Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 марта 2006, 22:16 Распечатать

СПРАВКА: Диакон Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии РПЦ МП по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством


Иван Иванович Миролюбов родился в Латвии в 1956 г. в традиционной старообрядческой семье, его отец – Иван Евфросинович - был причетником поморской Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО), руководил иконописно-реставрационными мастерскими. Мать Анна Калиновна Юрьева и брат Борис (получивший образование инженера-строителя, причетник храма Гребенщиковской общины) проживают в Риге.

Миролюбов закончил рижский Политехнический институт, учился в аспирантуре. В 1970-х гг. по приглашению Патриарха Пимена (Извекова) несколько старообрядцев разных согласий поступили в духовные школы РПЦ МП. И. Миролюбов по направлению РГСО поступил в Ленинградскую духовную семинарию, был учеником митрополита Никодима (Ротова). Затем без благословения духовного отца, самочинно поступил в Московскую духовную академию, окончив ее курс со степенью кандидата богословия. По свидетельству беспоповского (федосеевского) публициста А. Щеглова, в те годы сам Миролюбов рассказывал, что сановитый научный руководитель - архиепископ Кирилл (Гундяев) - сделал молодому студенту предложение перейти в РПЦ МП и стать единоверческим епископом. Тем не менее, Иван Иванович вернулся в Ригу. В штате РГСО он числился с 1981 г. В 1983 г. избран редактором "Старообрядческого церковного Календаря". Его духовным отцом был поморский наставник из Санкт-Петербурга Олег Иванович Розанов, ныне председатель Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви.

В 1984 г. Миролюбов благословлен быть вторым наставником РГСО. Он преподавал в старообрядческом училище при РГСО, выступал на конференциях в Латвии и России и писал статьи в поморские календари и различные издания по истории староверия, догматическим и религиозно-нравственным вопросам. Благодаря своей близости к верхушке РПЦ МП, рижский наставник имел хорошие отношения и с советскими властями, так что среди староверов даже появились слухи о его "особых отношениях" с КГБ СССР, однако документов, подтверждающих их, не было найдено.

По мнению самого Миролюбова, причина раздора в РГСО, начавшегося в 1991 г., имеет отношение только к финансовой деятельности общины. Однако, с точки зрения поморцев, дело было в амбициях самого Ивана Ивановича. Будучи наставником и одновременно председателем РГСО, он смог сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства. Кризис достиг апогея в 1993-95 гг., когда из общины ушла большая часть прихожан, которых возглавил старший наставник РГСО о. Алексей Каратаев. Первый Вселатвийский Собор ДПЦЛ в 1995 г. подверг жесткой критике действия Миролюбова как в финансовом, так и в церковно-политическом плане. За финансовые махинации с обширной недвижимостью РГСО, возвращенной общине по латвийскому закону о реституции, и за участие в раскрутке националистических политических партий Латвии был на 7 лет отлучен от молитвы (то есть от Церкви), но удержал за собой здание РГСО и создал фактически "параллельную" поморскую Церковь в Латвии.

Однако он не согласился с прещениями и оспорил решение власти духовной через Министерство юстиции Латвии. Затем с помощью группы соратников (Т. Кустикова, И. Иванова, М. Александрова, В. Климентьева и С. Пичугина) Миролюбов создал в 1997 г. т.н. Центральный совет Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ЦС ДПЦЛ). В Совет вошло около 40 общин, но большинство поморцев не признало его. Так произошел первый раздор среди латвийских старообрядцев-поморцев.

В полемике против Духовного суда ДПЦ Иван Иванович стал прибегать к такому аргументу: "Собор ДПЦ не вправе судить меня, так как в ДПЦ нет трехчинной иерархии".

И. Миролюбов и его соратники стали искать пути "восстановления" священства. Был проведен ряд консультаций с РПЦЗ. Группа "миролюбовского" ЦС ДПЦЛ даже ездила консультироваться по этому вопросу в США, встречалась с Митрополитом Виталием. Архиерейский Собор РПЦЗ, рассчитывая пополнить Церковь многочисленными поморскими приходами, принял в результате этих переговоров письмо с выражениями покаяния перед старообрядцами. Впоследствии (уже в 2005 г.) на это послание был написан вежливый ответ с отказом от дальнейших контактов.

Но РПЦЗ стремительно теряла силу и популярность, так что поиски трехчинной иерархии сосредоточились на РПЦ МП. В июне 1999 г. Миролюбовым (от имени "своего" ЦС ДПЦЛ) и председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом (Гундяевым) был подписан т.н. "Меморандум", у которого был внешний смысл – "взаимоуважение конфессий" и внутренний – попытка обрести для староверов-поморцев священство через "никонианство". В порядке введения унии И. Миролюбов и его сподвижники приглашали в Ригу единоверческого священноинока РПЦ МП Петра (Васильева) из Москвы для "проведения причащения". При помощи Миролюбова были организованы совместные с РПЦ МП экуменические молебны "по старому чину" в Кремле. Часть прихожан РГСО возмутилась тем, что "Меморандум" был подписан "без обсуждения в общинах, келейно и поспешно", а о самом факте существования документа они узнали только из светской латвийской прессы. В ответ на принятие этого документа староверы-противники "поспешности и келейности" написали письмо Патриарху Алексию IIс такими словами: "Мы не хотели бы поднимать вопросы христианской этики, недостаток которой в таком богоугодном деле, как уврачевание последствий раскола, очевиден. Благодаря обману вас и обману латвийских староверов святая цель нашего объединения, к сожалению, отодвинута на далекие десятилетия. Движимые политической конъюнктурой некоторые люди готовы на любой обман". Сам И. Миролюбов опровергал наветы: "Меморандум не только обсуждался старообрядческими духовными центрами, но и был опубликован в изданиях общины".

В сентябре 2001 г. в Даугавпилсской Гайковской общине состоялся очередной Собор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, на который съехались представители 51 старообрядческой общины. Собор вторично не одобрил действий Миролюбова, направленных на сближение с новообрядцами. Однако накануне Собора Иван Иванович, видимо, приняв приглашение из Москвы, сам попросил освободить его от должности председателя Центрального совета ДПЦЛ и сообщил о выходе РГСО из состава ЦС ДПЦЛ. Вместо Миролюбова Центральный совет возглавил Алексей Каратаев, ушедший из общины в 1995 г.

Выйдя из Центрального совета ДПЦЛ, РГСО получила автономию - решения Центрального совета стали носить для нее лишь рекомендательный характер. Однако раздор в общине продолжался и попытки стать флагманом движения по "возвращению священства" у Миролюбова не получились. В 2002 г. И. Миролюбов был отстранен от должности старшего наставника РГСО и перестал считаться духовным наставником поморцев. Его сторонники частью примирились с ЦС ДПЦЛ и подписали осуждение Миролюбова (о. Т. Кустиков, о. М. Александров), частью отошли от Ивана Ивановича, создав самостоятельные общины (С. Пичугин) в поисках священства вне РПЦ МП, а частью пошли "миролюбовским путем", присоединившись к РПЦ МП (как минчанин В. Климентьев).

Сам И.И. Миролюбов переехал в Москву и, перейдя официально в РПЦ МП, стал трудиться в ОВЦС МП у митрополита Кирилла. Его отношения с единоверцами (старообрядными приходами РПЦ МП) ухудшались по мере того, как становился ясен масштаб притязаний Ивана Ивановича. В московской единоверческой общине в Студенцах (на Таганке) его перестали привечать, а ревнитель староверия священноинок Петр (Васильев) перестал быть духовным отцом Миролюбова. Поселившись в Михайловой слободе у игумена Иринарха (Денисова), Иван Иванович смог осуществить свой давний проект и стал затем секретарем Комиссии ОВЦС МП по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В 2005 г. он был поставлен митрополитом Кириллом в Смоленске во диакона. Не все получилось так, как виделось Ивану Ивановичу прежде, - поставление совершилось на обычной новообрядческой службе, хотя молитвы поставления читались по дониконовскому служебнику.

В качестве секретаря комиссии диакон Иоанн постоянно бывает в Рогожской слободе и в других старообрядческих центрах, пытаясь выступать в качестве посредника между властью (как духовной, так и светской) и старообрядцами.

В последнее время диакон Иоанн Миролюбов все чаще выступает в ассоциации с националистически-политправославным сайтом "Правая.Ру", сотрудник которой М. Тюренков, бывший активист евразийского движения, стал учеником и последователем Миролюбова в продвижении его версии единоверия.

В конце 2005 г. в старообрядческой и единоверческой среде широко распространилась информация о возможной хиротонии Миролюбова во епископа для единоверцев, однако сам о. Иоанн опроверг эти слухи, сославшись, в частности, на факт своего пребывания в браке.

Источники:

http://www.severny-blagovest.org/news/index.php?p=12&t=3

http://religion.ng.ru/printed/facts/2002-10-02/2_riga.html

http://www.krotov.info/

http://vertograd.narod.ru/

ОткрытоеписьмоА. Щегловавредакциюсайта"Правая.ру"


    В сюжете:

23 июня 2011, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Узкий путь. Исполнилось 40 лет снятию "клятв со старых обрядов" в РПЦ МП, но единоверие так и остается крайне маргинальным явлением
20 июня 2011, 17:00  
Единоверие остается "узким путем" в РПЦ МП, констатировали участники круглого стола в Санкт-Петербурге
08 июня 2011, 15:40  
Новосибирская единоверческая община РПЦЗ(А) не согласна с требованием епископа исправлять службу в соответствии с традициями Синодальной Церкви
03 мая 2011, 10:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Берсеневский прорыв Патриарха Кирилла. Сергей Маркус о призыве главы РПЦ МП окончательно уравнять старый и новый обряды в Русской Церкви
07 марта 2011, 14:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Игумен Кирилл (Сахаров) об откликах старообрядцев на его статьи и перипетиях своей старообрядной деятельности
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования