Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 ноября 2005, 14:00 Распечатать

СПРАВКА: Атеизм и светский гуманизм в постсоветской России


I. Статистические данные о количестве неверующих в России.

1. Данные Фонда "Общественное мнение": 40 % (1991), 36 % (1997), 31 % (1999).

2. Данные Российского независимого института социальных и национальных проблем: 28 % (март 2000).

3. Данные группы С. Филатова, Д. Фурмана (1990-1992 гг.) и российско-финской группы о количестве атеистов: 16 % (1990), 11 % (1991), 8 % (1992), 6 % (1996), 5 % (1999).

Возрастная структура атеистов: 18-28 — 16 %, 29-39 – 17 %, 40-61 – 41 %, выше 61 года – 26 %.

Ценностные суждения атеистов: если с утверждением, что есть абсолютные критерии добра и зла, согласились только 35 % атеистов, то с противоположным утверждением, что добро и зло зависят от обстоятельств, согласилось 54 %. С утверждением, что цель жизни – получить от нее все самое лучшее, оказалось согласно 43 % атеистов.

II. Атеистические интернет-ресурсы.

В 1996 году в Новосибирске появился первый и до сих пор наиболее популярный атеистический интернет-проект, названный "Атеистический сайт" или "А-сайт", поддерживаемый Новосибирской областной образовательной сетью. Помимо некоторых сатирических, на сайте представлены и серьезные проекты. Например, страничка "Новый русский атеизм", возникшая на "А-сайте" в 2000 году и отражающая идеологию течения, объединившего, прежде всего, молодежное постмодернистское крыло современного атеистического движения, стремящегося самостоятельно выработать теорию и практику т. н. "нового русского атеизма", отвергает марксистский и советский опыт, поскольку "развитие науки и социальные изменения, произошедшие в нашем обществе, с очевидностью требуют создания новой идейной, философской и этической базы современного атеизма".

Вместе с тем, помимо молодежи в движении участвовали и некоторые известные ученые — академик В. Страхов, историк атеизма и профессор философского факультета МГУ З.А. Тажуризина и др. На "А-сайте" существует серьезная новостная линия (вместе с мониторингом прессы), которая, кроме того, рассылается по подписке ("Новости русского атеизма или нового русского атеизма").

Почти одновременно с созданием "А-сайта" в Рунете появились публикации против религии и Церкви некоего Борцова, скрывающегося под псевдонимом Warrax, создавшего позднее страницу "Warrax Blackfire Pandemonium" и придерживавшегося не только атеистически-антиклерикальных, но и сатанинских взглядов (до ноября 2001 года Warrax вполне легально входит в состав атеистического движения АТОМ).

В первой половине 1998 года в любительской электронной сети fido.net появились атеистические конференции "Ru.antichrist" и "Ru.anti-religion".

Среди откровенно кощунственных сайтов: антиклерикальный сайт "Boga.net"; сайт "Bogu.Pisem.Net"; антиклерикальный сайт "Поп-обозрение"; атеистическое издание "Денница", организованное в Набережных Челнах и открыто декларирующее собственный сатанизм. К ним близка позиция сайта "Anti-Christian.web": "Цель данного вэб-сайта — борьба с наступающим христианством, которое постепенно захватывает весь мир ". Один из подобных атеистических интернет-проектов - сайт NO CULT ("Никакого культа"), созданный в 2001 году.

Отдельно следует выделить в Рунете необольшевистский атеизм. Например, на сайте "Рабочая демократия" существует раздел "Безбожник" (форум "Богохульства воинствующих безбожников", "Безбожные новости", "Антирелигиозные анекдоты", "Антирелигиозные стихи Демьяна Бедного с иллюстрациями").

Имеются в Рунете и нейтральные сайты, например, библиотеки атеистической литературы "Философия и атеизм", русско-израильский интернет-каталог "Ариадна" (раздел "Атеизм ") и т. д. Одновременно предпринимаются попытки наладить в Рунете диалог между верующими и атеистами. Таков дискуссионный клуб "Ареопаг", созданный инициативной группой христиан и атеистов, у которых "возникла потребность мирно и цивилизованно общаться, спорить, встречаться с интересными людьми и узнавать что-то новое относительно друг друга". С 2001 года дискуссии также проходят в прямом эфире радиостанции "Центр" в передаче "О самом главном" по субботам в 20:30 на средней волне 1485 Кгц (202 метра).

Среди серьезных атеистических интернет-изданий - сайт "Научный атеизм", хотя и созданный молодежью (московскими студентами А. Вязовским и М. Елисейкиным), но стремящийся придерживаться научных форм в дискуссии и в подаче материалов. В проекте участвуют многие авторитетные историки атеизма, религиоведы.

Один из проектов сайта "Научный атеизм" — электронный вариант журнала "Новый безбожник" (журнал Атеистического общества Москвы).

Практически на всех атеистических сайтах присутствует старейшина атеистического движения на всем постсоветском пространстве, живущий ныне в Киеве Евграф Каленьевич Дулуман, доктор философских наук и кандидат богословия. Дулуману уже 83 года, в конце 50-х годов он публично отрекся от веры, о чем через СМИ известил советскую общественность. 30 декабря 1959 года Патриарх Алексий I (Симанский) издал указ об отлучении бывшего протоиерея А. Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского, бывшего священника Павла Дарманского, Е. Дулумана и других клириков и мирян, членов Православной Церкви, "которые публично хулили имя Господа". В настоящее же время профессор Дулуман живет в Украине и, по его словам, испытывает "притеснения", несмотря на то, что ветеран атеистического движения по-прежнему имеет возможность публиковаться в журнале "Людына и свит", читает курс философии и религиоведения в Национальном аграрном университете Украины. Но издатели не хотят браться за публикацию его книг и статей. Авторитет Е. Дулумана в постсоветской молодежной атеистической среде почти неоспорим, хотя многие его статьи откровенно кощунственны.

Особенностью развития постсоветского молодежного атеистического движения в России являлось то, что движение прежде сформировалось в своих виртуальных формах, а уже затем приняло какие-то формы реальной организации. В 1999 году Демьян Небедный (псевдоним автора "Атеистического сайта"), выступил с инициативой создания Российского движения атеистов, или Российского атеистического союза. В результате, 18 мая 2000 г. было учреждено Московское движение атеистов, получившее позднее название Атеистическое общество Москвы (АТОМ), а 1 июля 2000 года — Общество атеистов Подмосковья, ставшее единственной в России юридически зарегистрированной организацией атеистов-антиклерикалов. В Уставе , зарегистрированном Управлением юстиции Московской области, говорится, что общество "распространяет и развивает атеистическое, научно-материалистическое и рационалистическое мировоззрение; борется с клерикализмом во всех сферах общественно-политической жизни".

13 сентября 2000 года было организовано Общество атеистов Орловщины, имеющее и свой сайт. 16 сентября 2000 года было создано Общество атеистов Нижегородской области.

16 декабря 2000 года в Институте физики земли РАН прошла 1-я Антиклерикальная научно-практическая конференция "Наука, религия, атеизм", обратившаяся к РПЦ МП с призывом "умерить свой реваншистский пыл". Среди подписавших это обращение — академики Виталий Гинзбург, Евгений Фейнберг, Владимир Страхов. А 26 декабря в Институте развития прессы состоялась пресс-конференция "Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России", в которой участвовали члены исполкома АТОМ: помощник депутата ГД РФ С. Ковалева Л. Левинсон, сотрудник правозащитного фонда "Гласность" Н. Гудсков и журналист газеты "Мир новостей" А. Щев, констатировавшие массовое нарушение в России конституционных принципов светского государства, светского образования, светской государственной службы.

В марте 2001 года было создано Уфимское общество атеистов.

В июне 2001 года на "А-сайте" появился доработанный текст "Манифеста атеизма". В результате обсуждения Манифеста обнаружилось, что в постсоветском атеистическом движении нет единого мнения по вопросу о том, является ли основной атеизма светский гуманизм (позиция "А-сайта" и РГО) или атеизм - более многообразное явление. Давно намечавшийся раскол оформился 10 ноября 2001 года, когда часть исполкома АТОМ (среди которых и создатели сайта "Научный атеизм" А. Вязовский и М. Елисейкин) не согласилась с исключением Борцова (Warrax) из членов организации, полагая, что атеистическое общество должно быть терпимо ко всем формам атеизм, в т.ч. сатанинским, анархистским и большевистским.

Помимо явных форм атеизм в постсоветской России присутствует и в латентных формах, проявляясь, в частности, при обсуждении вопросов, связанных с принятием закона о свободе совести, социальной ролью Церкви, возможности светского теологического образования и т. д. Эти дискуссии продемонстрировали сложный процесс осмысления в постсоветском обществе таких понятий, как "свободомыслие", "свобода совести", "светский" (по отношению к государству, образованию) и обнаружили приверженность атеистическому мировоззрению некоторых современных отечественных религиоведов и правозащитников. Это объясняется тем, что после краха научного атеизма, как государственной идеологии, большинство кафедр научного атеизма перепрофилировались в кафедры религиоведения и истории религий, при этом, 30 декабря 1993 года был утвержден стандарт подготовки бакалавра по образовательному направлению 522400 — "Религиоведение" (одновременно с бакалавриатом по направлению 520200 "Теология"), а 23 сентября 1996 года — утвержден стандарт по специальности 022200 — "Религиоведение".

Одновременно в российском обществе развернулась дискуссия по вопросу о допустимости преподавания теологии в светских вузах. Обнаружилось, что часть религиоведов понимает под "светским" (секулярным) образованием — образование атеистическое. Против светской теологии выступили академик РАН В. Гинзбург, к. филос. н. Л.А. Андреева, д. филос. н. Е.С. Элбакян, проф. МГУ В.А. Бочаров, доцент философского факультета МГУ А.Н. Красников, с.н.с. Института философии РАН Л. Митрохин, д.ист.н. М.Одинцов, проф.МГУ З. Тажуризина, тогдашний зав.кафедрой религиоведения РАГС Н. Трофимчук и др. Позицию допустимости и конституционности теологического образования в светских вузах отстаивали как светские ученые: президент РАН академик Ю. Осипов, президент РАО академик Н. Никандров, ректор МГУ России академик В. Садовничий, академики РАН Н. Толстой, Н. Покровский, Б. Раушенбах, Т. Энеев, так и религиозные деятели: Патриарх Алексий II, председатель Учебного Комитета РПЦ МП архиепископ Верейский Евгений, ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев и др.

III. Светский гуманизм.

Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма "Российское гуманистическое общество" является правопреемником Межрегиональной общественной организации "Русское гуманистическое общество". РГО – научно-просветительская общественная организация, ее основная цель содействие моральному и научному образованию и воспитанию на основе Конституции РФ и закона об образовании РФ, в котором прямо говорится: "Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих принципов…". РГО никогда не рассматривало себя в качестве атеистической организации, поэтому в ее Уставе говорится лишь о "содействии изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения…".

На страницах журнала "Здравый смысл" публикуются материалы гуманистического и научно-просветительского характера. Издание отстаивает принцип светскости в его конституционном смысле, т.е. отделение Церкви от школы и государства, рассматривая этот принцип как самый оптимальный в отношениях между государством, гражданами и религией.

В основе мировоззрения Общества и журнала – позитивное научное мировоззрение и общечеловеческие этические, гражданские и экологические ценности. В настоящее время в центре внимания РГО – проблема создания учебных программ по критическому мышлению, гуманистическому образованию и воспитанию в соответствии с законодательством РФ.

Использованы материалы: http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/novie-identichnosti/atheism/postsovetsky-ateism/


    В сюжете:

01 июня 2009, 11:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриотическое воспитание молодежи в современной России. В новых учебниках продолжает ощущаться влияние советского мышления, советских символов, образов и ценностей
27 ноября 2009, 11:15  
"Единая Россия" пообещала Компартии, предлагающей исключить из российского гимна упоминание о Боге, похоронить Ленина
17 ноября 2009, 17:36  
Депутат-коммунист предлагает изъять из текста гимна РФ упоминание о Боге
25 сентября 2008, 10:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Слышен звон. Нижегородские мусульмане просят, чтобы в гимне области не звучали колокола
09 января 2008, 14:18  
Эстонских солдат освободят от обязанности петь на параде гимн «Боже, храни Эстонию»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования