Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 декабря 2004, 16:30 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Милосердие между Морозкой и Сильвестром. Чего будем праздновать, верующие?


Похоже, новогоднее ликование с поклонением Морозке и Снегурке и салатом оливье захватывает страну, и сопротивляться этому победному шествию бессмысленно. Праздничное настроение окончательно победило остатки здравого смысла, не говоря уже о религиозных чувствах.

Даже Патриарх поздравляет народ и говорит, что ему "нравится Дед Мороз", народ же стремительно скупает алкоголь и закуску, деятели культуры готовятся, задрав одежды, отплясывать под развеселые теле-мелодии, а служители культа, смирившись с неизбежным, сами готовятся "встречать". И только православные патриоты, озабоченные духовной стороной дела, наоборот, призывают бойкотировать праздник Антихриста, проводить вместо праздничного застолья "крестный ход трезвенников" и задуматься об истинной природе "Деда Мороза".

Этот последний персонаж вызывает довольно оживленные дискуссии то там, то сям на разных православных и неправославных форумах. Краткий результат этих обсуждений – "деда" получили путем искусственного мифологического скрещивания из Санта-Клауса (который по идее есть именно святитель Никола) с неким русским народным божком по имени Морозко. Сей божок (которого Пушкин поставил в один ряд с полководцем Барклаем, назвав "зима иль русский бог") знаменит тем, что морозит скот и вообще занимается массовой криодеструкцией населения. Самая известная его жертва – это некрасовская Аксинья, совершающая путешествие в компании "гроба и двух пар промерзших лаптей" по владениям Мороза-Воеводы. Есть, конечно, и другие, но смысла для верующих это особенно не меняет.

Придется признать, что загадочный "дед" - плод мифологического творчества советских пропагандистов времен "великого имперского поворота", когда товарищ Сталин позволил-таки праздновать Новый Год, убедившись, что Рождество уже никто, за исключением "неграмотных бабок", не празднует, да и какой толк? Народишко-то будет праздновать тогда, когда начальство скажет, то есть "объявит выходной". А затем уже и "даст заказы", и потечет рекой "столовое вино", завезенное на Русь хитрыми фряжскими купцами в XVII веке. А уж о посте в образованных кругах и вспоминать стало неприлично – какой тут пост, когда все "празднуют"?

По этому поводу можно сделать два замечания: первое – раньше Новый Год на пост не приходился, а совпадал со "cвятками" - временем разного рода народных розыгрышей и катаний, а также возлияний. Но в результате смещения календаря этот Новый год-Сильвестер оказался не после Рождества на Святках, а в аккурат во время постного говения.

Второе: смысл слова "праздновать", надо признать, сильно изменился за эти годы. Если раньше праздник – это когда люди совершают религиозные ритуалы – ну, хоть поют народные песни и пляшут ритуальные пляски, а то и вообще – в церковь молиться идут – то теперь праздник, это когда "выпивают". Так и говорят: "Ты что, уже с утра празднуешь"?

Вообще говоря, "культура российская современная" – несколько лежалый продукт. Срок его слегка истек, да дата затертая – не разглядишь. На банке написано одно – великая Россия, то-сё, а внутри – старый добрый "заказ для ветеранов, старых большевиков и матерей-героинь". Вот и приходится кушать вместе с салатом "оливье" странный гибридный праздник "Новый год", смыл которого (ну, календарь – не в счет) только в традиции "старого времени". Народное сознание цепляется за традиции, которые все истончаются и уменьшаются, как шагреневая кожа. Вот и получается праздник с главным компонентом в виде попсово-пошлой телевизии, "шампуньского", салата оливье и речи Первого Лица " про итоги уходящего года". Для верующих, конечно, есть еще "новогодний молебен" - изобретение синодальной канцелярии, пытавшейся отвадить верующие массы от введенной императором Петром немецкого балагана и хоть ради новоизобретенного праздника "Сильвестертаг" (как называется он у изобретателей его немцев) завлечь его в церковь. Этот молебен – слабое утешение, ибо он не решает проблемы смысла Нового года. У немцев это хоть посвящено Папе Римскому IV в. Сильвестру, а на Руси только и остается, что посвятить его Морозке.

Задача комментатора этой темы – тяжелая. Приходится расплетать народные традиции, а этого никто не любит. Какой же выход, он же вывод из всего сказанного можно сделать? Во-первых, власть предержащим следовало бы задуматься о придании нашим праздникам некоторого смысла кроме "отмечания". Например, почему бы не отменить праздник 1 января, а ввести (раз уж так привыкли) празднование старого "Сильвестра", иначе говоря Старого Нового года?

И напоследок про радостные новогодние чувства. Оглянуться-то вокруг никто не мешает. Оглянуться и увидеть, что в мире далеко не все так отрадно. Как стало выясняться, в Юго-восточной Азии от цунами сгинуло в один момент около полумиллиона человек. Это ли не грозное знамение? Это ли не обрушение башни?

"Но спят усачи-гренадеры", как говорит в подобной ситуации Лермонтов… Удивляет то, что ни один православный духовный лидер не задумался о том, что вся земля – "зона ответственности" христиан, что "чужой беды не бывает", что сегодня беда пришла в Индонезию и на Шри-Ланку, а завтра она постучится (и уже стучится) в нашу дверь. Далай-лама молится за тысячи погибших – ну он же буддист, а там христиан почти и не было. А вот почему праздновать нехристианский (а может даже и "бесовский") праздник Новый год радостно и нравственно, а сказать слово сострадания и молитвы о тысячах жертв – низзя?

Новый 2005 год от Рождества Христова начинается с невиданных, почти апокалиптических событий. Кто знает, не станет ли он началом ужасных бедствий? Вот именно с таким покаянным, "христианоопасным" (то есть таким, на который христианам стоит обратить особое внимание) настроением стоило бы встречать момент смены календарного года.

Алексей Муравьев, для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

14 января 2010, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Священнослужители о "старом новом годе"
13 января 2010, 11:15  
Социологи объяснили, почему в течение последнего десятилетия в России изменялось число отмечающих "старый новый год"
04 января 2010, 14:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Новый год: протопресвитер Александр Шмеман о «новом счастье»
02 января 2010, 11:45  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О том, чтобы судить по делам, а не по словам. Слово на гражданский Новый год (19.12.2009/1.01.2010)
30 декабря 2009, 13:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Апология Деда Мороза
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования