Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 августа 2006, 18:53 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: К 70-летию блаженной кончины основоположника Русской Зарубежной Церкви


В истории Русской Церкви были как светлые, так и тёмные страницы. Вне всякого сомнения, самые ужасные, позорные страницы, с далеко идущими последствиями связаны со сдачей митр. Сергия, по сей день извратившей церковную жизнь и само понятие о Церкви. Но помимо сергианства и неимоверных преследований большевицкого времени, Церковь испытывала тяжёлые времена и при Петре Великом, и в эпоху т.н. Просвещения и в другие времена, но, как правило, каждый раз после зимы наступала весна. Итак, например, весь XIX-ый век был своего рода веком возрождения в лучшем смысле этого слова. Таким же образом, в самые тёмные или тяжёлые времена в противовес пораженцам всегда вставали светлые, яркие фигуры. Так, на противоположном полюсе митр. Сергия, был сонм Святых Новомучеников и Исповедников, в тяжёлые для Церкви петровские времена сияла исповедническая личность св. Митрофана Воронежского, в екатерининскую эпоху – св. Тихон Задонский и множество других.

Итак, после зимней стужи XVIII-го века, наступила весна XIX-го. Первые ростки были духовные : св. Серафим Саровский, Паисий Величковский, принесший нам с Афона Добротолюбие и затем, уникальное по своему масштабу явление свв. Оптинских старцев. Так же уникальные по своей свежести Откровенные рассказы странника своему духовному отцу, свидетельствовали насколько Святая Русь существовала не только на словах, но и в душе народа. Наряду с возрождённым монашеством дивные Архиереи : три Филарета – Московский, Киевский и Чернигоский, епископ Феофан Вышенский, добровольно ушедший в затвор, как для личного спасения, так и для спасения русского народа принесением ему духовной пищи своими писаниями. Совершенно исключительную личность явил собою А.С. Хомяков, поистине праведник в мiру, ведший тончайшие богословские диспуты на французском языке с католическими и протестантскими богословами, убедительно доказывая им превосходство Православия над этими двумя западными исповеданиями, перед которыми в течении двух веков Православная Церковь раболепно преклонялась, то перед одним, то перед другим, тогда как оба они являются лишь двумя борющимися сторонами одного и того же рационалистического и утилитарного исчадия романизма, которых только условно можно называть Церквами ибо, как говорил Хомяков, нельзя сказать, чтобы вопросы веры когда-либо были в центре их разногласий.

На рубеже веков, глашатаем возрождённого русского богословия очищенного от всех чуждых нанесений, явился Блаженнейший Митрополит Антоний /Храповицкий/, личность и деятельность которого предлагаем рассмотреть в этом же ракурсе.

Приступая к изучению Митрополита Антония, поражаешься многогранностью его деятельности : он и изрядный богослов, и канонист, и духовник, и учитель, и проповедник, и истовый служитель, и любящий и любимый пастырь, и образцовый Архиерей. Обладал энциклопедическим умом, знанием языков, в том числе и мёртвых, был тонким знатоком литературы, но превыше всего был принципиальнейшей натуры прямым человеком. В краткой статье невозможно охватить все стороны его личности и деятельности, о которых можно подробнее ознакомиться, прочитав 17 томов его Жизнеописания и трудов под редакцией приснопамятного Архиепископа Никона /Рклицкого/ и сборник его переписки, собранный его верным учеником и многолетним личным секретарём Епископом Григорием /Граббе/.

Напомним здесь лишь некоторые вехи этой многоплодной жизни.

Владыка Митрополит родился в старинном благородном роде верных служителей трона и, естественно, ожидала его блестящая карьера в мiру, но в совсем юном возрасте он избирает путь служения Церкви и принимает монашеский постриг. Чтобы иметь представление о незаурядной личности будущего Основоположника Зарубежной Церкви и Души восстановленного Патриаршества на Руси укажем, что в возрасте всего 27 неполных лет (!) он, будучи молодым архимандритом, назначается Ректором престижной Московской Духовной Академии. Такого молодого Ректора в Академии не бывало за всю её историю. Известно, что в советский период дано было наблюдать множество головокружительных церковных карьер, но для таких внеочередных продвижений служили совсем иные рычаги и требовались другие "качества". Благодаря тому, что Митрополит был тесно связан с судьбой Московской, Петербургской и Казанской Академий, доктором богословия которых он являлся, он был лично знаком с большинством готовящихся пастырей и будущих Архиереев. В своём пастырско-педагогическом делании, он устанавливал совершенно необыкновенные для того времени дружеские, доверительные отношения с учениками, для которых он представлял собой живой образ православного идеала, благодаря чему удалось ему пробудить среди учащихся сильное влечение к монашеству особого уклона, т.н. "учёному монашеству", совмещавшему учёность с духовностью и аскетизмом. Среди учеников, через его руки, прошла целая плеяда виднейших церковных деятелей, вошедших так или иначе в трагическую и славную историю Русской Церкви ХХ-го века. Назовём только двух : будущего св. Исповедника Патриарха Тихона и ... будущего первого советского патриарха Сергия, учёность которого, тем не менее, никак не может быть поставлена под сомнение. Помимо установленных курсов, Митрополит устраивал неформальные встречи по вечерам и на каникулах, на которых юные идеалисты, горящие желанием служить Церкви, разделяли со своим наставником его желания, мечты и многосторонние планы относительно высокой миссии монашества, реформ богословского образования, очищения православного богословия и, в особенности, чаемого всеми восстановления патриаршества на Руси. Сумел Митрополит передать своим ученикам обитающее его горение пробудить относительную инертность церковных сvнодальных структур, стремившихся усилиями некоторых элементов удержать Церковь в оковах мертвящей схоластики.

Видно, как, с самых первых шагов своей пастырской деятельности, Митрополит Антоний ставил во главу угла не чёрствость авторитета, будь даже самого заслуженного и понятного, но ЛЮБОВЬ. На любви строились все его взаимоотношения с учащимися и с подведомственными пастырями. Богословие не было для него простым предметом учёности : его богословские труды основаны на той же любви – любви к Божественной Истине. Церковь для него не институт, не одно из государственных ведомств, а живой организм, живое Тело Христово. Эту же любовь, которою он сиял, передавал он своим ученикам сперва в России, а затем в Сербии, воспитавшейся им тогдашней молодёжи, среди которой был и наш приснопамятный Архиепископ Женевский Антоний, о ком все мы храним благодарную любовную память за то, что приобщил он нас к любви своего Аввы, которую он сам излучал.

Любовью к Истине дышат все его богословские труды. Митрополит Антоний по праву вошёл в историю, как безпощадный борец со схоластикой. Он, истинный апостол любви, всю свою сознательную жизнь вёл непримиримую войну с пережитками католических принципов, наслоивших православное богословие и мiровоззрение, так что православные были порою готовы принимать их за свои. В своих научных статьях, посвящённых А.С. Хомякову, внучатым племянником которого он был, Епископ Григорий /Граббе/ верно отметил : "Хомяков пробил брешь в стене чужеродного схоластического богословствования. Митрополит Антоний развил и завершил эту победу". А сам Митрополит писал : "Руководства, по которым мы учились в школе и которые составляли содержание нашей богословской науки /.../ заимствованы у католиков и протестантов ; у нас только опущены известные всем и осуждённые /.../ прямые заблуждения инославия. /.../ Очевидно, что создавшаяся по западным принципам богословская наука наша, хотя бы и чуждая западных заблуждений, так далека от действительной духовной жизни православных христиан". Чтобы выйти из этого порочного положения необходимо было вернуть русское богословие с академического образования на путь патристики, святоотеческих трудов и мышления. Митрополит Антоний жил со святыми отцами первых веков одной жизнью и в одной Церкви, для которой нет прошлого, а будущее сливается в одно вечное настоящее. Поэтому требовал он от своих учеников установить момент, в который произошёл разрыв со святоотеческим учением. Среди прочих работ отметим, защищенную в 1900 г. диссертацию иеромонаха Тарасия /Курганского/ в Казанской Академии "Перелом в древнерусском богословии". Перелом этот с точностью устанавливается с XVII-го века в творениях Митр. Петра Могилы, в которых прослеживается налёт римской схоластики, затем распространившейся на всю Русскую Церковь в эпоху Петра I-го. Всё нравственное богословие было более менее заражено схоластическим подходом, но больше всего было им извращено учение о спасении, почему Митрополит Антоний требовал от своих учеников уделять особое внимание догмату Искупления, в котором он усматривал суть расхождения между православным и католическим богословием.

Не зря верхом его богословского творчества считается краткий, но блестящий труд "Догмат Искупления", написанный, как ни странно, в развитие и дополнение к крупной работе своего талантливого ученика архим. Сергия /Страгородского/ "Православное учение о Спасении". Несмотря на блестящее и неоспоримое изложение этой жемчужины Митрополита Антония, находятся до сих пор горе-богословы, пытающиеся оспаривать великого Архиерея и богослова, указавшего на ошибочность схоластической т.н. "теории удовлетворения", отцами которой являются никак не Святые отцы, а Фома Аквинатский и Ансельм Кентерберийский. Согласно этой теории, Бог, оскорблённый грехом Адама, получает удовлетворение ("сатисфакцию") за понесенное оскорбление через страдание и пролитие крови обидчика. Митрополит доказал, что эта теория исходит из феодальных представлений о рыцарской чести (породившей богопротивный принцип дуэлей), из чего вытекает, что и в деле Искупления может быть пролита кровь только столь же благородная, что и кровь понесшего оскорбление. Следовательно, Бог посылает на землю Своего Сына и приносит Его в жертву божественному гневу (!), тем самым открывая вновь для человечества врата Царства Небесного ...

Бросается в глаза, насколько такая "юридическая ересь" противоречит понятию о Божественной Любви, что и объясняет, почему Митрополит столь упорно и блестяще с ней боролся. Эта очистительная борьба имела среди прочих другого убеждённого участника, свмч. Илариона /Троицкого/ : "В схоластическом учении о спасении прежде всего должны быть снесены до основания два форта, два понятия : удовлетворение и заслуга. Эти два понятия должны быть выброшены из богословия без остатка, навсегда и окончательно!".

В течении двадцати лет, Митрополит Антоний неустанно выступал истинным проповедником идеи патриаршества, певцом полной свободы Церкви, никак не для дестабилизации сложившегося за два века государственного устройства, а напротив, для укрепления отечества. Из сознания русского народа само понятие о патриархе исчезло и надо было вновь привить интерес и тягу к патриаршеству. Митрополит полагал, что поучительно будет увидеть в России служащего патриарха и с этой целью был инициатором приезда в 1913 году первого православного патриарха, после двухсотлетнего перерыва, Антиохийского Патриарха Григория.

Когда уже гремела революция и большевики обстреливали Кремль, Церковь ощутила необходимость в человеке, ниспосланном самим Провидением, и когда Всероссийский Собор приступил к выборам трёх кандидатов, из которых жребий, вытянутый слепым монахом-затворником, должен был указать Патриарха Московского и Всея Руси, подавляющее большинство голосов было отдано за Митрополита Антония. Человеческий выбор возвёл его на патриарший престол, но Провидение распорядилось по иному : жребий пал на Митрополита Тихона. Видно, что миссия, связанная с восстановлением патриаршества, была полностью завершена, а развернувшиеся события теперь уже требовали истинного столпа для устройства Церкви за пределами России. Митрополит Антоний, пользующийся всеправославным признанием, стал тем человеком, тем истинным Моисеем русской православной диаспоры. Тут открылась новая, не менее славная страница его многоценной жизни. До своей кончины в Белграде 10 августа 1936 года он возглавлял Русскую Зарубежную Церковь, с самого начала поставив её на путь канонической и доктринальной истины, выполнив задачу, над которой трудился пятьдесят лет своей жизни, полностью посвящённой возвращению русского Православия к его первоначальной чистоте.

Вот, что получили мы в залог ... А что сделали с унаследованным сокровищем ... Пусть в день семидесятой годовщины каждый ответит за себя, но нельзя тут не вспомнить, что всего три года назад Сvнод митрополита Лавра, явно в угоду и вероятно по указке советской стороны, официально отрёкся от своего Основоположника, вынеся постановление о том, что его труды являются его "личным мнением" ... С другой стороны, все желающие оставаться верными принципам Зарубежной Церкви, будь они Заграницей или в России, вспоминая духовное богатство нашего ещё недавнего прошлого, с благодарностью и пониманием следят за трудами всех тех, кто сегодня, против течения, искренне пытается высоко нести залог Зарубежной Церкви, как, например и в частности, "Общество Бл. Митрополита Антония" под председательством проф. Г.М. Солдатова, и оставшийся рупор Белой Эмиграции газета "Наша Страна", продолжающая под неутомимым и самоотверженным трудом её Редактора Н.Л. Казанцева вещать ту истину, которой нас научили наши великие Отцы.

Итак, в наши переживаемые трагические дни, как не вспомнить с благодарностью всё то, что явил и оставил нам Основоположник Зарубежной Церкви, истинный современный "Отец Церкви". Пусть каждый сам себе ответит, или ещё лучше – во всеуслышание заявит, с кем он хочет быть : с Блаженнейшим Митрополитом Антонием или с митрополитом Сергием?

протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый,
"ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК РПЦЗ(В)"

10 августа 2006 г.


    В сюжете:

29 августа 2006, 16:38  
ДОКУМЕНТ: Послание епископа Орловского и Центрально-Российского Дамаскина (Балабанова), управляющего приходами "антониевской ветви" РПЦЗ(В) в Центральной России
11 августа 2006, 16:15  
Архиерейский Синод РПЦЗ(В) во главе с Митрополитом Виталием и секретарем протоиереем Вениамином Жуковым запретил в служении архиепископа Антония и епископа Виктора
11 августа 2006, 14:57  
МНЕНИЕ: "Во всем, что касается церковных дел, у Митрополита Виталия полная ясность" - настоятель храма св. Царя-мученика Николая II в Брюсселе (РПЦЗ(В)) протоиерей НИКОЛАЙ СЕМЕНОВ
10 августа 2006, 19:30  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Свечные истории. Все русские юрисдикции, включая РПЦ МП, образуют систему из взаимосвязанных частей, и нельзя где-то разделить и отнять, чтобы где-то не объединить и не прибавить
10 августа 2006, 18:53  
МОНИТОРИНГ СМИ: К 70-летию блаженной кончины основоположника Русской Зарубежной Церкви
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования