Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 мая 2005, 19:10 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Национал-предатели и свободные радикалы. Что обозначают решения Сербской патриархии для православного мира?


К удивлению одних, недоумению других и восхищению третьих Сербская Церковь пошла на жесткое силовое решение македонской проблемы. Архиереи-централисты Амфилохий и Ириней, составляющие самую "про-греческую" фракцию в Печском Синоде, провели-таки решение о том, что Македонская Православная Церковь – не более, чем "сборище ряженых, а их Евхаристия - пища бесов". Взамен сербы хотят утвердить особую про-сербскую (и про-греческую) иерархию в Македонии, "автономную", но подконтрольную Сремским карловцам.

Так сербско-греческая дружба пошла в атаку на "агентов Константинополя". Вероятно, прорыв на сербско-македонском фронте должен выправить равновесие, пошатнувшееся в пользу Константинополя после скандала со снятием с должности Патриарха Иринея. Эта комбинация была победой Патриарха Варфоломея и стоящих за ним сил заокеанской диаспоры. Но вот грянул и "европейский" ответ. Причем, как всегда, при таких действиях, под осколки попали мирные жители. Чем чревато открытие церковной войны на Балканах?

Жесткая реакция на сепаратизм – церковный или политический - есть, вообще говоря, признак силы, а не слабости. Когда в Македонии развивалось движение за политическую и церковную самостоятельность, оно совпадало с развалом и кризисом СРЮ. Тогда Сербская Церковь, которая к тому же переживала косовскую трагедию, не стала педалировать старый церковный спор, возникший еще в 67-ом году. Но теперь иерархи, учившиеся в Греции и сохранившие связи с Элладской Церковью, решили ввести в бой танки.

Возникает вопрос: будет ли "мировая демократическая общественность" и Константинополь как ее часть поддерживать македонский МИД, обвинивший Сербскую Православную Церковь в разжигании межнациональной розни и недружественных жестах? Ведь в похожей ситуации она поддержала албанский сепаратизм в Косове? Но, с другой стороны, там был пресловутый "исламский фактор", а тут дело исключительно в межправославных отношениях. Так что вряд ли опять полетят самолеты НАТО бомбить Белград. Но давление на политиков и правительства будет оказываться, что, скорее всего, приведет к смягчению и изменению позиции Сербской Церкви.

Ведь в основе македонского раскола лежит чисто филетическое обоснование – автономия или независимость нужна Македонии потому, что она не Сербия. Православные македонцы – не сербы, с какой же радости они должны подчиняться соседям? Такие вопросы, поставленные в свое время болгарами перед Вселенским патриархатом, привели к масштабной многолетней схизме, кончившейся, впрочем, победой сепаратизма и легализацией национальной Болгарской Церкви именно как болгароязычной. Позиция сербов, в принципе, не очень отлична, просто они хотят разрешить филетическое обоснование только в применении к иерархии, подконтрольной Белграду.

Причем мы в данном случае не поднимаем вопроса о нравственном облике той или иной иерархии. Их сравнительные качества ничего не значат для данного вопроса. А поскольку обоснование автономии или даже автокефалии македонской Церкви было проведено в рамках сомнительной доктрины и как таковое не подвергается решению на основании православных церковных канонов, то вопрос сводится только к "признанию иерархии". Если отрицается "право наций на самоопределение" в его церковной версии, это значит, что Церковь возвращается к имперской экклезиологии.

Однако парадокс заключается в том, что эта имперская "тоталитарная" трактовка ("отделяетесь? – накажем!") сама по себе находится в противоречии с развитием христианства и православной эклезиологии после Второй мировой войны. Это развитие можно охарактеризовать как господство демократического принципа и духа относительности истины. В каноническом смысле критерием истинности является "законная церковная иерархия". В послевоенной экклезиологии такой критерий ослаблен за счет подразумеваемой множественности таких иерархий. Произошедший отказ от тоталитарности истины оказался на руку политикам: появился дополнительный довод в пользу расшатывания церковного фундамента. Разумеется, не "Камня нерукосечного", а канонического сознания. Началось юрисдикционное дробление.

Попытки сдержать его в послевоенном мире с его непререкаемым авторитетом демократической процедуры привели к одному стойкому церковно-политическому неврозу: фобии силы. Все усвоили, что эффект насилия – деформация сознания и потеря способности к диалогу. Диалог возможен только в положении равноправия и невозможен с позиции тотальной силы. Добро с кулаками неубедительно. Поэтому для эффективной борьбы с расколами вроде македонского для современных послевоенных православных Церквей годится только тактика равноправного диалога. Сербская же Церковь благодаря контактам с РПЦЗ и радикальной русской церковной эмиграцией еще хранит в себе некоторое "византийское имперство" и прибегает к громким прещениям и объявлениям интердикта на целые народы.

Но червоточина есть уже в половинчатости этой позиции: признав некогда болгарскую автономию, невозможно не принять македонскую. Когда объявляли о создании "всех условий" для диалога, то тем самым обнажалось некоторое скрытое лицемерие. Болезнь лучше лечить, пока она не развилась в хронический процесс. Влияние современной национальной политики на церковные дела настолько велико, что по требованию политиков отменяются каноны, налагаются интердикты и целые топы клириков и епископов в одночасье объявляются "простыми ряжеными".

Что мы имеем в ответе Сербской Церкви на неразрешимую проблему церковного сепаратизма (раздора)? Бессильную попытку прибегнуть к силе, не будучи в состоянии наладить равноправный диалог? Участие в греческой комбинации против Константинополя? Рефлекторную радикализацию сербской церковной политики? Думается, что все вместе. Но, как бы то ни было, на вызов дробления надо как-то отвечать, и как знать, может быть именно жесткий ответ, несмотря на свою болезненность, принесет желаемый результат?

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

28 мая 2015, 10:15  
ДОКУМЕНТ: Настоящим утрачивают силу все принятые до сих пор решения. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви объявил о начале нового диалога с Македонской Православной Церковью
27 мая 2015, 18:52  
Болгарский Патриарх Неофит сослужил с предстоятелем Македонской Церкви, которую Сербская и Московская патриархии считают "раскольнической"
09 февраля 2015, 13:06  
Архиерей Сербской патриархии, освобожденный из македонской тюрьмы, приехал в Россию, чтобы "пройти отдых и лечение" в Новодевичьем монастыре Петербурга
03 февраля 2015, 14:18  
Архиерей Сербской патриархии архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) освобожден из тюремного заключения в Македонии
22 декабря 2014, 16:57  
Вопросы признания РПЦ МП Македонской Церкви обсудил митрополит Иларион (Алфеев) на встречах с главами македонских государства и Церкви
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования