Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 ноября 2006, 12:59 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Эх, Морозова. В Москве прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина


В день открытия международного фестиваля современной музыки "Московская осень" на сцене Большого зала консерватории состоялась мировая премьера русской хоровой оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова". Масштабность и статусность проекта подчеркивало все: долгие предпремьерные аплодисменты в честь появления автора оперы с супругой Майей Плисецкой в партере, телеграмма президента Владимира Путина, проникновенное вступительное слово министра культуры Александра Соколова, множество теле- и фотокамер, бесчисленные букеты и шквал оглушительных оваций.

Заметим, что появлению такого царского подарка столица обязана другому главному герою вечера – руководителю камерного хора Московской консерватории, другу и коллеге Щедрина – профессору Борису Тевлину, отмечающему семидесятипятилетний юбилей. Именно по его настоятельной просьбе в июне этого года Родион Щедрин завершил сочинение, идею которого вынашивал не один десяток лет.

Либретто "Боярыни Морозовой" композитор написал сам, взяв за основу тексты из "Жития протопопа Аввакума" и "Жития боярыни Морозовой", чем заставил хор запеть на древнеславянском. Можно по-разному воспринимать историю Морозовой, презревшей положение и богатство, сгубившей сестру, пожертвовавшей жизнью своей и сына во имя старой веры и возможности креститься "двумя перстами". Ее религиозный фанатизм может видеться как сумасшествие и заблуждение и как подвиг. Щедрин в своей опере впускает слушателя в "небесную темницу" истерзанной и измотавшейся, непреклонной и сильной, но все же неприкаянной души и жаждет найти понимание и сочувствие.

Четырех главных героев-солистов оперы на сцене поясняюще рассадили по разные стороны – злостное "правосудие" в лице царя Алексея Михайловича – бас Михаил Давыдов – слева, триумвират иноверцев: боярыня Морозова – меццо-сопрано Лариса Костюк, княгиня Урусова – сопрано Вероника Джиоева, протопоп Аввакум – тенор Эндрю Гудвин – справа. Позади народ – камерный хор Бориса Тевлина и с двух сторон по краям сцены – батарея ударных (Михаил Дунаев), трубач-солист (Кирилл Солдатов) и литавры (Виктор Гришин).

Тринадцать номеров, уложившихся в две части без перерыва, длились немногим более часа. На протяжении минут между жизнью и смертью, утрированных трагедией (предание анафеме, испытание угрозами и пытками, убийство сына, заточение, плачи в черед со смертями), переполненный зал вынужденно замер. Причина тому – полифония трагедии, скрытая в партитуре Щедрина. Томящая, въедающаяся и овладевающая выразительной хроматикой сольных партий, вязкими изломами хорового аккомпанемента, исступленными соло литавр, пронзительными речитациями трубы, краткими паузами-глотками между номерами, в целом опера подкупала гармонической доступностью и выразительностью.

Виновник и главный герой оперы – камерный хор Бориса Тевлина, став своего рода хоровым оркестром, в этом случае единственно соответствующим религиозному сюжету, идеально точно овладел многокрасочной музыкальной тканью сочинения. Осуждая и втаптывая, хор бил наотмашь каждой отчетливой фразой (кое-где – со свистом и топотом), вознося и сочувствуя – поддерживал солистку.

Выше всяких похвал – боярыня Морозова в исполнении Ларисы Костюк. Драматический дар певицы в сочетании с магией голоса в этой гибкой вокальной партии гипнотизировал от первой до последней ноты. На словах в "Плаче о сыне": "Аз есмь вина твоей смерти, чадо. Кличите ноне со мною все матери сынов своих!" можно было уверовать, что перед тобой реальная боярыня Морозова.

Княгиня Урусова – второе "я" Морозовой – смиренная тень, ведомая праведная душа, вторящая бессильно и покорно вслед ведущему. И в исполнении сопрано Вероники Джиоевой этот отлетающий, словно тлеющий в безмерном пространстве, отголосок звучал на редкость точно в своем бесстрастном покорном отклике. Три ламентозных сольных номера Эндрю Гудвина (протопоп Аввакум) буквально изводили эмоциональными порывами-стенаниями в плачах по своим сестрам по вере. Лирический пронзительный тенор Гудвина жизненно бился в пульсирующем соло: "…О, две зари, две ластовицы, две маслины, две звезды, два светила, солнце и луна русския земли…" и смиренно упокаивал в коде: "Во веки веков, аминь…". Выразителен и впечатляющ был Царь – колоритный бас Михаил Давыдов.

Заметим, что Родион Щедрин недавно обмолвился о желании увидеть сценическое воплощение своей хоровой оперы и был замечен на одном из октябрьских показов "Евгения Онегина" в постановке Дмитрия Чернякова. Ответный визит нанес и молодой режиссер в премьерный вечер "Боярыни". Возможно, не за горами новая постановка?

Елена Ложкина,
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

 2 ноября 2006 г.


    В сюжете:

20 ноября 2006, 15:10  
МЫСЛИ: Роман Берченко. НОВАЯ ОПЕРА РОДИОНА ЩЕДРИНА – ДУХОВНЫЙ ПАМЯТНИК СТАРООБРЯДЧЕСТВУ. Опера, авангардная по форме, опирается, в то же время, сразу на несколько традиций
16 ноября 2006, 12:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эх, Морозова. В Москве прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина
14 ноября 2006, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Новая жизнь боярыни. Мировая премьера оперы Родиона Щедрина
14 ноября 2006, 17:45  
МЫСЛИ: Владимир Ойвин. ФАНАТИЗМ ИЛИ ВНУРЕННЯЯ СВОБОДА И СИЛА ДУХА? После мировой премьеры оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова"
06 ноября 2006, 14:00  
МНЕНИЕ: "Наконец-то старообрядчество стало предметом внимания для современного музыкального искусства" - глава Издательско-информационного отдела РПСЦ АЛЕКСАНДР АНТОНОВ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования