Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 сентября 2002, 00:00Распечатать

Сегодня Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня


Воздвижение Креста Господня
14/27 сентября

Тропарь воздвижения Креста Господня, глас 1:
Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы  благоверному императору нашему,  на сопротивныя даруя и твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
 Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому  жительству, щедроты твоя даруй Христе Боже: возвесели  силою Твоею благовернаго императора нашего, победы дая eму на сопостаты, пособие  имущу Твое Oружие мира, непобедимую победу.

Явление знамения Креста на небеси. Праздник Воздвижения есть славное торжество честного и Животворящего Креста Господня, по двум священным событиям в истории Церкви Христовой. Первое есть чудесное явление и обретение Креста в царствование Константина Великого. Кон­стантин, рожденный в язычестве, питал справедливую любовь к христианству, по примеру отца своего, который между соцарственниками своими один умел в своей власти явить подданным источник безопасности и спокойствия (1).

1) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 1, гл. 12—13. 27.

Максентий объявил войну Константину под предлогом отомстить ему за смерть отца своего Максимиана Геркулия и в лице Константина поразить сильного защитника христиан (2). Евсевий повествует, "что силы Константина были слабее, нежели вражеские. Он чувствовал, что ему нужна помощь свыше и искал ее. Он стал думать: какого Бога призвать бы себе на помощь. При этом пришло ему на мысль, что не малое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманулись и окончили свое дело несчастливо; и что отец его Константий, во всю свою жизнь почитавший единого всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства" (3). Констан­тин начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о себе и в предстоящем деле простер ему свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошение об этом: "Царь (т. е. Константин Великий) полу­чил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Но нас с клятвою уверял сам победоносный царь, когда, долго спустя после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы. Поэтому, кто станет со­мневаться в истине сего сказания, — тем более, что и последующее время было свидетелем его истины?"

2) Зосим., кн. 2 о Максентие.
3) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 1, гл. 27. 4

В 312 году в 28-й день октября, идя против Максентия, который заклю­чился в Риме, "в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью: "сим побеждай". Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо" (4). Таким образом, чудесное явление Креста Константину Великому было среди дня и засвидетельствовано современными писателями, со слов очевид­цев подробно изложившими обстоятельства явления; таков в особенности Евсевий и другие (5). "Константин недоумевал, что бы значило такое явление? В следующую ночь во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. Едва только озарил дневной свет, Константин рассказал приближенным свою тайну и потом призвав знатоков, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, и описав им образ знамения, приказал по подобию его сделать такое же из золота и драгоцен­ных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам своими глазами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье был вверху попе­речник, образовавший с копьем образ Креста. На самой вершине копья не­подвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на венке знак спасительного наименования: две первые буквы показывали имя Христа, из средины которых выходила буква р. Эти буквы впоследствии царь имел обычай носить и на шлеме своем. На поперечнике копья висел тонкий, белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями, блис­тавшая лучами света. Вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыра­зимо красивым и, вися на поперечнике, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком Креста, при самой верхней части ткани висело сделанное из золота грудное изображение боголюбезного царя и его детей. Этим спасительным знаменем как оборонительным оружием всегда пользовался царь для одоления про­тивной и враждебной силы и повелел во всех войсках носить подобные знамена (6). Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их: кто тот Бог, и какой смысл знамения, которое он видел? Они отвечали, что Бог, явившийся ему, есть единородный Сын единого и единственного Бога, а явившееся знамение есть знамение бессмертия и тор­жественный знак той победы над смертью, которую одержал Он во дни своей земной жизни. Потом, подробно раскрыв учение о вочеловечении, объяс­нили Константину и причины пришествия Сына Божия на землю. Констан­тин, хотя и вразумлялся их словами, однако тем не менее имел пред очами чудо дарованного ему Богоявления, и сравнивая небесное видение с словес­ным объяснением, утверждался в своих мыслях. Он убежден был, что знание этих предметов сообщается ему свыше, и даже сам начал заниматься чтением Божественных Писаний. Сверх сего повелел находиться при себе Божиим иереям, — в той мысли, что виденного Бога должно чтить всеми способами служения. Оградившись таким образом благими на Него надеждами, он поспешил, наконец, угасить пламень тиранского огня. Призвав Бога всяче­ских и призвав как спасителя и помощника Христа Его, также поставив пред своими латниками и телохранителями победную хоругвь со спасительным знаменем, Константин выступил с войском своим против Максентия, укре­пившегося в Риме. Силою Божиею Константин низложил неприятеля, кото­рый, спасаясь бегством, был низринут с милвианского моста в Тибр, в 15 верстах от Рима, и утонул. Победитель с торжеством вступил в царствующий город, где все встречали Константина с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимою радостию (7). Но, обладая врожденным бла­гочестием, он нисколько не тщеславился народными восклицаниями и не возгордился похвалами, но сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благо­дарственную молитву к Виновнику победы. Всенародными памятниками и подписями он поведал всем силу спасительного Христова знамения. Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал опреде­ленно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель Римской империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде Креста утвер­дить в руке своего изображения и начертать на латинском языке следующую надпись: "Сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость" (8).

4) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. I, гл. 28.
5) Особенно важно из современных о чудесном явлении Креста на набеси Константину свидетельство исповедника Артемия пред отступником Юлианом, которому при доп­росе Артемий говорил: "Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максен­тия, показав ему в полдень знамение Креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско, много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их". Истор. Фолосторгия, 45. Об Артемии упоминается в Чет. Мин. под 14 числом сентября. Память Артемия — 2 ноября (20 октября). Явление Креста на небеси Кон­стантину нельзя объяснить и действием метеора; ибо может ли быть надпись действием метеора?
6) Евсевий. О жизни Константин Великого, кн. I, гл. 28—
32.
7) От этой победы, т. е. от 312 года, ведет начало счет индиктов.
8) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. I, гл. 37—40. Церковная История, Евсевий, кн. IX, гл. 9.

Впоследствии Константин и воины его неоднократно испытывали силу и помощь Креста. По сказанию Евсевия, "где знамя Креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда царь узнал об этом, то спасительное знамя как действительнейшее средство победы по­велел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим. При этом знамении победа тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемая свыше. Поэтому тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силою души и благочести­вым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не более пятидесяти; они не имели другой обязанности, как стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи, когда каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, спустя много времени после этих событий, рассказывал об этом на досуге сам царь и к своему рассказу присоединил следующее досто­памятное событие. Однажды в самом жару сражения произошел в войске шум и распространилось великое смятение. В это время несший знамя сильно страдал от робости и потом передал свою ношу другому, чтобы убе­жать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился и находился уже вне стражи знамени, — пущенная стрела всего последнего пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязли­вость и неверие, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранителем его жизни, так что сколько ни пускали в него стрел, он остался невредим" (9). Силою Креста Константин победил не одного Максентия, но и Августа Ликиния (10), скифов и савроматов (11).

9) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. II, гл. 7, 8, 9.
10) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. II, гл. 6, 12, 16, 17.
11) Там же, кн. IV, гл. 5—6. В память этой троекратной победы силою животворящего Креста Константин Великий, по обретении Креста и по возвращении Елены из Иерусалима, поставил на возвышенных местах в Константинополе три большие Креста (Пролог. 14 сентября). Эти кресты, вероятно, похищены были крестоносцами во время 5 крестового похода, при котором Константинополь был разграблен (Мишо. История крестовых походов, кн. XI, 1198 —1204 г.).

Крест, уничиженное у язычников орудие казни, со времени явления и вспомоществования Константину в победах над врагами, сделался знамением торжества христианства над язычеством в Римской империи (12).

12) Св. Златоуст. Слово против иудеев и язычников, 10.

Обретение Креста. Чудесное и благодетельное явление Креста усили­ло в Константине Великом любовь к христианству и поселило в нем высокое благоговение к древу страдания и смерти Господа, как по причине данного царю божественного знамения о Кресте, так и по причине содействия, ока­занного ему Крестом в сражениях с врагами. Царь явно начал оказывать покровительство христианской вере; запретил наказывать крестною казнью; знамена и оружие украсил изображением на них Креста (13) и при себе имел постоянно Животворящий Крест, для которого он "поставил палатку вне лагеря и в весьма далеком от него расстоянии и, держась там непорочного и чистого образа жизни, возносил молитвы к Богу" (14).

13) Cod. Theod., I. II, de poenis. Созомен., кн. I, гл. 8.
14) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. II, гл. 12.

По окончании Никейского Собора и по возвращении всех пастырей Церкви к своим местам, царь чрезмерно радовался тому, что вся Церковь согласна в учении веры. Для изъявления благодарности Богу за единодушие епископов, за себя и за детей, за империю, он признал своею обязанностью немедленно построить молитвенный дом в Иерусалиме, подле называемого Крайнева места, чтобы священнейшее место страданий и воскресения сде­лать предметом всеобщего благоговения, и о своем намерении писал к Макарию, епископу иерусалимскому (15). Исполнению благого желания царя содей­ствовала благочестивая мать его Елена. В 326 году она прибыла в Иеруса­лим с письмом царя, имея усердие поклониться св. местам и желание найти Крест, на котором Спаситель принес себя в жертву за грехи мира (16). Предпо­лагали найти Крест на Голгофе; ибо у иудеев было обыкновение закапывать орудие казни близ места ее. О крестных орудиях св. Андрей критский в слове на день воздвижения Креста говорит: "Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после смерти крестной, воскрес, тогда иудеи, уязвляясь стрела­ми зависти и страха (чтобы какие-либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых не сделались орудиями отмщения иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю и таким образом скрыли сокровище, т.е. Крест и все прочие орудия крестные, как то: гвозди и надпись". Иудеи глубоко засыпали утес гроба Господня, в котором видели сокрушительный упрек себе и памятник отвержения своего от Иеговы.

15) Евсевий. О жизни Констан­тина Великого, кн. III, гл. 29. Феодорит, кн. I, гл. 17.
16) Феодорит, кн. I, гл. 18.

Впрочем, не только иудеи, но и язычники, сменившие иудеев в ненависти ко Христу и христианам, старались изгладить божественный памятник стра­даний, смерти и воскресения Христа Спасителя, предать забвению и истребить едва возникавшее богопочтение. В 119 году язычники по повелению Адриана, изгнавшего иудеев из Иерусалима (17), завалили спасительную пещеру землею, замостили камнем и закрыли идольским капищем (18). По повелению царскому, место страдания и смерти Христа на Голгофе было отыскано и расчищено (19). Во глубине его в одной стороне открыли в виде пещеры гроб — место воскресения Христова (20), а в другой стороне того же места найдены были три креста и еще отдельно от них дощечка (21), на которой начертаны были буквы не только еврейские, но и греческие и римские, каковые буквы и слова не иное что выражали, как следующее: Иисус Назарянин Царь Иудейский. Сии самые слова, как читаем в Евангелии, по повелению Пилата, правителя Иудеи, написаны были над главою Иисуса распятого (Ин XIX, 19). Однако ж весьма еще трудно было отличить Крест Господень от других крестов, особенно же, когда не только надпись отнята была и находилась вдали от него, но и самые три креста лежали все вместе. По "этой причине Божественное древо Креста Господня оставалось еще неизвестным и требовалось свиде­тельство высшее, нежели какое было во власти человеческой. В самом деле, Бог не попустил, чтобы христиане вместо Креста Господня воздали честь кресту разбойника. Высшее свидетельство явлено было в чудодейственной силе Животворящего Креста. Чудесным исцелением женщины от тяжкой болезни и воскрешением умершего от возложения одного из крестов найден­ных открыт Животворящий Крест Христов (22). Спасительный Крест, обретен­ный в то время, и доселе еще хранится в Иерусалиме в серебряном ковчеге, а часть сего Креста царица препроводила к сыну своему Константину. Изве­стие об этом событии передали мы, — говорит Созомен, — как сами приняли от мужей, которым упомянутое событие совершенно известно и которые све­дение о нем, получив по преемству от отцов к детям, по возможности описали их и оставили потомству" (23).

17) Pavlin. nolanus. ер. ad Severum, XI.
18) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. III, гл. 26. Там же. Феодорит, Церковная История, кн. I, гл. 18. Руффин. Церковная История, кн. I, гл. 7, 8. Созомен, кн. II, гл. 1. Hieron. ер. ad.
PauiinumXLIX.
19) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. III, гл. 26, 27.
20) Там же, гл. 28.
21) Там же, гл. 30. Созомен, кн. 2, гл. 1.
22) Созомен, кн. 2, гл. 1. Никифор, кн. VIII, гл. 29.
23) Созомен, кн. 2, гл. 1.

Начало праздника. Обретением Креста положено начало празднику Воздвижения. Событие обретения при живом участии и при личном при­сутствии царицы Елены, иерусалимского патриарха и многочисленного со­брания христиан, сопровождавшееся дивными знамениями Промысла, послу­жившими к указанию и прославлению Креста Господня и обратившими ко Христу многих неверных (24), было началом праздника. Царица, патриарх и прочие, увидев Животворящий Крест, с радостию и благоговением покланя­лись ему и целовали. Но многочисленное по случаю обретения Креста стече­ние народа на Голгофе не позволяло тотчас каждому лобызать это драгоцен­ное сокровище, извлеченное из недр земли, и многие горели желанием по крайней мере видеть его. Чтобы удовлетворить благочестивой жажде веру­ющих, патриарх Макарий с возвышенного места показывал народу честное древо, воздвигая или поднимая его. Христиане, видя Крест Господень, с бла­гоговением взывали: "Господи помилуй!" Таким образом, день обретения Креста сделался началом ежегодного праздника Воздвижения Креста и тех молений, поклонений ему и лобзаний, которые доселе сохраняются в Прав. Церкви в день Воздвижения Креста.

24) Чет. Мин. 14 сентября. Из обращенных особенно известен Иуда, который был вынужден указать место, где должно искать Креста, по обретении его, увидев чудеса, уверовал во Христа и под именем Кириака был после патриархом иерусалимским и пострадал за веру при Юлиане отступнике. Память Кириака 10 ноября (28 октября).

Со времени обретения Креста стали устроять храмы в честь его. Такие храмы основаны были царицею Еленою в Иерусалиме на месте обретения Креста и Константином Великим в Риме (25). По устроении первого в память страданий, смерти, воскресения и обретения Креста, и по освящении этого храма 13 сентября 335 года, праздник Воздвижения отнесен к 14 дню сен­тября (26). Со времени обретения Креста у отцов Церкви, например, у ев, Кирил­ла иерусалимского, Амвросия Медиоланского (27), Иоанна Златоустого (28) и других, мы встречаем многие указания на праздник Воздвижения. Св. Кирилл в огласительном слове своем говорит: "Иисус Христос истинно распят был за грехи наши. Если вознамеришься отвергать это, обличит тебя видимое нами место, — эта блаженная Голгофа, на которой собрались мы теперь ради Распятого на ней; да и вся вселенная имеет уже части древа крестного" (29). Должно заметить, что до обретения Креста, когда на Голгофе стоял языче­ский храм, христиане при всем своем усердии не могли собираться на ней для богослужения; и следовательно, со времени обретения Креста начались бого­служебные собрания на Голгофе и празднование Кресту. В V веке Анато­лий, епископ константинопольский, изложил некоторые песнопения на празд­ник Воздвижения, ныне слышимые нами 27 (14) сентября. Древле на этот праздник стекались в Иерусалим многочисленные поклонники. В V веке в числе их была преподобная Мария египетская, которая, поклонясь Кресту Господню, скрылась от соблазнов мира в пустыню и начала спасительные подвиги собственного креста (30). В этом же веке Евагрий упоминает о Воз­движении Креста, поклонении ему и целовании его, как это издревле сохраня­ется доселе (31). В VI веке св. Григорий Великий упоминает о празднике Воздвижения в 14 день сентября (32). В VII веке св. Андрей критский в слове на Воздвижение Креста говорил: "Крест воздвигается и все верные стекаются. Крест воздвигается и град торжествует, и народы совершают празднество. Воздвигается Крест не потому только, что Христос вознесен был на нем, но и потому, что Крест, быв обретен, обличил безумие иудеев. Поэтому-то мы ныне и торжествуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святы­ня, — что это утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло, как злато" (33).

25) Histoir. ecclesiastic. Fleury, torn 1, lib. XI, cap, XXXVI.
26) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. III, гл. 25; кн. IV, гл. 40, 43—47.
27) De obitu Theodosii imperatorie, 41—51.
28) Беседа, XXVII, том VI, eis ton timion kai zoopoion stauron. Также в похвальном слове св. мцу. Виринеи и Проскудии, 1.
29) Огласительное слово 4, 10.
30) Чет. Мин. Житие Марии Египетской. 1 апреля.
31) Истор., кн. IV, гл. 26.
32) Ini ibro sacramentorum, tornIII.
33) В слове на день Воздвижения.

Возвращение креста из Персии и усугубление праздника. В VII веке с древним праздником Воздвижения Церковь соединила воспоминание дру­гого священного события, вновь прославившего Животворящий Крест Госпо­день. Это событие было славное возвращение Животворящего Креста из Персии. По воцарении греческого императора Фоки (602—610), Хозрой II царь персидский, объявил ему войну под предлогом отмщения за смерть Мав­рикия и его детей. Ираклий I (610—629) низложил Фоку и должен был сражаться с персами, которые в 614 году в июне перешли Иордан и опусто­шили Палестину и Иерусалим; умертвили многих священнослужителей, мо­нашествующих и благочестивых мирян; сожгли Иерусалимский храм Вос­кресения; похитили все, что было в храме драгоценного — множество сосу­дов, и между прочим древо Креста Христова. Патриарх Захария с много­численным народом взят был в плен (34). Святыня 14 лет была в руках язычников, впрочем ко славе своей: молва, распространившаяся в Персии с принесением Креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, таким страхом объяла сердца язычников, что они оставили неприкосновенным не только самое дре­во и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе Креста, обращались ко Христу (35). Сирой, или Сироэс, сын и преемник Хозроя на персидском престоле, силою римско­го оружия принужденный заключить мир с греческим царем Ираклием, в конце 628 года возвратил пленных и св. Крест. Радуясь и благодаря Бога за великую милость, ниспосланную христианам возвращением святыни, царь сам с патриархом, клиром и народом благоговейно встретил в Константино­поле и отсюда в 629 году сопровождал возвращавшийся Крест до Иерусали­ма, чтобы там принести благодарение Богу за дарованные Им победы (36). Дой­дя до горы Елеонской, царь Ираклий приял Крест на рамена свои, чтобы нести его до храма Воскресения. Но у врат на Голгофу невидимая сила останавливает Крест. Патриарх Захария, сопровождавший Крест, внушил царю, что Сын Божий нес древо Креста на Голгофу не в царском величии, но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь смирился, отложил царские одежды и босой на другой день внес животворящий Крест в храм, на то место, откуда он похищен был персами. Христиане с радостью взирали на торжество Креста Господня. В храме, по древнему обыкновению, Крест снова воздвигаем был руками патриарха, и народ в умилении воскли­цал: "Господи помилуй!" (37).

34) Монаха Антиоха, бывшего в лавре св. Саввы во время опустошения Иерусалима персами в 614 году, беседа CVII. Chronicon paschale Heraclii an. Ill, 22 jannuarii.
35) Досифей. История, кн. VI, гл. 5. Житие св. мученика Анастасия Персеянина, умершего в 621 году 22 января, в Прологе и Чет. Мин. Annales Baronii sub anno 614, XXVII!—XXXV.
36) Theophan. Chronographia de Heracli.
37) Досифей. История, кн. VI, гл. 6.

Обретение и возвращение Креста Господня от персов соединены в один праздник Воздвижения; и это соединение усугубило торжественность праздника. Он причислен к дванадесятыми соединен с постом как день воспоминания крайнего уничижения и смерти Господа и прославлен новы­ми богослужебными песнопениями. В VII веке Андрей иерусалимский, епископ критский, в VIII Козьма маиумский, Феофан константинопольс­кий — исповедник, св. Иоанн Дамаскин, в IX Иосиф Студит, император Лев Мудрый и другие предали Церкви многие песнопения, которыми она ныне прославляет честный Крест.

Примечание. Впрочем, праздник Воздвижения Креста первоначально не вез­де совершался в 14 день сентября, может быть потому, что обретение Креста было во дни Пасхи и праздновалось в эти дни до построения на месте обретения храма Божия. О древнем праздновании Воздвижения Креста в Пасху в Иерусалиме упоминает Павлин, епископ ноланский, в XI письме своем к Северу, около 393 года. Он пишет: "Епископ города ежегодно, когда бывает Пасха Господня, выносит Крест к народу для поклонения, сам начиная поклонение. Кроме этого дня, в который празднуется Таинство самого Креста и как некоторое знамение священного торжества предносится, его никогда не показывают, разве только по просьбе людей благочестивых, которые приходят из отдаленных мест единственно для поклонения Кресту, как бы в награду им, за их продолжительное странствование". На основании этих слов думают, что Воздвижение Креста древле праздновали в Иерусалиме в великую пят­ницу (38). Ученый Ассеманий, ориенталист (1687—1768), утверждает, что празд­нование Воздвижения отправлялось древле в Иерусалиме во второй день Пасхи (39) и свое мнение утверждает на словах Софрония, иерусалимского пат­риарха (629 г.), который в слове на день Воздвижения Креста говорит: "Сегодня воспоминается воскресение: завтра является Крест. Сегодня про­славляется воскресение: завтра на возвышенном месте возносится Крест. Древле Крест предшествовал воскресению, а ныне воскресение ведет за собою и предваряет Крест. Удивительное изменение". Но эти слова свидетельствуют только о том, что святитель говорил слово на Воздвижение Креста после воскресного дня, а не о том, что древле Воздвижение совершалось на второй день Пасхи. В VIII веке на Западе праздник обретения Креста Еленою" перенесен на 3 день мая, а в 14 день сентября вспоминается там явление Креста Константину Великому и возвращение Креста из Персии (40).

38) Histoir. ecclesiastic. Tievy, torn. I, livr. XI, XXXII.
39) Calendaria universae ecclesiae, torn. V, pars 11 de tabulia capponianis, exaltatio crucis.
40) Manuel des fetes et solennites par Philbert.

Продолжение и богослужение праздника. Не ограничиваясь пределами предпразднества и попразднества, заключающими 9 дней — от 13 до 4 октября (21 сентября), Церковь начинает прославлять Животворящий Крест с 14 (1) августа — со дня происхождения честного Креста, поя на утренних богослужениях: "Крест начертав Моисей". Сретая и провожая великий праз­дник Воздвижения, Церковь предшествующий ему воскресный день называет неделею пред Воздвижением, а последующий — неделею по Воздвижении. Воспоминая Воздвижение Креста, Церковь прославляет особенно Божествен­ную его силу как залога победы и жизни, называя Крест Животворящим, и между прочим изображая могущество его словами молитвы: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". Сила Креста особенно явилась в победах благоверных государей над врагами, а потому мы и слышим в песнопении в день Воздвижения моление о дарова­нии победы нашему Императору. При богослужении силу Креста Церковь созерцает в ветхозаветных образах и пророчествах; в благословении патри­арха Иакова, крестообразно возложившего руки свои на сынов Иосифовых (Быт XLVIII, 14); в жезле Моисеевом, разделившем и соединившем Черм-ное море (Исх XIV, 16. 27); в крестообразно распростертых дланях молив­шегося Моисея и сею молитвою победившего Амалика (Исх XVII, 11—-13); в народе израильском, который, окружая скинию во время своего странство­вания, разделялся на 4 части (Чис II); в медном змие, воздвигнутом на знамени (Чис XXI, 9); в крестовидном простертии рук Навинрм, когда он остановил солнце для низложения врагов (Нав X, 12); в пр. Ионе, крестооб­разно распростершем длани в утробе морского зверя и проч. (41). По словам Церкви, "Крест есть дерево жизни и спасения, древо бессмертия, древо разу­ма, знамение непостижимой Троицы, скипетр Христов и держава Церкви. Христос простер на Кресте пречистые руки свои, призывая и приближая к себе далеко бывших от Бога. Окровавил на Кресте персты свои, хотя изба­вить дело своих Божественных рук. Древом прельстивший праотца Адама побеждается Крестом и падает. Кровью Христовою отмывается яд змиев и клятва праведного осуждения разрушилась неправедным судом, осудившим Праведника. Древом надлежало исцелить древо".

41) Мысли из службы Кресту в общей Минее, коноинике и в Минее месяч.

В воспоминание и продолжение первоначального Воздвижения, бывше­го по обретении Креста, Церковь постановила воздвигать его в 27 (14) сентября. Для сего после вечернего богослужения, предшествующего все­нощному бдению праздника, Крест с благоговением приготовляется и полага­ется священнослужащими на блюде, украшенном цветами, как древо жизни. Сосуд с Крестом поставляется на св. престоле, на Евангельском месте, а Евангелие — на горнем; пред Крестом взжигается светильник, на всю ночь, между прочим напоминающий о лучезарном свете, среди коего явился он Константину на небеси.

На всенощном бдении в паремиях Церковь изображает благодатную силу Животворящего Креста в ветхозаветных преобразованиях его, - в древе, усладившем горькие воды Мерры, которое положено было в них, как показа Господь Моисею, и в седмидесяти финиковых стеблиях (древах), при которых странствовавшие евреи нашли прохладу и покой (Исх XV, 22; XVI, 1); в райском древе жизни, прообразовавшем божественную воплотившуюся премудрость (1 Кор I, 30; II, 7), в деснице коей долгота жития и лета жизни, в шуйце богатство и слава, а из уст исходит правда, закон и милость. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертный, иже уведе разум (Притч III, 11—18); в древах, послуживших к украшению храма Божия и к прославле­нию места святого (Исх LX, 11—16). Евангелие на всенощном благовествует о прославлении Сына Божия гласом Бога Отца и распятием, которым, как предрек Господь, вся привлеку к себе (Ин XII, 28—35).

По великом славословии настоятель, облаченный в полную одежду, после троекратного крестообразного каждения кругом престола, на котором возле­жит Крест, при пении: "Святый Боже", воздвигает на главу и износит св. Крест, сопровождаемый светильниками и особенным церковным звоном, на средину храма для поклонения и лобызания верующим, дабы мы, целуя Крест, серд­цем и устами почерпали освящение (42).

42) Стихиры на Господи воззвах, 14 сентября.

Примечание. Великий чин Воздвижения Креста постановлено Уставом совершать пятикратно, на четыре стороны и дважды к востоку, в начале и конце. По троекратном осенений верующих Крестом, настоятель, при непрестанном молении Церкви о помиловании и спасении членов ее и при пении: "Господи помилуй", голосом, понижаемым и возвышаемым, соответственно действиям Воздвижения, благоговейно со Крестом пре­клоняется и воздвигается. При преклонении положено произнести: "Гос­поди помилуй" 50 раз и столько же при Воздвижении. Таким образом, чин великого Воздвижения Креста есть величайшая лития и служит к изображению вознесения Господа на Крест и освящению четырехсто­роннего мира. После Воздвижения предстоящие во храме троекратно преклоняют колена перед св. Крестом при пении: "Кресту Твоему покла­няемся, Владыко", и лобызают треблаженное древо, поступая согласно со словами Писания: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть (43).

43) Стихи псалмов при величании в день Воздвижения Креста.

На Литургии в антифонах, взятых из псалмов XXI, LXXIII, XCVIII, Церковь пророческими словами царя Давида изображает крайнее истощание Господа страждущего и последующую Его славу, ибо все народы призы­ваются поклоняться подножию ногу Его, яко свято есть. Вместо трисвятаго, т. е. Снятый Боже, Церковь прилично празднику возглашает; "Кресту тво­ему покланяемся, Владыко, и святое воскресение твое славим". В Апостоле Церковь проповедует о слове крестном, которое погибающим юродство есть, а спасаемым сила Божия, — которое иудеям соблазн, еллином же безумие, самим же званным, иудеям же, и еллином Божия сила и Божия премуд­рость (1 Кор I, 18—25); в Евангелии — о суде у Пилата и о распятии Иисуса Христа (Ин XIX, 7—24).

В попразднество Воздвижения 4 октября (21 сентября) Крест после каждения пред ним торжественно поднимается с аналоя священнослужащим на главу и относится на престол. После праздника Воздвижения, когда ночь становится продолжительнее и, следовательно, ранее христиане могут отходить ко сну и ранее вставать, Церковь, по принятому обычаю, совершает всенощные бдения в соборных и приходских храмах — с утра, и таким образом освящает своими священными бдениями утро и вечер дней в продолжение года.

Поучительность праздника. Всемирное Воздвижение Животворящего Креста издревле есть великий памятник воздвижения Церкви Христовой из-под ига трехвековых гонений для всемирного торжества над иудейством и язычеством, - день победы и воздвижения над врагами веры Христовой. Подобную победу внушают нам дни Животворящего Креста Господня одер­живать над своими страстями, которые также суть враги Христа, для беспре­пятственного последования Христу и достижения вечного блаженства. Иже хощет по мне ити, говорит Спаситель, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет. Иже погубить душу свою мене ради и евангелия, той спасет ю (Мк VIII, 34—35). По примеру ап. Павла, нам должно хвалиться токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал VI, 14). Распятый Христос есть для нас Божия сила и Божия премудрость (1 Кор I, 24). Путь Креста, сопряженный с внешними лишениями, есть путь очище­ния, духовного совершенства и высокой радости. Несение Креста причиняет подвижнику благочестие, страдания и смерть, но оно же приносит и жизнь, и радость. Под Крестом наш внешний, земной и суетный человек страдает и тлеет, а внутренний и духовный обновляется (2 Кор IV, 16). Св. Церковь, выражая крестное состояние внешнего лишения с внутренним восполнением, украшает древо крестное во дни поклонения ему зеленеющими и благоухаю­щими цветами, — знамениями жизни, надежды и радости.

Примечание. О последующей судьбе Креста Христова заметим, что он находился в Иерусалиме во время крестовых походов, от 1099 до 1245 г. При осаде Иерусалима крестоносцами в 1099 г, христиане, бывшие в городе, скрывали Крест от глаз мусульман. По взятии Иерусалима христианами 11 июля 1099 года вид Креста возбудил живейший восторг в крестоносцах; Крест восхитил их так, как будто бы они увидели самого Распятого на Кресте. С торжеством носили Крест по улицам города и опять поставили во храме Воскресения Христова. При нашествии эмира Авдала с многочислен­ною силою в 1099 году, чтобы исторгнуть Иерусалим из рук христиан, патри­арх вышел к воинству с Животворящим Крестом. Накануне битвы 14 авгу­ста древо Креста носимо было по рядам воинов как залог благословения и победы. Битва произошла на поле аскалонском, и мусульмане были совер­шенно разбиты (44). Бадуин I, царь иерусалимский (1100—1118 гг.) поручил десяти рыцарям хранение честного Креста. Неудачи в войне Бадуин при­писывал отсутствию Креста. При Бадуине, который жил и умер посреди лагерей, в продолжение 18 лет его царствования, жители Иерусалима почти никогда не видели в храме Животворящего Креста, потому что он постоян­но находился среди воинов и один вид его часто доставлял победу. При Бадуиие II, царе иерусалимском (1118—1131 гг.), пред битвой на аскалонских равнинах с войсками египетскими патриарх св. града нес впереди вой­ска древо Животворящего Креста, и мусульмане были разбиты. При Баду­ине III, царе иерусалимском (1131—1142 гг.) в стране трахонитской в виду Востры рыцари, воины и народ, обступя епископа назаретского, несшего Животворящий Крест, со слезами заклинали его прекратить своими молит­вами невыносимые бедствия от тучи стрел неприятельских, от огня и дыма среди горящего терния на поле, чрез которое проходили крестоносцы. Епис­коп воздвиг Крест, моля о помиловании, и в то же время ветер переменил направление (45).

44) Мишо. История Крестовых походов, том I, кн. IV.
45) Там же, кн. V.

Во время третьего Крестового похода (1171—1188 гг.) пред борьбою против Саладина Животворящий Крест показан был христианам как един­ственное средство спасения и поставлен среди собрания защитников Иеру­салимского царства. 2 июля 1187 года при битве Тивериадской Животворя­щий Крест, поставленный на возвышении, воодушевлял благочестивых вои­нов. Сам неприятель (Саладин) говорил, что христианские воины около Креста сражались с отличным мужеством, потому что видели в Кресте твердейший для себя оплот и несокрушимый щит. Рыцари Храма или св. Иоанна сража­лись до вечера вокруг Креста, который носим был птолемаидским еписко­пом. Когда он убит был, епископ лидский принял Крест и хотел было бежать, но был задержан и взят в плен сарацинами. Крик отчаяния раздался между христианами, когда они увидели знамение своего спасения в руках зловерных. Воины кидали оружие и не думали уже о побеге, бросались на мечи врагов; поле сражения представляло зрелище отчаяния. Христиане, немогши сохранить Крест Иисуса Христа, уже не боялись потерять свободу и жизнь. Крест отнесен был в Багдад (46).

46) Мишо. История Крестовых походов, том 2, кн. V. Статьи оправдательные № VII и № IX — булла Григория VIII, 1187 г.

При осаде Птолемаиды (1188—1192 гг.) эмиры, доведенные крестонос­цами до невозможности защищаться, обещали французскому королю Филип­пу, если он даст им свободу и жизнь, возвратить христианам Животворящий Крест. Но Саладин, под разными предлогами, не исполнял условия; Саладин взирал на Крест как на предмет соблазна, как на поругание Божества. Он никак не соглашался уступить Крест ни грузинскому царю, ни константино­польскому императору, которые предлагали за святыню значительные суммы денег. Все выгоды мира, говорил Саладин, не могли бы его принудить воз­вратить христианам этот постыдный памятник их идолослужения (47). Дре­во Креста более 30 лет находилось в плену у Саладина и его преемников. 8 сентября 1221 года при сдаче Дамиэтты христиане возвратили Животво­рящий Крест Иисуса Христа по договору. Во время седьмого Крестового похода (1242—1245 гг.), пред битвою с хивинцами при Газе, древо честного Креста по обычаю предшествовало христианскому воинству (48).

47) Там же, кн. VIII.
48) Там же, кн. XII и XIII.

Кроме этих немногих, сведений о древе Животворящего Креста Христо­ва мы не имеем, и упоминая о нем нельзя представлять его во всей его полноте, в какой он был при распятии на нем Спасителя. Предание сообщает нам о многих частях Креста Христова, издревле отделенных от него и разне­сенных по всем странам мира, для освящения его.

Древнейшая из частей Креста Христова была, без сомнения, в Констан­тинополе, присланная сюда, по словам Созомена, в 326 году царицею Еленою, которая, обретши Крест, препроводила часть его сыну своему Константину в благословение царства его (49). В том же веке Павлин ноланский послал часть Креста Северу (50). Св. Златоуст, говоря о благоговении древних христиан ко Кресту, писал в IV веке: "Многие, обложив золотом частицу Креста, носят при себе на шее" (51). В IV веке сохранялись части Креста в Сирии — Апамес (52) и Сергиополена Евфрате, присланные сюда Юстинианом и Феодорой, его супругой (53). В том же веке принесена была часть Креста с востока во Фран­цию, в Пуатье (54). В VI веке св. Григорий Великий, епископ римский, послал часть Креста на благословение Ричарду, царю визиготфскому (55). В VII веке, по хронике Сигиберта в 688, а Еккегарда в 696 году, папа Сергий устано­вил ежегодно выносить в день Воздвижения при богослужении часть Креста, которая хранилась в Риме в церкви, называемой Константиновской, для по­клонения и целования от народа. 28 июля 1109 года принесена из Иерусали­ма часть Креста в Париж и положена в церкви св. Клавдия (Saint-Cloud). По сему случаю во Франции установлен праздник в первый воскресный день августа (SusceptiondelasainteCroix). В начале XIII века дож Вене­ции Генрих Дандоло содействовал перенесению в этот город части Креста Господня, оправленной в золото, которую, по преданию, носил на себе импера­тор Константин Великий (56). Особенно часто о частях Креста упоминается в сказаниях о крестоносцах, из которыех иные в награду себе за труды желали получить и получали только частицы Животворящего Креста (57); а иные счита­ли себе позволительным похищать части Креста и иную святыню (58).

49) Созомен., кн. 3, гл. I.
50) Ер
. PavliniXI.
51) В слове против иудеев и язычников, 10.
52) Евагр., кн. IV, гл. 26.
53) Там же, гл. 28.
54) Hist, ecclesiast. Fleury, torn. 11, liv. XXXIV, с
. XVIII.
55) Кн. IX, п. 122.
56) Fleury, lib. LXXVI, n. 3.
57) Мишо. О Крестовых походах, кн. IV и V.
58) Histoire Fleury, torn. V, lib 76, cap. III.

Часть Животворящего Креста издревле хранилась также в Москве в Успенском соборе. О хранении этой части соборным определением 1681 года постановлено было: "Устроити в уготованном ковчеге и держати в соборной церкви в особом твердом к тому устроенном месте, со всяким опаством" (59). Часть Креста Христова хранится в Киевософийском соборе (60) и С.-Петер­бурге с 1799 года (61). С недавнего времени хранится часть и в Гефсиманском ските, близ Сергиевской Московской лавры (62), и в иных местах.

59) Историческ. акты том V, № 75.
60) Описание Киевософийск. собора, гл. VI.
61) См. 12 октября дни богослужения, кн. 1.
62)Твор. св. Отец 1855 года, кн. III, в прибавлении: Высочайшее посещение лавры Московской.

Таким образом, Крест Христов по частям своим, как сказал еще в IV веке св. Кирилл иерусалимский, достался всем концам вселенной, для спасения ко­торой Христос распят был на Кресте. Но главная часть Древа Крестного, которое древле хранилось в Иерусалиме во храме Воскресения, говорят, и доселе находится там в алтаре соборной церкви Греков в особенном ковчеге (63).

63) Сказание о странствии и путешествии Парфения, гл, IV, 74.


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования