Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 декабря 2006, 18:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Видеть различия религий надо, а уважать их - не обязательно? Диакон Андрей Кураев выступил с лекцией в Санкт-Петербургском политехническом университете


"Недавно на одной из лекций ведущий представил меня следующим образом: а сейчас выступит диакон Андрей Кураев - доктор Русской Православной Церкви. Выйдя на кафедру, я вынужден был его поправить: "Я не доктор Церкви, а, скорее, ее пациент и даже отчасти - жертва". Такой была одна из милых шуток, которую имели возможность услышать люди, пришедшие вечером 11 декабря в Санкт-Петербургский политехнический университет на лекцию "Почему Бог один, а религии разные?". Автором ее, разумеется, был диакон Андрей Кураев - звезда современного богословия "для чайников". Слушателям в течение двух часов тоже предлагалось побыть "пациентами и жертвами" красноречия отца Андрея.

Думается, не одного меня несколько обескуражила необходимость на входе в зал покупать билеты. После этого происходящее в зале никак не удавалось воспринимать как проповедь (пусть даже сколь угодно свободного нрава) - душа требовала шоу. Забегая немного вперед, хочется сказать, что шоу вполне удалось, так что каждые 150 рублей с билета о. Андрей отработал вполне честно. Как и положено звезде шоу-бизнеса, московский диакон появился на сцене с 40-минутным опозданием. Причина тому впрочем, была уважительная - из-за погодных условий задержали рейс. Зато это дало возможность отцу Андрею начать встречу с удачной шутки: "Как известно, погода зависит от воли Божьей и температуры Мирового океана. Моя воля среди этих факторов не значится, так что я ничего поделать не мог". Хорошее начало - половина успеха. Публика благосклонно смеется и можно начинать говорить о вещах более серьезных.

То, что диакон Андрей талантливый лектор - общепризнанный факт. Он действительно умеет держать внимание аудитории и не утомлять ее своей речью на протяжении нескольких часов. При этом в его арсенале не так уж много приемов, просто пользуется он этим ограниченным набором поистине виртуозно. Не знаю, приходила ли кому-то в голову нарисовать схему выступления о. Андрея на бумажке, но если это сделать - уверен, рисунок получится вполне стройный и логичный. После серьезного блока рассуждений о сущности православной догматики или трудностях, возникающих при самостоятельном чтении и понимании Святого Писания, обязательно следует шутка или забавная история из жизни. Нагруженную церковной терминологией речь лектор регулярно разбивает просторечными, а то и откровенно жаргонными выражениями. Следом за библейской притчей следует полупристойный анекдот. Публике это нравится - вроде бы о сложных вещах, но зато все понятно, и мозги особо нагружать не надо. Еще один любимый прием диакона Андрея - собственными построениями загнать слушателей в логический тупик и тут же, не давая опомниться, разъяснить - как все обстоит "на самом деле". Таким образом в памяти остается не сам обсуждаемый предмет, а его интерпретация профессором Андреем Кураевым. Что, собственно, и нужно лектору.

Тема лекции подразумевала разговор о разных религиях. Однако, отец Андрей, как и следовало ожидать, говорил, в основном, о Православии. Точнее - о сложностях Православия. О неверном толковании Библии. О косности мышления некоторых прихожан. О том, что "в поисках Бога человек может сломать душу". Говорил интересно, этого не отнимешь.

Вот лектор садится на своего любимого конька, эпатирование публики: "Задача религиозного проповедника - отталкивать людей от храма!". Зал недоуменно замирает: "То есть как?". "Потому что нельзя придти и покреститься "просто так", за компанию! - решительно провозглашает отец Андрей. - Взрослый человек может принимать крещение только тогда, когда его уже тошнит от себя и жить не хочется! А так, между делом, заскочить в храм - не стоит!". Слова жесткие, но верные. Эх, слышали бы диакона Андрея Кураева его патриархийные начальники, которые так любят вещать от имени "православного большинства"!

И все бы хорошо, но совсем обойти вниманием другие конфессии отец Андрей, разумеется, не может. И делает он это так, что положительное впечатление от его предыдущих размышлений начисто стирается. Прежде всего, удивляет огульность, с которой профессор Московской духовной академии употребляет слово "секта". Если слушать Кураева, не пропуская его слова через фильтр критического мышления, то впечатление формируется совершенно четкое: все неправославные - сектанты, и это очень плохо. После пассажей на тему "в харизматических сектах проповедник часто выполняет работу ди-джея", становится ясно, что, несмотря на все внешнее свободомыслие, Андрей Кураев - верное чадо Московской патриархии и ее политики.

Впрочем, не убереглась от убийственной иронии православного диакона и Римско-католическая Церковь. "Послезавтра лечу в Варшаву, католики мне будут вручать какую-то медаль брата Альберта", - небрежно замечает Андрей Кураев, отвечая на вопрос об отношениях между РПЦ МП и РКЦ. "Кто такой брат Альберт я не знаю, приедем - разберемся," - снисходительно продолжает он, и зал послушно смеется. Между тем, ревнителю Православия Андрею Кураеву неплохо было бы знать, что медаль Святого брата Альберта, которого называют "польским Франциском Асиззским", вручается Польской Католической Церковью не за что-нибудь, а за экуменическую деятельность. Впрочем, вполне допускаю, что диакон это прекрасно знает, но, как говорится, ради красного словца не пожалеешь и братьев-христиан... Да и публике понравилось - смешные они, эти католики!

Касается разговор и нехристианских вероучений. Опасных мусульман при этом докладчик практически не задевает - только слегка проходится по теме "будущего Лондонского халифата". Зато буддистам достается "на орехи". С типичными интонациями записного рассказчика анекдотов, диакон Андрей излагает залу несколько сюжетов из буддийской мифологии. Истории про монаха, который обречен миллион лет перерождаться в виде обезьяны за то, что в одном из прошлых воплощений посмеялся над Буддой, перепрыгивающим через забор, или про женщин, обреченных томиться в аду, заполненном нечистотами лишь за то, что они переворачивали страницы священных книг немытыми руками, действительно выглядят нелепыми. И зал с радостью принимает снисходительную интонацию диакона Андрея: вот какие они смешные ребята, эти буддисты! И вера у них смешная, не то что наше Православие! В такие моменты внимательного слушателя охватывает недоумение: неужели эти псевдобуддийские байки травит тот же самый человек, который десятью минутами ранее столь ярко и образно говорил о том, как неверно могут быть поняты многие места из Ветхого Завета, если вырывать цитаты из контекста и не учитывать культурологические особенности?!

Окончательно смазывает впечатление от лекции пассаж на тему кришнаитов. Повествуя о том, что жизнь полна искушений, и за каждым из нас следит "дух сверхчеловечески умный и злобный", диакон Андрей не находит ничего лучше, как проиллюстрировать случаи одержимости бесами старой историей о трагедии в Красноярском крае.

Наверняка многие помнят, как в 2000 году психически неуравновешенный человек совершил жестокое убийство православного иеромонаха Григория (Яковлева). Когда убийцу задержали, он заявил, что совершил злодеяние "по приказу Кришны". Чтобы прояснить ситуацию, весной 2000 года в Красноярском крае работала специальная комиссия Центра обществ сознания Кришны в России. В итоге было доказано, что убийца не имеет никакого отношения ни к одной из 120 российских общин ЦОСКР. Более того - при обысках у него дома не было найдено никаких следов кришнаитских религиозных атрибутов или литературы.

Обо всем этом профессор Кураев скромно умолчал. Зал услышал лишь ужасную историю про то, как кришнаит жестоко убил православного священника, будучи одержим бесами. Думается, немногие после лекции потрудились залезть в Интернет, чтобы узнать, как все было на самом деле. Зачем? Ведь диакон Кураев так убедительно и красиво все рассказывает. А кришнаиты, как пить дать, - все опасные психи и сектанты.

"Надо разрешить себе замечать различия религий" - таков главный тезис прочитанной отцом Андреем в Петербурге лекции. Честно говоря, хотелось бы услышать несколько иную формулировку: "Надо разрешить себе уважать различия религий". Тем более, когда подобная сентенция провозглашается не с амвона, а с кафедры светского вуза во время платной лекции. Но высокоученому клирику Московской патриархии, безусловно, виднее.

Выйдя из зала, после лекции диакона Андрея Кураева, так и хочется воскликнуть: "Эх, отец Андрей! Вашу бы энергию и ум - да в мирное русло!" Ну, или хотя бы в доброе...

Иван Воронцов,
"Портал-
Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования