Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 августа 2007, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: За буйки не заплывать! Академики и члены Общественной палаты РФ разделилась "по церковному вопросу" на три непримиримых партии, а РПЦ МП держит оборону


Общественная палата РФ, как и Российская Академия наук, отнюдь не являются точным отражением российского общества в целом или репрезентативным срезом идейных настроений всех россиян. Палата и Академия формируются по внутренним, корпоративным правилам и являют собой лицо политической, интеллектуальной, творческой элиты страны, которая по-разному понимает свою ответственность за судьбы России. Дискуссия вокруг роли Церкви в российском светском обществе разделила ученых и членов ОП, по крайней мере, на несколько идейных партий, которые ставят перед собой совершенно разные, точнее - диаметрально противоположные, задачи.

О накале жарких споров говорит тот факт, что общественная поддержка письма 10 академиков РАН вызвала обвинения в поисках "врагов народа" и начале новых тотальных репрессий против Церкви (не накликать бы!). Глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский в эмоциональном порыве даже обвинил правозащитников в том, что они хотят снова загнать всех верующих "в советскую теплушку или воркутинский барак", а Евразийский союз молодежи во время пикета у здания РАН обещал, что академики и иже с ними "попадут в ад".

Первую партию можно условно назвать "академиками", это сами инициаторы письма к президенту Путину и часть тех, кто его поддержал. "Академики" ставят перед собой фактически одну главную цель - защитить светскую науку от посягательств Церкви, сохранить светское образование от церковных догм и православных нововведений. Для ученых не так важна морально-нравственная и духовная сторона дела, как стремление сохранить интеллектуальное наследие, которое сформировалось в советскую эпоху. Это совсем не та коммунистическая наука (типа "научного атеизма"), о которой можно было бы подумать. Это традиция мыслить позитивистски, свободно, логично и обоснованно, без религиозных "предрассудков", но не испытывая к религии никакой вражды. Более того, к церковному вопросу по существу академики равнодушны. На пресс-конференции в "Интерфаксе" 8 августа академик РАН Андрей Воробьев, один из авторов письма, в присутствии диакона Андрея Кураева и отца Всеволода Чаплина призвал закончить споры по поводу изучения в школах "Основ православной культуры", "прекратить дискуссию, так как она раскалывает общество". О том же самом в обращении к Юрию Полякову – главному редактору "Литературной газеты" - написал другой автор письма, академик Жорес Алферов. Он отметил, что нельзя придавать письму политического характера, потому что оно преследовало две прагматичные цели – оградить ВАК от "теологии", а школы - от обязательного изучения ОПК.

Вторая партия – "политологи", представленные, прежде всего, двумя членами Общественной палаты РФ: Вячеславом Глазычевым (он поднял вопрос о защите светскости государства в рамках обсуждения доклада Палаты "О состоянии гражданского общества в РФ") и Алексеем Чадаевым (он заявил о желательности расширения этой дискуссии и подключения к ней ведущих политиков), к которым довольно быстро примкнули многие правозащитники и журналисты. Цель этой партии, если суммировать все сказанное ее представителями, – сделать "церковный вопрос" в России предметом именно политической дискуссии (в отличие от нарочитой аполитичности "академиков"), таким образом, максимально обострив эту проблему. Для "политологов" важно довести "церковную проблему" до логического конца, определиться с правовым статусом РПЦ МП как негосударственной корпорации, а заодно дать политическим партиям новый повод, чтобы заявить о себе. "Политологи" проводят как бы диверсификацию духовных ресурсов страны ради устойчивости многоконфессионального российского общества, что вполне возможно в ближайшее десятилетие приведет к заключению особого Акта о привилегиях РПЦ МП, где государство четко пропишет, как оно обязано помогать своей "культурообразующей" религии.

Наконец, третья партия – "церковники", то есть все, кто активно поддерживает официальную позицию Московской патриархии, - от иерархов, клириков и чиновников РПЦ МП до общественных деятелей. Характерно, что самое масштабное письмо интеллигенции в защиту Церкви было опубликовано в "Советской России". Среди подписавших это письмо четыре члена Общественной палаты – Валерий Ганичев, Леонид Бородин, Галина Боголюбова и Анатолий Карпов. Ранее за укрепление "власти духовенства" в стране публично высказался член Палаты – епископ Саратовский Лонгин (Корчагин). Цель "церковников" - духовное, культурное, демографическое и прочее возрождение русского народа при поддержке Церкви, которая должна взять на себя ответственность за православное воспитание русских детей, боевой дух русских солдат, за нравственный климат в стране, который определяют пресса и телевидение. Кроме того, Церковь должна иметь право создавать свои научные кадры, в том числе и в вузах, и через систему Академии наук.

Позиции "академиков", "политологов" и "церковников" вообщем-то даже не пересекаются между собой. Прежде всего, это связано с тем, что представители этих партий принадлежат к разным социально-экономическим группам российской интеллигенции: ученый мир, мир политтехнологий и мир патриархии – это совершенно разные планеты. Однако в ходе дискуссий, которые вылились в прессу и на государственное телевидение, даже нет попыток найти хоть какие-то пути и основания для диалога. И этому есть несколько объяснений.

Во-первых, конкретные проблемы и конфликты, возникающие между Церковью и школой, наукой, правозащитниками и "либералами", никто толком не обсуждает. Характерно, что единственным, кто по существу дела высказался в отношении вопроса о введении в светское высшее образование такой дисциплины как "теология" был русский католик, член Папского совета по делам мирян Алексей Юдин. Он сказал слова, которые отражают всю сложность ситуации, в которую попала РПЦ МП сегодня: "У нас не было университетов средневековых, где бы богословие было центральной, суммирующей частью образования. К нам пришёл светский университет, где богословского факультета вообще не было. И поэтому образование, соответственно наука, рассматривалась исключительно как светская область. Полемика, которую мы видим сейчас, очень характерна для 19-го века. Церковь сегодня в России повторяет тот же самый путь, что когда-то проходила церковь на Западе, в том числе и Католическая – отстаивание своих собственных интересов в качестве некой совершенной модели общества". В отношении введения ОПК, по-прежнему, складывается парадоксальное положение – никого не интересует, собственно, содержание учебников по этому хитрому предмету.

Во-вторых, представители Церкви сами сознательно ограничивают поле для широкой общественной дискуссии, не стараются оспорить критиков клерикализма с разных сторон, а вклиниваются в ряды "противника" лоб в лоб, не оставляя никакого простора для размышлений. Если вы против клерикализма, то вы враги, антихристиане, испытывающие ненависть (см. интервью с зав. кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктором Легой).

С одной стороны, Церковь вправе не прислушиваться к атеистам-материалистам или либералам, которые хотят внести изменения в отношения РПЦ МП, власти и общества, да и в саму Церковь. Священноначалие вправе не обращать внимания и не предпринимать конкретных действий в ответ на предложения, которые могут лишь расколоть и ослабить Церковь. В какой-то степени нынешние споры – продолжение неоконченных споров начала ХХ века о роли Церкви и о самом церковном устройстве, которое было демократизировано на Соборе 1917-18 годов. Современность вполне похожа на то, как описывает Собор сотрудник кафедры истории России XIX – начала XX века истфака МГУ и доцент кафедры истории России Свято-Тихоновского университета Федор Гайда: "Поместный Собор в данном случае воспринимался как парламент, где можно упражняться в словопрениях, православной риторике, придут всякие интеллигенты, которые причащаются раз в 5 лет, если вообще причащаются, и начнут говорить о том, какие реформы нужно в Церкви проводить". Сейчас РПЦ МП сама провозглашает себя "государствообразующей", и споры опять начинаются с нулевой отметки. Что, впрочем, не удивительно, учитывая значительный откат России в правовом отношении (даже сто лет, при самодержавии, российские законы и правоприменительная практика были в целом либеральнее нынешних).

С другой стороны, в церковной среде есть целый ряд священнослужителей, которые готовы к полноценному диалогу и способны критически оценить настоящую и будущую роль Церкви в обществе. Плюсы и минусы письма академиков анализировал ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков в "Еженедельном журнале". Критике введение "Закона Божия" в школах подвергали сотрудник Патриаршего молодежного центра при Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Максим Хижий, клирик Владимирской епархии, и даже (правда, под псевдонимом) влиятельнейший московский протоиерей Димитрий Смирнов. О том, что ОПК могут оттолкнуть своей категоричностью, а клерикализм имеет лишь "ритуальные признаки", в вестнике Петербургской епархии РПЦ МП "Вода живая" (Aquaviva.Ru) предупреждал священник Александр Берташ, настоятель Воскресенской церкви при ракетно-артиллерийском кадетском корпусе. В противовес этим мнениям неправдоподобно жесткая официальная реакция представителей РПЦ МП лишь расставляет преграды, приказывает давно не интересующемуся этими приказами обществу "не заплывать за буйки", не затрагивать определенные острые проблем. И в роли буйков пока выступают всего два человека, высказывания которых транслируются в массовом порядке по ТВ, – это функционер ОВЦС МП отец Всеволод Чаплин и церковный журналист отец Андрей Кураев.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

11 ноября 2009, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Человек и эпоха. Академик Виталий Гинзбург сказал всё, что хотел
11 ноября 2009, 14:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Памяти Виталия Гинзбурга. Он был одним из немногих критиков шарлатанства и мракобесия в современной России
11 ноября 2009, 13:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Последний атеист. Академик и Патриарх
11 ноября 2009, 10:00  
Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной академика Виталия Гинзбурга
10 ноября 2009, 17:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протодиакон Андрей Кураев. На смерть Гинзбурга
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования