сроки объединения с РПЦЗ(Л). Неожиданно для себя оно уяснило, что Поместные Соборы – при абсолютной формальности последних в советских условиях и крайней неудобности для иерархии в постсоветское время – являются фактором легитимности современной Русской Православной Церкви Объединяющейся. Какой бы консервативной Зарубежная Церковь ни была, – к слову, это вполне нормальное явление для Запада, религиозная жизнь которого представлена спектром фундаменталистских, консервативных и либеральных Церквей, – та никогда не была ни частью, ни придатком какого-либо государства. Вряд ли стоит идеализировать РПЦЗ, но невозможно, говоря о ней, не признать тот простой факт, что само существование Русской Православной Церкви Заграницей было бы невозможно без активного участия мирян в церковной жизни, и не только на приходском уровне. Наверное, не случайно, что именно миряне РПЦЗ проявили куда большую осторожность в вопросах объединения с РПЦ МП, нежели их архипастыри.

Поэтому в целях закрепления результатов происходящего "воссоединения" руководству РПЦ МП мог потребоваться Поместный Собор, хотя он и не слишком удобный инструмент при решении иных управленческих задач.

Митрополит Кирилл ничего не сказал о сроках проведения Поместного Собора. Но это и неважно. В любом случае он будет формироваться при минимальной квоте для мирян и без всяких демократических процедур. Более того - по нынешнему уставу РПЦ МП, даже такой, тщательно собранный Поместный Собор ничего не решает. Все его постановления вступают в силу лишь после утверждения "квалифицированным большинством" архиереев. Значит, Архиерейский Собор выше Поместного. Судя по настроениям иерархии РПЦЗ МП, там вполне разделяют такие взгляды.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования