Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 ноября 2006, 19:53 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Это и их праздник. День народного единства в Нижнем Новгороде был немного окрашен в мусульманские тона. В городе прошел II Всероссийский форум мусульман


Второй общероссийский форум мусульман в Нижнем Новгороде стал продолжением традиции, заложенной год назад, когда впервые в России отмечался День народного единства 4 ноября - праздник не вполне однозначный для мусульман, учитывая его "совпадение" с церковным торжеством в честь Казанской иконы Божией Матери, которая символизирует покорение исламских (прежде всего - татарского) народов России православному царю и надежду на их будущее обращение к православию. Как и год назад, форум проходил в нижегородском Дворце труда.

Если забыть о дате и месте, то нынешний форум мало чем напоминал прошлогодний, на котором также присутствовал корреспондент "Портала-Credo.Ru". Погода в дни первого форума была куда лучше, нежели в году нынешнем. И повестка дня была интригующей - возможно, если и не выборы единого муфтия мусульман Европейской части России, то, по крайней мере, создание Совета улемов - общего богословско-канонического органа. На нынешнем форуме главной стала научная часть, он оказался, прежде всего, научной исламоведческой (и - во многом - татароведческой) конференцией, тогда как в прошлый раз научная часть служила как бы фоном к основному форуму. Научную доминанту гости IIфорума ощутили уже в первые минуты пребывания в Нижнем - в розданных организаторами каждому участнику пакетах находился прекрасный набор изданной издательским домом "Медина" (при Духовном управлении мусульман Нижегородской области - ДУМ НО) литературы на исламоведческую и этнографическую тематику.

В 10.00 во Дворце Труда началось пленарное заседание, целиком состоявшее из приветственных речей. Среди выступавших были председатель ДУМ НО Умяр-хазрат Идрисов; заместитель полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (ПФО) Владимир Зорин; Евгений Дугин, обозначение должности которого предстало шедевром бюрократического арго - "главный советник Аппарата содействия деятельности Советника Президента РФ". Религиозные конфессии представляли, помимо руководителей муфтиятов нижегородского и московского (Марат Муртазин), также руководитель службы протокола Нижегородской епархии РПЦ МП о. Андрей Милкин, представитель еврейской общины города Эдуард Чепрак, настоятель нижегородского римско-католического прихода о. Марио Беверотти. Выступили также пара депутатов Государственной Думы и различные чиновники нижегородских ветвей власти.

Выступление духовного лидера нижегородских мусульман, известного своей твердостью в отстаивании конституционных прав мусульман и сподобившегося даже заманчивого предложения со стороны протоиерея Всеволода Чаплина - покинуть РФ, было во многом парадным, но содержало несколько интересных идей. Он связал традиции российского парламентаризма, которому в этом году исполнилось всего сто лет, с проведением подпольных съездов российских мусульман накануне 1905 года. Такая форма народной самоорганизации стала основой гражданского общества, которое начало было формироваться в России с 1905 года, но было безжалостно сметено революционной бурей 12 лет спустя. Умар-хазрат призвал не превращать 4 ноября в праздник одной конфессии, потому что "Россия - великая исламская страна, важная часть исламского мира". Он напомнил власти о "необходимости равноправного подхода к конфессиям, чтобы не допустить перекосов", и констатировал, что "неоднозначная у нас пока что ситуация".

Заместитель председателя Совета муфтиев России Марат Муртазин выступил с достаточно концептуальным докладом, в начале которого покритиковал СМИ за то, что об исламе в них пишут и говорят не сами мусульмане. В том, что через российскую прессу распространяются позиции, "зачастую враждебные исламу", Муртазин винит не только светских журналистов. Сами исламские СМИ, по его словам, "не пользуются популярностью и авторитетом". Но особенно прискорбно, что научное изучение современного российского ислама практически монополизировали "авторы новейшей истории ислама, которые выискивают противоречия". Марат-хазрат выделил три центра исламской богословской мысли в России: Москву, Казань и Нижний Новгород. Но он призвал создать и единый научный центр - например, в форме Совета улемов, - который контролировал бы деятельность исламских ученых и определял направления их исследований. Отметив, что в России существует множество исламских школ и течений, Марат Муртазин призвал "установить собственные внутримусульманские границы", чтобы оградить отечественных мусульман от учений, приходящих из-за рубежа. "Мусульманская молодежь, - свидетельствовал выступавший, - расколота на мелкие борющиеся между собой группировки. При этом российская богословская школа еще даже не начала формироваться. Она должна стать проповедником "просвещенного ислама", давая свое собственное современное толкование ханафитского мазхаба суннитского ислама".

Бывший депутат Госдумы, а ныне президент Исламского культурного центра в Москве Абдул-Вахед Ниязов поставил три задачи перед исламской уммой России: "единение, новый формат взаимоотношений между государством и исламским сообществом и развитие евразийских связей". Под последними он подразумевает активизацию контактов мусульман России с единоверцами в мусульманских республиках бывшего СССР.

Среди выступлений представителей местного научного сообщества запомнилось приветствие проректора Нижегородского педуниверситета профессора Льва Шапошникова. Он начал с тезиса о том, что для русских "органической" религией является православие, а для татар - ислам. Именно религия - наиболее действенный фактор в идентификации личности с каким-либо социумом, например, с нацией. По мнению выступающего, все "органические" религии должны объединиться, что представляется, на наш взгляд, несколько сложноватым, поскольку именно жесткий развод вероисповеданий по этническим "квартирам" меньше всего стимулирует какие-либо формы единения.

После очень сытного обеда в здании ДУМ НО участники форума начали работу по секциям. В молельном зале Нижегородской соборной мечети за столами, покрытыми в зеленый цвет, проходили заседания богословской секции. Две другие - историческая и международная - заседали, соответственно, во Дворце труда и на факультете международных отношений НГУ.

Открывая теологическую секцию, ее ведущий, историк Дамир Хайретдинов, сказал, что не случайно секция собралась именно в джамиия - пятничной, или соборной, мечети. Традиционно в исламе мечеть - это не только дом поклонений, но и дом собраний, в том числе и научных. Именно по образцу собраний в мечетях впоследствии выстраивали свою деятельность средневековые университеты, а такое явление, как университетская кафедра, - "слепок" с минбара - возвышения, с которого читает проповедь имам. Г-н Хайретдинов также отметил, что для ислама естественные науки являются частью его доктрины, и научный подход крайне важен для развития собственно религиозной жизни. "Восстановление Сунны - в продуманном подходе к Корану, а не в длине бороды", - закончил г-н Хайретдинов.

Затем заговорили о грехе. Доклад на эту тему сделал Игорь Алексеев, позиционировавший себя как светский историк. По его мнению, в исламе существует четкая иерархия греха, на вершине которой единственный непростительный - придание Аллаху сотоварищей. В то же время в христианстве, считает докладчик, видение греха проходит сквозь призму принципа Божественного милосердия, а, значит, жестко непростительных грехов нет. Хотя, как известно, и христианство считает (точнее - об этом говорится в Евангелии), что таковой грех имеется - хула на Духа Святого.

Имам ярославской мечети и главный редактор единственного на сегодня мусульманского богословского журнала на русском языке "Минарет" Рустам-хазрат Батров поставил в качестве научной проблемы необходимость богословского и канонического обоснования единства мусульманской уммы. Для господствующего в России суннитского ислама это сложнее сделать, чем, скажем, для шиизма. В последнем авторитетный духовный лидер обычно располагает и высокими административными полномочиями. В то же время в суннизме административный и духовный авторитет далеко не всегда совпадают. Рустам-хазрат отметил необходимость более глубокого изучения ханафитского мазхаба, распространенного именно среди татар-мусульман.

Следующие доклады лучше было бы отнести к секциям исторической, либо посвященной международным отношениям. Так, петербургский исследователь Алексей Гайдуков рассказал о динамике роста мусульманского населения в северной столице. По разным данным, мусульмане здесь составляют от 5 до 20 % населения. В основном это татары и азербайджанцы, но есть и русские, объединенные почему-то по гендерному принципу в организацию девушек-мусульманок. Выступающий при всем этом отметил, что по данным социологических опросов выявляется довольно высокий процент отрицательного отношения к исламу и мусульманам в России.

Социологи Наима Нифляшева и Гюзель Гузельбаева рассказали, соответственно, о специфике ислама в Адыгее и о взгляде на ислам и его установления у женщин-мусульманок. Религиозную струю вновь внес в общение своим эмоциональным выступлением имам-хатыб Ивановской соборной мечети Тахир-хазрат Ситдинов, выразивший мнение, что лучшей формой проповеди веры и межрелигиозного диалога является живое общение по главным вопросам веры и морали, общим для всех религий.

К сожалению, на секции не выступил ранее заявленный как ее модератор, известный своей радикально-либеральной интерпретацией положений ислама московский востоковед сирийского происхождения Тауфик Ибрагим. Он вместе с рядом других участников форума находился в этот момент на записи дискуссионной телеперадачи на "НТВ-Нижний Новгород". Присутствовать на этой передачи корреспондентам Портала не удалось, поскольку она проходила параллельно с заседанием секций, однако удалось в нескольких словах узнать о происходившем там от известного журналиста-культуролога Джанната-Сергея Маркуса. Ему запомнилось выступление одного социолога, утверждавшей, что в недалеком будущем религиозная палитра Нижегородчины может полностью измениться, православные станут здесь меньшинством, пропустив вперед мусульман и протестантов. Сам г-н Маркус призвал отказаться от "слащавой картинки", на которой в российской истории напрочь отсутствуют религиозные войны. На той же Нижегородчине, напомнил культуролог, сначала истребляли "природную веру - родноверие" (язычество), затем насильно крестили татар, затем гнали старообрядцев, ну и, наконец, устроили безбожные "чистки".

Под занавес первого дня была принята резолюция форума, призвавшая к сотрудничеству традиционные конфессии, в список которых был включен не только традиционный перечень "православие - ислам - иудаизм - буддизм", но также католики и протестанты. В резолюцию вошел пункт о необходимости противостояния тотальному пьянству, однако разногласия вызвал неоправданно верноподданический тон этого пункта, который приписывал благородные антиалкогольные инициативы державной воле г-на Путина и который в итоге отправили на редакционную доработку. Завершился первый день праздничным ужином в ресторане "У Александра", принадлежащем бизнесмену-азербайджанцу. Ужин прошел в смешанном светско-мусульманском формате, естественно, без спиртного, но с исполнением татарских эстрадных песен и мусульманских песнопений-мавлидов, которые в иных местах сочли бы признаком "ваххабизма". Характерно, что, поднимая очередной бокал (с минеральной водой "Ессентуки № 17"), имам мусульманской общины из города Дзержинска сказал, что праздник-то, конечно, православный, Казанской иконы Божией Матери, а мусульмане к нему лишь "примазались" - "погулять-то надо...". В каждой шутке есть, как известно, доля шутки. Многие мусульмане в частных беседах говорили корреспондентам "Портала-Credo.Ru", что, конечно, День народного единства необходим, но в своем нынешнем виде он очень уж связан с одной определенной конфессией.

На следующий день, 4 ноября, в Нижнем Новгороде прошли дождь со снегом и круглый стол "Мусульманские СМИ за гражданское согласие". Последний состоялся все в том же молитвенном зале соборной мечети. В первую очередь, это заседание стало презентацией проектов издательского дома нижегородских мусульман "Медина", а также мусульманской телепрограммы на "НТВ-Нижний Новгород". Проблемный подход обнаружился в выступлениях все того же Джанната-Сергея Маркуса, которого ведущая круглого стола Галина Хизреева представила как "мастодонта мусульманской журналистики". Г-н Маркус, назвавший себя "птеродактилем", отметил, что в последнее время все информпространство захлестнула волна "чернухи", которой надо противопоставить подлинную красоту и подлинную эстетику "исламской информационной волны". Журналист и культуролог, между прочим, заметил, что демонстрация исламского понимания эротики может стать хорошей альтернативой царящему в СМИ оголтелому разврату. Одновременно Джаннат-Сергей попенял коллегам - мусульманским журналистам за то, что их русский язык часто оставляет желать лучшего. "Впрочем, со мной многие могут не согласиться, считая меня излишне консервативным, - заметил г-н Маркус. - Меня вот тут уже назвали птеродактилем". Ближе к концу круглого стола совсем юная журналистка из Казани Диляра Рахимова высказала мнение, что нынешний медийный образ ислама слишком вульгарно-опасен, а должен он быть чем-то вроде доброго старичка в чалме, мудро наставляющего молодежь. Завершился круглый стол принятием резолюции.

Прочитав протокольные строки резолюций, многие могут подумать, что широко заявленный Всероссийский форум мусульман "провалился". Позволим себе с этим не согласиться. Все прошло, как и должно пройти, учитывая нелегкие времена стабилизации, которые переживает сейчас многоконфессиональная Россия. Очевидно, что сегодня Нижегородский форум - это не только и не столько заседание накануне и в День народного единства". Нижегородский форум все более становится брендом, наподобие, скажем, Родосского форума - непрерывно продолжающегося проекта, включающего самые различные проекты. Обозначилось и уникальное тематическое содержание Нижегородского форума - осмысление ислама в контексте современности, а также проблема татарской и иных национальных групп. Да, первый форум, в 2005 г., прошел в контексте амбициозного лозунга избрания единого муфтия или общероссийского Совета улемов. Второй, таким образом, по определению, должен был носить более рабочий характер. Недаром председатель ДУМ Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов на вопрос корреспондентов Портала, в чем особая специфика деятельности его управления, ответил так: "Я сделал ставку на науку, ученых. И, как мне кажется, не ошибся".

Валерий Емельянов, Александр Солдатов,

для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

08 ноября 2013, 12:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Представители Вологодской епархии МП препятствуют верующим посещать могилу почитаемого ими праведника. Как в МП принимают паломников, или День народного единства по-патриархийному
06 ноября 2013, 17:24  
Воронеж: участники «Русского марша» собирали средства для священника РПЦ МП, запрещенного в служении за антисемитские высказывания
06 ноября 2013, 11:00  
РПЦ МП недостаточно внимательна к уличной молодежи, заявил протоиерей Всеволод Чаплин после "Русского марша"
05 ноября 2013, 17:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: День народного единства президент встретил с религиозными лидерами. 4 ноября Владимир Путин осмотрел выставку в честь Романовых и вручил госнаграды иностранцам
05 ноября 2013, 14:18  
На крестный ход по случаю Дня народного единства в Петербурге участников свозили "добровольно-принудительно"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации21 августа 2018, 00:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ежегодное соловецкое патри-шоу. Показуха на северном архипелаге к "высочайшему" визиту
20 августа 2018, 15:07  
РПЦ МП инициирует масштабную реконструкцию Сергиева Посада, включающую снос домов и выселение жителей из центра города
20 августа 2018, 14:20  
Католический епископат США назвал ситуацию с сексуальными скандалами духовенства «моральной катастрофой»
Материал содержит иллюстрации20 августа 2018, 14:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Побег свидетелей. Сотни россиян скрываются в финских лагерях беженцев
20 августа 2018, 13:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мальчик хочет в Стамбул: чего ждать от визита Патриарха Кирилла на Фанар?
20 августа 2018, 12:55  
Большинство россиян разделяет всевозможные "теории заговора" и верит в существование организации, разрушающей их "духовные ценности", - данные опроса ВЦИОМ
20 августа 2018, 12:49  
Российские власти в Крыму объявили Курбан-байрам нерабочим днем на территории региона
Материал содержит иллюстрации20 августа 2018, 11:47  
Прот. Всеволод Чаплин призывает к "публичной казни" 15-летнего поджигателя храма в Кондопоге
Материал содержит видео информацию20 августа 2018, 11:37  
ВИДЕО: "Животное участвует в молебне...". На фоне убыли прихожан в храмы РПЦ МП стали приглашать животных? - Молебен с кошками в селе Хлебникове под Москвой
20 августа 2018, 11:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Греки избавляются от российского влияния. Последние события церковной жизни формируют тренд
Материал содержит видео информацию20 августа 2018, 09:58  
ВИДЕО: "Для Москвы это критично страшно...". Главный редактор телеканала АТР раскрыл "расписание" предоставления автокефалии УПЦ: основные события произойдут 30 августа - 9 сентября


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования