Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 ноября 2006, 19:15 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Чьи уши торчат в Общественной палате РФ? Церковь согласилась преподавать "Закон Божий" в рамках обязательного предмета "Духовная культура и этика"


В России страшно жить не из-за того, что все непредсказуемо, а потому что на самом высшем эшелоне власти вдруг куда-то ускользают и совсем исчезают суть и смысл вещей, действий, событий. В этом есть определенная патология, свойственная именно тем, кто вершит судьбы граждан. Поведение идеологов обязательного преподавания "Основ православной культуры" - явное свидетельство такой потери всякого смысла и даже беспринципности, отказа от публичного обсуждения самых насущных проблем религиозного образования, его конкретных параметров. Политика вершится за кулисами, а если что, то общественная фигура прячет свои истинные убеждения, делая саму дискуссию вокруг реальной проблемы бессмысленной.

Общественная палата РФ еще 27 ноября составила предложения по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования, в которых было ясно заявлено: "Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (Основы православной культуры, Культура ислама, Традиции иудаизма и т.п.) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества". В том случае, если предложения палаты будут учтены Минобрнауки РФ, а чиновники от образования с самого начала искали возможность ограничить притязания РПЦ МП, то каждый учащийся сможет отказаться от изучения курса какой-либо религиозной культуры. Правда, в данном случае может произойти то же самое, что и с соблюдением Закона "Об альтернативной гражданской службе" - возможность такой службы по закону есть, а в реальности альтернатива отсутствует. Это значит, что в школах в ближайшие годы может не быть учебников других курсов, таких как "Основы мировых религий", а останется все тот же предмет – "Основы православной культуры".

Еще большее количество проблем было поставлено в комментарии митрополита Климента, управляющего делами Московской патриархии и члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования. Комментарий был опубликован 28 ноября, когда после совместного заседания комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, стало очевидным, что никакие принципиальные требования иерархов Московской патриархии в предложениях палаты учтены не были. По форме заявление владыки Климента действительно повторяет основные замечания членов палаты так, как будто бы сам митрополит с ними согласен, однако владыка Климент по-своему расставляет акценты.

Прежде всего, патриархия не отказывается от повсеместного преподавания православия, так как, по мнению владыки Климента, "в России 60% населения хотят, чтобы "Основы православной культуры" были введены в образовательный процесс". В комментарии митрополит признается, что ученик может отказаться от принудительного изучения этого курса, но возникает вопрос: в пользу какого другого предмета? Таким курсом может стать "Духовная культура и этика", который подразумевает изучение основ лишь традиционных религий России. По словам владыки Климента, в его рамках будут преподаваться: для православных — "Основы православной культуры", для исповедующих ислам — "Основы исламской культуры", для буддистов — "Основы буддийской культуры", а для тех, кто отказался от подобных курсов, - философско-культурологическая дисциплина. Но митрополит оговаривается, что философско-этический предмет должен формировать нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в "соответствии с традиционной культурой нашей страны".

Фактически в качестве обязательного предмета может выступить уже православный компонент курса "Духовная культура и этика", так как вряд ли найдется много последователей и преподавателей исламской культуры вне Северного Кавказа, Татарстана, Башкирии или Поволжья, а последователей и преподавателей буддистской культуры - вне Тувы, Калмыкии и Бурятии. Остается опять же лишь православие и некая философско-этическая дисциплина, основанная на "традиционной культуре", то есть на православии. Заметим, что митрополит Климент даже не упомянул о новом учебнике "Основы мировых религий", подготовленном Минобрнауки РФ. Московская патриархия не раз отмечала вред такого рода светских религиоведческих пособий для сознания школьников. В ходе заседания палаты владыка Климент также сказал, что преподавать школьникам основы сразу нескольких религий бессмысленно – это только запутает учеников. Занятия по основам разных религий, по мнению Климента, надо проводить с самого начала раздельно и с первого класса. Получается, что в регионах, где большинство составляют русские, будет преподаваться либо православная культура, либо неведомый предмет, основанный на традициях православия. В качестве религиозного курса можно будет на законных основаниях преподавать "Закон Божий", не стесняясь об этом говорить, а в качестве философско-этического предмета выступит "культурологический" курс "Основы православной культуры" или же региональный учебник с краеведческим уклоном, вроде "Истории православной культуры земли Смоленской".

Направление мысли митрополита Климента очевидно не только потому, что иерарх отказывается по существу обсуждать нынешние учебники, их содержание, их влияние на сознание школьников, родителей и учителей, но и потому, что владыка Климент - один из тех иерархов, которые выступают именно за внедрение "Закона Божьего". Еще в январе 2005 года управляющий делами Московской патриархии предлагал вводить в средних школах России "Закон Божий" и не бояться этого. Климент, фактически как и сейчас, вводит этнический принцип большинства в образовательную систему. В своем докладе на конференции "Православная цивилизация: прошлое, настоящее и будущее" в Самаре 18 сентября 2006 года Климент приводил в пример ситуацию в Российской Империи: "В русскоязычных школах преподавался "Закон Божий" в соответствии с традициями Православия, в регионах с преобладанием мусульманского населения было возможно преподавание основ Ислама, в поселениях выходцев из Западной Европы (так называемых "Немецких слободах") учащиеся изучали принципы протестантской веры. У нас же пока ситуация просто ужасающая". Митрополит приветствует введение обязательного преподавания "Основ православной культуры" в школах целого ряда регионов с 1 сентября 2006 года, но предвидит, что будет "противодействие данному благому начинанию". Владыка Климент выдвигает свою причину этого противодействия:"непонимание значения термина "светскость".

Как и многие другие идеологи Московской патриархии, митрополит Климент понимает светскость нетрадиционно, светскость в понимании иерарха – это скорее соблюдение интересов большинства, которое может и должно отодвинуть на второй план принципы светского преподавания всех или отдельных предметов. Во всех своих интервью и выступлениях владыка Климент апеллирует к праву большинства: "Давайте вместе подумаем, кому будет вредить то, что российские школьники будут знать свою родную культуру? А разве общество не заинтересовано, чтобы среди детей не было воров, убийц, лжесвидетелей? Когда вырастут, чтобы почитали отца и мать, любили ближнего своего, любили Родину, а это все вытекает из евангельских заповедей. И знание их должно быть нормой для каждого человека. В то же время, не будет ли нарушением основополагающих прав человека, если и дальше запрещать миллионам детей изучать "Основы православной культуры", хотя подавляющее большинство родителей желают, чтобы их дети знали православную культуру? ("Политический журнал" (№ 23 (118) / 26 июня 2006 г.)

Представители РПЦ МП часто ссылаются на европейские страны, где в школах также преподаются религиозные предметы – для католиков, мусульман, иудеев, протестантов и т.д. Трудно представить, что будет, если в рамках предмета "Духовная культура и этика" в какой-нибудь из белгородских школ попытаются свою веру преподавать баптисты, пятидесятники или же хасиды. Руководством к действию для священнослужителей РПЦ МП и многих чиновников в такой ситуации будут именно идеи митрополита Климента о соблюдении религиозно-этнической идентичности той или иной территории страны, в рамках которой интересы меньшинства и "светскость" будут беспощадно подавляться, несмотря ни на что.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

17 марта 2017, 16:48  
Ректор Белгородского госуниверситета предложил преподавать в общеобразовательных школах церковнославянский язык
17 марта 2017, 13:09  
В вузах Свердловской области ввели курс по "основам духовной безопасности", разработанный РПЦ МП
16 марта 2017, 12:03  
Глава одного из комитетов Госдумы Гаврилов - за госзаказ на "социальную работу" РПЦ МП и усиление курсов по изучению православия в школах
22 февраля 2017, 15:19  
В Московской патриархии озабочены отсутствием в РФ научных степеней по богословию
21 февраля 2017, 12:37  
В Духовном управлении мусульман РФ предложили ввести религиозные курсы в пятых классах школ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования