Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 февраля 2005, 19:01 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Названия улиц: между религией и идеологией. Некоторые рацпредложения по изменению топонимики российских городов


Почему власти северной столицы не желают возвращать исторические названия улицам, в том числе тем, которые содержат в своих названиях религиозный компонент? На этот вопрос может быть много ответов, и самый очевидный – руки не доходят. Однако, как мне кажется, дело в другом – топографическое сознание современного горожанина, и даже более того – жителя большого города, мегаполиса, уже не соответствует тому принципу, по которому некогда называли улицы.

Вспомним, что традиционно российские города делились на приходские кварталы или на околотки, но не на "районы". Улицы отражали векторы движения горожанина от дома к приходскому храму. Поэтому и названия их отражали священную географию – Никольская, Покровская, Симеоновская, Рождественка, Воздвиженка. Топография города была топографией приходской. Когда появились районы – Фрунзенские, Пролетарские, Комиссарские или просто отражающие неформальное деление города - Замоскворечье, Петроградская сторона, - тогда эта формальная, или идеологическая, топография стала вытеснять приходскую. Объективно этот процесс совпал с "расцерковлением" – потерей социальной укорененности христианства.

Градостроительный рисунок городов менялся – вместо церквей появлялись "высотки", а автострады заняли место бульваров. Пейзаж городов остался религиозным только в туристическом разрезе – на открытках и в популярных буклетах.

Так надо ли менять названия улиц на более церковные? Кажется, дело обстоит так: в наше время информационных технологий не названия определяют векторы движения людей, а совсем другие вещи. Это – "популярность", функциональность и соответствие массовому вкусу. В некотором смысле иметь старинные, красивые, но нефункциональные названия улиц - непозволительная культурная роскошь. Либо надо переходить на "американский вариант": 1-ая улица, 2-ая улица, улица А, улица Б, либо обновлять названия в зависимости от их функционального или идеологического наполнения. Например, иметь в Москве "улицу Сергея РадонЕжского" – смешно и глуповато, но при попытке сконструировать современные названия получается что-то не вполне приемлемое. Почему бы, например, не заняться дидактикой по примеру советской власти – только наоборот – не сделать улицы Колчака, Деникина, Бенкендорфа хотя бы?... Почему бы не назвать улицы именами разных исторических персонажей, которые оставили след в культуре России? Не только писателей, а и политиков. И здесь идея "религиозную культуру – в массы" может найти адекватное выражение. Гораздо лучшее, чем навязывание курсов "религиозного политпросвета", про которые никто толком не понимает, для чего и почему, вместо (если уж и учить по приказу начальства!) "Закона Божьего", дети должны учить некое непонятное "арифметическое среднее" – "Религии России".

Надо давать улицам имена Анны Кашинской, Филарета Дроздова, Аввакума Петрова, Иннокентия Сибирского, Николая Японского, да почему бы не имама Шамиля – в конце концов, он окончил дни вполне верноподданным Российской державы...

Гибче бы надо с названиями в эпоху всеобщей десемантизации!

Игнатий Алексеев,
для "Портала–Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования