Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 июня 2005, 18:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Диктат Феофилакта. Политика нового архиерея РПЦ МП расколола православных на Брянщине и настроила власть против общества


Политика нового епископа Феофилакта (Моисеева), назначенного в Брянскую и Севскую епархию РПЦ МП в марте 2002 года, привела к кризису внутри брянского православного сообщества. Предыдущий архиерей – архиепископ Мелхиседек (Лебедев), отправленный на покой, - представляет собой полную противоположность епископу Феофилакту. Вплоть до своего отправления на покой владыка Мелхиседек избегал любых авторитарных методов в управлении епархией, не требовал непомерных налогов с тех приходов, которые не могли заплатить. Будучи открытым и мягким человеком, Мелхиседек смирялся с независимостью многих приходов, а также с авторитетом и самостоятельностью отдельных священнослужителей. Помимо этого, Мелхиседек во время своего правления был настроен решительно против коммунистической идеологии, а поэтому у епархии не сложились отношения с бывшим губернатором-коммунистом Юрием Лодкиным. Благодаря этому, при Мелхиседеке власть не вмешивалась в церковные дела и оказывала епархии лишь минимальную помощь.

Епископ Феофилакт прибыл в Брянскую область из самого сердца российского православия - более десяти лет новый архиерей был настоятелем Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры. Феофилакт был символом надежд на хозяйственное возрождение епархии и установление более тесных и доброжелательных отношений с областными властями. Однако, в первую очередь, в епархии была введена жесткая, почти казарменная, дисциплина. Священникам предписывалось не покидать свои приходы без благословения архиерея. Резко увеличились налоги с приходов, за сбором которых епархия стала строго следить, невзирая на богатство или бедность прихода, мнение священника. Архиерей перестал быть открытым и доступным руководителем, а его бесцеремонный и командный стиль вызвал резкое недовольство в церковной среде.

Часть священнослужителей епархии пошла на конфликт и перешла в другую юрисдикцию – в Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ). О своем выходе из Брянской епархии РПЦ МП в конце 2004 года заявили священники о. Виктор Земляков и о. Михаил Дударев из села Долисицы Суражского района Брянской области. Клирики, покинувшие епархию, были давно знакомы с мировоззрением РПАЦ. До 1994 года в Суражском районе действовал приход Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ) (бывшее название РПАЦ), в которой отец Виктор Земляков служил алтарником до того момента, пока Брянская епархия не захватила храм, принадлежавший тогда общине РПСЦ. В феврале 2005 года к о. Виктору и о. Михаилу присоединился еще один священник – иеромонах Свято-Успенского Свенского мужского монастыря о. Олег (Елисеев).

Причиной своего решения стать клириками РПАЦ священники называют основные "беззакония", которые творятся в Московской патриархии, – экуменическую ересь, взяточничество, нарушения канонических правил, в том числе симонию (покупка священного сана за деньги) и содомию некоторых священнослужителей, которая фактически допускается в Московской патриархии. При Феофилакте эти "беззакония" стали слишком явными.

Священники РПАЦ утверждают, что в 2002 году "мы ожидали прихода родного отца, а пришел злой отчим". По словам о. Виктора Землякова, владыка Феофилакт установил специальную таксу для рукоположения священников и диаконов, которая зависит от благосостояния кандидата (минимум – 1-2 тысячи долларов). Как отметил в интервью автору о. Виктор, Феофилакт начал заниматься бизнесом через приходы, заставляя их продавать ту или иную продукцию (к примеру, вино, привозимое с определенных заводов). Возмущенные поборами, доносительством и высокомерным поведением владыки, священники, по словам о. Виктора, не получили от Феофилакта разрешения на переход в другие епархии РПЦ МП и были вынуждены служить в новых жестких условиях.

Административный стиль епископа Феофилакта проявился в организованной им травле клириков РПАЦ: их семьям угрожали, терроризировали родителей, а Феофилакт лично предал священников РПАЦ анафеме с церковного амвона. От имени архимандрита Никодима (Анискина), наместника Свято-Успенского Свенского монастыря, по сельским администрациям было разослано уведомление о том, чтобы власти проявляли осторожность в отношении запрещенного в служении раскольника, "нашедшего пристанище в Зарубежной Катакомбной Церкви бывшего иеромонаха Олега Елисеева". Заявление о. Олега (Елисеева) об оскорбительных действиях архимандрита Никодима прокуратурой Суражского района принято не было. Но методами церковного воздействия епархия не ограничилась.

Под давлением епископа Феофилакта и местные, и областные власти включились в кампанию по травле неугодных священников РПАЦ. Ведущую роль в мобилизации чиновников на борьбу с альтернативными православными играет советник губернатора Брянской области по религиозным вопросам Сергей Гавриков. В интервью автору С. Гавриков утверждал, что отношения власти и Московской патриархии должны быть самыми тесными именно для того, чтобы отделять от зерен такие "плевелы", какими являются общины РПАЦ в области. По словам Гаврикова, "это раскольничье движение, не имеющее никаких корней в области". Сергей Гавриков лично выезжал в Суражский район, где, по его словам, он "разговаривал с двумя раскольниками, объяснял политику областной власти, а также как взаимосвязаны между собой религиозные процессы в области и в стране в целом".

В связи с развитием церковного раскола в Брянской епархии С. Гавриков опасается того, что ситуация выйдет из-под контроля чиновников и епархии и повторится украинский сценарий, когда "государствообразующая Церковь" – Московская патриархия – потеряла значительную часть своего влияния. Как отметил С. Гавриков в разговоре с автором, "мы здесь пока сдерживаем ситуацию, но статус приграничной с Украиной области – непростой, учитывая возможное влияние других православных юрисдикций. Они стремятся раздробить и уничтожить РПЦ МП, действуя параллельно с теми политическими процессами, которые происходят в украинском обществе". Впрочем, в беседе с о. Виктором Земляковым и о. Михаилом Дудревым советник губернатора С. Гавриков был более прямолинеен. Он указывал не только на "совместную работу администрации и ФСБ по сохранению стабильности в области" (о чем говорил в интервью автору), но и утверждал, по словам о. Виктора Землякова, что клирикам лучше подчиниться Феофилакту, так как ФСБ давно хочет уничтожить РПАЦ.

На практике своеобразная политическая идеология советника Сергея Гаврикова поддержки не нашла. Районные и сельские администрации заняли скорее выжидательную позицию, чем враждебную по отношению к альтернативным православным. Тем более, что в области чиновники традиционно стараются если не игнорировать, то отстраняться от официальной точки зрения епархии РПЦ МП. Еще с начала 90-х гг. в Брянской области существует крупный приход РПАЦ в одном из епархиальных центров – в Трубчевске. Приход отошел к РПАЦ из-за конфликта священника прот. Владимира Ковтуна с трубчевским благочинным. Администрация Трубчевска сначала обещала выгнать священника, ушедшего в РПАЦ, из храма, но затем испугалась народа и стала косвенно поддерживать его. Через своих друзей о. Владимир воздействовал на администрацию Трубчевска, так как без ее поддержки он не смог бы бороться с епархией. Архиепископ Мелхиседек занял уникальную для архиерея РПЦ МП позицию. Осуждая сам раскол, Мелхиседек признавал неправоту своего благочинного, называл о. Владимира Ковтуна излишне резким священником, "могучим мужиком, который способен применить силу", но, безусловно, симпатизировал клирику РПАЦ (об этом владыка Мелхиседек говорил в личном интервью автору, которое он брал у него вместе с социологом религии Сергеем Филатовым в 1998 году).

Маргинальная и неконституционная идеология С. Гаврикова находит признание и в Брянской и Севской епархии РПЦ МП. Как отметил в разговоре с автором благочинный Брянского округа прот. Сергий Тимченко, "Гавриков – это единственный человек в областной администрации, открыто исповедующий православие. Он молится, не боится исповедоваться и причащаться". По словам о. Сергия, советник губернатора консультируется с епархией в отношении правильности тех или иных своих действий как чиновника. Как отметил брянский благочинный, С. Гавриков сделал все для того, чтобы не допустить регистрации приходов РПАЦ во главе с клириками, которые, по словам о. Сергия, были наказаны за "дисциплинарные проступки". Как и С. Гавриков, прот. Сергий Тимченко сожалеет о том, что закон позволяет общинам альтернативных православных зарегистрироваться и открыто действовать.

Приход владыки Феофилакта на Брянскую кафедру только усугубил раскол и, действительно, увеличил епархию РПАЦ в количественном отношении. Официально один приход в Суражском районе всё же удалось зарегистрировать. Эта регистрация обошлась приходу в 7000 руб., что для бедного деревенского прихода деньги немалые. В эту сумму вошли и расходы на нотариуса (1200 руб.), заверившего подписи трех лиц, регистрировавших приход, и расходы на многочисленные поездки в областной центр. Вот и сейчас два других прихода РПАЦ пока не подают документы на регистрацию из-за отсутствия денег. Кстати, как рассказал о. Виктор Земляков, при регистрации в Брянске приходов РПЦ МП заверять у нотариуса нужно подпись только одного учредителя.

Всего по Брянской области – шесть зарегистрированных приходов и религиозных групп Российской Православной Автономной Церкви, которые собираются в клубах и зданиях бывших магазинов, кое-как приспособленных для богослужения. Однако после раскола, произошедшего в Суражском районе, в областных органах юстиции не удается перерегистрировать Брянскую и Тульскую епархию РПАЦ, которая уже была ранее зарегистрирована в Брянске. В настоящее время власти не могут объявить о закрытии епархии РПАЦ, так как суд не нашел никаких нарушений в ее деятельности и причин для ее закрытия. Но и регистрировать епархию РПАЦ власти отказываются.

Отошедшие от епархии РПЦ МП клирики пользуются большим сочувствием в Брянской области со стороны оставшихся под руководством епископа Феофилакта священников. Как отметил в интервью автору епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), новый архиерей РПАЦ для клириков из Трубчевска и Суражского района, "простые священнослужители ищут, прежде всего, света и чистоты, а видят противоположное – мир тянет к себе Московскую патриархию. Бизнес и политика, которыми занимаются не только в Брянской епархии, но и в руководстве РПЦ МП, отталкивают священников и мирян". По словам владыки Иринарха, священниками движет стремление "сохранить Православие в чистоте, а не в омуте".

Для многих верующих и священнослужителей выбор альтернативного православия является выбором веры, очищенной от ура-патриотической пафосной государственной идеологии и от бессмысленного диктата свыше. Нацеленные на создание крепкого прихода, священники и миряне сталкиваются с теми угрозами, которые были хорошо известны каждому батюшке в советские годы, когда спецслужбы расправлялись с диссидентами вне и внутри РПЦ МП. Епископ Феофилакт настроил против себя и священников, и православное сообщество в целом (к примеру, лидер брянского отделения движения "Россия Православная" Виктор Туриков почти сразу встал в оппозицию архиерею, который решил "построить" и светских прихожан). После убежденного антикоммуниста архиепископа Мелхиседека, Феофилакт снова вернул епархию в советское прошлое, не заметив, что общество-то движется совсем в другую сторону.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

20 июня 2005, 15:31  
ENGLISH VERSION: Interview with bishop Irinarch of Tula and Bryansk in connection with difficulties of ROAC priests in Bryansk
10 июня 2005, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Брянский синдром. Чего боится чиновник, сидя на краю «оранжевой» пропасти?
09 июня 2005, 16:46  
УФСБ по Брянской области заявило о своей непричастности к нарушению прав "альтернативных" православных общин
08 июня 2005, 15:30  
МНЕНИЕ: "Воевать и захватывать храмы – не наша политика, наша Церковь пытается сохранить идею чистого Православия", - епископ Тульский и Брянский ИРИНАРХ (Нончин) (РПАЦ)
07 июня 2005, 19:15  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Житие без крамолы. "Обыкновенный чекизм" в борьбе за гомеостаз
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал23 января 2018, 20:05  
МЫСЛИ: Александр Нежный. ВАЛААМСКИЙ БАЯН. Историческое и религиозное «мифотворчество» вечного президента
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 19:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Не по-Божески. Пенсионерку из Псковской области, принадлежащую к РПЦЗ, представители Московского патриархата выселяют на улицу
23 января 2018, 18:55  
Государство должно уберечь общество от "падения в ад", заявил Легойда
23 января 2018, 18:45  
Минкульт РФ отозвал прокатное удостоверение у «Смерти Сталина»
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 17:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Смерть Сталина» отложить! "Матильда" №2: госчиновники требуют запрета комедии о кончине вождя СССР, поскольку в фильме "оскверняются наши символы — советский гимн, ордена и медали"
23 января 2018, 16:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Закон Яровой» ударил по протестантам. Интервью с историком религий Еленой Главацкой
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 16:34  
Челябинская прокуратура оштрафовала проповедника-пятидесятника за миссионерскую деятельность в Доме молитвы собственной религиозной организации
23 января 2018, 16:24  
Жителей Татарстана возмутила "крещенская прорубь" в форме полумесяца
23 января 2018, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Организация на острие ножа». Глава движения «Сорок сороков» рассказал, что будет, если государство сочтет его соратников экстремистами
23 января 2018, 15:50  
"Фильм специально сделан для того, чтобы оскорбить Россию, ее население", - в Госдуме РФ усмотрели в комедии "Смерть Сталина" наличие "экстремизма"
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 15:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: «У нас тут это место намолено, люди знают, куда приходить». Репортаж из сожженного офиса «Мемориала»
23 января 2018, 15:05  
"Аль-Каида" призывает мусульман к борьбе со сторонниками признания Иерусалима столицей Израиля
23 января 2018, 14:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Епископы на службе Лубянки. Истории иерархов православной Церкви, завербованных НКГБ СССР
23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
23 января 2018, 13:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Понюхайте старческого маразма от "духовника патриарха Кирилла". «Отец Илий - фиктивный "духовник" патриарха, пиар-прикрытие никодимовщины. Но если такова рекламная ширма, то что же за ней?»
23 января 2018, 13:15  
Закон, обязывающий религиозные учреждения сообщать о доходах, вступил в силу в Таджикистане
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 11:24  
АРХИВ: Саратовская купель. Знаменитая статья в "Правде" 1949 г., ознаменовавшая завершение "сталинского православного ренессанса"
23 января 2018, 11:17  
Профессор географического факультета МГУ отказался принимать экзамен у студента в кипе - головном уборе иудаистов


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования