Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 октября 2007, 10:55 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Таусень – души предков улетают на птичьих крылах в Светлый Ирий. День осеннего равноденствия отметила община "Родолюбие"


Праздник "Таусень" - день осеннего равноденствия - отметила в конце сентября община "Родолюбие". Праздник отмечался на главном капище общины в Подмосковье, в районе станции Луговая, и собрал более 120 человек - членов общины и сочувствующих. День выдался по-летнему теплый, солнце ярко светило с безоблачного неба. Расстояние от станции "Луговая" до капища приличное, около часа пути пешком, поэтому те, кто не на машинах, выезжали из Москвы с утра пораньше.

Таусень, иначе называемый Радогощь, отмечается во время осеннего равноденствия, по своему происхождению является праздником аграрного цикла и приурочен к сбору урожая, а в календарном аспекте символизирует наступление последней четверти года, когда день идет на убыль, становясь короче ночи, в преддверии Коляды - зимнего солнцестояния. Как красочно описывал это один из родноверов: "Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световид (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт "старику". Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь".

Общину "Родолюбие" возглавляет харизматичный молодой лидер волхв Велеслав, который является также автором нескольких десятков книг по теории и практике славянского язычества, иначе родноверия, о чем уже сообщал "Портал–Credo.Ru".

Вот что говорит о ритуале праздника в своем "Слове Малом об общем ходе обрядных действ" сам Велеслав: "Таусень-Радогощ – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию (Солнцестоянию). Это пора, когда "замыкается" Сварга, Светлые Боги уходят из Мира Яви Земной во Сваргу Небесную до будущей весны, а души Предков улетают на птичьих крылах в Светлый Ирий.

Кратко – общий ход действа:

1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц – яко Все-Единого Все-Отца всего сущего и Все-Многих Матерей живота всякого.

2. Тако же – восславить Велеса и Макошь – покровителей Урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном Куту, а Макошь – обережным обходом поля (Родовой Нивы) посолонь да требным Короваем.

3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов Мост в Ино. Тако же – проводить Предков в Ирий, возложив в Огнь соломенную Птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).

4. Разыграть весёлую скоморошину – "Похороны Мухи" (муха шутейно "хоронится" в "домовине", представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).

5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно благословлением урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: "Зрите ли мя, детушки?" Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: "Не зрим, отче!" Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: "Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!" Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала – так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: "Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!" Среди обрядовой стравы уместны: яблоки, орехи, мёд…

6. В заключение празднества – лепо прославить Родных Богов веселыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё – по углям горячим походить, дабы на зиму Силою Огненною-Божскою с-Правно преисполниться – Богам Родным во славу, а нам во здраву!.."

Однако, как это зачастую и бывает, на практике проведение обряда несколько отличалось от этой "программы". Прибывшие первыми приступили к приготовлению обрядовой крады - ритуального костра, сложенного в форме куба из ровных сосновых бревен.

Родноверы прибыли на праздник не только из Москвы, но и других городов. Многие были впервые на обряде "Родолюбия" и "Велесова круга". Поскольку народу было много, с подготовкой управились быстро. Коротая время в ожидании запаздывающих, родноверы развлекались игрой на традиционных инструментах и общались. Желающие, а их нашлось немало, слушали рассказы Велеслава о сути обряда и иных аспектах родноверия. На месте можно было приобрести соответствующую литературу, преимущественно принадлежащую перу самого Велеслава. Женщины по соседству с капищем готовили братчину - ритуальную трапезу.

Когда прибыли все, кого еще дожидались, женщины отправились в лес, откуда вернулись с ритуальной жертвой – плетеной птицей, упомянутой в руководстве по проведению обряда. Поскольку народу у капища собралось немало, у входа на него, обозначенного двумя колышками, волхвы Велеслав и Богумил решали сложный вопрос – кого пускать в круг, а кого нет. В итоге было принято решение ввести строгий dress-code: пускать только тех, кто в славянской одежде, исключение было сделано лишь для мужчин, горевших желанием участвовать в обряде – им разрешили в виде исключения присутствовать в кругу с голым торсом. Правда, корреспонденту "Портала–Credo.Ru" разоблачаться не пришлось – я спокойно встал в круг, хоть и чуть позади, и принимал участие во всем ритуале без исключения.

Вот, наконец, все заняли место в кругу, и начался обряд. После вступительных речей волхвы совершили возжжение крады, и с жертвенными возгласами возложили в огонь плетеную птицу - жертву богам и предкам. После вознесения жертвы волхвы возгласили прославления богам и принесли общие, от лица всех, требы (прошения). Затем наступила очередь частных треб.

Родноверы – и мужчины, и женщины – по очереди подходили к костру, и, преклонив колено, оглашали свою просьбу, затем, прославив богов, приносили жертву в костер. Жертвой, как правило, служил каравай хлеба либо что-то съестное. Затем по кругу прошла деревянная чаша, которую не так-то просто было удержать в руках – объем её был несколько литров, а вес – около двух десятков килограмм.

Каждый, перед тем как пригубить кваса, произносил то или иное прославление, и возливал немного напитка на землю. Самыми частыми славословиями были "Слава Роду", "Слава богам", "Слава предкам" и "Слава земле родной", на что эхом отзывался весь круг. И если на прославления богов и предков родноверы вскидывали вверх правую руку, то, прославляя землю родную, как правило, прикасались к земле рукой.

После ритуальной чаши по кругу прошли девушки с караваем, от которого опять-таки все причастились. После причастия родноверы пустились в хоровод, сделав в общей сложности девять кругов вокруг догорающей крады.

Было много веселых моментов. Так, Велеслав, хорошо известный своим чувством юмора, поправляя остатки костра, отметил по поводу выпавшего из огня каравая: "Не восходит треба! Все взошли, одна эта не идет!" Но, в итоге, сгорел и этот каравай, и родноверы покинули капище, разойдясь по округе в ожидании братчины. Кто-то отправился в поле погулять, кто-то занялся борьбой, а кто-то просто отправился пить пиво.

Было много, больше десятка, желающих пройти имянаречение - своего рода обряд посвящение в родноверы. Все они, распоясавшись (исключительно мужчины), вновь прошли на капище, где перед ритуалом Велеслав провел с ними предварительную беседу.

Все остальные тем временем приступили к трапезе (новонарекаемым есть до посвящения запрещалось) и после непродолжительного застолья разбрелись кто по поляне, кто по кострам. У одного из них, ближнего к капищу, где собралась группа человек в десять, долго пели славянские и просто народные песни.

После завершения обряда имянаречения, трапезы и свободного общения солнце стало уже клониться к закату, и родноверы потихоньку стали собираться по домам. Потянулась вереница "безлошадных" к электричке, а те, кому повезло с автомашинами, разъезжались последними.

Влад Медведев,
для "Портала–Credo.Ru"

Фото с сайта: vlasti.net


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования