Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей

Лента новостейRSS | Архив новостей ]
28 ноября 2006, 19:45 Распечатать
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Игрок глобального масштаба. 60-летие митрополита Кирилла через призму украинских церковных проблем

Шестидесятилетний юбилей для человека - весьма значительное событие. Для многих это время ухода на "заслуженный отдых". Но для митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) (РПЦ МП) это однозначно еще не "пенсионный" возраст. Он один из главных кандидатов на московский патриарший престол, активный церковный политик и бизнесмен, носитель идеи панроссийской православной империи. Так или иначе, его деятельность ощутима и в Украине, где действует львиная доля приходов РПЦ МП.

Присутствие митрополита Кирилла в Украине можно рассматривать в нескольких направлениях и измерениях. В первую очередь, важно коснуться популяризации идеи о Третьем Риме – Москве, как центре консолидации всего православного мира. В этом контексте необходимо рассмотреть направление межправославных отношений в Украине. Кроме того, часто упоминавшийся председателем ОВЦС МП сюжет о так называемом католическом прозелитизме на "канонической территории" РПЦ МП относится к сфере католическо-православных отношений, которая входит в круг прямых обязанностей митрополита как главы Отдела внешних церковных связей. Начнем именно с этой проблемы.

Борец с униатами и католическим прозелитизмом

В христианском мире митрополит Кирилл считается экспертом по православно-католическим отношениям. Он часто принимает участие в разных межцерковных мероприятиях, выступает на богословских экуменических конференциях. Его воспринимают как дипломата либеральных взглядов, не антиэкумениста. Его "либеральные" черты, с точки зрения "внешнего наблюдателя", особенно выделяются на фоне консервативного и антиэкуменического имиджа РПЦ МП в целом. В то же время, по разным поводам (например, в интервью иностранным журналистам), особенно когда идет речь о предпосылках встречи Папы Римского с Патриархом Московским, в качестве основного препятствия митрополит Кирилл называет католический прозелитизм на "канонической территории" РПЦ МП. При этом каких-то особенных фактов он не приводит. Потому что и трудно что-то привести, когда из года в год, несмотря на такой "прозелитизм", количество католиков в России не растет, никакая социология этого не фиксирует. А сами российские католики ведут себя как мыши, чтобы часом кота не разгневать, потому что хозяин кота может наказать очередной высылкой римско-католических священников или даже епископов из России.

Что же касается Украины, то здесь митрополит Кирилл любит повторять следом за Патриархом Алексием ІІ зазубренную фразу о насильственном уничтожении греко-католиками в начале 90-х гг. трех галицких православных епархий. Однозначно, это для РПЦ МП была огромная потеря — свыше половины на то время не просто существующих, но и наиболее активных и прибыльных приходов, как об этом писал российский исследователь Николай Митрохин. Митрополит закрывает глаза на то, что далеко не все приходы РПЦ МП переходили тогда в Украинскую Греко-Католическую Церковь (УГКЦ), часть нашла себя в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Но что с последних возьмешь? А вот с Рима можно взять, и немало.

Так, из года в год РПЦ МП получает от разных католических благотворительных фондов миллионные суммы, что вызывает естественную реакцию определенной зависти у российских римо-католиков, которым такая помощь даже не снится. В свое время среди них даже бытовала шутка, что стоит лишь перейти к православным, чтобы начать получать из Рима материальную помощь. Однако это плата за более или менее мирное существование самих католиков в России. Вместе с тем, митрополит Кирилл неоднократно предостерегал римо-католиков, чтобы они не слишком активизировали свою деятельность и чтобы случайно, благодаря активной пастырской работе и социальному служению, к ним не приходили люди православного происхождения (к числу которых относят всех, кто имеет хоть отдаленный православный корень, пусть хоть с царских времен). В конечном итоге и папские нунции в России всячески стараются не дразнить патриархию.

В Украине митрополит Кирилл не может так откровенно бить по „прозелитическим пальцам" – все-таки здесь католики обоих обрядов составляют свыше 10 % населения. Потому, когда год назад глава УГКЦ поставил вопрос о перенесении своей постоянной резиденции в Киев, руководитель внешнего церковного ведомства РПЦ МП ограничился лишь жалобами в Рим – никого из иностранных католических священнослужителей не лишали права въезда в Украину, никого не выгоняли из Украины. Как сказал непревзойденный Леонид Кучма: „Украина – не Россия!" Больше всего жалоб на действия католиков на постсоветском пространстве вынужден выслушивать кардинал Вальтер Каспер, председатель экуменического ведомства Ватикана. Но, опять же, прошли те, еще совсем недавние, времена, когда из Рима украинским греко-католикам поступали указания не слишком "дразнить" Московскую патриархию своей активностью за пределами Галичины.

Еще стоит вспомнить о письме-ответе митрополита Кирилла главе УГКЦ по поводу мероприятий в связи с 60-летием Львовского собора 1946 г., когда была ликвидирована Брестская уния и УГКЦ присоединена к РПЦ МП. По мнению митрополита, тогда все было законно. То есть, если и в настоящий момент кто-то захочет с помощью или по приказу ФСБ предпринять какую-нибудь "церковную акцию" - например, расколоть какую-то церковную институцию или присоединить кого-то к РПЦ МП — все будет законно, канонически.

Православный пасьянс

Не имея возможности активно влиять на деятельность католиков обоих обрядов в Украине, митрополит Кирилл значительно больше внимания сосредоточивает на православных делах, которые, в конечном итоге, значительно более заметны в Украине, чем дела других конфессий. О влиянии владыки Гундяева на православные процессы в Украине говорят разное. В том числе, утверждают, будто "его люди" есть и в УПЦ КП, и в УАПЦ. Относительно последней еще можно услышать предположение, что нынешнее ее сближение с УПЦ МП также происходит под контролем высокого московского иерарха. В конечном итоге, это очень логично, потому что таким образом блокируется сближение между УАПЦ и УПЦ КП, а о переходе священнослужителей УАПЦ в УПЦ МП пока речь не идет, значит можно потянуть время (о присоединении целой УАПЦ говорить нельзя, потому что не для того абсолютное большинство верных УАПЦ из МП выходило, чтобы так просто назад вернуться). Потому нынешнее положение вещей — существование сильной и относительно сплоченной УПЦ МП и противостоящих ей разделенных, более слабых УПЦ КП и УАПЦ — для него лучше, чем существование одной крепкой национальной Украинской Православной Церкви или хотя бы сплочение УПЦ КП и УАПЦ. Не потому ли, когда в июне этого года шла речь о возможности создания в Украине представительства Константинопольского патриархата, московские СМИ, которые имеют особенно дружеские отношения с отделом митрополита Кирилла, первыми закричали об „агрессии" Константинополя на „каноническую территорию" РПЦ МП?

Митрополит Кирилл контролирует переговоры украинских православных с Константинопольским патриархатом и относится к ним весьма серьезно. Лучше всего для него, когда эти переговоры вовсе не ведутся. Как только Патриарх Варфоломей заявлял о своем желании помочь достичь межправославного единства в Украине, Московская патриархия и сам митрополит Кирилл сразу протестовали, потому что это, мол, внутреннее дело РПЦ МП. Летом 2001 года, находясь с визитом в Украине, митрополит четко сказал, что не видит другого пути получения автокефалии для Украинской Церкви, кроме как из Москвы, которая, кстати, будучи основанной в 1147 году, считает себя "материнской Церковью" для Киева, который в 988 г. принял христианство как государственную религию. Не очередная ли тема задуматься?

Для умаления значения Константинопольского патриархата митрополиту Кириллу нужен показательный, для масс-медиа, союз с Римом. На днях он опять заговорил о двух центрах христианства в Европе, коими являются Ватикан и Москва, которые должны „вместе давать ответы на вопросы, которые беспокоят человека в современном мире". „Православные и католики должны сказать нечто общее всей Европе, своей пастве", — сказал он в интервью „Московскому комсомольцу". Как видим, здесь не идет речь о других христианских центрах, например, православных Церквах Греции, Румынии, Болгарии, которые, если не уже в Евросоюзе, то скоро там будут. Не говоря уж о Константинопольской, которую неоднократно Москва пыталась унизить.

Но Московская патриархия допустила серьезную ошибку уже тем, что села за стол переговоров об Украине с Константинополем. Потому что последний не раз заявлял, что считает себя Церковью-Матерью Киевской митрополии, а границы Московского патриархата ограничивает границами Московского царства 1593 года. Таким образом РПЦ МП сама вынесла украинские дела за пределы своей внутренней проблемы.

Особенную опасность Московская патриархия почувствовала тогда, когда Константинополь нашел общий язык с "оранжевой" властью в Украине. Митрополит Гундяев в течение этих двух лет несколько раз прямо или косвенно предостерегал украинскую власть от административного вмешательства в православные дела. Интересно, почему он этого никогда не говорил В. Путину, когда тот, например, заявил о желании способствовать объединению РПЦ МП с РПЦЗ(Л)? И здесь мы подходим к самому существенному выводу: потому, что В. Путин строит ту же империю, что и митрополит Кирилл, а в ней не может быть места неподконтрольной Московской патриархии Православной Церкви в Украине.

Реставратор идеи "третьего Рима"

Если по первым двум направлениям не все шло гладко у председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, то в деле реставрации панроссийской империи он продвинулся значительно дальше и чувствует себя в этом деле намного увереннее. И если в наивной Европе его еще считают либералом, то для российских носителей имперской идеи он „лидер российской неоконсервативной мысли", как его охарактеризовал еще один фанат идеи „третьего Рима" Кирилл Фролов, из "Союза православных граждан". Именно он четко выразил роль митрополита Кирилла в этом великом деле: „Он (митрополит Кирилл) признал российский народ разделенным и ввел в политическую жизнь термин „историческая Россия" (?), из которого вытекает, что РФ — „это лишь часть чаемой нами России, которая должна быть воссоединена. ...Это ответ тем, кто, создавая в Украине антироссийское государство, пытается оторвать Украинскую Церковь от Московского патриархата", — подчеркнул К. Фролов в интервью агентству „Росбалт". К. Фролов, который в своем выступлении отождествляет РПЦ МП и деятельность митрополита Кирилла, конкретно разъясняет, что есть общего между РПЦ МП и Россией: „РПЦ – единственная нерасчлененная институция на постсоветском пространстве, сила, которая собирает Россию, которая создает основу для того, чтобы Россия была субъектом мировой истории и политики, а не объектом манипуляций".

Такая идея обсуждается и на возглавляемом митрополитом Кириллом Всемирном русском народном Соборе. На одном из таких Соборов он высказал мысль, что Русская Церковь и Российское государство, как „новый и последний центр Мирового Православия" (суть идеи „третьего Рима") объединяются, чтобы сделать Россию одним из центров глобализации, центром тяжести славянско-православной цивилизации. Он признал, что РПЦ МП влияет на все Православные Церкви на Балканах. „Мы – законные духовные правопреемники Византии", – заявил митрополит Кирилл, слова которого цитирует греческая газета „То Вима".

Контроль над ситуацией в Украине для митрополита Кирилла является основным залогом его мирового церковно-политического проекта. Не потому ли в Украине так активизировались идейно близкие РПЦ МП организации наподобие упоминавшегося "Союза православных граждан"? Эта организация и некоторые другие под четким руководством московских пиар-технологов занимались грязной предвыборной агитацией в епархиях УПЦ МП в 2004 и 2006 годах, чтобы привести к власти в Украине пророссийские политические силы и, таким образом, гарантировать свое господство в этой стране.

Для более успешного осуществления своей политики митрополиту требуется белый московский патриарший клобук. Но достигнет ли он этого – сегодня трудно сказать, учитывая последние изменения в руководстве РПЦ МП и появление новой церковной партии во главе с митрополитом Климентом.

Невзирая на это, фигура митрополита Кирилла (Гундяева) является действительно знаковой для не только РПЦ МП. Он весьма уважаемый деятель в христианском мире. Иерархами такого уровня хотела бы похвастаться каждая Православная Церковь. Не менее важной является и его деятельность с точки зрения Украины, где он имеет солидную поддержку и среди иерархов, и среди политиков. Можно лишь надеяться, что в случае поражения на будущих патриарших выборах он не устроет очередного раскола "мирового православия".

Антон Залуцкий,
Центр общественного анализа (Украина),
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

29 ноября 2006, 13:12  
Митрополит Кирилл (Гундяев) призывает законодательно отделить паломничество от коммерческого туризма
28 ноября 2006, 19:45  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Игрок глобального масштаба. 60-летие митрополита Кирилла через призму украинских церковных проблем
28 ноября 2006, 12:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мелочи митрополичьей жизни. Интервью митрополита Кирилла (Гундяева)
27 ноября 2006, 17:49  
МОНИТОРИНГ СМИ: Митрополит Кирилл растянул удовольствие. День рождения одного из высших иерархов праздновали неделю
24 ноября 2006, 16:45  
ДОКУМЕНТ: Обращение главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) в связи с 60-летием
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 



Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"


Наши партнеры:

Портал Baznica.Info
Zdravomyslie.ru Христианская книга
www.agentura.ru








Статьи партнеров: Влияние аськи на молодежь
Аренда недвижимости
Влияние социальных сетей
Домашний персонал
Исправление зрения
Автомобиль и навигатор
Дыхание природы
Секрет успеха компаний
Квартиры в столице
C чувством благодарности
Клининговые услуги
Влияние интернета
Учитывать при создании сайта
Рынок недвижимости
Рамки закона
Квартира в новостройке
Телевизоры
Прогнозы

 © Портал-Credo.ru 2002-14 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования