Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
21 декабря 2006, 19:25 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Гений и злодейство. Внутри Московской патриархии формируются два идеологических лагеря, которые олицетворяют "почвенник" митрополит Климент и "просвещенный патриот" европейского типа митрополит Кирилл


Унификация общественно-политической жизни в России, подчинение ее определенным уже почти авторитарным правилам, коснулась всех – от парламента до общественных организаций. Самая крупная религиозная организация – Московская патриархия – одной из первых ощутила новое дыхание власти. Священники и епископы РПЦ МП получили возможность, по крайней мере, после 2000 года, прямо заявлять о "вреде" демократии, об упразднении светского государства, о возрождении монархии - пусть пока и в "переходной" форме "сильного президента", о необходимости выстраивания более тесных отношений с чиновниками и борьбы с инославными – "сектантами". Отсюда и столь четкое соотношение концепции "русской цивилизации" митрополита Кирилла (Гундяева) с идеей "суверенной демократии". Однако Церковь, как и всякое религиозное объединение, является намного более сложным и живым образованием. В Церкви почти невозможно провести такую унификацию всех сил и "партий", как, например, в Госдуме РФ. А поэтому предоставленная эпохой ультраконсервативным и антидемократическим силам в РПЦ МП возможность высказаться вполне открыто только оттенила более "европеизированные" силы в Церкви.

Консерваторы и открытые авторитаристы стремятся диктовать свои условия государству, призывая власть встать на защиту "традиционных ценностей" и тем самым спасти страну и ее народ от вымирания. Демократия, демократические нормы, выборы, гражданское общество даже не упоминаются ими, так как их разлагающее действие на "традиционные устои" является для авторитаристов бесспорным. Само обсуждение этой темы для них бессмысленно. Выразителем этой прямолинейной идеологии стал в последние годы управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Достаточно привести речь митрополита Климента на заседании Совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями 13 декабря 2006 года, посвященного диалогу власти и религии в социальной сфере. Как и в большинстве своих докладов, митрополит Климент описывал членам Совета плачевное состояние общества, полное разложение института семьи и школы, предлагая в качестве панацеи "соработничество государства и религиозных организаций". В отличие от других религиозных деятелей (к примеру, лидера РОСХВЕ Сергея Ряховского), также выступивших на заседании, митрополит в жесткой форме предъявляет государству почти ультимативные требования. Прежде всего, Климент фактически требует ввести "Основы православной культуры" (ОПК), причем для митрополита существуют лишь православные, мусульмане и "нерелигиозные" люди. По словам Климента, "мы предлагаем Министерству образования ввести "Образовательную область Основы духовной культуры", в рамках которой в регионах с православным населением был предмет ОПК, с мусульманским — Основы культуры ислама и т.д., а для тех детей, родители которых считают себя нерелигиозными, — философско-этические предметы". Обращаясь к собственно социальным проектам, митрополит Климент требует государственного финансирования церковных проектов, приводя в пример немецкую систему поддержки церковной благотворительности. Далее в докладе говорится о необходимости официального государственного признания ценности и уровня духовного образования, а также об издании особого указа президента, предоставляющего отсрочку от призыва на срочную военную службу учащимся духовных учебных заведений. Стиль выступлений митрополита Климента фактически не меняется с тех пор, как он стал управляющим делами РПЦ МП, – от депутатов Госдумы РФ Климент требовал разрешения вопросов церковной собственности, а от Минобрнауки РФ - проблемы религиозного образования. Как показывает практика, прямолинейность, стремление предъявить требования в лоб, редко помогает достичь желаемого.

На фоне авторитарных идей совсем по-другому выглядят те, кто также выступают за сохранение "традиционной самобытности" России и ее веры – православия, но при этом не отрицают демократию вовсе, допуская ее, например, с оговоркой "суверенная". Самобытность и соборность они видят по-иному – фактически их представление о самобытности не ведет к полному разрыву с европейской цивилизацией, с европейским мышлением и ценностями. Они, оставаясь "самобытными" творцами "русской цивилизации", хотят быть признанными в Европе, хотя им и приходится часто ссылаться на то, что "образцовую" роль "традиции и религия" занимают лишь в Иране да Саудовской Аравии. Но вряд ли кто из православных хотел бы жить в Иране или в России, похожей на Иран.

Ярким адептом и пропагандистом концепции самобытного русского мира является глава ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев). Он дипломатичен и гибок, ему не свойственна строгая прямолинейность - по крайней мере, в его публичных выступлениях. К примеру, на всероссийском совещании Совета Федерации РФ "Россия многонациональная", прошедшем в Российской академии госслужбы при президенте РФ (РАГС) 20 декабря 2006 года, митрополит Кирилл дал трактовку преподавания ОПК в достаточно либеральном ключе: "Церковь не стремится заставить неверующих людей, мусульман, иудеев, буддистов поголовно изучать этот предмет. На Руси с древних времен известна поговорка: "Невольник – не богомольник". Однако Церковь предлагает, чтобы Основы православной, или исламской, или иудаистской, или буддийской, может быть, даже католической или протестантской культур преподавались факультативно, предоставляя людям самостоятельно, по своему усмотрению, выбрать необходимую культурологическую дисциплину". Кроме того, что митрополит Кирилл де факто признал ошибки в учебниках ОПК, заявив о том, что для воплощения идеи ОПК "необходимо писать такие учебники, в которых не будет выражено неуважение к представителям других религий".

Безусловно, "русская цивилизация" не предполагает никакой демократии и скорее культивирует идею корпоративистского сословного государства. Заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин в резких выражениях критикует либерализм, европейское общество и ценности парламентской демократии. Однако именно эта критика стала по существу единственно возможной в нынешних политических условиях формой диалога с обществом, с демократическими идеями. Показателем этого стало принятие "Декларации прав человека" Всемирного русского народного собора и создание Правозащитного центра при ВРНС, который возглавил исламовед Роман Силантьев. По существу, отрицая демократию, часть православной общественности во главе с митрополитом Кириллом, начав осваивать правозащитную терминологию и ценности, встала на трудный и долгий путь ее осмысления, которое возможно на практике только с демократических позиций, а иначе оно теряет смысл.

Митрополит Кирилл старается смягчить прямолинейность формулировок "Декларации" ВРНС о правах человека, где права человека жестко соотносятся с нравственностью и достоинством, желательно православными. И только эти права государство должно признавать и гарантировать. Новое понимание "достоинства" было предложено митрополитом Кириллом во время двухстороннего семинара представителей РПЦ МП и Российского союза евангельских христиан-баптистов "Верность традиционным христианским ценностям и свобода совести", который состоялся 20 декабря 2006 года в Паломническом центре Московского патриархата. Примечательно, что во время семинара выступил и митрополит Кирилл, и протоиерей Всеволод Чаплин, а со стороны баптистов - лидер РСЕХБ Юрий Сипко и руководитель Отдела богословия и катехизации РСЕХБ Михаил Иванов. Более того, с докладом на семинаре выступал также правозащитник и адвокат Славянского правового центра, главный редактор журнала "Религия и право" Анатолий Пчелинцев, что само по себе говорит об известной открытости позиции ОВЦС МП.

По мнению митрополита Кирилла, новую систему общественного развития поможет построить "динамическое понимание достоинства личности". Глава ОВЦС МП отказался, выражаясь протестантским языком, от кальвинистской трактовки нравственных основ прав человека, то есть Кирилл больше не разделяет общество на "достойных" православных и "врагов"-либералов. По мнению митрополита, "достоинство – это не данность, за него надо бороться и его необходимо взращивать. Это не означает, что я предлагаю проводить отбор и определять, кто имеет достоинство, а кто его не имеет. Просто мы не должны рассматривать достоинство как уже нечто существующее у каждого человека. Это заблуждение и ошибка". Митрополит Кирилл отказывается от стремления сделать навязывание "достоинства" государственной политикой. По его словам, "нет ничего дурного в том, когда человек принимается и защищается независимо от своей религии, национальности, пола, возраста. Однако все чаще государство и общество слагают с себя функцию по направлению духовного развития человека к какой-либо, пусть даже самой элементарной нравственной цели".

В столь сложной и неповоротливой структуре, какой является Московская патриархия, даже дискуссия о демократии и правах человека похожа на революцию. Православная трактовка европейских ценностей все равно приводит к признанию свободы, а любое принуждение даже ради благих целей делает любого гражданина (политика, учителя, милиционера и архиерея) нечестным и безнравственным, лишающим его того самого "динамического достоинства человека". Консерватизм и европейскость, закрытость и открытость, авторитаризм и демократия, как гений и злодейство, часто идут рука об руку в процессе общественного развития и рождения новых идей, но, в конечном счете, такая дискуссия - путь именно к демократическому обществу.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования