Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
21 ноября 2003, 13:04 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Как переписать историю Церкви? О церковном сознании некоторых мирянских групп в современной России. Доклад С.В. Чапнина на Богословской конференции РПЦ МП


Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

Цель моего доклада - представить краткий очерк тех церковных проблем современной России, которые непосредственно связаны с пониманием природы Церкви и ее свойств.
Православная экклезиология - это не только учение, но и опыт Церкви [1]. Каждый член Церкви исповедует свою веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Как эта вера воплощается в нашей жизни, в историческом бытии Православной Церкви сегодня? Рассмотрим ряд проблем в отношении к основным качествам Церкви.

Единая Церковь

Мистическое единство Церкви как тела Христова проявляется как единство общин, имеющих единую иерархию и находящихся в евхаристическом общении.
Прошедшие полтора десятилетия принесли России не только свободу, но и многочисленные разделения. Распался Советский Союз, растет социальное расслоение общества, растут проблемы, связанные с информационным неравенством и так далее.
Русская Православная Церковь сохранила свое единство на всем пространстве бывшего Советского Союза, создавая новые формы церковного устройства. За последнее десятилетие образованы автономные Поместные Церкви отражают новые политические реалии современного мира.

Тем не менее, считаю уместным говорить о радикальных переменах в России, связанных с пониманием единства Церкви сегодня. Речь идет о возникновении новых религиозных организаций, признанных государством и имеющих в своем официальном названии слова "православная церковь".

Не претендуя на полноту, перечислю некоторые группы. Некоторые из них не имеют государственной регистрации и не стремятся ее получить, другие зарегистрированы в органах юстиции и даже заявляют о своих претензиях на имущество, принадлежавшее Русской Православной Церкви до революции. [2] Насколько нам известно, ни одна из них не имеет своих образовательных учреждений или богословских центров в России.

1. Русская Православная Церковь Заграницей. В 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение открыть в России приходы с административным подчинением Архиерейскому Синоду в Нью-Йорке. Примечательно, что свои приходы архиереи РПЦЗ называли не альтернативными по отношению к Патриаршей Церкви, а параллельными, несмотря на отсутствие между ними евхаристического общения.

2. После Раскола в РПЦЗ появилась Русская Православная Церковь в изгнании, возглавляемая митрополитом Виталием. [3]

3. Катакомбная Церковь Истинных Православных Христиан ("Андреевцы"). На Соборе "Андреевцев" 1999 года приводились фантастические данные о том, что в церкви состоит около 1 миллиона крещенных и около 2, 5 миллионов оглашенных. [4]

4. Российская истинно-православная церковь. Эта самая молодая ветвь ИПЦ, возникшая в 1996 году, в 1999-2000 годах раскололась на четыре самостоятельных синода.

5. Истинно-православная церковь - Московская митрополия (прежнее название - Российская Истинно-Православная Церковь). Возглавляется "Архиепископом Московским и Коломенским" Вячеславом.

6. Российская православная автономная церковь (прежнее название - Российская православная свободная церковь). Возглавляется "митрополитом" Суздальским и Владимирским  Валентином  (Русанцовым),  лишенным  сана  в Патриаршей Церкви  и повторно лишенным сана в Зарубежной Церкви. Примечательно, что это единственная группа, которая получила ощутимую поддержку со стороны крупных политтехнологов. Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский хотя и не высказался публично в поддержку Валентина Русанцова, тем не менее предоставил свои информационные ресурсы .-- интернет-журналы "Страна.ру" и "Русский журнал" его сторонникам. [5]

7. Российский Экзархат (Представительство) ИПЦ Греции юрисдикции Синода Архиеп. Андрея Афинского.

8. Российский Экзархат ИПЦ Греции юрисдикции Синода Архиеп. Авксентия Афинского.

9. Российский Экзархат ИПЦ Греции юрисдикции Синода Архиеп. Хризостома Афинского.

10.  Истинно-Православная Церковь Киевского Патриархата. Это около шести приходов, которые возглавил бывший Русской Православной Церкви священник Адриан Старина, запрещенный в служении за нарушение правил церковной жизни.

11.  Российская православная кафолическая церковь. Ее возглавляет выпускник Рижской католической семинарии "митрополит" Михаил Анашкин.

12.  Апостольская православная церковь (в некоторых документах - Православная церковь возрождения). Провозглашена в Москве 13 мая 2000 года священниками и епископами Истинно-Православной Церкви. Декларацию подписали пять епископов и "протопресвитер" Глеб Якунин. [6]

13. Истинно-Православная Церковь (Объединенная). Процесс дробления юрисдикции иногда сменяется объединением. 13 июля  2003 года  в  Москве  прошел  собор,  вынесший постановление об объединении Православной Соборной Церкви, Апостольской Православной Церкви, Российской Истинно-Православной Церкви, Казанской Митрополии Истинно-Православной Церкви и Катакомбной Церкви в единую Истинно-православную церковь во главе с Местоблюстителем патриаршего престола Истинно-Православной Церкви митрополитом Рафаилом (Прокопьевым).

Даже среди самих катакомбных общин нет полного единства мнений о том, кто из них представляет каноническое православие, а какие группы - неканоническое. И в эти подробности сегодня нет необходимости вникать подробно.

Однако даже катакомбники признают, что есть и секты, которые в своих названиях прикрываются Православной Церковью, а некоторые из них вышли из общин катакомбной церкви:

1. "Истинно-Православная Церковь Божией Матери Державной" (Другие названия - "Фонд новой святой Руси", "Церковь Божией Матери преображающейся", "Истинно-Православная Церковь Божией Матери Державной", "Российская вселенская Марианская Церковь" и т. д.). Во главе "архиепископ" и "пророк" Иоанн Береславский (Вениамин Яковлевич Янкельман).

2. "Истинно-Православная Церковь  Откровения  Иоанна Богослова"  (другое  название  - Апокалипсическую церковь "Царя и Патриарха") "архиепископа" Лазаря (Васильева).

3. Небесная восточная церковь Иоанна Богослова, отделившаяся несколько лет назад от "архиепископа" Лазаря.

В отличие от самих катакомбников, признающих сектантский характер перечисленных выше групп, некоторые публицисты предпочитают говорить о них как о представителях "крайне эсхатологического направления" Истинно-православной церкви.

Легитимизировать многочисленные неканонические группы в середине 90-х гг. попытались некоторые религиозные публицисты. Они предложили ввести термин "альтернативное православие" [7] и активно использовали его в светской прессе и даже экспертных и религиоведческих изданиях. Следует признать, что это была самая энергичная попытка обосновать существование общин, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью и не желающих вступать с ней в общение.
Сегодня термин отвергается православными публицистами как недопустимый с точки зрения православной экклезиологии, однако получил некоторое распространение в религиоведческой литературе.

Возникновение и публичная деятельность многочисленных групп, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью, дает широкие возможности тем, кто недостойно носит священный сан. Находясь под каноническим прещением в Патриаршей Церкви, они свободно могут продолжать священнодействовать, перейдя в другую юрисдикцию. Нередко возникают случаи, когда священнослужитель находится под запретом или лишен сана даже несколькими юрисдикциями, и все равно находится новая, которая принимает его "в сущем сане". Примечательно, что при этом большинство неканонических групп считают, что они более строго придерживаются канонов и церковных установлений, чем Русская Православная Церковь.

Смею предположить, что в ближайшие годы увеличится "спрос" на священников нашей Церкви, так как все неканонические группы испытывают острейшую нехватку подготовленных священнослужителей, и единственный ресурс, который они могут использовать, не имея своих семинарий, это выпускники наших духовных школ.

Соборная Церковь

Говоря о единстве Церкви, мы уделили основное внимание внешним по отношению к Русской Православной Церкви общинам. Говоря о проблемах соборности мы уделим основное внимание проблемам внугрицерковным.

Ряд явлений, наблюдавшихся в жизни Русской Православной Церкви в последние годы - сопротивление введению Индивидуального налогового номера и российских паспортов нового образца, отказ от участия в переписи населения и, наконец, кампания за канонизацию царя Ивана Грозного и Григория Распутина - позволяют говорить о том, что по сути это разные проявления единого религиозного мировоззрения, формирующегося среди членов Русской Церкви. К существенным характеристикам этого мировоззрения относятся:
• антииерархические настроения,
• идея "соискупительства" императора Николая II и связанный с ней комплекс эсхатологических воззрений (в частности, ожидание явления нового православного царя),
• почитание старцев как пророков, а не руководителей на пути ко Христу (младостарчество),
• проповедь ложных чудес, видений и пророчеств.

Четыре периодических издания - газеты "Русский вестник", "Русь Православная" и интернет-сайты "Благословение" (www.blagoslovenie.ru), "Стояние за Истину" (www.zaistinu.ru) - выступают с последовательной пропагандой этого мировоззрения. Они обращаются к одним и тем же авторам, регулярно перепечатывают статьи друг друга, подхватывая и тиражируя слухи и раздувая скандалы, подрывающие авторитет епископата и духовенства Русской Православной Церкви. Разница в их позициях носит внешний характер и касается в основном того тона, которым ведется свойственная всем им критика Священноначалия.

В последний год газета "Русский вестник" публикует материалы, объединенные темой гонения епископов или клириков-"вероотступников" на истинно верующих. 20 сентября 2002 г. была опубликована статья "Услышал мнение - начинай гонения!", ранее помещенная на интернет-сайте "Благословение", о недоразумениях в Санаксарском монастыре Мордовской епархии, возникших в связи с выдачей новых российских паспортов и проходившей переписью населения. Через неделю, 27 сентября 2002 г., "Русский вестник" поместил новую статью (также взятую с сайта "Благословение.ру") под заголовком "Гонения теперь в Дивееве", посвященную столкновению насельниц и монастырского начальства по поводу переписи.

31 января 2003 г. "Русский вестник" напечатал "Воззвание к архипастырям Русской Православной Церкви", адресованное состоявшейся незадолго перед тем конференции "Православный приход и штриховое кодирование". В редакционном предисловии было заявлено, что "на конференции были вскрыты вопиющие факты гонений на священнослужителей и мирян РПЦ за отказ от принятия цифровых имен на себя и свои общины", а в самом воззвании говорилось, что "ревнителей Истины некоторые представители церковных властей подвергают гонениям, которые в ближайшем будущем грозят принять массовый характер". В заключение, иерархов Русской Церкви призывают "пресечь гонения на тех, кто не желает участвовать в сатанинских проектах правящей "мировой элиты"". 18 февраля 2003 г. появилась новая статья, посвященная нестроениям, вызванным отказом одного прихода и монастыря от ИНН, - "Гонения в Орловской епархии".

Эти публикации призваны сформировать у читателя впечатление того, что в России началось и ширится преследование истинно верующих, не желающих участвовать в "делах антихриста", и осуществляют это "гонение" епископы Русской Церкви и настоятели ее монастырей, а сигналом для начала "гонения" стало выступление Святейшего Патриарха. Так, на словах декларируя лояльность Священноначалию и почтение лично к Предстоятелю Русской Православной Церкви, "Русский вестник" своими публикациями дискредитирует епископат и духовенство Русской Церкви.
Характерно, что в помещаемых материалах заявление Святейшего Патриарха о переписи населения, о новых российских паспортах, о Григории Распутине, о царе Иване Грозном, подается не как официальная позиция Священноначалия Русской Православной Церкви, а только как высказывание "личного мнения" ее Предстоятеля. [8]

На тех читателей, кто стремится сохранять послушание Священноначалию, газета обрушивается с грубыми нападками, не взирая на их священный сан. Так, письмо нижегородского священника с отказом от подписки на "Русский вестник", если позиция редакции в вопросе о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина "по противопоставлению себя церковному начальству не претерпит существенных изменений", было напечатано под заголовком "Еще один пример явной ревности не по разуму". [9]

Борьба за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина - это последняя по времени кампания, которую ведут указанные издания. Как и в других вопросах, их не останавливает ясная позиция Святейшего Патриарха, их не страшит перспектива вступить в противоречие с литургическим преданием и русской агиографией. [10] Сторонники этой канонизации заявляют о своем консерватизме и традиционализме, однако редактирование житий и богослужебных текстов в соответствии со своими политическими потребностями иначе как модернизмом назвать нельзя.

Апостольская Церковь

Выразителем церковного единства и внутренних связей между общинами является епископ. Он являет единство евхаристической общины, объединенной узами Христовой любви. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов именует епископа ангелом Церкви (Откр. 2, 1).

Между тем, острие критики новых мирянских групп направлено прежде всего против епископата. В 1997 г. на страницах "Русь Православная" появились первые публичные обвинения в адрес Предстоятеля Русской Православной Церкви. Постоянным поводом для обвинений в адрес Священноначалия со стороны этой газеты была его линия на продолжение экуменических контактов с целью свидетельства о Православии в инославном мире. За свидетельство об истине Православия епископат Русской Православной Церкви именуется в этой газете не иначе как "кривоверами", "вероотступниками", "предателями" Православия. [11] Утверждается, что синодальными структурами Русской Православной Церкви намеренно проводится "антиправославная и антирусская" политика "духовной капитуляции": Баламандское соглашение предусматривало "полномасштабную духовную капитуляцию Русской Православной Церкви перед непомерными амбициями Ватикана... Тайна Баламандского соглашения есть тайна вероотступничества той либерально-экуменической, никодимовской части русского епископата, которая всеми правдами и неправдами стремится втянуть РПЦ в новую, еще более изощренную унию с Ватиканом". [12]

Поводом для хулы на епископат служат не только богословские диалоги и встречи с инославными, но и позиция церковного руководства в отношениях с государственной властью, нацеленная на сотрудничество во имя будущего российского общества. В частности, в газете заявлялось: "Сращивание коррумпированного церковного руководства с русофобской кремлевской верхушкой представляет сегодня, пожалуй, главную опасность для Русского Православия". [13]

В последнее время на страницах газеты, фактически, стали звучать призывы к отделению от законного Священноначалия: "Возглашая на Великом входе - "великого господина и отца нашего Алексия", мы исповедуем, что он - наш господин и отец; следуя за ним, мы приобщаемся той же ереси и вместе с ним попадаем под отлучение и анафематствования Вселенских Соборов... Отделяться необходимо от еретика-предстоятеля именно для того, чтобы остаться в Церкви Христовой чтобы не отпасть от Церкви вместе с ним". [14]

Замечу в скобках, что подобные высказывания не мешают некоторым архиереям Русской Православной Церкви выступать буквально на соседних страницах "Руси православной".

По тем же направлениям, что и в "Руси Православной", идет критика Священноначалия на интернет-сайтах "Стояние за Истину" и "Благословение": осуждаются любые контакты с инославными, сотрудничество Церкви с государственной властью. Так, разъяснения высших иерархов об отсутствии духовного вреда в таких мероприятиях государственной власти, как введение ИНН, новых паспортов, переписи населения помещаются под заголовком "Священноначалие РПЦ МП открыто выступило в поддержку антихристианских инициатив светской власти" или "Активная среда" - с намеком на день предательства Иуды. [15]

Развитие церковно-государственных отношений трактуется как соучастие Священноначалия в разработанных "тайной мировой закулисой" планах "порабощения России". Из этого делаются далеко идущие "экклезиологические" выводы. На этих сайтах размещены такие писания полемистов-"антисергиан" 1920-1930-х гг., как "Апология отошедших от митр. Сергия (Страгородского)" М. А. Новоселова и "Письмо к Н. Н. по поводу Декларации митр. Сергия (Страгородского)" архиеп. Илариона (Вельского) (приписываемое сщмч. Илариону (Троицкому)), в которых авторы проводят мысль о безблагодатности "сергианской" Церкви.

Развращающая деятельность названных периодических изданий не исчерпывается их враждебностью к православной иерархии. Одной из главных черт проповедуемого ими религиозного мировоззрения является кощунственная идея "соискупителъства" императора Николая II Господу Иисусу Христу. Утверждается, что государь-страстотерпец был особым, мистическим носителем "природы русского народа" и потому своею смертью искупил его от греха предательства. Поэтому совершившаяся на юбилейном Архиерейском соборе канонизация царской семьи в лике страстотерпцев характеризуется как "лукавая". [16]

Именно в контексте идеи "соискупительства" нужно рассматривать развернутую этими изданиями кампанию за канонизацию Григория Распутина, который выступает как "предтеча" государя-искупителя. Царя же Ивана Грозного предлагается прославить как первого Помазанника Божиего на русском престоле, открывающего череду мистических "носителей русской природы".

Не вызывает сомнений, что эта идея далека не только от учения Православной Церкви, но и вообще - от христианского учения. Она разрушает уникальность Голгофской Жертвы Спасителя, она, подобно древнему арианству, ставит Господа нашего Иисуса Христа в один ряд с другими страдавшими и страдающими людьми. В разбираемых же изданиях не признающие этого кощунства объявляются носителями новой выдуманной ереси - ереси "цареборчества". [17]

Другим существенным компонентом этого мировоззрения является младостарчество. На страницах рассматриваемых газет и интернет-сайтов в обилии встречаются имена чтимых и абсолютно безвестных старцев, а чаще стариц. Причем, как правило, они выступают не в роли духовных руководителей, раскрывающих в своих чадах неповторимый образ Христа, а как пророки, изрекающие приговор миру, погружающемуся в апостасию. Не трудно заметить, что в религиозной системе этих изданий старцы занимают место "отступившей" от Христа иерархии.

Характерно, что среди известных изречений преп. Серафима Саровского особым вниманием почитателей псевдостарчества пользуется не его учение о стяжании Духа Святаго как смысле христианской жизни, а пророчества о последних временах. Так же выборочно они подходят к наследию и других святых Русской и Вселенской Церкви и к опыту жизни современных почитаемых подвижников.

Легко убедиться, что пророчества, рассказы о чудесах и видениях, о которых во множестве повествуется на страницах разбираемых изданий, далеки от святоотеческой духовной трезвости и смирения. Не случайно большинство из них дарует читателю не мир и покаянное настроение, а страх и смятение. По учению святых Отцов, такой плод "посещения" говорит скорее о его демонической, а не Божественной природе. [18]

Приверженцы разбираемого мировоззрения используют также пророчества и чудеса для подтверждения своих мнений об отступлении иерархов, о недопустимости участия в мероприятиях государственной власти, о соискупительстве Николая II. В последнем случае, например, рассказывается о "чудесном" мироточении портрета государя императора, которое "началось из места прободения ребра". [19]

Вот как, например, комментируются выдержки из писаний ряда святых Отцов:
"Принимая начертание антихриста (и без слов отречения), человек самым делом отрекается от Бога <...> Принятие идентификационных номеров и пластиковых карточек предсказано как погибельное для вечных душ <...> Священноначалие последних времен, согласно пророчествам, не будет безгрешным и даже будет отступать от Христа <...> "Смирение" и "послушание" бывают и от сатаны" (сайт "Благословение").

Понятно, что эти комментарии полемически заострены против известных разъяснений Священноначалия по вопросу об ИНН, в частности (первый из них), - против заключения Синодальной Богословской комиссии.

Цитированные выше издания активно убеждают своих читателей усердно ожидать последнего царя, который наделяется чертами мессии. Так, утверждается, что этот царь будет судить и карать грешников, в том числе еретиков-архиереев: "Нет Церковного суда, поэтому всех отступников и нечестивцев извергнет грядущий Православный Царь, властью, ему от Бога данной". [20] "Если мы верим в возрождение православного царства, то нужно молиться и терпеть, пока Господь не дарует России Православного Царя и тот не очистит Церковь от еретиков и отступников". [21]

Кроме того, грядущий царь не может быть избран на новом Земском соборе или "призван" из здравствующих потомков династии Романовых. Он, по мысли адептов этого движения, должен быть явлен, очевидно - указан, кем-то из почитаемых старцев. Недаром такой популярностью в этом кругу пользуются слова, возможно сказанные незадолго до смерти о. Николаем Гурьяновым: "Царь грядет!". [22] Поэтому так распространены - в том числе на страницах разбираемых изданий — молитвы о даровании царя.

Как видим, грядущий царь наделен чертами не столько политического, сколько религиозного лидера русского народа и напоминает не просвещенных самодержцев, какими были последние представители царствовавшей династии, а лжемессию нового хлыстовства. Это не может не вызывать озабоченность: столь напряженное ожидание "царя", какое - судя по письмам в рассматриваемые издания -- существует у части церковного народа, может разрешиться появлением религиозного самозванца - нового Виссариона или новой Марии Дэви Христос, основательницы Белого братства, но теперь уже - во всероссийском масштабе.

Деятельность этих изданий имеет самые печальные последствия. Одурманенные их агитацией покидают Церковь священники, монахи, верующие. Письма последних помещаются на сайте, как бы призывая читателей последовать их "стоянию в истине". В одном из таких писем рассказывается об отходе от Священноначалия в Иркутской области: "Мы собрались в глухой деревне вдали от информационных путей, чтобы укрыться от антихристианского духа и сохранить свое православие в условиях антихристианского государства. Нас называют отщепенцами, раскольниками, отступниками, темными, необразованными, прелестными. Открыв журнал Сербский Крест [24] мы обнаружили, что Слава Богу! есть еще люди, которые не боятся открыто заявлять свою позицию, не подчиняются слепо апостасийному духовенству и светской власти, проводящей волю антихриста... Ни ИНН, ни паспортов мы принимать не будем, в переписи участвовать не собираемся". [25]

Может сложиться впечатление, что я цитирую издания, которые никак не могут получить широкого распространения. Это не так. Все монастыри, крупные храмы и даже отдельные священнослужители и миряне на протяжении нескольких лет бесплатно получают по крайней мере "Русь православную". Более того, для некоторых мирян и духовенства именно эти издания являются голосом Православной Церкви: "Читая вашу газету, - пишет священник Сергий Янчук (Днепропетровская обл.). - я вижу точное отражение земного бытия нашей Православной Церкви, а в лице "Руси православной" -нелицеприятного обличителя всех тех, кто отравлен ядом греха и упоен своим падениям, начиная от священноначалия до простых мирян... Я думаю, что не ошибусь, если назову вашу газету настоящим голосом нашей Православной Церкви". [26]

Исходя из сказанного, представляется, что для сохранения мира в Церкви и укрепления в вере ее сомневающихся чад требуется вскрыть нецерковную сущность этих пропагандистских кампаний и проповедуемого мировоззрения в целом.

Вместе с тем, поскольку рассмотренные газеты и интернет-сайты эксплуатируют широко распространившиеся в церковном народе суеверия, борьба с описанными выше явлениями церковной жизни невозможна без усиления пастырского попечения над своим клиром и паствой со стороны епархиальных архиереев. Такое попечение будет плодотворным, если будет носить не только дисциплинарный, но прежде всего просветительский характер.

Мы призваны вновь серьезно исследовать сложившуюся практику приходской жизни. В какой мере оправдано утверждение, что эти группы появились как реакция на такое положение мирян в некоторых общинах, при котором они не могут активно участвовать в жизни прихода? Сегодня миряне далеко не везде имеют возможность чувствовать себя полноценным членом приходской общины. Приходские Советы нередко являются номинальными и не имеют даже совещательного голоса в делах прихода. Все полнота власти в приходе сосредоточена в руках настоятеля или, в редких случаях, старосты. Во многих случаях их власть по отношению к инициативам мирян запретительная: закрыть воскресную школу, оказать прихожанам в праве собираться вместе со священником на беседы и лекции и т.п.

Не отсутствие ли полноценной приходской жизни привело к тому, что церковно-общественная активность мирян приняла иные формы, искаженные формы парацерковных групп и организаций, самостоятельных и никому неподконтрольных?
Стоит сказать, что некоторые из этих групп получили хорошую финансовую базу за счет "чудотворных" икон, которые находятся в частных руках, самочинно, без благословения правящих архиереев перевозятся по епархиям и выставляются в храмах.

В какой мере некоторые монастыри несут ответственность за распространение новой парацерковной мифологии? Известно, что по крайней мере отдельные монахи тайно или явно проводят взгляды этих групп и укрепляют их своим духовным авторитетом. Тем самым они говорят о своей неспособности осуществлять духовно трезвое и мудрое пастырское руководство. Но кто будет нести ответственность за искалеченные судьбы пасомых? Роль монастырей как центров духовной жизни в России традиционно высока. Как помочь возрождающемуся монастырю, где еще не сформировалась полноценная монашеская община, где сами молодые монахи не имеют подобающего духовного руководства, не занимать сразу роль главного авторитета не только в вопросах духовной жизни, но и церковной истории, церковно-государственных отношений и т.д.?
Наконец, как нам сохранить независимость от тех политических партий и движений, которые хотят использовать Церковь в своих целях? Высокая эффективность группы публицистов во главе с Константином Душеновым связана с использованием политического, пропагандистского и экономического ресурса российских коммунистов. На первом этапе их газета "Русь православная" выходила как вкладка к коммунистической газете "Советская Россия". В предвыборной кампании 1999 года Душенов, хотя и не публично, выступал главным идеологом и политтехнологом КПРФ на православном направлении. Та же ситуация повторяется и сегодня, во время выборов в Государственную Думу. [27]

Среди опасностей, которые подстерегают на пути обслуживания интересов одной политической группировки, следует назвать проблему редактирования и переписывания истории России и Русской Церкви. Мы уже видели, как в некоторых публикациях пытаются переписать историю России XVII и начала XX веков в связи с необходимостью очистить образы Ивана Грозного и Григория Распутина "от клеветы". И этот процесс уже сложно остановить. В приложении к книге Зюганова опубликованы некоторые документы коммунистической партии, цель которых - переписать историю отношения коммунистов к Церкви на протяжении всего XX века. Составители этой тенденциозной подборки пытаются убедить читателя, что никаких гонений на Церковь не было, тем самым показывая полное пренебрежение к памяти новомучеников и исповедников Российских.

В самых общих чертах я описал те острые проблемы, которые стоят у нас на повестке дня. Сегодняшнюю ситуацию можно определить как серьезное испытание на прочность церковного сознания чад Русской Православной Церкви и епископов, и клириков, и мирян.

1. Ср. Шмеман Александр, протопресвитер. Миссионерский императив. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/katehi7ymission/stat/mis-shm.htm

2. "Мы собираемся обратиться в государственные структуры с заявлением о том, что Истинно-православная церковь, так же как и Московская патриархия, имеет право наследовать здания, помещения и церковную утварь дореволюционной РПЦ",— сказал корреспонденту Ъ митрополит Кириак. По его мнению, в стране "уже прошла наглая церковная приватизация, в которой приняла участие только РПЦ". ИПЦ собирается требовать у государства 50 храмов, в числе которых храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, причем собирается конкурировать за получение церковной недвижимости не только с Московской патриархией. По договоренности со старообрядческой церковью ИПЦ уже забрала в свое пользование пять московских храмов. (Павел Коробов. Священники будут бороться за недвижимость дореволюционной Церкви. КоммерсантЪ, 15 июля 2003 г.)

3.  Официальный сайт http://www.rassianorthodoxchurchmexile.com/russian%20site/russindex.html

4. Кто есть кто в российских катакомбах, http://katakomb.postart.ru/whoiswho/canon.html

5. См. Тараторкин Филипп. Церковный раскол в Суздале выплеснулся наружу http://www.strana.ru/stories/01/09/03/1462/56220.html, Солдатов Александр. От РПЦЗ к РПАЦ: истоки "альтернативного" Православия в современной России. http://www.russ.ru/ist_sovr/20010904_sold.html

6. Характерна судьба Глеба Якунина как путешественника по церковным юрисдикциям. В нобря 1993 года он был лишен сана в Патриаршей Церкви, в феврале 1994 принят в сущем сане в юрисдикцию Украинской Автокефальной Православной Церкви (Филарет Денисенко, Адриан Старина), служил в Ногинске. С 2000 года он в Апостольской Православной Церкви, а с 2003 года - в Истинно-православной церкви.

7. Альтернативным православием именуется совокупность различных православных Церквей, групп и общин, последователи которых, в силу разных церковно-канонических и исторических причин, не признают официальную Русскую православную церковь Московского патриархата, не имеют с ней канонического общения, представляют собой "альтернативу" официальной Церкви. (Альтернативное православие. Справка.// Отечественные записки, № 1, 2001. http://www.strana-oz.ru/?nurnid=1&article=110

8. Русский вестник, 20.09.2002.

9. Русский вестник. 20.09.2002.

10. В службе святителю Филиппу, митрополиту Московскому, (каноне на утрене) царь Иван Грозный называется "новым фараоном" и "новым Иродом". В Житии свт. Филиппа недвусмысленно говорится о роли царя в смерти святителя.

11. См., например, Русь Православная. Май-июнь, июль-август, сентябрь-октябрь 2002

12. Русь Православная. Сентябрь-октябрь 2002

13. Русь Православная. Июль 1997

14. Русь Православная. Сентябрь-октябрь 2002.

15 Сайт "Стояние за Истину". http://www.zaistinu.ra/skrest/inn/apostasia/2i2vestiya.shtml

16  См., например. Русский вестник. 05.03.2003

17  Русь Православная. Май-июнь 2002.

18 См., например, Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Часть 1. IV. Учение Старца: О признаках благодати и прелести.

19 Русский вестник. 17.01.2003

20 Русь Православная, Сентябрь-октябрь 2002.

21  Русь Православная. Ноябрь-декабрь 2002.

22 Русский вестник. 06.09.2002

23 См., например, Русский вестник. 06.05.2002

24 Сейчас его материалы размещены на сайте "Стояние за Истину".

25  Сайт "Стояние за Истину", http://www.zaistinu.ru/skrest/inn/bezinn/letterosk.shtml

26 Настоящий голос Церкви. Русь православная, № 7-8, 2003, с. 47.

27 Книга Г.А. Зюганова "Святая Руси и кащеево царство" вышла в свет как раз в канун избирательной кампании и по своей стилистике тождественна "Руси православной".

Сергей Чапнин,

ответственный редактор газеты "Церковный вестник"


    В сюжете:

29 ноября 2003, 09:55  
РЕПОРТАЖ: Осадки или сладкие остатки? О заключительном дне работы Международной богословской конференции в Москве
21 ноября 2003, 21:51  
ДОКУМЕНТ: Церковь, "преисполненная Святой Троицею". Доклад проф. Константина Скутериса на богословской конференции "Православное учение о Церкви"
21 ноября 2003, 20:42  
ДОКУМЕНТ: Церковь и Евхаристия. Доклад проф. протопресв. Бориса Бобринского на богословской конференции "Православное учение о Церкви"
21 ноября 2003, 14:47  
РЕПОРТАЖ: Православные и инославные: чья очередь? Второй день работы Международной богословской конференции в Москве
21 ноября 2003, 13:04  
ДОКУМЕНТ: Как переписать историю Церкви? О церковном сознании некоторых мирянских групп в современной России. Доклад С.В. Чапнина на Богословской конференции РПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования