Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 октября 2006, 21:02 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Русский раскол грядет на оперную сцену. Пресс-конференция в связи с мировой премьерой в Москве оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова"


Пресс-конференция, посвященная мировой премьере хоровой оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова", состоялась 25 октября в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В ней приняли участие композитор Родион Щедрин, дирижер Камерного хора Московской консерватории, музыкальный руководитель и дирижер премьеры Борис Тевлин, президент Оперного продюсерского центра "ClassicaViva", организующего премьеру, Вадим Солод и председатель правления Союза московских композиторов, председатель Оргкомитета фестиваля "Московская осень" Олег Галахов. Вел пресс-конференцию Михаил Фихтенгольц.

Выступивший первым Родион Щедрин сказал, что для него эта опера – очень важное сочинение, потому что долгие годы он "хотел подступиться к этой теме – кровавого конфликта в православии трехсотлетней давности. И много раз за него брался". Несколько позже Щедрин рассказал, что сам крещен не в Старой вере, т.к. его дед был новообрядным священником. Композитор много раз советовался относительно сюжета оперы с директором петербургского Пушкинского дома академиком Александром Михайловичем Панченко: "Но я понимал, что иду не туда. У меня в центре все оказывался протопоп Аввакум с его великой книгой "Житие...". Но что-то не получалось. И с оркестром я не мог разобраться. Я каждый раз бросал". Нынешним ранним летом Щедрину позвонил известный хоровой дирижер, заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории Борис Григорьевич Тевлин, который, по словам композитора, спровоцировал его на написание многих хоровых сочинений: "Всегда, на прощание, он твердил мне: "Пиши для хора!" В этот раз Тевлин попросил Щедрина написать что-нибудь для его юбилейного концерта, который должен состояться 30 октября нынешнего года. "Вдруг меня осенило! - говорит композитор. - Видимо, Свыше! Почему бы сюжет о боярыне Морозовой не повернуть в сторону театрально-вокального жанра? Вдруг все стало на свои места. И эти три музыкальных инструмента, которые я использую: труба, литавры и большой набор ударных инструментов, включая русские церковные колокола... Я надеюсь, что у слушателя будет полное впечатление полного оркестра".

Вторым говорил Борис Тевлин, который поблагодарил Р. Щедрина "за этот царский подарок Камерному хору Московской консерватории". Дирижер считает, что опера "Боярыня Морозова" – "потрясающее сочинение по силе воздействия". Тевлин, естественно, вспомнил живописное осмысление образа боярыни Морозовой на всем известной картине Сурикова, которая уже более ста лет украшает Третьяковскую галерею. Музыкальному воплощению этого образа прославленный дирижер также предрекает очень долгую жизнь.

Вадим Солод сообщил интересную подробность. Устроители премьеры не выбирали ее даты – она была определена датой юбилейного концерта маэстро Тевлина. "И вот что удивительно, - добавил он, – то, что будет происходить на сцене, происходило ровно 331 год тому назад. Боярыня Феодосия Морозова, а точнее инокиня Феодора, умерла с первого на второе ноября 1675 года". Солод рассказал о своем понимании всех этих событий. Он сказал, что боярыня Морозова не была той фанатичной полусумасшедшей старухой, которую мы видим на картине Сурикова. Когда она была заточена в тюрьму, ей было 43 года, и она была молодой и очень красивой женщиной. Она в 17 лет была выдана за Глеба Морозова - одного из самых приближенных людей царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его брат Борис был воспитателем будущего царя и его ближайшим сановником. Эта семья обладала в те времена, вероятно, вторым, после царской семьи, состоянием в России. У них в общей сложности было более 120 000 крепостных, 80 000 дворов. Больше было только у царя. Муж ее довольно рано умер, и боярыня осталась молодой и красивой вдовой с сыном на руках. После смерти Бориса Романова она остается единственной наследницей огромного состояния. В качестве примера Солодов приводит выезд Морозовой – обитая серебром карета, запряженная двенадцатью лошадьми, и триста слуг в сопровождении.

Далее Солодов изложил содержание оперы в своей интерпретации. По его словам, ведшая "беззаботную жизнь боярыня начинает искать смысл жизни. Она начинает очень много помогать, нищим, сирым и убогим". Эта ее деятельность совпадает с реформами в Церкви. И на боярыню серьезно влияет протопоп Аввакум, который живет в ее доме. Под его влиянием Морозова принимает тайный постриг под именем Феодосии. До этого события она посещала реформированную Церковь.

Но тут овдовевший Алексей Михайлович решил жениться на Нарышкиной и пригласил боярыню, которая была царской кравчьей, на свадьбу. Морозова под предлогом нездоровья отказывается. "Царь сильно обижен и принимает решение, абсолютно логичное для русской власти – человека, нанесшего такое оскорбление власти, надо публично наказать – у боярыни Морозовой отнимают имущество, - продолжил выступающий. - Правда, потом дважды возвращают. Всего это происходит трижды. Царь справедливо опасается, что огромное имущество может отойти к Церкви, которая не придерживается официальной государственной политики". Сестра боярыни Морозовой княгиня Урусова узнает от мужа, что Морозову собираются арестовать, она бежит предупредить ее. С ними была еще Мария Данилова, жена стрелецкого полковника. Их всех застают стрельцы, посланные для ареста. На вопрос "Как креститесь?" они поднимают два перста. Женщин выволакивают раздетых во двор, бьют, издеваются и т.д. Потом тянут на дыбу. "Обычный набор для того времени для таких ситуаций", тем не менее, власть понимала, что публичная казнь может расколоть страну буквально пополам. Предполагая, что место казни станет местом паломничества старообрядцев, царь принимает решение заточить боярыню Морозову и ее сестру Урусову в Пафнутьев Боровский монастырь. Там их содержат в непокрытой земляной яме. С Даниловой поступают проще - ее бросают на растерзание в камеру к уголовникам. Урусова умирает на руках сестры. Боярыня молит стражника дать ей "хоть калачика, хоть сухарика, хоть яблочка". "Не смею!" – отвечает стражник. Предыдущий караул, давший послабление царским узницам, был полностью казнен. Так боярыня Морозова и умерла от голода и жажды, заедаемая вшами. Солодов высказал неожиданное соображение, что истинная причина репрессий против боярыни Морозовой была чисто материальной – желание завладеть ее огромным имуществом, а не ее религиозными убеждениями. Cэтой точкой зрения позднее не согласился Родион Щедрин.

Далее Солодов рассказал о разных чувствах, пережитых им и его сотрудниками в процессе подготовки премьеры оперы. "Эта музыка, прежде всего, национальна. Это настоящая русская музыка. И я согласен с Борисом Григорьевичем, что эта музыка будет исполняться не одно десятилетие", – сказал Солодов. В конце своего выступления финансовый руководитель проекта выразил огромную благодарность студентам Московской консерватории – хористам, предпринимающим огромные усилия для реализации этого музыкального проекта.

Олег Галахов поделился своей радостью, что "волею судеб" премьера оперы Щедрина открывает XXIIIфестиваль "Московская осень". Для этого ее открытие перенесено на день вперед. Обычно этот фестиваль начинается симфоническим концертом в Большом зале консерватории, который, как всегда, планировался на 1 ноября. Такой концерт будет и в этом году, но открытием фестиваля станет все-таки мировая премьера оперы Щедрина "Боярыня Морозова". "Кстати, Борис Тевлин со своими коллективами принимал участие во всех 27 предыдущих фестивалях "Московская осень", – отметил Галахов. – Я был на трех репетициях, и могу вам сказать, что нынешний фестиваль открывается потрясающей вехой в истории русской музыки и в истории фестиваля. Я - ученик Родиона Константиновича и старался не пропускать ни одной премьеры его сочинений. Но эту жду с особым волнением и надеждой. Это особое произведение по своему глубочайшему смыслу, своему выполнению и своему исполнению". О. Галахов отметил гигантскую работу и полную самоотдачу хора в ходе репетиций. Особо руководитель московской композиторской организации оценил колоссальные усилия продюсерского центра "Classicaviva", который сумел в течение менее чем полугода организовать исполнение такого масштабного и абсолютно нового сложнейшего сочинения.

В ответах на вопросы журналистов Р. Щедрин отметил, что история старообрядчества в России чрезвычайно противоречива. Существует множество книг на эту тему, противоречащих одна другой. "Я ориентировался при написании либретто на "Житие протопопа Аввакума", его письма к Морозовой и ее сестре Урусовой, "Житие боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой", - сообщил композитор. Помимо других источников, для меня огромную роль сыграла книга, которую мне порекомендовал Панченко, изданная в 1971 году в Мюнхене на русском языке: Зеньковский "История старообрядчества в России" (этот труд вышел в России – Сергей Александрович Зеньковский (1907-1990) "Русское Старообрядчество". Т. II. Москва, Издательство: М., ДИ-ДИК, 2006, 688 c. Код: 248536 ISBN: 5-93311-012-4. Тираж: 2000 – Ред.). Самого Родиона Щедрина, по его словам, эта история поразила и "задела за самое живое" именно образом самой Морозовой. До сих пор историки, по мнению автора оперы, не могут понять причину такой ненависти к ней Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Ведь Борис Морозов был его воспитателем, за Морозову ходатайствовала сестра царя. Она уже при второй его жене – Нарышкиной - призывала царя пожалеть Морозову, хотя бы в память о Борисе. Но Алексей Михайлович был непреклонен. Об этом же пишет и Зеньковский. Ведь это только на картине Сурикова боярыня одета в подобающие одежды, а на самом деле она с соузниками томилась почти голой на морозе, закованной в колоду, их волокли по снегу за лошадьми, потом пытали в тюрьме.

Здесь подключился В. Солодов. Он сказал: "Наше счастье, что мы плохо знаем нашу историю. Иначе мы бы на выборы не ходили. Наша власть сделала свой выбор не сегодня, не завтра будет это делать. Она его сделала уже тогда. По всей Российской земле стоят памятники великому нашему государю-императору Петру I – антихристу, погубившему русский народ и погубившему русскую государственность. А он является нашим государственным символом! Вот ведь речь о чем!"

Вернувшийся к микрофону Щедрин сказал: "Для оперы сильной женский образ – самое, что ни наесть подходящее дело! Кармен, Любаша, Марфа, Феврония – всех не перечислишь. Мне ближе женская половина человечества! Ведь Морозову много раз уговаривали отречься от своей веры, как считали – от этого заблуждения, но она не захотела". Далее автор оперы сказал, что если говорить об актуальности сюжета, то тут важен феномен религиозного фанатизма: "Морозова отдала своего сына, презрела огромное богатство, власть над крепостными во имя следования традиции и той религии, в которой она родилась! А сестра слепо пошла за ней. Это два сильнейших образа. Для композитора уж куда как лакомый кусок такой силы женщины! Это, конечно, фанатизм. Но это колоссальная внутренняя сила!"

На вопрос корреспондента "Портала–Credo.Ru", почему в опере про русский церковный раскол не включен в число действующих лиц Патриарх Никон, Щедрин ответил, что его, в первую очередь, интересовала не религиозная суть событий, а человеческие страсти и религиозный фанатизм как феномен. "И потом, я решил ограничиться четырьмя голосами солистов, как в Девятой симфонии Бетховена: сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас, и хором", - сообщил композитор. На второй вопрос нашего корреспондента - о том, предполагается ли сценическое воплощение оперы, - композитор ответил, что, безусловно, хотел бы этого и надеется, что это произойдет.

Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"

 Фото с сайта photo.knedlik.ru

    В сюжете:

20 ноября 2006, 15:10  
МЫСЛИ: Роман Берченко. НОВАЯ ОПЕРА РОДИОНА ЩЕДРИНА – ДУХОВНЫЙ ПАМЯТНИК СТАРООБРЯДЧЕСТВУ. Опера, авангардная по форме, опирается, в то же время, сразу на несколько традиций
16 ноября 2006, 12:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эх, Морозова. В Москве прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина
14 ноября 2006, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Новая жизнь боярыни. Мировая премьера оперы Родиона Щедрина
14 ноября 2006, 17:45  
МЫСЛИ: Владимир Ойвин. ФАНАТИЗМ ИЛИ ВНУРЕННЯЯ СВОБОДА И СИЛА ДУХА? После мировой премьеры оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова"
06 ноября 2006, 14:00  
МНЕНИЕ: "Наконец-то старообрядчество стало предметом внимания для современного музыкального искусства" - глава Издательско-информационного отдела РПСЦ АЛЕКСАНДР АНТОНОВ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования