Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
15 июня 2007, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Погром ради культуры. Сторонники обязательного внедрения «Основ православной культуры» в школах России начали артподготовку перед осенним наступлением


Желание сделать светскую школу духовной и нравственной является вполне естественным. Боле того, это желание испытывают как те, кто хотел бы, чтобы в школах преподавался Закон Божий, то есть "Основы православной культуры" (ОПК), так и те, кто выступает за изучение позитивистских предметов - таких как "Мировые религии", "Этика и философия" и т.д. Как показывает опыт внедрения православия в школах в России (в мае против общеобязательного внедрения ОПК выступила общественность Воронежа), существуют и клерикалы, и плюралисты, а это означает, что российское общество – светское, потому что вокруг введения ОПК постоянно возникают споры и конфликты. Очевидно, что как бы этому ни сопротивлялись штатные патриоты и "православные граждане", дискуссии вокруг ОПК уже вышли далеко за рамки простого противостояния министерства образования и профессионального "православного сообщества". Светские люди, которые любят Церковь и считают себя православными, далеко не всегда согласны со всем, что исходит от Московской патриархии.

Для тех, кто носит в своем сердце монархическо-президентский образ Святой бело-красной Руси, ситуация безвыходная, так как государственническое (этатистское) православное сознание не предполагает вообще существования светского общества в его естественном виде - в таком, в каком оно существует, например, в Европе. Принцип светскости уже признан теоретиками "православной цивилизации" и "особого пути" России чуть ли ни одним из семи смертных грехов. Даже Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на Рождественских чтениях в начале 2007 года, заявил о пагубности светскости для государств и общества, потому что, под предлогом светскости, Церковь якобы насильно отделяется от граждан. Скорее всего, имеются в виду те граждане, которые и не хотят быть в Церкви, но на которых власть в состоянии надавить. А если не на них, то на их детей через учебные заведения.

Прежде всего, многие представители Церкви стараются не замечать абсолютного преобладания в российском обществе светского мировоззрения и образа жизни, не признают полного провала жесткого идеологического учебника "Основы православной культуры" Аллы Бородиной, которой во многом и скомпрометировал саму идею ОПК. Даже беглого непрофессионального взгляда достаточно, чтобы увидеть в этом пособии вульгарно-неофитский пересказ Закона Божия, отягощенный рядом современных националистических комплексов. Краткое изложение первых двадцати страниц этого учебника в разных его изданиях может уместиться в одну фразу: "Русский значит православный, и наоборот". Этот тезис и является главным идейным стержнем "Основ православной культуры", об этом говорят и священнослужители, и политики, и деятели культуры. Почти так же, как это написано у Бородиной, эту мысль выразил в своем недавнем интервью полностью воцерковившийся лидер рок-группы "Алиса" Константин Кинчев, отвечая на вопрос, что такое для него понятие "русский": "Прежде всего, это, конечно, национальная принадлежность. То есть ощущение того, что я родился вот на этой, родной для меня, земле. Ощущение того, что говоришь на великом и родном для нас языке. И ощущение сопричастности истории твоей страны. Все это базируется на двух понятиях – "любовь" и "ответственность", потому что без ответственности любви быть не может… Ответственность создает фундамент для настоящего чувства. Наша любовь базируется на одном фундаменте – это Русская, Православная, Святая Соборная и Апостольская Церковь. Без этого все нравственные устои, в принципе, абсолютно размыты и сиюминутны и движутся по векторам "модных течений" – что сегодня хорошо, завтра может быть плохо, и наоборот. А Церковь придерживается своих морально-этических норм в течение уже двух тысяч лет. Привязанность именно к этим корням и дает мне ощущение "русскости" ("Фома", июнь 2007).

Любой отход от подобного понимания "русскости" воспринимается почти как предательство. Радикальные "православные патриоты" просто не допускают мысли о том, что на свете есть родители, которые не хотят, чтобы к ним из школы домой в конце концов пришло некое подобие выпускника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Но если они этого не хотят, то виноваты сами родители и школа. Фактический призыв оторвать воспитание от семьи и передать его православной школе звучал и на последних Рождественских чтениях. Недоверие энтузиастов "православного образования" к большинству российских родителей, которых в иных случаях, ради статистики, они ничтоже сумняшеся вносят в состав 100-миллионной паствы РПЦ МП, особенно бросается в глаза на фоне абсолютного отказа от обсуждения самого содержания учебников по ОПК.

Эта эволюция образа "злостного противника ОПК" проявилась в жестких и наиболее четко выражающих позицию "патриотической православной общественности" заявлениях заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина. Выступая на круглом столе "Школа в условиях свободы вероисповедания", проходившем в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) 31 мая 2007 года, он поставил под сомнение любые предложения светских учителей и их профессионализм: "Родители имеют право на то, чтобы это образование соответствовало духу тех убеждений, которые исповедуются в конкретной семье. У нас не очень уважают эти нормы международного права и, к сожалению, до сих пор звучат высказывания о том, что кто-то, например педагог-новатор или чиновник от образования лучше, чем родители или чем сам ребенок знают, какое должно быть у ребенка мировоззрение. Я думаю, что это преступный подход".

Наконец вполне в социалистическом духе отец Всеволод Чаплин предложил унифицировать с помощью государства воспитание семейное и школьное, то есть изъять из семьи эксклюзивное право влиять на формирование мировоззрения детей, а сделать это формированием делом "общественным", которое контролируют государство и Церковь. Разрыв между семьей и школой можно, по мнению отца Всеволода, сократить только с помощью православия. По его словам, "разрыв между мировоззренческим духом образования во многих школах и духом убеждений, которых придерживаются в семье, абсолютно незаконен и должен быть устранен, и здесь, на мой взгляд, двух мнений быть не может". Следующий шаг – конфисковывать детей у либеральных учителей и инославных родителей и отдавать их на воспитание в православные приюты и монастыри.

Однако виноваты в неприятии ОПК не только родители, семьи и педагоги с целыми школами. Вина лежит на зловещей, финансируемой западными разведками, "пятой колонне" российского общества, с которой, по мнению православных клерикалов, необходимо бороться, причем самыми жесткими методами. В таком практически военизированном ключе выступил на дннях настоятель патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков). 5 июня он обратился с воззванием к координаторам и участникам движения "Народный собор" с предложением о создании оперативного штаба по защите школьного предмета "Основы православной культуры" в светских школах РФ. Как и ранее, главными противниками, с которыми следует бороться, оказываются отдельные несознательные чиновники: "В последнее время представители министерства образования и науки РФ активизировали свою деятельность по запрету и полной отмене предмета "Основы православной культуры", игнорируя всякий здравый смысл и логику. Фактически, сейчас чиновники министерства Образования пошли в последний бой против будущего своего народа". По словам игумена Иоанна, "сейчас мы являемся свидетелями этой тяжелой изнурительной борьбы за право иметь возможность воспитывать их в лучших традициях нашего народа, сохраняя свои корни и связь времен и поколений". Само обсуждение учебного курса игумен называет не иначе как безобразием, потому что ОПК "отвечает национальной безопасности России", видимо, независимо от его содержания.

Выступления отцов Всеволода Чаплина и Иоанна (Ермакова), как и обращения "Союза православных граждан" в поддержку ОПК, находят значительный отклик фактически в каждом регионе нашей страны. Однако главной идейной установкой кампании по внедрению ОПК и других общественных инициатив остается борьба с "пятой колонной" и с западным влиянием. В том числе и поэтому лозунг внедрения ОПК с легкостью переняло движение "Наши", которое призвало студентов преподавать ОПК и одновременно бить стекла в тех редакциях, которые публиковали, к примеру, сообщения о смерти Патриарха. Отсутствие иных идей, кроме "борьбы", заставляет двигаться вперед к заветной цели только угрозами и обвинениями. И поэтому достичь цели повсеместного насильного и добровольного внедрения православия можно только с помощью грубого физического погрома любого проявления независимой светской мысли.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

17 марта 2017, 16:48  
Ректор Белгородского госуниверситета предложил преподавать в общеобразовательных школах церковнославянский язык
17 марта 2017, 13:09  
В вузах Свердловской области ввели курс по "основам духовной безопасности", разработанный РПЦ МП
16 марта 2017, 12:03  
Глава одного из комитетов Госдумы Гаврилов - за госзаказ на "социальную работу" РПЦ МП и усиление курсов по изучению православия в школах
22 февраля 2017, 15:19  
В Московской патриархии озабочены отсутствием в РФ научных степеней по богословию
21 февраля 2017, 12:37  
В Духовном управлении мусульман РФ предложили ввести религиозные курсы в пятых классах школ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования