Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 февраля 2007, 13:32 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Исламофобия - путь в никуда. "Портал-Credo.Ru" при поддержке партнеров провел круглый стол "Исламофобия как вызов гражданскому обществу"


Круглый стол "Исламофобия как вызов гражданскому обществу" состялся 1 февраля в Музее и Общественном центре имени А.Д. Сахарова в Москве. Он был организован совместно редакцией "Портала-Credo.Ru", Сахаровским центром, Институтом свободы совести, Общественным фондом "Гласность", рабочей группой по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского вонгресса. Вели круглый стол Александр Солдатов, главный редактор "Портала-Credo.Ru", и Сергей Мозговой, сопредседатель Института свободы совести.

На встрече, продолжавшейся почти пять часов, выступали правозащитники, историки, эксперты в вопросах религиоведения и свободы совести, представитель исламского духовенства, общественные деятели и журналисты.

Как отметила Людмила Алексеева, президент Московской Хельсинкской группы, проблема исламофобии давно обратила на себя внимание правозащитников, но, в отличие от этой встречи, при ее обсуждении ни разу не присутствовал ни один мусульманский священнослужитель.

Участники круглого стола поставили перед собой трудную задачу – дать исчерпывающие ответы на вопросы: каковы причины появления этой социальной фобии; в каких формах она проявляется; какое влияние оказывает на гражданское общество; какие структуры в государстве заинтересованы в том, чтобы исламофобия присутствовала в обществе; в чем особенности российской исламофобии; и, самое главное, как можно преодолеть это крайне негативное явление, или, как выразился Сергей Мозговой, что сделать, "чтобы эта тема не оставалась вечной".

Исламофобия – то есть активное неприятие ислама – одно из проявлений ксенофобии, и поскольку противопоставление людей по принципу "свой-чужой", наличествует в современном мире, подобные фобии неизбежны, отметил председатель Ассоциации "Время и мир" и обозреватель "Портала-Credo.Ru" Валерий Емельянов. А поскольку ислам – религия личного общения человека с Богом, без посредников, то любое действие мусульманина или группы мусульман воспринимается со стороны "как следствие ислама".

По мнению Михаила Рощина, научного сотрудника Института востоковедения РАН, именно ислам, как наиболее живая и массовая на сегодня религия, оказывает на своих адептов более мощное влияние, чем другие религии, и поэтому боязнь ислама – одна из самых сильных фобий у представителей неисламского мира, что и определяет всеобщий характер этого явления.

Энвер Кисриев высказал мнение, что с начала ХIХ века светские идеологические системы - либерализм, коммунизм, национал-социализм - захватили общественное сознание, и религия отступила в сферу частной жизни. Сейчас происходит обратный процесс, общество разочаровалось в светских идеологиях, и религия из области частной жизни опять стала занимать место идеологии. Сейчас нет светской идеологии, способной убедительно выразить протест, и ислам, в силу отсутствия у него церковной иерархии и абсолютных авторитетов, вроде Папы Римского, легко становится идеологией протеста. Исламофобия – ответная реакция на этот процесс. Антирелигиозные, антиисламские настроения тоже в свою очередь становятся идеологией. И это очень опасная тенденция, так как политики используют ее мощный фактор в своих, зачастую очень негативных, целях, как, например, в Чечне.

Это мнение поддержала Людмила Алексеева. По ее словам, молодежь пошла в ислам, потому что он предоставил возможность для изгоев общества выразить свой протест и сплотиться. Именно протестные настроения на Кавказе и в Средней Азии вызвали всплеск "неофитского" ислама. Тот же феномен наблюдался лет 30 назад с католицизмом в Польше и Литве, но как только эти страны стали самостоятельными и независимыми, массовый интерес к религии снизился.

Муфтий Нафигулла-хазрат Аширов в своих высказываниях опирался, прежде всего, на собственный опыт. Он сказал, что трудно провести грань между исламофобией и фобией по отношению к другой религии, а в России все эти фобии намного уродливее и опаснее, чем в западных странах. По его убеждению, сегодня в Российской Федерации искусственно, с попустительства власти, насаждается русский великодержавный шовинизм. И роль СМИ в этом очень велика.

Руслан Кутаев уверен, что причиной появления исламофобии является спланированная политическая акция, которая из антикавказской переросла в антиисламскую. Он привел данные соцопросов, из которых следует, что 50 % россиян ассоциируют ислам с терроризмом. По мнению Кутаева, это прямое следствие навязывания такой точки зрения через СМИ.

"Ислам является инструментом в руках власти, - заявил Кутаев, - с помощью религии власть нейтрализует политически неугодных людей". Он также отметил уродливые явления и с противоположной стороны: официально религиозное руководство ислама добровольно обслуживает власть. Существует отлаженная коррупционная система в среде религиозного руководства (например, некоторые имамы получают зарплату и другие материальные блага от государства - за лояльность и сотрудничество с властью).

Еще более жестко высказался на эту тему Владимир Ойвин. Он считает, что исламофобия – следствие осознанной политики российских властей, направленной на дестабилизацию обстановки в стране. Благодаря исламофобии власти легко удается оправдывать репрессивные меры. Это благодатная почва для правового беспредела. На этом фоне легко посадить в президентское кресло удобного для нынешней власти "преемника", а то и вовсе, под предлогом "террористической угрозы", полностью отменить выборы в стране.

Суммируя все вышесказанное, можно с полным основанием говорить о том, что исламофобия – явление интернациональное, но в России оно имеет свои - специфические и весьма болезненные - черты.

Прямая речь:

Абдурашид Саидов: "Любая страна имеет своих националистов и радикалов, но значение они начинают приобретать только в условиях политического кризиса".

Сергей Бурьянов: "Самая опасная форма исламофобии – это исламофобия силовых структур".

Елена Рябинина: "Существует самоизоляция мусульман, что тоже ведет к росту ксенофобии".

Михаил Ситников: "Все религии хороши, до тех пор, пока они не используются как некие рычаги и инструменты влияния на общество".

Нафигулла-хазрат Аширов (муфтий): "Чтобы понять, что такое исламофобия, нужно пожить неделю мусульманином".

Римма Поляк: "В России крайне нетолерантное общество. Ксенофобия на бытовом уровне – очень благоприятная среда для использования ее в интересах авторитарного государства".

*****

Круглый стол проходил в двух частях: если в первой участники высказывали свое мнение по теоретическим вопросам, то во второй части они попытались дать практические рекомендации по преодолению такого уродливого и социально опасного явления как исламофобия.

Подводя итоги первой – теоретической – части встречи, Сергей Мозговой констатировал, что можно выделить три основные причины массового проявления исламофобии. Это, прежде всего, непонимание между людьми разных культурных и религиозных традиций, то есть бытовой уровень исламофобии. Следующим по значимости идет социально-политический кризис, который неизбежно приводит к росту протестных настроений. И, наконец, это политика, ее вмешательство в религиозную жизнь, и использование религиозных мотивов в политических целях. Кроме того, присутствует дополнительный фактор, который тоже нельзя не учитывать – это борьба самих религиозных деятелей за влияние на население, то есть внутриконфессиональные конфликты.

Опираясь на эти выводы, участники круглого стола предложили гражданскому обществу некоторые способы борьбы с исламофобией. Их рекомендации свелись к следующему:

·Нужно поставить религиозные конфликты и проблемы под контроль гражданского общества. Крайне важна максимальная прозрачность в решении подобных вопросов.

·Нельзя использовать религиозные мотивы в интересах государства.

·Необходимо прилагать усилия для разграничения религии и политики.

·Нужна системная работа на уровне науки и СМИ по вопросам религии и свободы совести.

·Необходимо запретить на государственном уровне использование ксенофобской лексики.

·Там, где не действует национальное право, должно действовать международное право; в вопросах ксенофобии нужно чаще обращаться к прямой юрисдикции международного права.

Прямая речь:

Елена Рябинина: "Воздействие государства на религию, использование ее в своих целях обязательно ударяет другим концом по государству".

Сергей Бурьянов: "Необходима новая парадигма свободы совести - без разделения на верующих и неверующих".

Александр Солдатов: "Определяющий момент развития мира – глобализация. Для России это сопряжено с окончательным демонтажем империи. Исламофобия неотделима в России от этнофобии, ее необходимо приравнять к расизму".

ПОЛНЫЙ СПИСОК участников круглого стола "Исламофобия как вызов гражданскому обществу":

1.Солдатов Александр Валерьевич – главный редактор "Портала–Credo.Ru", обозреватель журнала "Огонек".

2.Алексеева Людмила Михайловна – председатель Московской Хельсинкской группы, сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса.

3.Емельянов Валерий Михайлович – генеральный директор Ассоциации международного сотрудничества "Время и мир", обозреватель "Портала–Credo.Ru".

4.Ойвин Владимир Наумович – ответственный редактор "Портала–Credo.Ru", зам. председателя правления Общественного фонда "Гласность", член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

5.Бурьянов Сергей Анатольевич – сопредседатель Института свободы совести,член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

6.Мозговой Сергей Александрович – сопредседатель Института свободы совести, член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса, кандидат юридических наук.

7.Кутаев Руслан Махамдиевич – начальник Аналитического отдела Международного комитета по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса, академик Академии обороны и правопорядка, кандидат философских наук.

8.Кисриев Энвер Фридович – сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований.

9.Ситников Михаил Николаевич - независимый журналист, член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

10.Аширов Нафигулла-хазрат – муфтий, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России.

11.Рябинина Елена Зусьевна – Комитет "Гражданское содействие", руководитель программы помощи политбеженцам из Центральной Азии, член правозащитного Центра "Мемориал".

12.Рощин Михаил Юрьевич – научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

13.Саидов Абдурашид Курамагомедович – член Ассоциации писателей "Русский ПЕН-центр", собкор дагестанского информационного портала "Дагестанская правда" (Dagpravda.ru).

14.Поляк Римма Юзефовна – главный редактор журнала "Вестник МОСТОК", член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

15.Ежова А.А. – Информационный портал "Ислам.Ру".

16.Эллер Кармен – "Московская немецкая газета".

17.Савва Сулака Сергеевич – студент Юридического ф-та Московского государственного педагогического университета.

18.Ермачкова Екатерина Юрьевна – студентка Юридического ф-та Московского государственного педагогического университета.

Римма Поляк,
для "Портала–Credo.Ru"


    В сюжете:

17 сентября 2012, 16:20  
В Оренбурге началось рассмотрение апелляций на запрет 65 исламских материалов
17 сентября 2012, 14:43  
Татарстан: прокуратура усмотрела "экстремизм" в отказе мусульманина отмечать светские праздники и участвовать в поминках
07 сентября 2012, 14:47  
Книга шейха Мухаммада аль-Максиди признана "экстремистской" в Ярославской области
22 августа 2012, 12:09  
Калужская область: прокуратура не позволила мусульманской общине провести праздничное богослужение на Ураза-байрам
15 августа 2012, 13:13  
Мэрия Южно-Сахалинска препятствует мусульманам в проведении праздника Ураза-байрам
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
29 июля 2016, 00:15  
Екатеринбург: приставы закрыли скандально известный «Дом старчества» бывшего священника РПЦ МП Алексея Новожилова
Материал содержит иллюстрации28 июля 2016, 11:23  
ФОТО ДНЯ: "Не подведите", сказали они друг другу одновременно
28 июля 2016, 10:36  
Глава Минюста предложил способ борьбы с коррупцией: надо вести антикоррупционную пропаганду среди верующих
28 июля 2016, 10:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Конфессиональный маркетинг. Как растет спрос на кошерную, халяльную и православную еду в России
28 июля 2016, 10:24  
Молния убила петербуржца, делавшего селфи у Поклонного креста
28 июля 2016, 10:13  
В Петербурге прикроют наготу Давида, скульптура которого установлена возле церкви


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования