Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 апреля 2007, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Фактор "порчи". Власть использует религиозные объединения для легитимации и расширения своей антиконституционной политики


Государственно-конфессиональная коррупция вообще, и особенно ее политическая элитно-властная компонента, является весомым фактором "порчи" современного Российского государства. Именно этот вид коррупции, наряду с прямой фальсификацией, использованием властью административного ресурса, установления контроля над СМИ делает невозможными свободные честные выборы и превращает демократию в ее противоположность.

Обо всех вытекающих отсюда последствиях "простым" россиянам хорошо известно, как говорится, "на своей шкуре". Углубление и расширение разрыва между властью-богатством верхушки и бесправием-бедностью народа – "визитная карточка" сырьевого государства.

"Государствообразующая" Православная Церковь на протяжении многих веков играла особую роль в политической жизни России и почти всегда оказывалась полезной и удобной для власти. Даже генеральная идеологическая линия "богоборческой" советской власти уступала перед прагматизмом использования религии для политических нужд. Можно сказать, что современная РПЦ МП, воссозданная Иосифом Сталиным в 1943 году, является неким плодом упомянутого прагматизма.

Сегодня на законодательном уровне вероисповедные предпочтения и ограничения сменились декларациями свободы совести и светскости государства, а значит, традиционная религиозная политика должна считаться политической коррупцией и быть вне закона в демократической стране.

Однако этого почему-то до сих пор не произошло, и ведущие игроки в лице власти и конфессиональной бюрократии РПЦ МП, как и прежде, навязывают обществу свои коррумпированные правила. Если первый президент новой светской России Борис Ельцин со свечкой в храме перед телекамерами федеральных каналов смотрелся как-то неуклюже, то склонность к подрыву основ конституционного строя со стороны его приемника Владимира Путина выглядит вполне привычно и естественно. Даже передача значительных государственных ресурсов самой "традиционной" для власти конфессии, а также клерикальная идеологизация институтов государства почти не вызывает протестов в обществе.

Ощущение неушедшего прошлого укрепило отпевание Бориса Ельцина тремя митрополитами РПЦ МП в храме Христа Спасителя, совсем неслучайно показанное в эфире четырех государственных TV-каналов. Наверное, так прощались бы с православным монархом.

Если о "взаимовыгодном сотрудничестве" главных игроков российского государственно-конфессионального поля написано пусть и недостаточно, но все-таки немало, то о других претендентах на "симфонию" с властью почти ничего не известно. Причем не только широкой общественности, но даже многим экспертам.

Дело в том, что большинство религиозных организаций не только ничего не имеют против сращивания религии и политики, но и сами оказываются вовлеченными в коррупционные отношения. В результате они вольно или невольно превращаются в самодовлеющие корпорации, сосредоточенные на собственных узких интересах и чуждые интересам общества.

В указанном контексте важным показателем является то, что власть использует религиозные объединения для некой легитимации и расширения своей антиконституционной политики. Фактически коррумпированная религиозная политика становится возможной благодаря одобрению и/или молчаливому согласию руководства "основных" религиозных организаций и кандидатов в таковые. Межрелигиозный совет России (МСР), Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и отдельные религиозные лидеры регулярно выступают в роли дежурных "поддержантов" политики власти и антиконституционных инициатив РПЦ МП.

Принятие в 1997 г. антиконституционного ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", "специальное выделение "традиционных религиозных организаций", введение "Основ православной культуры" (ОПК), борьба с "религиозным экстремизмом" и "исламским терроризмом" и т.д. – все это происходит "по просьбам трудящихся", в роли которых выступают политизированные конфессиональные чиновники.

Если судить о работе Общественной палаты РФ, например, по "Предварительным результатам мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации", представленными Комиссией по вопросам толерантности и свободы совести 23 апреля 2007 года, а также по высказываниям принятых в туда лояльных власти религиозных лидеров, например по "Открытому письму" зампредседателя ОВЦС МП епископа Марка и председателя Российского объединения союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископа Сергея Ряховского, то государственно-конфессиональный коррупционный контекст не вызывает сомнений.

В этих реалиях "не основные" религиозные организации ищут свои способы выживания в российских государственно-конфессиональных "джунглях". Некоторые, беря пример со "старших братьев", банально стремятся угодить власти, благословляют В. Путина и даже пытаются предлагать себя в качестве "традиционных". Например, 13 марта 2007 года в ходе "Национальной утренней молитвы – 2007" протестантское евангельское движение России выступило в качестве очередной пропрезидентской партии наряду с "Единой Россией" и "Справедливой Россией"!

Некоторые действуют более изощренно. Они под видом научно-исследовательской, правозащитной и гуманитарной деятельности, путем подкупа устанавливают контроль над религиоведческим сообществом, а через него получают доступ к телам государственных чиновников, ведающих взаимодействием с религиозными объединениямив регионах России. Только богатые корпорации могут позволить себе такие "инвестиции", но в результате они покупают "особое" отношение к своей конфессии.

Из разгоревшейся на форуме Портала дискуссии следует, что нередко они ведут себя как слоны в посудной лавке: препятствуют реализации свободы совести, мировоззренческому нейтралитету государства, научному обмену, и напротив – поощряют цензуру и воспроизводство коррупционной системы на всех ее уровнях.

Еще свежа память о скандальной связи У. Коула Дурэма из Международного центра изучения права и религии (МЦИПР) при Университете им. Бригама Янга с кафедрой религиоведения (ныне кафедра государственно-конфессиональных отношений) Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ.

В результате системная коррупция в отношениях государства с религиозными объединениями оказала и продолжает оказывать значительное влияние на деградацию правозащиты в области религиозной свободы.

Так как на международном и российском уровнях в данной области доминируют конфессионально ориентированные структуры (например, Международная ассоциация религиозной свободы (МАРС), то борьба за религиозную свободу носит несколько неравномерный характер – приоритетно защищаются права религиозных организаций, имеющих политическое влияние и соответствующие коррупционные связи.

Очевидно также, что вовлечение конфессиональной бюрократии в коррупционные отношения делает ее частью политического и финансово-экономического бомонда, все более далекого от нищающей паствы (общественности) и чуждого интересам гражданского общества.

Совершенно очевидно, что покупка у государственных служащих "особых" условий некоторыми конфессиями не только противоречит принципам Всеобщей Декларации прав человека, Конституции РФ, но и является аморальной, несовместимой с религиозными ценностями.

Скорее всего, государственно-конфессиональная коррупция была бы невозможна, если бы все религиозные организации выразили ее неприятие.

Сергей Бурьянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

10 октября 2013, 16:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дорожная карта нормализации государственно-исламских отношений. Отклик на передовицу "НГ" о провале исламской политики Кремля
10 октября 2013, 16:21  
МОНИТОРИНГ СМИ: Проповедь против России. В исламской среде растет авторитет неформальных лидеров и агитаторов, в то время как мусульманская политика Кремля не имеет успеха
11 марта 2010, 17:15  
МЫСЛИ: Феликс Шведовский. ИСПОВЕДЬ ВЗЯТОЧНИКА. "Национальная идея" отлилась в такую формулу: "Счастливое будущее можно купить. Причем не купить на деньги, заработанные честным трудом, а – за взятку"
25 февраля 2010, 10:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ряса для модернизации. Инициативы "Единой России" в сфере религиозной политики грозят не только нарушить конфессиональный мир в стране, но и усилить коррупцию
30 апреля 2007, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Фактор "порчи". Власть использует религиозные объединения для легитимации и расширения своей антиконституционной политики
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования