Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 октября 2007, 20:23 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: "Знаем, доверяем, сотрудничаем...". Старообрядцы в качестве объекта манипуляции, и скользкий субъект антикультизма


Жили-были староверы, сиречь древлеправославные християне. Жили бы и не тужили, да бывали гонения на них порой, и гонения немалые, свирепые, лютые… В конце концов, после всех гонений, оказалось, что совсем немного в этом временном мире староверов осталось. Больше, разумеется, чем парсов или калашей, но значительно меньше, чем адептов РПЦ МП, например.

Причем, под староверами, или старообрядцами, подразумеваются очень разные конфессии: как поповцы (например, Русская Православная Старообрядческая Церковь - РПСЦ), так и беспоповцы (брачные поморцы и федосеевцы), и "средние", часовенные и хатники, ещё не вполне беспоповцы и, наконец, единоверцы - часть РПЦ МП, молящаяся по старым книгам и обрядам.

Многим отличаются старообрядцы друг от друга. Но есть то, что объединяет все их согласия: нелюбовь к так называемым "православным миссионерам" и "борцам с расколами". Это и неудивительно, по причине, изложенной выше.

Долго ли, коротко ли обретались старообрядцы в тишине и покое, после трехсот с лишним лет беспрерывных гонений, но только "новое зло воцарилось в мире". Стали староверов "использовать". Много с них не возьмешь, конечно, моленных да храмов у них не так много осталось, богатых спонсоров так и вовсе нет, а вот имя (бренд, как говорят на современном коммерческом наречии) осталось. Что ж, значит найдутся и те, кто сможет выгодно использовать имя.

Началось все в 90-е гг. с Ивана Ивановича Миролюбова, тогдашнего исполняющего обязанности наставника Рижской Гребенщиковской общины - крупнейшей общины брачных поморцев Латвии да и всего мира. На фоне разговоров Миролюбова о "восстановлении трехчинной иерархии" (то есть о присоединении к одной из официальных православных Церквей) общину начали сотрясать скандалы, появились расколы, с Миролюбовым осталась лишь кучка родственников и близких друзей. Но он продолжал вещать от лица всех старообрядцев Латвии, всех поморцев, да еще и "исторические" меморандумы с РПЦ МП подписывал.

Житие Миролюбова переменилось основательно, стал он в Москве поживать и вещать уже не своим гласом. Получив высокую должность в ключевом органе Московской патриархии - ОВЦС - стал он координировать все отношения со старообрядчеством. Особенно активна эта "координация" в отношении Митрополита Корнилия (Титова), первоиерарха РПСЦ. Стал покорно прислушиваться к нашептываниям Миролюбова Митрополит, что не замедлило сказаться и вылилось в ряд очень неожиданных для старообрядца (тем более, иерарха) призывов к "совместному православному свидетельству" с никонианами-экуменистами и в признание церковно-политического старшинства РПЦ МП. Вскоре, ввиду несомненных успехов, рукоположили о. Ивана в единоверческие священники, но на новообрядный храм, никонианский.

Но и на старуху бывает проруха. Пострадал от спекулянтов и сам бедный о. Иван. Не так давно неожиданно "выступила" московская община "казанских" старообрядцев-федосеевцев (официальное название: Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь - РДКЦ) в поддержку некоего доктора Игоря Понкина. А точнее - в поддержку его борьбы против "языка ненависти и вражды" в публикациях журналиста Сергея Бычкова, обличающего, главным образом, коррупцию и моральный облик самого богатого и влиятельного человека в РПЦ МП митрополита Кирилла (Гундяева). Соответствующую обличительную книжку Понкина открывает очень странный документ - "Заявление" "исполнительного секретаря" Российского Совета РДКЦ И.И. Миролюбова от имени, разумеется, всех российских старообрядцев (помните заявления от имени всех старообрядцев Латвии?) о "переполнении чаши терпения ксенофобскими статьями С.С. Бычкова". В гневном тоне повествует несуществующий (как выяснилось позже) "исполнительный секретарь", полный тезка о. Иоанна Миролюбова, о злобствованиях и хуле "на Русскую Православную Церковь", почтительно именуя ее "Церковью" с большой буквы в отличие от своего согласия, которое если и может быть названо "церковью", то только с буковки маленькой.

Понкин Игорь Владиславович заслуживает отдельного слова - и слова доброго, ибо господин Понкин у нас один из главных "антикультистов", то есть тех, кто с "сектантством и раскольщиками", стало быть, борется. Говорят, страсть к непростой и очень опасной "антикультистской" борьбе у Игоря Владиславовича давняя. Говорят, что еще когда служил он в армии офицером, забрасывал он министра обороны призывами бороться с "сектантством" и выделять на это соответствующие финансы. Увы, в результате уволился из армии на покой г-н Понкин и отдал себя всего любимому делу, сиречь борьбе с "сектантством". Наиболее прославился он на этом поприще скандалом, связанным с мусульманами. До сих пор разбираются они меж собой, кто подписывался под Понкина, а кто не подписывался, а если подписывался, то зачем.

Доктор Понкин оказался человеком стыдливым, небессовестным. После всего этого неудобно стало ему мусульман под себя подписывать. И вот, в очередном сборнике в поддержку Понкина "выступили" очень экзотические верующие - федосеевцы "казанские". Федосеевцы в наши дни являются архиминоритарной конфессией - немного их осталось, и мало кто в России вообще знает об их существовании. А "казанские" федосеевцы и вовсе являются только частью федосевцев: их общин около дюжины по всей России. Кроме того, считается, что старопоморцы-безбрачники, то есть федосеевцы, - "радикальные беспоповцы", не признающие никакой РПЦ МП, ни ее таинств, считающие, что в "никоновой церкви" царствует антихрист. И вот, подписываются "радикальные беспоповцы" в поддержку священного дела г-на Понкина, защищающего доброе имя митрополита Кирилла и вообще РПЦ МП от уничижающих их нападок г-на Бычкова (который, заметим, РПЦ МП церковью антихриста никогда не называл). Не улавливает ли любезный читатель абсурдности происходящего?

Да и сами "казанские" федосеевцы крайне удивлены тем, что они, оказывается, защищают "шишей антихристовых", никонианских митрополита и попов. Больше того, спекуляции именем старообрядцев становятся не таким уж уникальным явлением. А на сей раз странный документ, якобы принадлежавший перу старообрядцев, которые о нем слыхом не слыхивали, был подписан именем того самого отца Ивана, Миролюбова. Вот и о. Иван пострадал, попал под раздачу, а он тоже ни при чем – сам руками разводит.

Какой же вывод можно сделать из этой череды-цепочки событий? Простой. Как ныне выражаются, неосвоенным брендом начали пользоваться. Берегись, дикая и наивная старообрядческая публика! Но нет ли в том и доли ее вины? Если люди не заявляют от себя и о себе, то от их имени может кто-то другой заявить, что угодно ему. Если старая пленка плохо хранит записанное на ней содержание, пусть это даже великие песни или фильмы, то наше время щедро на римейки, перепевки, ради выгодного коммерческого использования чего-то для нас знакомого, но полустершегося. Тут за руку трудно поймать. Творец подделки скажет: "Я креативная личность. А это не подделка, а творчество даже". Но все-таки подделка не меняет своей природы. Ни по форме, ни по содержанию, ни по духу не может называться феодосианством, старопоморством, "радикальным беспоповством" такой текст: "Объектом бычковских инсинуаций стали и многие другие авторитетные епископы и священники Русской Православной Церкви, пользующиеся уважением среди российских старообрядцев. Мы знаем этих людей, доверяем им, сотрудничаем с ними".

Андрей Езеров,
для "Портала-Credо.Ru"


    В сюжете:

01 ноября 2007, 19:48  
Сторонники Игоря Понкина продолжают оскорблять "Портал-Credo.Ru", пытаясь опровергнуть факт фальсификации
01 ноября 2007, 16:55  
МНЕНИЕ: "Никакого отношения к нашей Церкви И.И. Миролюбов не имеет, я вообще ни с каким Миролюбовым никогда не встречался" - председатель Российского совета РДКЦ (старопоморцев-федосеевцев) старший наставник АЛЕКСАНДР ХРЫЧЕВ
12 октября 2007, 21:07  
СПРАВКА: Игорь Владиславович Понкин, директор региональной общественной организации "Институт государственно-конфессиональных отношений и права"
12 октября 2007, 15:55  
ДОКУМЕНТ: Из доклада Московской Хельсинской Группы: "Свобода убеждений, совести и религии в современной России. О деятельности "Института государственно-конфессиональных отношений и права", руководимого д.ю.н. И. Понкиным
11 октября 2007, 18:00  
ДОКУМЕНТ: Выдержки из сводки информационно-аналитического агентства "Маркетинг и консалтинг" о свободе слова в России
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования