Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
19 апреля 2006, 12:55 Распечатать

РЕПОРТАЖ: О Клайве Льюисе и не только… В центре "Духовная библиотека" состоялась встреча с известной переводчицей Натальей Леонидовной Трауберг


В центре "Духовная библиотека" 12 апреля состоялась встреча с известной переводчицей Натальей Леонидовной Трауберг. Тема встречи была обозначена очень точно: "О Клайве Льюисе и не только…" А среди собравшихся в переполненном зале приятно было заметить большое количество молодой публики, среди которой были и те, кто знает не только "Хроники Нарнии", часть которых уже и экранизирована, но и более серьезные "Сущность христианства", "Боль", "Письма Баламута" и "Расторжение брака".

Наталья Трауберг – человек, которому очень многим обязана интеллигенция России, искавшая веру в 60-е и 70-е годы ХХ века. Она дружила с Сергеем Аверинцевым и c отцом Александром Менем – людьми, которые стали провозвестниками того христианства, которое и до сих пор все еще вызывает настороженное отношение у некоторых "ортодоксов". Профессиональная переводчица, владеющая английским, французским, итальянским, испанским и португальским языками, Наталья Трауберг познакомила нас со многими яркими произведениями европейской литературы – от пьес Эжена Ионеско до произведения Грэма Грина "Конец одного романа", переведённого в 2002 году. Однако главным в ее жизни все же было то, что она дала возможность русским читателям познакомиться с Г. К. Честертоном, К.С. Льюисом и П.Г. Вудхаузом, которого, кстати, сама Наталья Трауберг считает самым "ангельским" писателем среди перечисленных.

"Я читаю его с 1946 года, и ставлю в один ряд с Шекспиром,– сказала Наталья Леонидовна. – Как о нём любят сплетничать враги: в детстве болел свинкой, мало любил женщин (уж не импотент ли?) и вообще неизвестно, верил ли в Бога… Но это – мистик из мистиков, истинно райская душа".Однако, начался разговор все же с Клайва Льюиса, и, главным образом, шел о нем - о писателе, которого в России читали в перепечатках с 1972 по 1988 гг., когда его, наконец, начали издавать в переводах Н. Трауберг. Отметив, что К. Льюис входил в кружок инклингов - этически ориентированное сообщество, о котором даже написана пьеса, Н. Трауберг сказала, что главным научным трудом К. Льюиса является, безусловно, "Аллегория любви". Книга издана отдельным томом в издательстве "Алетейя", а в пятитомнике занимает отдельный том.

Рассказывая о знаменитом писателе, Н. Трауберг, в частности, сказала: "Одна студентка заявила мне с обидой: "Почему это Честертон – святой, а Льюис – не святой?" (Г.-К. Честертон был причислен католиками к лику святых – Б.К.). Но дело, ведь, не в том, грешник ли Льюис. Конечно, грешник! И Честертон – грешник. Дело и не в том, что Честертон – католик, а Льюис – протестант. Льюис прошел очень тяжкий путь к христианству (кстати, Толкиен был "повивальной бабкой" при его обращении в христианство), он в буквальном смысле слова "протискивался" к нему. Он был в полной мере наделён тем, что о. Александр Мень называл словом "Букет". У него был полный набор качеств, которые как раз и мешают человеку пробиться к христианству: обиды, зависть (это – особенно), досада… "Если в дело вмешался букет, так просто дело решить нельзя!" – говорил о. Александр".

Продолжая рассказ о К. Льюисе, Н. Трауберг заметила, что "печальнейший и депрессивный Толкиен говорил о свете, Чарльз Уильямс – просто поражал светом, исходящим от него, а Льюис, обладавший "букетом", с виду вовсе не похож на христианина. Помогла ему Любовь, любовь с большой буквы. До 50 лет он не мог жениться - с женщинами у него возникали сложные отношения. Протестантам вообще трудно одолеть эти проблемы – католические священники справляются с этим гораздо легче".

"Дневники" Льюиса, которые Н. Трауберг получила лишь после 25-летнего знакомства с его творчеством – это история мальчика с жутким характером, вспыльчивого и обидчивого, завидующего собственному отцу… И когда он уже обратился в христианство, "букет" все равно "отлетал" от него два-три года кряду, "как куски льда при оттаивании холодильника". "Клайв Льюис – это мощный ум, освоивший смирение. Его путь к Христу описан в замечательной сказке-притче "Кружный путь или блуждания паломника" про некоего Жан Авиртуса. И эта вещь сильнее, чем многое у католика Мориака", - отметила Н. Трауберг.

По ее мнению, главное было в том, что К. Льюису пришлось жить в "отвратительном" ХХ веке, и его путь к христианству очень важно понять многим, жившим в том же самом веке, который, заметим, еще отнюдь не кончился!.. Его дед был кораблестроителем, отец – адвокатом, а о своём детстве он писал: "Я знал о диких христианских вещах - смирении, прощении – не больше, чем обезьяна о симфонии". Обращение К. Льюиса в христианство – тайна, как и обращение Августина, призвание св. Франциска и Честертона. "Если кто-то что-то знает об этом, пусть скажет мне, – заметила Наталья Леонидовна. – Ну, вот, скажем, гуляли с Толкиеном, обсуждали, что такое миф, и вдруг – "Мегафон Божий"! И два года он не мог ни молиться, ни причащаться. "Сверкание литургии и сияние святых" для него не так важно – но тем больше его подвиг".

"Я перехожу к теме, за которую меня не перестают ругать, - продолжила далее Н. Трауберг. - У нас в России с восприятием Честертона и Льюиса явный сбой. О Честертоне говорили некоторые: "А он в Бога вообще верит? Смеётся всё время!" Льюис воспринимается, как религиозный философ, а не как апологет и учитель. Хотя на фоне Августина и Фомы его книги – "самоделки", Церковь давно свела те же концы с концами лучше. Сильнее всего Льюис именно там, где он обращается не к разуму. Представьте на минутку, что в христианстве есть "отвлечённые положения" - ну, например, попытки понять Троицу умом. Для неофитов такие попытки даже естественны. А я в Церкви с детства, мне трудно понять неофитов".

Отметив, что сегодня в России происходит "какой-то новый Божественный эксперимент" - на смену "человеку авторитарному" пришел "человек оборотистый", а ему на смену уже идёт "человек распущенный", и все это, конечно же, – следствие первородного греха, Н. Трауберг заметила, что сама наши жизнь стала как бы двуслойной – "Север" ненавидит "либералов", и наоборот. Много грустного, по ее мнению, и в нашей сегодняшней церковной жизни. Но, ведь, про главную опасность – влечение к власти – писал и Толкиен, рассказывая про "тягу к Кольцу". А, ведь, читая Честертона, ты переходишь с ним в мир Благодати. Или не переходишь…

Льюис - которого никогда не читали "доставалы" книжных корешков, а читали те, кто мог за чтение и пострадать, те, кто читал не для ублажения ума и умиления, - обращается к грешному, взрослому человеку. Он очень суровый, почти страшный писатель. Иногда даже спрашивают: "А не был ли Льюис анонимным православным?" Действительно, "детская" вера кельтов близка к православию – и это же было и у Честертона.

В трактате о страдании ("Боль") Льюис писал: "… Порой мы попадаем в карман, тупик мира – в училище, в полк, в контору, где нравы очень дурны. Одни вещи здесь считают обычными ("все так делают!"), другие – глупым донкихотством. Но, вынырнув оттуда, мы, к нашему ужасу, узнаём, что во внешнем мире "обычными вещами" гнушаются, а донкихотство входит в простую порядочность. То, что казалось болезненной щепетильностью, оказывается признаком душевного здоровья". ХХ век – это огромный "нравственный карман", в котором ненормальное считается абсолютно нормальным. Но многое ли простится, в таком случае, Средним Векам за их "чистоту", сопряженную с жестокостью? Когда лишенного властолюбия папу Целестина V сменил жесткий Бонифаций – тут-то, ведь, все и началось: чума, Авиньонское пленение пап – и сами Средние Века-то и кончились. Господь поставил Средним Векам задачу – и они не выдержали! Хотя нашей оборотистости и распущенности у них, действительно, не было. "ХХ век ещё не прошел. Он начался в XVIII-м и требует особого типа стояния в Истине"- считает Н. Трауберг.

В заключение вечера, отвечая на вопрос о причине названия, быть может, самого знаменитого произведения Льюиса "Расторжение брака", Н. Трауберг сказала: "Об этом Льюис писал в предисловии к притче. Вильям Блейк написал "Брак Неба и Ада" - но я его мистики боюсь. Блейка удивляло, как это в одной женщине может сочетаться добродетель и разврат? Серебряный век с особым усердием стал играть в эти опасные игры. Но – нет брака между Небом и Адом! А вот в персонажах "Расторжения" мы можем узнавать себя. Сергей Аверинцев очень любил эту притчу, просто пищал от счастья… И это не удивительно. Каллист Уэр писал о Льюисе: "Людей немного смущает его жестокость", но у Льюиса оставалось много подросткового. Однажды, когда я говорила о милосердии, меня спросили: "Что же Вы возражаете своему Льюису?" О проповедниках вечных мук было сказано: "Всё адский огонь да адский огонь – но ведь у них профессия такая!" Но ведь и идея всеобщего спасения – отнюдь не общепринята в Церкви. И Льюис не боится противопоставить Меч Истины – всепрощающему Милосердию", - завершила встречу Наталья Трауберг.

Борис Касанин,
для "Портала–
Credo.Ru"


    В сюжете:

10 апреля 2009, 11:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Сама жизнь". Мысли после отпевания Н.Л.Трауберг
06 апреля 2009, 13:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ольга Седакова о Наталье Леонидовне Трауберг. Она вживила в сознание российского читателя неведомую здесь прежде стихию «просто христианства»
04 апреля 2009, 20:30  
РЕПОРТАЖ: Как велика правда в этом мире... В Москве состоялось отпевание новопреставленной монахини Иоанны – в миру Наталии Трауберг
03 апреля 2009, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Последний хранитель печати... Наталья Леонидовна Трауберг была наблюдателем и критиком времен, самое же главное – она была прелагателем, транслятором культурного кода христианства
03 апреля 2009, 17:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мы - не одни. Андрей Немзер о Наталье Леонидовне Трауберг
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал23 июня 2017, 18:49  
МЫСЛИ: Игорь Азизов. «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ» КОГО? «Религиозная политика» современного российского государства говорит о том, что, по сути, она осталась атеистической и репрессивной
Материал содержит иллюстрацииМатериал является переводом23 июня 2017, 17:43  
Украинская полиция составила протокол об административном правонарушении из-за использования структурой Московского патриархата в Хмельницком советской символики
23 июня 2017, 17:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мэрия против церкви: Курганскую епархию РПЦ МП обязали снести гараж в горсаду
23 июня 2017, 16:54  
Кассационная инстанция арбитражного суда подтвердила права Международного центра Рерихов на земельные участки в Москве
23 июня 2017, 16:43  
Банк "Пересвет", ранее фактически принадлежавший РПЦ МП, перешел под контроль банка ВБРР
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 16:10  
В Бейруте избран новый глава греко-католической Мелькитской Церкви
23 июня 2017, 15:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: Суд над Грозовским начали с молебна. Репортаж о судебном заседании по делу священника РПЦ МП Глеба Грозовского, обвиняемого в педофилии
Эксклюзивный материал23 июня 2017, 15:28  
Состоялась очередная сессия Архиерейского Синода Болгарской Православной Старостильной Церкви, большинство которого составляют архиереи РПЦЗ(А)
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 14:53  
МОНИТОРИНГ СМИ: Клятва семинариста-гундяевца. "Сколько жажды власти над людьми в этой бумажке!"
23 июня 2017, 14:36  
В турецких школах больше не будет изучаться теория эволюции, и в целом взят курс на "десекуляризацию" школьной программы
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 14:29  
Ряд улиц в Москве перекроют 25 июня в связи с празднованием московскими мусульманами Ураза-байрам
23 июня 2017, 14:20  
В Московской патриархии "обеспокоены активностью сект" на Дальнем Востоке, признавая при этом "низкий процент воцерковленных людей в целом по России"
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 14:09  
В Сергиевом Посаде ради дороги к храму РПЦ МП в виде импровизированной "реки Иордан" полностью спилили аллею ветеранов ВОВ
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 13:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: Арестованный Свидетель Иеговы Деннис Кристенсен: «Мне холодно, и у меня отняли Библию». Датчанин стал первым иеговистом, которого отправили за решетку после запрета организации в РФ
23 июня 2017, 12:56  
В Азербайджане снят запрет на религиозную деятельность граждан, получивших богословское образование за рубежом
23 июня 2017, 12:43  
Новый директор Исаакиевского собора заявил об отсутствии планов массовых сокращений в музее
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 12:15  
Частице мощей св. Николая Чудотворца в Москве поклонились почти миллион человек, утверждают в Московской патриархии
23 июня 2017, 11:06  
За "незаконное миссионерство" в Челябинской области оштрафована 76-летняя пенсионерка
23 июня 2017, 11:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дмитрий Быков: "РПЦ нужны только те интеллектуалы, которые помогают ей закрыться от любой критики". Насколько РПЦ МП стала далека от народа?


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования