Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 октября 2006, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Мерзость запустения Третьего Рима в отдельно взятой опере. Тирания как прошлое и настоящее – версия Родиона Щедрина


"Любая власть всегда деспотична" – эти слова произнес один из величайших русских композиторов современности Родион Константинович Щедрин, когда журналисты стали выспрашивать у него причины негативной трактовки образа царя Алексея Михайловича в представленной вчера вечером в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского опере "Боярыня Морозова" в концертном исполнении. Это была мировая премьера. Опера действительно была встречена бурной овацией и ощущением счастья в музыкальных кругах и среди любителей современной симфонической и вокальной музыки. Опера состоялась как факт и событие музыкальное. Теперь остается вопрос – состоялась ли она как событие общественное, и каково послание композитора, дирижера и певцов обществу и нашему времени?

Композитор в своих интервью выражается осторожно: упоминает о своих синодально-новообрядных корнях, цитирует решения Соборов РПЦ МП и РПЦЗ 1971 и 1974 гг., которыми новообрядные согласия пытаются отгородиться от "неудобного" факта раскола Русской Церкви. А факт этот остается актуальным. В деяниях этих Соборов все добрые и ласковые слова прибережены исключительно для тех староверов, которые пошли на компромисс с "новолюбцами" и присоединились к их согласиям. На языке канонистов-крючкотворов это называется "при условии их присоединения к Церкви". Иначе говоря, и сама преподобномученица Феодора (боярыня Морозова), и княгиня Урусова, и священномученик протопоп Аввакум для потомков Никона – просто "раскольники". И хотя в царствование Екатерины словечко это, выдуманное канонистами и отдающее hate-language ("языком вражды"), было запрещено и заменено расплывчатым обозначением "старообрядцы", духовные потомки боярыни Морозовой до сих пор существуют в неопределенном духовно-общественном пространстве.

Кажется, что композитор (возможно, с подачи профессора С.С. Зеньковского, которого он перепутал с протоиереем Василием Зеньковским) кидает пробный шар именно с таким прицелом. Нравственная правда староверов находится в вопиющем противоречии с "наличной реальностью", со "своей правдой" государства-Церкви. И эта проблема требует разрешения, в противном случае нравственное и духовное видение нашего прошлого и растущего из него будущего останется однобоким и инфантильным. Родион Щедрин в своей опере намекает на страшный парадокс русской духовной истории – власть и правда стали расходиться. И мутный водоворот романовской петербуржщины захватил Синодальную Греко-Российскую Церковь, которая продолжала настаивать на совей "правде", ссылаясь почти исключительно на авторитет "властей предержащих". И эта "правда" обращается в ложь, как только мы вспоминаем об умученной инокине Феодоре. Можно сказать еще страшеннее, балансируя на грани оскорбления чьих-то чувств: Романовы в XVII веке предопределили свой конец в веке ХХ. Это чудовищно, но только так можно понять смыл трактовки Щедриным образа "тишайшего" царя, срывающегося почти на крик: "Сдохни, гадина!".

Демонизм абсолютной власти, демонизм и ложь цезарепаписткой имперской псевдоутопии, пагубность и бесперспективность "Третьего Рима" – вот тайный смысл оперы Щедрина. Иллюзии церковно-государственного симбиоза скользкими змеями извивающиеся в головах политиканов и публицистов, подхваченные подростковыми "новыми идеологами", отчаянно воюющими с виртуальной "нерусью", превращаются в демоническую реальность в резких и трагических барабанных дуэтах и воплях: "Анафема, сжечь их, убить злодеиц"! И в данном случае не так уж важно, как представляет себе это композитор, важно, что получилось, что слышно. И не услышать этого нельзя. Потому и представители духовенства (как новообрядного, так и старообрядческого) не посетили эту оперу, хотя в других случаях они охотно посещают светские культурные события подобного масштаба. Пришлось бы как-то отвечать за прошлое.

Характерно, что Никона-Патриарха в опере не выведено. И дело не в том, что ко времени чудовищной расправы над боровскими страдалицами, Никон уже был в опале. Дело в другом. Опера Щедрина – не об ответственности Патриарха. Она – о демонизме тирании, о несовместимости власти и духовности, о столкновении правды, свидетельствуемой страданием и чистотой молитв Феодоры и Евдокии, и демонического механизма нарождающейся империи, воем запечатлевающего неправду.

Многие зрители, в частности крупные исследователи старообрядчества Е. Юхименко и Е. Агеева, выражали после премьеры сдержанное разочарование. Действительно, и эстетика была выдержана в правилах нашего времени, и в текстах были ошибки. Да, грамматические ошибки в церковнославянских словах были, но опера обращена к современному человеку, а не к историку и специалисту. Морозова и Урусова – символ христианского страдания, твердости и верности, о которые в конце концов ломается механизм тирании. Идея, надо сказать, довольно гуманистическая, но опера – сложнее. Подвиг боровских мучениц – это не только человеческая трагедия, это не "Крутой маршрут" и не "Колымские рассказы". В страдании шаламовских героев есть безнадежность, и Шаламов неоднократно говорил о бесполезности лагерных страданий.

Именно фигура Аввакума, партию которого блестяще спел австралийский тенор Эндрю Гудвин, выражает тут главную агиографическую константу – духовное осмысление начинается с отказа от демонических химер и через покаяние ведет к страданию. Другой путь не вырисовывается. Никакого триумфа и "победы добра над злом", выраженной в плоской назидательной форме, в финале оперы нет и в помине.

Опера Щедрина написана для современников и обращена к людям, пережившим опыт тираний ХХ в. Композитор и либреттист словами Аввакума предупреждает потомков и современников, что бесовское демоническое начало присуще властительству. Власть легко превращается в тиранию, забывая о правде.

Алексей Муравьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

20 ноября 2006, 15:10  
МЫСЛИ: Роман Берченко. НОВАЯ ОПЕРА РОДИОНА ЩЕДРИНА – ДУХОВНЫЙ ПАМЯТНИК СТАРООБРЯДЧЕСТВУ. Опера, авангардная по форме, опирается, в то же время, сразу на несколько традиций
16 ноября 2006, 12:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эх, Морозова. В Москве прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина
14 ноября 2006, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Новая жизнь боярыни. Мировая премьера оперы Родиона Щедрина
14 ноября 2006, 17:45  
МЫСЛИ: Владимир Ойвин. ФАНАТИЗМ ИЛИ ВНУРЕННЯЯ СВОБОДА И СИЛА ДУХА? После мировой премьеры оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова"
06 ноября 2006, 14:00  
МНЕНИЕ: "Наконец-то старообрядчество стало предметом внимания для современного музыкального искусства" - глава Издательско-информационного отдела РПСЦ АЛЕКСАНДР АНТОНОВ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования