Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 августа 2006, 19:19 Распечатать

АРХИВ: За здоровый образ жизни. Публицистический дебют о. Всеволода Чаплина в "Журнале Московской патриархии", 1991 г.


Слыша о новых программах борьбы с пьянством, большинство наших соотечественников скептически улыбается: сколько раз начинали мы со всем рвением "искоренять" это зло — и где же обещанные успехи? Непримиримая война, объявленная алкоголизму (а фактически — спиртным напиткам) несколько лет назад, лишь подхлестнула самогоноварение, наркоманию, спекуляцию спиртным и потребление его суррогатов. Тупик, в который зашла политика насильственного подавления пьянства, очевиден. Но неужели мы все-таки бессильны победить этот порок?

Винный и наркотический дурман, все сильнее окутывающий наше общество, мешает стране идти по пути обновления. Спившиеся деревни, уходящие в наркотическую "самореализацию" молодежные "тусовки", переполненные деградировавшими людьми "профилактории" — все это снова и снова взывает к нашей христианской совести.

Проблемам выработки нового подхода к преодолению алкоголизма и наркомании в нашей стране, изучению и использованию западного опыта в этой области был посвящен второй советско-американский церковный семинар по алкоголизму и наркомании, состоявшийся в Москве, в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата 17-19 сентября 1990 года. В его работе приняли участие представители Римско-Католической Церкви США, Американской Автокефальной Православной Церкви, Римско-Католической Церкви Польши, Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, епархий, монастырей и Духовных школ Русской Православной Церкви, а также видные работники здравоохранения СССР, ученые, практические врачи — психиатры и наркологи, представители обществ "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы", других аналогичных групп.

Работа семинара была начата молитвой в Троицком соборе Данилова монастыря. На первом заседании с приветствиями к собравшимся обратились архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель председателя ОВЦС, и заместитель министра здравоохранения СССР А.М. Москвичев.

В процессе развернувшейся дискуссии советские участники семинара отметили остроту проблемы алкоголизма и наркомании в нашей стране.

— Опрометчивые меры, принятые в 1985 году, привели к катастрофическому результату,— констатировал в своем выступлении Г.Г. Заиграев, кандидат философских наук, начальник проблемной лаборатории ВНИИ МВД СССР. 78 % потребляемых у нас алкогольных напитков — это самогон и водка. Ни в одной стране нет такого соотношения! Через кафе и рестораны реализуется лишь 2 % спиртного. Большинство тех, кто проходит лечение, отравлены суррогатами. У нас никак не хотят понять, что пока потребность в алкоголе у людей остается, надо развивать культуру винопития. Если этого не сделать, положение будет лишь усугубляться, особенно в условиях перехода к рынку, когда у людей рождается неуверенность, сознание своей социальной незащищенности. Многие из тех, кто не сможет приспособиться к новым условиям жизни, окажутся в числе пьяниц и алкоголиков. Пьющие люди уже сегодня становятся безработными: я знаю, например, что на одном за воде в Рыбинске, перешедшем на работу в условия ассоциации, уволили алкоголиков, проходивших лечение в стационаре. При существующей системе эти люди окончательно окажутся за бортом жизни.

О методах и результатах "лечения" от алкоголизма в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП) рассказал П.Н. Шихирев, кандидат философских наук, заведующий лабораторией Института психологии АН СССР.

— По заявлению членов семьи человека насильно везут в больницу, делают инъекции и сажают под замок. В ЛТП, где он находится 1—2 года, его принуждают к малоквалифицированному, монотонному труду, на который не согласится ни один обычный рабочий. Это наносит колоссальный вред здоровью человека: он теряет интерес к жизни, деградирует, а часто попросту спивается — не секрет ведь, что многие становятся алкоголиками именно в стенах ЛТП! По оценкам американских специалистов, добровольность лечения равна половине успеха. И мы должны видеть в больном равноправного партнера, предоставлять ему свободу выбора, помогать включить свои внутренние резервы.

Так как же лечить алкоголизм? И можно ли вообще считать его болезнью, или это грех, от которого чело век может избавиться лишь посредством нравственного самовоспитания?

Мы считаем, что алкоголизм — болезнь,— говорит священник Джон О'Нилл, исполнительный директор Национального католического совета по алкоголизму Епископской конференции США, дипломированный советник по проблемам, - а человек становится алкоголиком, он уже не может бросить пить без посторонней помощи, и тогда его надо лечить — медицинскими или психологическими средствами, но, конечно, никак не репрессиями.

На первом подобном семинаре в октябре прошлого года мы долго спорили о том, какова природа алкоголизма,— вспоминает игумен Иринарх (Грезин), настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение", референт ОВЦС.— Наши священники говорили, что алкоголизм — грех, американцы утверждали, что это болезнь. Но постепенно мы пришли к выводу, что истоки этого явления нельзя определить столь однозначно: вначале человек сознательно употребляет во зло дарованную ему Богом свободу, но потом злоупотребление винопитием превращается в порок, связывающий волю человека, а затем — в болезнь, разрушающую его здоровье... Мы начинаем переосмысливать наше отношение к людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Мы хотим, чтобы они имели права и были защищены от репрессивных методов лечения. Ведь если здоровым людям перестройка дала широкие свободы, то по отношению к наркологическим больным мы стоим лишь в самом начале пути.

Церковь всегда помогала страждущим от пьянства, продолжает отец Иринарх. Даже во времена репрессий и застоя, когда в нашей стране существовало уникальное, единственное в мире законодательство, запрещавшее делать добро, многие священники и миряне боролись за трезвый образ жизни.

— Когда я выслушиваю исповеди пьющих людей и их родственников,— говорит он,— я часто сталкиваюсь с вопросами, требующими компетентного врачебного вмешательства. Моя мечта — установить прямые контакты приходов с медиками, чтобы каждый священник мог сказать своему страждущему пасомому: "Обратись к такому-то наркологу или психиатру; я его хорошо знаю, он — верующий человек, способный понять твои нужды". Большую помощь оказало бы православное братство трезвости, которое может взять на себя заботу о правильном совершении христианских праздников, способствовать работе обществ "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы", распространять знания о вреде пьянства. Все это надо делать с чувством подлинного милосердия, необходимого не только больным, но и каждому из нас. Ведь когда мы помогаем больным, мы сами становимся более человечными, обновляем в себе образ Божий.

Идея создания православного братства трезвости не однократно поднималась в процессе дискуссии. Получила она поддержку и во время встречи участников семинара с пациентами московской наркологической больницы № 17. Необходимость организованной церковной помощи больным алкоголизмом и наркоманией была очевидна всем — и врачам, и их подопечным.

Начало этой работе было положено 19 сентября, в последний день работы семинара, на учредительном собрании православного братства трезвости "Отрада и Утешение". Учредителями братства стали община храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" и ассоциация "Наркология" Советского фонда милосердия и здоровья совместно с наркологическими службами Москвы и Московской области.

Члены братства будут обязаны исключить из своей жизни наркоманию, токсикоманию, сквернословие, а также, по возможности, табакокурение. По отношению к потреблению спиртных напитков братство, согласно его уставу, не призывает к крайнему ригоризму, оставляя за человеком право на общеприемлемые традиции и культуру винопития, не переходящие в злоупотребление, в то же время имея конечной целью формирование здорового, трезвого образа жизни. Учитывая социальные, психологические, физиологические и иные особенности конкретного человека, братство устанавливает для вступающих в него градацию обетов: полный и абсолютный отказ от вина, отказ от крепких спиртных напитков, временное воздержание от спиртного.

Одним из основных принципов братства станет гуманное, милосердное отношение к человеку, связанному путами греха, чьи страдания порой усугубляются жестоким отношением к нему со стороны общества. Вов лечь наркологических больных в активную церковную и социальную жизнь — такую задачу ставит устав братства перед его членами.

Среди направлений будущей работы братства — создание центра по подготовке специалистов для работы с наркологическими больными, организация реабилитационных и диагностических центров, лечебных учреждений и медицинских училищ, церковно-производственных и сельскохозяйственных предприятий, летних лагерей и домов отдыха. Намечена и широкая программа духовно-просветительской деятельности: братство намеревается открывать часовни в наркологических больницах, издавать и распространять религиозно-нравственную литературу, создавать воскресные и катихизические школы, миссионерские центры.

Естественно, столь многогранная деятельность немыслима без участия широкой церковной общественности. Миряне, все активнее включающиеся в социальное служение Церкви, могут и должны стать главной движущей силой борьбы с пагубными пристрастиями. А чтобы церковная проповедь трезвости охватила все слои общества, необходимо сотрудничество и со светскими учеными и врачами. Призыв к такому сотрудничеству неоднократно звучал в выступлениях участников семинара.

"Ответственность за избавление наших соотечественников от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам лежит на каждом из нас,— говорится в обращении участников семинара ко всем людям доброй воли.— Пусть любое, даже малое, усилие каждого из нас вольется во всенародное движение за освобождение от этих бед нашего Отечества. Призываем вас проявить милосердие к страждущим от алкоголя и наркотиков, ибо только милосердие поможет им справиться со своей бедой и стать полноценными членами общества".

Именно милосердия ждут от нас десятки тысяч страдающих алкоголизмом и наркоманией. Но милосердия не отвлеченного, не сводящегося к красивым речам, пожертвованиям, созданию мертворожденных фондов и насильственному насаждению добра. От нас ждут подлинной милости к каждому из страждущих, милости, соединенной с деятельной и терпеливой христианской любовью. Только тогда, когда каждый нуждающийся в помощи почувствует внимание к себе и поймет, что христиане искренне заботятся о возрождении его личности, пьянство и наркомания могут быть преодолены. Общеизвестно ведь, что пьют люди не от того, что в магазинах много водки. В обществе, где вся жизнь человека состоит порой из борьбы за элементарные жизненные блага, бегство людей в мир пьяных радостей и наркотических иллюзий почти неизбежно. Выход может быть лишь один — обращение к Богу, дающему полноту жизни, которой так не хватает ищущим утешения в рюмке или "травке".

Раскрыть перед страждущими безмерность Божиих благ, быть с ними рядом, помогать их духовному возрождению и призваны христиане-благотворители. Пусть задача эта невероятно сложна, пусть мало ныне людей, способных ее выполнить — надежда на помощь Божию да не оскудеет в нас.

В. ЧАПЛИН, "Журнал Московской патриархии", 1991, № 3, сс. 60-61.

"Издательский Отдел" (отрывок из воспоминаний работника Издательского отдела)

"...Это было в середине 80-х годов, когда митрополит Питирим набирал молодых и талантливых сотрудников. Как это ему удавалось делать - оставалось для нас секретом. Помню, как в 1985 году после окончания школы пришел Сева Чаплин, еврейский, сильно заикающийся юноша, уже тогда неплохо знавший английский язык. Он сразу попал к переводчикам... Он дебютировал как самостоятельный автор в 1991 году статьей, посвященной борьбе с пьянством. Она чрезвычайно развеселила всех нас и очередная выпивка начиналась обычно цитатой из его статьи "За трезвый образ жизни"..."

Е.Б.


    В сюжете:

25 сентября 2006, 11:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протоиерей Всеволод Чаплин призывает духовенство и мирян игнорировать эфиры с участием Михаила Ардова, члена т.н. "секты педофилов"
24 сентября 2006, 18:28  
МНЕНИЕ: "О.Всеволод публично, в прямом эфире назвал нашу Церковь "сектой педофилов". В Минюсте РПАЦ зарегистрирована вовсе не под таким названием" - настоятель московского храма св. царя-мученика Николая протоиерей МИХАИЛ АРДОВ (РПАЦ)
10 августа 2006, 19:19  
АРХИВ: За здоровый образ жизни. Публицистический дебют о. Всеволода Чаплина в "Журнале Московской патриархии", 1991 г.
09 августа 2006, 16:57  
ДОКУМЕНТ: Заявление пресс-службы братства "Сретение" в связи с публикацией агентством "Интерфакс" под именем свящ. Владимира Вигилянского заведомо ложной информации, носящей клеветнический характер
07 августа 2006, 16:55  
ДОКУМЕНТ: Гласность как оружие против лжи и клеветы. Письмо священника Владимира Вигилянского главному редактору газеты "Московский комсомолец" П.Н.Гусеву
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования