Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 ноября 2007, 19:07 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Епископ Олимпийский НЕКТАРИЙ, управляющий приходами ИПЦ Греции в России, об истории своего Синода и отношении к церковным разделениям


Портал-Credo.Ru: Расскажите, пожалуйста, о Вашем Синоде, известном как "каллиникитский" или "Ламейский" (см. "Справку", опубликованную на Портале). Каковы причины его отделения от Архиепископа Хризостома; почему Ваш собственный выбор пал именно на этот Синод; какова статистика его епархий и приходов в мире и в России?

Епископ Нектарий: Причины разделения 1995 г. кроются в событиях более давних – разделениях 70-х годов, когда от единственного тогда флоринитского Синода блаженной памяти Архиепископа Авксентия отлагались некоторые архиереи, в числе которых был и тогдашний Солунский митрополит Хризостом (Киюсис). После неоднократных со стороны Архиепископа увещаний вернуться Синод постановил считать Хризостома падшим с престола Солунской митрополии и возвел на нее Евфимия, при котором епархия расцвела и количество приходов в Салониках возросло с трех до десяти, а еще около десятка открылось в пригородах.

К сожалению, старейшая солунская община Трех Святителей не просто осталась с Хризостомом, но еще и ее Совет сильно ополчился против митр. Евфимия, причем ни за что иное, как за строительство новых церквей, т.к. это вызвало отток прихожан из Трехсвятительского храма и, стало быть, привело к уменьшению доходов и влиятельности этой общины. Совет этот, бывший главной опорой мятежного митр. Хризостома в Салониках, подстрекал его к борьбе против синодального митр. Евфимия.

Затем, в 1979 г., от Синода отошли два митрополита – Каллист и Антоний – и тайно рукоположили восемь новых архиереев. В скором времени, впрочем, стало ясно, что всем им придется остаться в одиночестве, практически без приходов, и они, включая новорукоположенных, вернулись к Синоду, но, к сожалению, были приняты без соблюдения прежде принятых в отношении них решений, что и привело затем к неканоничному свержению Архиепископа Авксентия. Лицемерность их возвращения проявилась в том, что они, как выяснилось много позже, продолжали тайно составлять параллельный "синод в Синоде", отдельно собирались своей фракцией на заседания по отличному от канонического Синода адресу, вели квазисинодальные протоколы и т.д.

По свержении Авксентия согласился прийти в единство и Хризостом, однако и он был принят без соблюдения канонических требований. Более того, единственным средством убедить его оставить Солунскую кафедру было предложить ему Афинскую. При этом от него потребовали подписать обязательство впредь совершенно отказаться от какого бы то ни было вмешательства в дела Солунской Церкви, на престоле которой единственным законным архиереем оставался Евфимий. К сожалению, Архиепископ Хризостом не сдержал данного обещания и продолжал поддерживать Трехсвятительскую общину в ее непризнании Митрополита Евфимия. Но, кроме того, в общем Синоде он солидаризировался с фракцией ведших свою парасинодальную деятельность "каллистовцев", отстраняясь от исконно-синодальных архиереев. Последние группировались вокруг Заместителя Председателя Синода, Пирейского Митрополита Геронтия, обладавшего достаточным влиянием, чтобы как-то поддерживать равновесие сил. Таким образом, с 1986 по 1995 гг. Синод существовал в состоянии внутреннего разделения на две фракции: бывших бунтовщиков во главе с Архиепископом и исконных синодалов во главе с Митрополитом Геронтием.

Но в ноябре 1994 года Митр. Геронтий умер, и равновесие нарушилось. Исконно-синодальные архиереи теперь уже не могли противодействовать всем козням и неканоничным, парасинодальным действиям с нарушением соборности, исходившим от противоположной группировки. В июле 1995 г. они направили телеграмму Архиепископу, в которой подвергли сомнению его право быть Первоиерархом Церкви ввиду его несоборных, парасинодальных действий. (На самом деле им бы следовало тогда указать, что занятие Хризостомом Афинской кафедры было изначально неканоничным.) Архиепископ же Хризостом, получив эту телеграмму, вместо того, чтобы собрать Синод для рассмотрения претензий своих собратий, созвал свою фракцию, и пять архиереев с самим  Хризостомом во главе в течение трех дней совершенно не канонично "низложили" тех шестерых, которые подписали телеграмму! Шесть "низложенных" архиереев, вместе с двумя другими архиереями, которые не принадлежали ни к одной из партий, не участвовали в "низложениях" и не подписывали телеграмму, вынуждены были, видя эти противоканоничные деяния своего Архиепископа, возложить председательство в Синоде на старшего по хиротонии Митр. Каллиника Фтиотидского. 

Так возник Синод под председательством Митр. Каллиника, в который первоначально вошли восемь архиереев: не принадлежавшие ни к какой из "партий" Антоний Аттический и Афанасий Ахарнский, сам Митр. Калинник, Евфимий Солунский, Паисий Американский, Стефан Хийский, Иустин Еврипский и Викентий Авлонский. Вскоре, однако, Митр. Антоний умер, двое американских епископов перешли в Константинопольский патриархат, Стефан и Иустин присоединились к Хризостому, а на какое-то время за ними последовал и Афанасий Ахарнский, впоследствии вернувшийся назад. Митрополиты Каллиник и Евфимий, оставшись в какой-то момент вдвоем,  вынуждены были восполнить Синод рукоположениями четырех новых епископов.

Что до моего собственного выбора, то, решив в 1995 г. присоединиться к ИПХ Греции, я ничего не знал ни о случившемся разделении, ни, тем более, о его причинах и подоплеке. Поэтому я обратился к Архиепископу Хризостому, от которого и услышал впервые о "каллиникитах", как о злостных раскольниках. Впоследствии, однако, столкнувшись в "хризостомовском" Синоде с нарушениями, затрагивающими не только каноны Церкви, но и ее догматическое учение, я был вынужден отложиться. К тому времени я уже знал греческий язык и мог самостоятельно читать церковную прессу. Изучив по ней документы сторон, я пришел к заключению, что церковная правда была на стороне "каллиникитов", и присоединился к ним. С тех пор вот уже почти восемь лет я пребываю в этом Синоде и должен сказать, что помимо вышеуказанных моментов я встретил в нем гораздо лучшее отношение к нам, русским православным, нежели это было у "хризостомовцев", где я ощущал себя, приезжая в Грецию, человеком второго сорта.

Но, чтобы не заставлять читателей Вашего Портала прислушиваться к моим ощущениям, обращу внимание на факты. Хризостомовский Синод не только не рукоположил ни одного негреческого епископа,- хотя мы все знаем, например, о больших успехах его сербской миссии, возглавляемой уже много лет неустанным тружеником, иеромонахом Акакием, - но и за все эти годы ни один их епископ ни разу не посетил Россию.

О статистике приходов в Греции, к сожалению, не могу сказать Вам точно, поскольку недавно наш Синод, покинули три епископа: Нифон Пирейский, Арефа Критский и Ангел Авлонский, из которых первые два составили свою группу, а третий пребывает один. Естественно, это повлекло уменьшение числа приходов, хотя некоторая их часть не пошла за своими епископами и осталась с Синодом. Могу сказать, что прежде этого отделения у нас было порядка ста сорока - ста пятидесяти приходов и монастырей в Греции, но полагаю, что их и сейчас осталось больше сотни.

О епархиях в Греции тоже говорить довольно сложно, так как формально считаются существующими все исторические митрополии Элладской Церкви, хотя на многих кафедрах никогда не было старостильного архиерея. Поэтому проще говорить о епископах. В настоящее время у нас в Греции четыре правящих архиерея, один викарный и один титулярный. Самой процветающей из епархий является, по-моему, Солунская митрополия, где подавляющее большинство старостильников принадлежит к юрисдикции нашего Синода.

Кроме того, в мире у нас существуют еще три епархии: Галльская, Австралийская и Американская. Последняя, правда, понесла сильный урон в связи с отложением ее бывшего Местоблюстителя, Нифона Пирейского, и в ней на настоящий момент осталось два прихода в США и два в Канаде. Три больших прихода и два монастыря составляют Австралийскую епархию. Но самой процветающей зарубежной епархией является Галльская митрополия, объемлющая собой семь приходов во Франции, четыре прихода и монастырь в Италии и приход в Англии.

Существуют также небольшие Экзархаты Балканский и Кипрский. Ну, и наш Российский и Восточноевропейский Экзархат, о статистике которого пока рано говорить, коль скоро у Вас на Портале появляются сведения о неприятии меня большинством клириков, а я пока еще не получил каких-либо данных, подтверждающих или опровергающих эти сведения.

- Почему возникла необходимость рукоположения епископа Вашего Синода для России - ведь здесь совсем немного Ваших общин?

- Видите ли, в бытность свою епископом Петрским и нашим Экзархом, Архиепископ Макарий (ныне председатель Синода) регулярно посещал наши приходы в России, а теперь обстоятельства сложились так, что он больше не может этого делать. И хотя, как Вы верно заметили, общин у нас здесь немного, но, тем не менее, бывают случаи, когда присутствие архиерея необходимо. Например, в ближайшее время мне нужно будет осуществить чиноприем клириков, подавших соответствующие прошения уже несколько месяцев тому назад.

Мне хочется сказать несколько слов о сложившейся ситуации вокруг слухов о неприятии меня в качестве правящего епископа большинством российских клириков нашего Синода, которая представляется мне весьма странной. Я хорошо знаю и высоко ценю опубликовавшего на Вашем Портале свое заявление против моего назначения о. Олега Миронова – клирика опытного и образованного как духовно, так и светски. Он ведь у нас доцент Философского факультета Воронежского университета. Так вот в день моей хиротонии в телефонном разговоре с нашим иеромонахом Спиридоном (Самохваловым), служащим в настоящее время в Салониках, о. Олег сказал, что он искренне рад, и передал мне свои поздравления. И вдруг, спустя всего лишь несколько дней, такая неожиданная реакция…

Должен также сказать, что о. Олег совершенно напрасно представился Вашему Порталу как эпитроп Синода в России. Не понадеявшись исключительно на свою память, я сегодня спросил по телефону Секретаря Синода, Митрополита Месогейского и Островов Христофора, и он подтвердил, что никаких указов о назначении о. Миронова на какую бы то ни было административную должность, равно как и об образовании в нашем Экзархате благочиний, не было. Мне не хочется думать, что о. протопресвитер сознательно вводит людей в заблуждение, и я искренне надеюсь и молюсь, чтобы он одумался, и мы по-прежнему продолжали бы вместе трудиться в винограднике Господнем. По крайней мере, я всегда открыт к дальнейшему с ним контакту.

- Правда ли, что для Вас канонически неприемлема ни одна из истинно-православных иерархий русской традиции (большинство из которых вышли из недр РПЦЗ)? Почему?

- Когда мы присоединялись к грекам, была еще единая РПЦЗ, как раз в то время только что вступившая в общение с Синодом Противостоящих, что нам никак не представлялось приемлемым. С тех пор в русской церковной жизни произошло много событий, в результате которых появилось много иерархий, и я затрудняюсь сказать конкретно о каждой из них, что вот та де приемлема, а эта неприемлема. Нужно разбираться в каждом конкретном случае, и разбираться соборно, потому что вынесение какого-либо вердикта по такого рода вопросам очевидно выходит за рамки компетенции отдельного епископа.

- Есть ли у Вас план объединения истинно-православных юрисдикций русской традиции с целью воссоздания Поместной Российской Церкви? Кто препятствует такому объединению?

- Нет, конкретных планов нет. Знаете, когда-то нечестивого Сергия Страгородского спросили о его церковной программе, и он ответил: "Моя программа – это программа Духа Святого". Это хорошие слова, хотя, конечно, не в лживых устах. Мне хотелось бы сказать их применительно к себе. Сейчас многие строят планы, но жизненным может быть только план Бога, и если мне таковой не открыт, то я лучше не буду строить свой собственный, дабы он не оказался в разрез с Божьим.

Воля к единству должна, как мне кажется, выражаться, прежде всего, не в планах и стратегиях, а в готовности без предубеждения обсуждать любые вопросы с любым благонамеренным человеком или группой, стремясь к выявлению истины, а не, скажем, к преобладанию или к тому или иному церковно-политическому результату. Если будет такая воля, то мы не будем препятствовать плану Божьему, а стало быть, и объединению. А если другая – будем.

- В последнее время публикуется все больше обвинения "морального характера" против иерархов "каллиникитского" Синода, особенно против митрополита Солунского Евфимия. Могут ли они иметь под собой какое-то основание?

- Я не замечал, чтобы в последнее время их публиковалось бы больше. Ну, разве что за исключением Вашего Портала. Что же до митрополита Евфимия, то обвинения против него являются политической интригой, более позорящей тех, кто к таким методам прибегает.

Я уже говорил выше, что Солунская митрополия является самой, пожалуй, благополучной и многолюдной епархией нашей Церкви, и общая нелицемерная любовь солунян к своему архипастырю, которую мне доводилось не раз наблюдать, свидетельствует о цене, которую имеют эти обвинения в глазах православного греческого народа.

Но поскольку в недавней статье Портала говорилось об этих обвинениях как о причине формирования нашего Синода, позвольте мне коснуться истории этого вопроса.

Итак, впервые обвинения против Митрополита были выдвинуты той самой боровшейся с ним Трехсвятительскойобщиной, о которой я говорил выше, и рассмотрены Синодом Архиепископа Авксентия, причем Митрополит был полностью оправдан. Затем, спустя несколько лет, некий молодой человек, прознавший об этом конфликте, пришел к представителям общины и, сказавшись любовником Евфимия, попросил миллион драхм (около $ 5 000) за то, что он напишет признание. Общество Трех Святителей соглашалось только на полмиллиона, но его это не устраивало. Тогда они связались с Архиеп. Хризостомом, и он пообещал, что возьмет половину суммы на себя. Согласившись насчет суммы, они велели ему тут же писать текст и затем пойти с представителем Общества в полицию, чтобы заверить подпись. Но полицейский чиновник, который должен был засвидетельствовать подлинность подписи, поставив уже свою подпись и печать, удостоверяющую личность заявителя, вдруг после подписания всех бумаг случайно заглянул в текст. Когда же он увидел, что этот господин обвиняет некоего Митрополита, он заявил, что это дело осуждается законом Греции, позвал полицейских, и лжесвидетеля задержали, а бумагу изъяли. Тем не менее, у Общества осталась копия, которую они переправили Хризостому, а тот послал одного монаха отнести ее в светскую газету. Газета ухватилась за "жареный факт" и напечатала, и тогда на очередном заседании Синода Хризостом сказал, что теперь "виновен Евфимий или не виновен, но надо от него избавиться, чтобы смыть пятно с авторитета Церкви". Но тот юноша, так и не получивший в результате половину суммы, в отместку написал Евфимию, признавшись, как было дело, и вот теперь на Синоде митр. Евфимий предъявил это письмо. Тогда Архиепископ срочно закрыл заседание, видя, что и на сей раз осудить Евфимия не удается. Все это действительно подтолкнуло архиереев к отложению. А беспутный юноша, работавший пожарником, через год погиб при тушении пожара день в день в то самое число, каким он подписал свои показания. Он не был ни членом старостильной Церкви, ни вообще тем лицом, от которого возможно принимать обвинения на епископа (в канонах специально оговорено, что если некая блудница начнет свидетельствовать о якобы совершенном с ней грехе епископа или клирика, то ее слова нельзя принимать в качестве обвинения). Ну, а ситуация с наймом и вовсе говорит сама за себя и не нуждается в комментариях.

Одним словом, для меня не существует и тени сомнения в невиновности моего собрата и сослужителя, Митрополита Фессалоникийского Евфимия.

- Считаете ли Вы необходимым литургическое возрождение в православной Церкви, более активное и деятельное участие мирян в литургической жизни? Каким должен быть результат такого возрождения?

- Да, несомненно, считаю. В нашей петербургской общине, например, большинство верующих подходит ко Святой Чаше на каждой литургии. При этом таинство исповеди может быть разнесено во времени с причащением. Результатом должно быть у мирян сознание того, что они являются не пассивным элементом в богослужении, но участниками Общего Дела – святой Литургии.

- Как бы Вы охарактеризовали положение православных вне Московского патриархата в Санкт-Петербурге - городе Вашего постоянного служения?

- Как и везде в России, да и вообще в мире, это состояние раздробленности. Вместе с тем, мне кажется, что все-таки у нас в городе общение между представителями разных православных течений носит более нормальный характер и лишено тех полемических крайностей, которые отмечаешь, просматривая, скажем, те или иные сайты отечественных и зарубежных ревнителей. Возможно, здесь сказывается дух культурной столицы, или это холодное северное небо и частые туманы. И хотя это все человеческое, но должный человеческий уровень общения является, на мой взгляд, начальным условием, той предпосылкой, без которой невозможно выстраивать отношения христианские, церковные, духовные.

- Возможен ли новый раскол среди ИПХ России вследствие Вашей хиротонии и каковы будут Ваши действия в случае такого раскола?

- Мне это представляется маловероятным. Прежде всего, потому что возможное отделение от меня клириков трудно было бы назвать расколом в каноническом значении этого слова, поскольку мы здесь не обладаем канонической территорией, и признание над собой юрисдикции епископа Олимпийского, да и вообще греческого Синода, есть дело сугубо добровольное. И недовольным моим поставлением клирикам нет никакой нужды выступать с обвинениями, чтобы объяснить и оправдать свое неприятие. Они могли бы просто обратиться ко мне и сказать: "Владыка, нам вас не надобно". И я бы дал им отпускные грамоты. Более того, они могли бы избавиться от моего управления, даже оставаясь в Синоде. В конце концов, Синод обещал рукополагать в Россию епископов по первому требованию общин. Вот и курско-воронежские клирики могли бы собраться и попросить рукоположить для них кандидата, более их устраивающего, нежели Ваш покорный слуга. Я, кстати сказать, еще несколько лет тому назад предлагал им сделать это. В Белгороде есть наш иеромонах Амвросий (Посохов), и я ничуть не возражал бы против его поставления, буде на него соизволили бы клирики.

К сожалению, клирики не пошли этим более нормальным и легким путем мира, но предпочли новые нестроения. Тем не менее, я не хочу выпускать им в след (если они все же уйдут) прещения, но лишь предупрежу оставшихся со мной верных не иметь с ними церковногообщения, предоставив их самих суду Божию.

И еще к слову о расколе: крайнее недоумение вызвало у меня то место сообщения Портала, где со слов неизвестных "наблюдателей" говорится, что я, вероятно, скоро выйду из Синода вместе с Митрополитом Галльским Филаретом и создам с ним новую юрисдикцию. Ничего подобного нет и в мыслях ни у меня, ни у Преосвященного Галльского, с которым мы действительно дружны и единодушны, но отнюдь не в ущерб общецерковному единству.

Беседовал Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"


    В сюжете:

15 ноября 2007, 16:42  
ДОКУМЕНТ: Уведомительная записка из Главного секретариата Священного Синода ИПЦ Греции в связи со смущением, возникшим после хиротонии епископа Нектария для окормления Российского экзархата
06 ноября 2007, 18:00  
МНЕНИЕ: "Мы присоединялись к Греческой Церкви на положении "осколка" поместной Российской Церкви для временного окормления" - эпитроп Российского экзархата Церкви ИПХ Греции ("Каллиникитского Синода") протопресвитер ОЛЕГ МИРОНОВ
04 ноября 2007, 22:32  
ДОКУМЕНТ: Резолюция пастырского совещания духовенства российского экзархата Церкви ИПХ Греции «Каллиникитского» Синода
04 ноября 2007, 19:07  
ИНТЕРВЬЮ: Епископ Олимпийский НЕКТАРИЙ, управляющий приходами ИПЦ Греции в России, об истории своего Синода и отношении к церковным разделениям
02 ноября 2007, 20:00  
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Хиротонии новых епископов в "киприановском" и "каллиникитском" Синодах ИПЦ Греции. 19-25 октября 2007 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования