Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 марта 2005, 12:28 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Четыре версии посмертного бытия. В Центральной аудитории РГГУ прошла встреча с руководством Института Пандито Хамбо ламы Этигэлова


15 марта в Российском государственном гуманитарном университете выступила с лекцией директор Института Пандито Хамбо ламы Этигэлова Янжима Васильева. Дополнил лекцию председатель совета Института Ганжур лама (Г.Ц. Раднаев), проректор находящегося в Улан-Удэ Буддийского института "Даши Чойнхорлин". Встречу открыл декан Факультета истории, политологии и права Александр Логунов, который отметил, что в стенах РГГУ успешно сочетаются самые передовые отрасли знания и изучение проблем, известных с древности. Янжима Васильева рассказала об истории жизни и уникальном феномене посмертного существования Хамбо ламы Доржо Этигэлова.

XII Пандидо Хамбо лама Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (ныне Иволгинский район Бурятии). Рано лишившись родителей, он около пяти лет пас овец. Его учителями были ширетуй Анинского дацана Захарэй Ширап Нимбу ламхай и его предшественник Пандидо Хамбо лама XI Чойзон Иролтуев. Первый перевез подростка-сироту Даша-Доржо Этигэлова из Тамчинского дацана (ныне Селенгинский район Бурятии) в Анинский. О чудесных способностях этого ширетуя (настоятеля храма) свидетельствует полицейское донесение, в котором рассказывается, как однажды он направил своего коня прямо по поверхности Гусиного озера (ныне его называют Сульфатным), а затем конь вскочил на высокий берег. Хамбо лама Иролтуев был известен своей общественной деятельностью. В годы первой мировой войны, несмотря на свои преклонные годы, он объезжал тех, кто воевал, и тех, кто был призван на тыловые работы. В 1915 году Хамбо лама Даша-Доржо Этигэлов и Чойзон Иролтуев посетили все дацаны, организуя сбор средств для фронта и госпиталей.

Этигэлов был избран XII Пандидо Хамбо ламой буддийского духовенства Восточной Сибири из десяти претендентов на выборах, проходивших весной 1911 года в Тамчинском дацане. Этот дацан стал резиденцией Хамбо ламы, где он провел семь лет. В феврале 1913 года он совершил свою единственную дальнюю поездку - Хамбо лама не посещал ни Монголию, ни Тибет, - в Санкт-Петербург, куда был приглашен на празднование 300-летия Дома Романовых. 21 февраля 1913 года Этигэлов провел первую службу в Санкт-Петербургском дацане. Активно занимался вопросами лечения, создал фундаментальный фармакологический справочник "Жор". 15 июня  1927 года Этигэлов предложил своим ученикам читать специальную молитву-благопожелание уходящим. Ламы не могли на это решиться в присутствии живого наставника, тогда он начал читать сам, и все ламы стали читать вместе с ним. "Придите ко мне через тридцать лет", - сказал он.

И в 1955 году, - не через 30, а через 28 лет, - XVII Пандидо Хамбо лама Дармаев принимает решение выполнить пожелание Этигэлова и поднять саркофаг с его телом. "В районе сердца чувствовалось тепло", - отметили участники церемонии. В 1973 году XIX Пандидо Хамбо лама Жамбал Доржо Гобоев вновь поднял саркофаг и вновь убедился в неизменности состояния тела Этигэлова. В 1999-м году в Бурятии снова стали обсуждать вопрос об осмотре его тела и через три года - в сентябре 2002-го - 80-летний житель села Гильбира указал Хамбо ламе Аюшееву место захоронения. С согласия родственников 10 сентября XXIV Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшеев в присутствии лам и светских лиц организовал подъем кедрового короба, в котором находилось тело, и ритуальные действия. Затем его перевезли в Иволгинский дацан, где оно помещено в девашин-дуган - "райское место", находящееся на втором этаже храма. Теперь тело сохраняется здесь и раз в год - в этом году это будет 24 апреля - показывается верующим.

"Это совершенная демонстрация учения Будды", - сказала Янжима Васильева. В Ламриме (буддийском наставлении) говорится, что у пребывающего в живом состоянии ламы не должны расти волосы и ногти, не должны прижиматься уши к черепу. Такой чудесный случай был отмечен в Тибете, где ушедший из мира лама семь дней находился в подобном состоянии, но затем у него начали расти волосы и его тело было помещено в ступу. В 1959 году Тибет был захвачен китайскими войсками, и теперь об этом теле нельзя получить никаких данных.

По словам Янжимы Васильевой, имеются три основы явления нетленного тела Этигэлова. Во-первых, Будда Шакьямуни сказал, что "мое учение будет проповедано в самой северной точке", которой и соответствует Бурятия. Во-вторых, он заявил, что "когда нравственность упадет, я воплощусь в простого монаха". И третья причина - в 240 км от Улан-Удэ находится прижизненная статуя Будды Шакьямуни, а по легенде чудеса происходят поблизости от нее. В Институте Этигэлова насчитывают также три знака этого явления: возле одной ступы "из одной точки выросли шиповник, черемуха и смородина", вблизи другого субургана выросли лекарственные травы, а из дацана "вышли три статуи Будды". "Ламы осматривали развалины старого дацана и под ними оказались три фигурки Будд", - пояснила она.

Занимающаяся теоретическими проблемами, связанными со смертью, доктор исторических наук, директор Мезоамериканского центра имени Кнорозова Галина Ершова дала светские комментарии к этому феномену. "Буддисты были открыты, - отметила она. - Если бы это была мистификация, меня и близко не подпустили бы к телу". Хамбо лама Аюшеев предоставил для осмотра образцы - четыре волоска, упавшие с тела, кусочек кожи и обломок ногтя, которые нашел вблизи тела. В 2002-м проводилась также профессиональная эксгумация и осмотр тела, которые показали, что покойный мог умереть два дня назад. По мнению профессора Ершовой, наиболее удивительным является тот факт, что Этигэлов был убежден, что умирает и что через 75 лет его тело достанут. В других случаях, когда мумии сохранялись в силу условий захоронения - например, в ледниках, отметила она, они быстро разлагались на воздухе. Впрочем, в те годы была мода на бальзамирование - "приличные люди завещали себя бальзамировать". Так захоронен хирург Пирогов, напомнила она: "Котовский, например, по аналогии с Лениным приказал себя бальзамировать, но потом за его телом перестали ухаживать". Но в случае Этигэлова бальзамирования явно не было - "никаких следов вскрытия тела не оказалось", - отметила Галина Ершова.

Кандидат географических наук, специалист в области антропохимии Елена Александровская отметила, что в предоставленных на исследование фрагментах тела нет токсичных элементов, характерных для тел покойников 75-летней давности. Отмечено, правда, очень высокое содержание брома, которого нет в месте захоронения. "Возможно, этот человек, направляясь в нирвану, принимал большое количество брома, который подавляет активность мозга", - заявила она. Теперь, впрочем, новых данных не будет - с 3 января 2005 года указом Главы Буддийской Традиционной Сангхи России все биомедицинские исследования феномена Этигэлова закрыты.

Зато среди буддистов продолжается активное обсуждение четырех версий возвращения Этигэлова. Первая состоит в самом простом толковании - он ушел в Нирвану, но поддерживает постоянное состояние своего тела, находящегося в медитации. Вторая, которую поддерживает Хамбо лама Дамба Аюшеев, состоит в следующем: по учению Гелугпа, то, что родилось, должно уйти в тлен, а этот феномен - возможное свидетельство неземного происхождения Этигэлова. В свою очередь, Богдо-гэгэн заявляет, что Этигэлов ушел в Сансару, а его тело умерло. Наконец, по словам Янжимы Васильевой, в Бурятии считают, что сознание его пребывает в Нирване, но время от времени возвращается в тело, чтобы вершить чудеса. "Если верующие и прихожане будут стремиться получать от Хамбо ламы Этигэлова благословение (адисалга) для улучшения своей кармы, то ламы будут задаваться вопросом, каким путем Хамбо лама Этигэлов достиг такого феноменального состояния и упорно продолжать свои медитативные практики для ухода из Сансары", - заявил как-то по этому поводу Хамбо лама Аюшеев.

"Надо видеть, что религиозные тексты могут получать различные толкования", - отметил в беседе с корреспондентом Портала-Credo.ru Ганжур Лама Раднаев – проректор Буддистского университета "Даши Чойнхорлин" имени Дамбы Даржа Заяева и единственный хранитель тела Хамбо ламы Этигэлова.

Валерий Никольский


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования