Итак, обещанная премьера состоялась. Большой зал Московской консерватории был наполнен, но попасть на премьеру хоровой оперы "Боярыня Морозова" всё же можно было даже в последний момент. Среди публики преобладали любители музыки и поклонники таланта Родиона Щедрина. Были заменты и отдельные староверцы - не более двадцати. Консерваторское исполнение оперы предполагает академизм без костюмов и актерщины. Большой хор Московской консерватории (дирижер - Борис Тевлин) и блистательно подобранные солисты должны были гарантировать музыкальный успех. Он и состоялся - аплодисменты долго не умолкали. Однако, необходимо сказать, что современная симфоническая музыка и конкретно - музыка Родиона Щедрина требует для правильного понимания серьезной подготовки. В любом случае, оправданность современных академических гармоний для иллюстрации текстов священномученика Аввакума не очевидна. Интересно, что сочетание современной музыки с древлеправославным содержанием было неочевидным и для пришедших на премьеру представителей академической традиции - исследователей старообрядчества Е. М. Юхименко и Е. А. Агеевой. Первая из них в беседе после спектакля выразила убеждение, что использование древнерусских знаменных гармоний было бы куда более уместно. Христяне, пришедшие на оперу частию радовались тому, что хоть кто-то обратился к старообрядческим сюжетам и темам. Другие одобряли даже и музыку, не говоря уже о положительном значении постановки вопроса. Наконец, были те, кто полностью согласился с уважаемыми исследовательницами. Меццо-сопрано Е. Костюк, исполнявшая партию Феодоры, сделала это с подлинным трагизмом. Следует отметить и партию царя-злодея Алексея Михайловича, и особенно австралийского тенора Эндрю Гудвина, спевшего партию Аввакума. С музывкальной точки зрения действо состоялось. Что же до духовной и общекультурной, то тут успех далеко не так очевиден. Сама трактовка Щедриным (автором и музыки и либретто) образа Феодоры как трагической жертвы режима, которую некоторые СМИ постарались изобразить едва ли не диссиденткой, погибающей за свои убеждения, а то и просто фанатичкой, неясна. С одной стороны, за образом Феодоры, как его увидел автор, стоит определенная философия русской истории - ее мучение было непоправимой ошибкой. С другой стороны, женщина фактически обрекающая на смерть сына вызывает у зрителей с гуманистическим мировоззрением неоднозначные чувства. Интересно, что к подобным поступкам древних римлянок, публика обычно проявляет больше сочувствия. В целом, образ Феодоры вышел светлым, но не лишенным некоторой противоречивости. Голос св. Аввакума в опере - это почти глас Божий - он лишь плачет (три lamenti составляют почти всю его партию) или молится. Поэтому его образ - скорее агиограф, обрамляющий страдание в рамку житийной традиции. Плоско и односторонне решен образ царя - это картинный злодей, злобно радующийся смерти отравленного им ребенка и с поистине сталинским цинизмом требующий "закопать труп", т.е. св. мощи Евдокии Урусовой. Сама Урусова - самая непрописанная партия оперы - она лишь сопрановый подголосок для меццо Феодоры. Хотя, если бы уважаемый композитор обратился к переписки княгини Урусовой с детьми, он нашел бы для её партии нужные любовные краски. Но главная партия оперы - хоровая. Хор есть выражение жестоковыйного, но вместе с тем слезливого (прямо по Достоевскому - "он был зол и сентиментален") народного духа. Он то требует "анафемы" и смерти ревнительниц древлего благочестия, то наоборот печалуется вместе с Аввакумом. Партия хора безусловно удалась Щедрину. Хор поддерживает труба и постоянная дуэль ударных - в барабанной дроби так и слышатся гонения Петра I, Софьи и Николая Палкина... Печально, что почти никакого общественного резонанса, если не считать предпремьерной рекламной акции, опера не вызвала. Очевидно: общество и пресса просто не знают, как подходить к этой теме. Ведь, если всерьез поставить ее вместе с Р. Щедриным, то окажется, что история далеко не так проста, как написана в учебниках по русской истории или по истории РПЦ... Кажется, что при всех своих условностях, при современном музыкальном языке, автор хотел достучаться до современников, показать им силу страдания, и главное - правду страдания. И в этом видится положительный смысл оперы. "ПРАВДА СТАРОЙ ВЕРЫ", 31 октября 2006 г. |