Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
07 сентября 2007, 14:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Глиняные горшки с йогуртом или золотые слоны? Два дня отмечали индуисты в Москве свой самый главный праздник – Джанмаштами, явление Кришны


Явление Кришны - один из самых древних и самых популярных праздников в Индии. В одной только Индии Кришну почитают почти 800 млн чел. Как гласят древнеиндийские Веды, именно в такой день 5 тыс. 235 лет назад и родился Кришна (правда, современные звездочеты расходятся во мнениях относительно точной даты). Веды называют Кришну Всевышним Господом.

Кришна-Джанмаштами в Индии празднуют все – и индусы, и мусульмане, и даже атеисты, коих, как ни удивительно, хватает даже в такой набожной стране, как Индия.

Отмечают праздник, конечно же, везде по-разному.

Например, в Южной Индии – это семейный праздник, что-то вроде нашего Рождества.

А иногда Джанмаштами называют "индийским Новым годом", поскольку он символизирует начало новой жизни и новых свершений. На севере страны – это шум и пестрый балаган. На западе Индии до сих пор жива традиция бить глиняные горшки с йогуртом, как это делал маленький Кришна. На востоке Индии виновника торжества (в образе алтарного божества) катают на золотой колеснице, осыпают сахарной пудрой и одаривают игрушечными слонами и коровами из чистого золота.

В Англии, где традиционно живет множество индусов, день рождения Кришны отмечают даже в чопорном британском парламенте.

В России же, на перекрестке миров и культур, Джанмаштами вобрал в себя всё вышеперечисленное, кроме, разве что, шествия слонов. Кстати, о Кришне на Руси знали уже чуть ли не 400 лет назад, еще со времен индусского купеческого подворья, где был свой храм.

Вообще, в западном мире Джанмаштами проявился только в середине 60-х годов прошлого века, когда туда приехал Бхактиведанта Свами Прабхупада и основал Общество сознания Кришны. Вместе с простой философией служения Богу "с преданностью" и священной Бхагавад-гитой, которую пропел воину Арджуне сам Кришна, Прабхупада принес и традицию праздников.

Двухдневное празднование в Москве не было на этот раз особенно пышным. Тем не менее, число гостей оказалось довольно внушительным для такого тесного пространства на Ленинградском проспекте, где по-прежнему располагается храм столичных вайшнавов. Надо полагать, никто из них не обманулся в своих надеждах превратить обычный рабочий день в выходной, поскольку 5235-я годовщина выпала (тонкости лунного календаря) на середину недели.

В Джанмаштами принял участие директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве Абхай Тхакур. Выступая с приветственной речью, он от имени посла Индии К. Сибала и правительства Индии поздравил российских вайшнавов и присутствовавшего на празднике главу Российского общества сознания Кришны Бхакти Вигьяну Госвами с праздником.

По словам индийского дипломата, наблюдавшего уже много раз праздничные мероприятия кришнаитов, его поражает "глубина и праведность, с которой русские вайшнавы относятся к индийской культуре", а также и то, что "они нашли золотую середину" и "ненавязчивы" в популяризации духовных ценностей этой культуры.

Бхакти Вигьяна Госвами назвал Джанмаштами "победой духа над грубой материей" и выразил надежду на обретение человеком истинного бессмертия.

В праздновании Джанмаштами также принял участие санньяси Бхакти Чайтанья Свами. Он родом из Новой Зеландии, но живет и проповедует учение Бхагавад-гиты большей частью в Южной Африке. Монах-странник считает, что истинное сокровище Индии находится в сфере опять-таки духовных ценностей, хоть и не отрицает факта заметного роста экономического влияния Индии в последнее время в мире.

В программу "дня рождения" Кришны в этом году были специально включены только чисто духовные элементы индуизма. Исключение было сделано только для детей, им соорудили в отдельном помещении развлекательные детские аттракционы (почему-то под ритмы "воздушной кукурузы"). Впрочем, как правило, на подобных массовых гуляньях невозможно обойтись без таких спутников древней духовности, как астрология, наука о здоровье и долголетии аюрведа, йогов и сопутствующих товаров вроде модных сари, ожерелий и магических камней. Чуть поодаль для не привыкших к посту до полуночи разместилось импровизированное кафе с вегетарианскими блюдами в ассортименте. В этот день московские кришнаиты постятся до полуночи, славят Кришну, а потом угощаются. Все блюда вегетарианские. Большой любовью пользуются особо приготовленные тушеные овощи с обжаренным домашним сыром, разные молочные деликатесы, начиная с сочных шаров из молочного порошка, пропитанных медовым сиропом, и заканчивая фруктами, плавающими в сладком йогурте, и т.д. Всего готовят 108 блюд, это сакральное число в индуизме.

Для любителей реального паломничества и полетов в Индию со скидкой предлагались уцененные туры в Бомбей и другие популярные уголки далекой экзотической страны.

Перед гостями выступил неизменный участник многих больших индусских торжеств театральный коллектив "Мадхура", показавший сценки из эпоса Рамаяна и других древнеиндийских писаний, причем с использованием современных средств в виде огненных брызг и шумовых эффектов. Подобные номера традиционно привлекают внимание индийцев. Индийцев на Джанмаштами в Москве собирается довольно много. Среди них можно было видеть сихков в разноцветных тюрбанах и вишнуитов в белых дхоти.

В паузах между сюжетами театрализованного шоу на сцену выходила танцовщица Сатьябхама, исполнившая танцы разных народов Индии, в том числе, храмовый молитвенный танец "одисси".

Огромной популярностью на таких праздниках всегда пользуется церемония омовения алтарных божеств. Под аккомпанемент экзотических музыкальных инструментов и пение ведийских гимнов и имен Кришны божествам устраивают "душ" из молока, йогурта, медового сиропа и фруктовых соков. За чисто символическое пожертвование, например, в виде гирляндочки из кусочков цукатов или монетки можно собственноручно омыть Кришну этим коктейлем, налитым в морскую раковину. Рядом же к потолку подвешены качели, в которых расположились другие божества. Каждый желающий может качнуть божества под радостные возгласы кришнаитов. Чуть поодаль в павильоне находится украшенная цветами большая ванна, в которой плавает игрушечный кораблик с божествами Кришны и Радхи на палубе. Длинная вереница индийцев терпеливо ждет своей очереди потянуть кораблик за веревку.

Особым номером программы стало выступление группы индийских детей младшего возраста, исполнивших на хинди песни об озорствах маленького Кришны.

Ближе к полуночи был сыгран спектакль "Над Вриндаваном солнце садилось", который, как можно догадаться уже из названия, рассказывает о вриндаванских развлечениях Кришны. По словам автора пьесы, известного киевского театрального критика Петра Недоли, на постановку его вдохновил Бхакти Вигьяна Госвами. Актеры, одетые в костюмы далекой эпохи, рассказали зрителям о безмятежной жизни священного Вриндавана, где 5 тыс. лет назад родился Кришна. Любимым занятием Кришны было воровство йогурта у соседок и битье горшков с молочными припасами, а также взимание мыта, в виде опять-таки йогурта и сметаны, с проходивших по лесу пастушек.

Завершилось все действо виртуальным путешествием по святым местам Индии с помощью слайд-шоу. Хотя сам праздник продолжился и назавтра, когда кришнаиты веселятся по случаю первого дня Кришны. Именно на следующее утро приемный отец Кришны, богатый вайшья-землевладелец, владевший почти миллионом коров, устроил беспримерные торжества по этому случаю и раздал при этом огромное количество золота и коров брахманам. В те времена мерилом состоятельности были не счета в банке, а коровы. Ну и драгметаллы, конечно.

Для кришнаитов Общества сознания Кришны с праздником Нандотсава совпадает день рождения их духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он родился в Калькутте в 1896 году в семье вайшнава-торговца. В юности будущий религиозный проповедник учился в Шотландском колледже и отличался необыкновенным прилежанием и способностями, однако, увлекшись идеями Ганди, он в знак протеста отказался от английского диплома, открывавшего большие перспективы для работы в английских богатых компаниях, и занялся революционной деятельностью. Однако скоро Прабхупада встретил известного вайшнавского проповедника Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура и под его влиянием окончательно изменил свои взгляды на жизнь, гандизм и роль и место древнеиндийской ведийской духовности. По наказу гуру Прабхупада стал изучать Веды, переводить священные книги на английский, причем точно в духе именно авторитетной вишнуитской ученической линии Брахма-Мадхва.

Летом 1971 года Прабхупада приезжал в Москву, которая была тогда ограждена от мира железным занавесом. Ему удалось встретиться только с одним москвичом, Анатолием Пиняевым, помимо профессора Котовского, сына героя гражданской войны, работавшего в Институте востоковедения и изучавшего индуизм. Именно тогда в стране и появились первые кришнаиты. Впоследствии Пиняева арестовали на волне преследований кришнаитов и долгое время держали в смоленской психушке, где верующие подвергались "лечению" карательной психиатрией.

Прабхупада написал множество трудов по вайшнавскому богословию, философии Веданты. Прежде всего, это переводы и комментарии на английском к таким священным писаниям, как Шримад Бхагаватам, Бхагавад-гита, Чайтанья-чаритамрита и др.

Своими воспоминаниями о Прабхупаде поделились два его ученика - новозеландец Бхакти Чайтанья Свами и англичанин Пурначандра дас, специально приехавшие на торжества в Москву.

Владимир Яковлев,
для "Портала-Сredo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования