Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
20 июля 2018, 20:19 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Епископ Луцкий и Ровенский ИОВ (Коновалюк), предстоятель УАИПЦ, о своих встречах с Патриархом УПЦ КП Владимиром (Романюком) и атмосфере в патриархии УАПЦ начала 90-х, часть 3-я большого интервью


Часть первая - ЗДЕСЬ;

Часть вторая – ЗДЕСЬ.

 

«Портал-Credo.Ru»: 14 июля исполнилось уже 23 года со дня кончины Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (Романюка). Как долго Вы знали Патриарха при его жизни?

Епископ Иов: Я познакомился с будущим Патриархом Владимиром (Романюком) в 1990 году, когда присоединился к Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Что это не заурядный, а выдающийся человек и архиерей, я понял, когда однажды оказался с ним в одной хорошей компании :). Это было после то ли Собора, то ли совещания архиереев УАПЦ во Львове, когда новорукоположенный епископ Антоний (Масендич), которого я сопровождал в качестве послушника, а также епископы Владимир (Романюк), Данила (Ковальчук) и Роман (Балащук) заехали в гости к о. Владимиру Яреме. Потом, уже вечером, все вышеназванные архиереи (и я с ними впридачу) поехали на автомобиле владыки Данилы дальше: владыку Антония и меня должны были доставить к нему домой в город Долину Ивано-Франковской области, а остальные владыки собирались продолжать свой путь, кажется, на Буковину. За рулём был владыка Данила, справа от него сидел владыка Антоний, а сзади сидели владыки Владимир, Роман и я между ними.

И у о. Владимира Яремы, и потом в дороге владыки общались между собой на самые разные актуальные темы (прежде всего, конечно, на церковные, но и на политические тоже), и именно тогда я впервые открыл для себя владыку Владимира: обратил внимание на его чрезвычайную скромность и неприхотливость, на его добродушие и хорошее чувство юмора, на его своеобразный покутский говор, на его интересные воспоминания о прошлом (о жизни в советских лагерях и ссылках, а также о недолгом пребывании в эмиграции), на его целеустремлённость и проникновенность, на его глубокие (хотя по форме совершенно простые) мысли о великой миссии Украинской Церкви и о возрождении горячо любимой им Украины. Мне тогда врезались в память его слова о том, что настоящий национализм – это наивысшая, благородная, жертвенная форма любви к своей родине и к своему народу, которая не может соединяться с чувством превосходства над другими народами или странами, с ненавистью или враждебностью по отношению к ним.

(В качестве ремарки хочу здесь засвидетельствовать непреклонную верность владыки Владимира этой своей выстраданной идеологической позиции, в чём можно убедиться, например, из Устава Чина Святителя Илариона, основоположником и пожизненным главой которого стал будущий Патриарх в 1993 году. Ставя перед собой задачу «осуществления всестороннего, организованного, фактического, главным образом интеллектуального противодействия влиянию московской православно-имперской идеологии и присутствию на канонической территории Киевского Патриархата Московской Патриархии (в форме так называемой УПЦ)», наряду с этим Устав провозглашает необходимость «учреждения под юрисдикцией Святейшего Патриарха Киевского и всея Украины (-Руси) приходов для национальных меньшинств с их национальным богослужебным языком», необходимость «учреждения подворья Московской Патриархии в городе Киеве сразу же после признания последней Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», необходимость «становления российского культурного мира в Украине и творческого сотрудничества с ним»).

- Как дальше развивалось Ваше общение с Патриархом Владимиром?

- Поскольку осенью 1990 года я, полностью увлёкшись церковной жизнью, бросил учёбу в школе, то стал периодически приезжать в Киев как послушник и иподиакон епископа Ровенского и Житомирского Антония (Масендича), который был назначен управделами Киевской патриархии УАПЦ. Тогда с владыкой Владимиром (Романюком) я стал видеться уже часто, ведь проживали мы все вместе в гостинице «Украина»: сначала на первом этаже в трёх номерах, окна которых выходили во внутренний, всегда полутёмный двор-колодец (номер посередине являлся канцелярией, слева в однокомнатном номере проживали епископы Владимир и Роман, справа в двухкомнатном номере проживал епископ Антоний и его «архиерейская сволочь»), а потом в других, лучших номерах с хорошим освещением, хоть и на разных этажах.

Приходилось видеть и слышать владыку Владимира в разных ситуациях: и на службах, и на общественно-национальных мероприятиях, и в поездках на автобусе или такси, и за столом в гостях, и когда он иногда смотрел в нашем номере телевизор, и когда беседовал или просто обменивался репликами с окружающими. Несколько раз совсем поздно вечером владыка Антоний посылал меня позвать владыку Владимира для каких-то неотложных бесед, и приходилось даже будить его настойчивым стуком в дверь.

Yes

К сожалению, я был тогда слишком молод и не осознавал, насколько уникальным человеком был владыка Владимир. Я по глупости не понимал, что надо было впитывать и запоминать каждое его слово, тем более каждое его ценное воспоминание-свидетельство о годах борьбы и страданий за украинскую церковную и национальную идею, что надо было самому при каждом удобном случае расспрашивать его обо всём, что он пережил, обо всех, кого он встречал, и вообще о его жизненном опыте и видении прошлого и настоящего. Увы, чётко остались в памяти лишь отдельные его реплики или поступки, а всё остальное в общих чертах слилось в один его светлый образ, который с годами становится мне всё ближе и дороже…

Большое впечатление на меня произвела поездка с владыкой Владимиром на рейсовом автобусе («Икарусе») из Киева в Ровно на Рождество Христово 1991 года. Владыка Антоний (Масендич), служивший на Рождество в Покровском храме на Подоле, должен был остаться в Киеве и не мог приехать в свой кафедральный храм в Ровно на престольный праздник святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (на третий день после Рождества Христова), поэтому попросил владыку Владимира заменить его. И вот мы с владыкой Владимиром сели под вечер в полностью забитый пассажирами автобус, места у нас были не рядом, а наискось через проход (купили последние свободные билеты), впереди предстоял многочасовой путь, за окном мелькал унылый зимний пейзаж. И вдруг где-то посередине дороги владыка Владимир начал петь своим неповторимым голосом хорошо известные и совершенно оригинальные рождественские колядки, кое-кто из пассажиров стал ему подпевать! Боже мой, какое же это было открытие для меня, какая это была радость, какое это было счастье!

Хорошо запомнил я на всю жизнь, как на тот престольный Свято-Стефановский праздник во время Литургии один раз ошибся и подал владыке Владимиру трикирий и дикирий не так, как положено, – в правую руку трикирий, в левую руку дикирий, – а наоборот. (Теперь-то я знаю, что именно так, наоборот, благословляют дикирием и трикирием старообрядческие архиереи, а тогда мне казалось это непростительным прегрешением.) Владыка Владимир сам был не очень уверен в тонкостях архиерейского чина и благословил так, как я ему подал, но потом посмотрел на свои руки и, видимо, вспомнив, что трикирий должен быть всегда «приписан» к правой руке, а дикирий – к левой, тут же недовольно буркнул мне: «Що це ти, Василю, не туди мені дав? Навпаки ж треба!» Больше никогда я таких страшных ошибок не допускал. :)

Да, в архиерейском служении владыка Владимир был не весьма искусен, его тяготила внешняя мишура, он часто терялся и совершал какие-то движения неправильно или непрезентабельно. Я же тогда быстро стал великим специалистом в иподьяконстве :), поэтому удивлялся его неумелости и неловкости в таком «важном», как мне казалось, для архиерея деле: я ведь, дурачок, думал, что во внешнем благолепии – вся суть богослужения. Но сейчас-то я понимаю, что так проявлялась его скромность и искренность по отношению к Богу: он не умел рисоваться и непонятно зачем на службе «представлять собой образ» Христа, не хотел быть центральной фигурой богослужения, не желал занимать место Пастыреначальника, но сам смиренно предстоял Ему во главе Его словесного стада.

Yes

Помню, как однажды летом 1991 года в какой-то праздник (случившийся среди недели) я, приехав рано утром поездом из Ровно в Киев, сразу отправился не в гостиницу, а в трапезный Иоанно-Богословский храм Михайловского Златоверхого монастыря, в котором числился иноком (2 марта того года я был пострижен в рясофор с именем Викентий). Вскоре пришёл и владыка Владимир, который сказал, что будет совершать Литургию сам по иерейскому чину и без диакона. Тогда стояли жаркие дни и в храме было душновато (видимо, от высокой влажности), хотя молящихся было немного. Перед облачением владыка Владимир виновато посмотрел на меня (мы были в алтаре только вдвоём) и сказал: «Ох, Вікентію, щось так пáрко!» Потом, к моему псевдоблагочестивому ужасу :), он снял свою рясу из плотной ткани (она была у него единственная) и, поскольку подрясника под рясой не было, одел подризник прямо на рубашку и брюки. Меня это смутило, а о том, что у владыки Владимира было больное сердце (он перенёс потом несколько инфарктов), я и не думал тогда… Перед началом Литургии владыка Владимир взял с престола свою митру и, тяжело вздохнув, водрузил её себе на голову. Но как только начали петь первый антифон, он, опять виновато покосившись на меня, сокрушённо произнёс: «Ох, Вікентію, щось вона мені так мýляє!» Тут же быстро сдёрнув с головы митру, владыка положил её на престол и больше к ней до конца службы не прикасался. Как я его теперь понимаю! :)

Помню, как однажды при мне архиереи разговаривали о митрополите Иоанне (Боднарчуке), который был тогда уже исключён из УАПЦ и, желая добиться возвращения в Московский патриархат, начал строчить всякие низкопробные обличительные статьи о рукоположенном им автокефальном епископате. Владыка Владимир в разговоре сообщил, что через своих бывших соузников-лагерников («по их каналам связи») недавно узнал, что Боднарчук, репрессированный после войны за украинский национализм, в лагере был стукачом, чем, видимо, и обеспечил себе после досрочного освобождения удачную церковную карьеру.

С болью вспоминаю те трагические события в Луцке в декабре 1992 года, когда владыку Владимира (Романюка), в то время уже архиепископа Белоцерковского, Синод Украинской Православной Церкви Киевского патриархата назначил управлять Волынской епархией вместо скандального, но по-своему талантливого и весьма популярного тогда среди «национально-сознательной» волынской паствы архиепископа Спиридона (Бáбского). Владыка Спиридон уходить из Луцка, конечно, не хотел (его удаление – это отдельная, довольно неприятная, тёмная и противоречивая история, к которой я, увы, тоже причастен, но об этом расскажу как-нибудь в другой раз). Митрополита Филарета (Денисенко), как якобы инициатора своего смещения с епархии, владыка Спиридон прямо с амвона кафедрального собора обзывал «сволочью», а к приезду владыки Владимира собрал сотни своих агрессивных сторонников, среди которых особо выделялись «ветераны ОУН-УПА» в соответствующей военной форме. И вот эти «ветераны ОУН-УПА» вместе с остальной толпой «спиридоновцев» владыку Владимира при входе в епархиальное управление чуть не растерзали, а тогдашний глава «Волынского братства ветеранов ОУН-УПА» (сейчас не могу вспомнить его фамилии) обозвал владыку Владимира «московським запрóданцем» (т.е. продавшимся Москве человеком, предателем) и сильно ударил его в грудь, от чего у него случился обширный инфаркт и его забрали в реанимацию, где еле спасли от смерти.

- Общались ли Вы с владыкой Владимиром, когда он уже стал Патриархом УПЦ КП?

- Как раз следующее воспоминание о владыке Владимире связано у меня с его избранием Патриархом Киевским и всея Руси-Украины в октябре 1993 года. Я был участником Всеукраинского Поместного Собора, который проходил в Святой Софии Киевской, и видел, какая ожесточённая борьба велась на заседаниях и в кулуарах между сторонниками митрополита Филарета (Денисенко) и сторонниками митрополита Антония (Масендича). Я в то время уже более года учился в Волынской духовной семинарии, служил диаконом при архиереях то в Луцке, то в Ровно, и с владыкой Антонием, фактически, порвал, поскольку его стиль церковного руководства и поведения мне стал неприятен и чужд. Мои симпатии тогда были полностью на стороне владыки Филарета, поэтому наглые патриаршие амбиции владыки Антония меня очень тревожили и возмущали. Когда, казалось, раскол в УПЦ КП был неизбежен, промыслительно (не знаю, с чей подачи) была выдвинута и поддержана большинством голосов кандидатура митрополита Владимира (Романюка). Тогда я уже постоянно не общался с ним, поэтому был несколько разочарован: он казался мне всё-таки креатурой владыки Антония, однако последующие события показали, что это не так. По-моему, обе противоборствующие партии сделали тогда ставку на владыку Владимира как на временного кандидата (учитывая его неважное состояние здоровья и его неискушённость в вопросах административного управления), с надеждой, что смогут манипулировать им и с его помощью достичь реального перевеса в борьбе за власть в Церкви.

Yes

Однако уже через два-три месяца после избрания Патриарха Владимира (Романюка) митрополит Антоний (Масендич) с группой своих единомышленников решился бежать из УПЦ КП в Московский патриархат («в знак покаяния» захватив с собой немало церковного имущества и финансов, благодаря которым, видимо, и получил вскоре в Москве новую хиротонию во епископа Барнаульского и Алтайского). Его уход, надо сказать, был воспринят многими (в том числе и мною) с большим облегчением, появилась надежда на обновление Киевского патриархата, были рукоположены другие, более достойные (как тогда виделось) архиереи, в том числе Даниил (Чокалюк), Владимир (Ладыка), Иоасаф (Шибаев)…

Но оказалось, что самая трагическая борьба за руководство Киевским патриархатом только начинается: Патриарх Владимир не желал быть просто марионеткой митрополита Филарета (Денисенко), пытался взять бразды правления в свои руки и в последние месяцы жизни вообще отделаться от него, а митрополит Филарет, в свою очередь, не собирался играть в Киевском патриархате вторую скрипку, всё более доминировал над Патриархом и наращивал собственное влияние в Церкви. Конфликт между Владимиром и Филаретом, в конце концов, вылился в открытую вражду и противостояние между ними.

Разумеется, нельзя отрицать и возможного деструктивного влияния на Патриарха Владимира его собственного близкого окружения. У меня, например, вызывали недоумение такие лица, как эпатажный архимандрит Захария (Чернов-Тарасюк)… Настораживало то, что Патриарх безоговорочно (как мне кажется) покровительствовал УНА-УНСО, тесно сотрудничал с неистовым «партизаном Креста» и идеологом «огненного христианства – государственной религии сильных» Анатолием Лупынóсом (конечно, по-своему достойным и глубоким человеком, однако явно с экстремистским уклоном).

(Опять сделаю ремарку. Не понимая каких-то поступков покойного Патриарха Владимира и не соглашаясь с ними, я всё-таки думаю: может, это было тогда такое всеобщее поветрие? Ведь, например, в те же годы Сербский Патриарх Павел (Стойчевич) благословлял руководителей Республики Сербской Р. Караджича и Р. Младича, которые сейчас осуждены международным трибуналом в Гааге как военные преступники и совершители геноцида. Также и представитель Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в России епископ Каннский Варнава (Прокофьев) активно сотрудничал в те годы с российским ультраправым антисемитским Национально-патриотическим фронтом «Память»)…

 

(Продолжение следует)

 

Беседовал Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

20 августа 2018, 09:58  
ВИДЕО: "Для Москвы это критично страшно...". Главный редактор телеканала АТР раскрыл "расписание" предоставления автокефалии УПЦ: основные события произойдут 30 августа - 9 сентября
07 августа 2018, 20:04  
МОНИТОРИНГ СМИ: Россия согласится на автокефалию в Украине, но есть подвох - мнение профессора Андрея Зубова
04 августа 2018, 17:14  
Патриарх Кирилл (Гундяев) отправится в конце августа в Константинопольскую патриархию обсуждать проблему украинской автокефалии
03 августа 2018, 23:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: В предвкушении автокефалии: вероятный сценарий и невыученные уроки
01 августа 2018, 18:28  
Митрополит Украинской Церкви в Крыму отслужил молебен для российских войск, признав Россию "нашим Отечеством"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации21 августа 2018, 00:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ежегодное соловецкое патри-шоу. Показуха на северном архипелаге к "высочайшему" визиту
20 августа 2018, 15:07  
РПЦ МП инициирует масштабную реконструкцию Сергиева Посада, включающую снос домов и выселение жителей из центра города
20 августа 2018, 14:20  
Католический епископат США назвал ситуацию с сексуальными скандалами духовенства «моральной катастрофой»
Материал содержит иллюстрации20 августа 2018, 14:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Побег свидетелей. Сотни россиян скрываются в финских лагерях беженцев
20 августа 2018, 13:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мальчик хочет в Стамбул: чего ждать от визита Патриарха Кирилла на Фанар?
20 августа 2018, 12:55  
Большинство россиян разделяет всевозможные "теории заговора" и верит в существование организации, разрушающей их "духовные ценности", - данные опроса ВЦИОМ
20 августа 2018, 12:49  
Российские власти в Крыму объявили Курбан-байрам нерабочим днем на территории региона
Материал содержит иллюстрации20 августа 2018, 11:47  
Прот. Всеволод Чаплин призывает к "публичной казни" 15-летнего поджигателя храма в Кондопоге
Материал содержит видео информацию20 августа 2018, 11:37  
ВИДЕО: "Животное участвует в молебне...". На фоне убыли прихожан в храмы РПЦ МП стали приглашать животных? - Молебен с кошками в селе Хлебникове под Москвой
20 августа 2018, 11:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Греки избавляются от российского влияния. Последние события церковной жизни формируют тренд
Материал содержит видео информацию20 августа 2018, 09:58  
ВИДЕО: "Для Москвы это критично страшно...". Главный редактор телеканала АТР раскрыл "расписание" предоставления автокефалии УПЦ: основные события произойдут 30 августа - 9 сентября


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования