Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
05 июля 2018, 16:05 Распечатать

АРХИВ: Памятка зрителю. Ближайшие церковные события в Украине будет трудно понять, если не учесть заранее нескольких обстоятельств. Июль 2008 г.


Российское общественное мнение, та его часть, которая хотя бы слегка интересуется церковными событиями в Украине и вокруг нее, находится сейчас в состоянии некоторой смуты, сопровождающейся необычайным для середины лета оживлением. В воздухе как будто витает сенсация, о которой вот-вот сообщит какой-нибудь официальный сайт. Общественному мнению, вроде бы, хорошо известна официальная позиция РПЦ МП, но не менее хорошо известно ему, что реальные украинские события и их перспективы в нее никак не вписываются.

Российские СМИ до недавнего времени не уставали транслировать бесконечные возмущения официальных представителей РПЦ МП то одним, то другим решением относительно будущих торжеств 1020-летия Крещения Киевской Руси. Наиболее внимательные читатели даже запомнили, что сама эта тема "некруглого" 1020-летнего юбилея (церковные острословы называют его "десять-двадцать") пришла в Россию из Украины, еще точнее – из кабинетов "оранжевых" украинских политиков, ведь первоначально никаких юбилейных торжеств по этому поводу в РПЦ МП не планировали.

Так что же на самом деле происходит в Украине на пороге "судьбоносных" торжеств? Просто хаос? Тактическая политическая игра? Или все-таки во всем этом присутствует историческия логика, но тогда какая именно? Вот об этих вопросах и хотелось бы сейчас кратко порассуждать.

Начнем с того, что напомним общеизвестную логику "митрополитбюро" РПЦ МП. Украина — неотъемлемая "каноническая территория" Московского патриархата. Соответственно, все церковные мероприятия на этой территории должны как минимум согласовываться с Московским Патриархом (то есть с "митрополитбюро"). Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), возглавляемая Патриархом Филаретом (Денисенко), — "анафематствованные раскольники". Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), вернувшаяся из эмиграции в конце 80-х гг. прошлого века, — почти ничем не лучше. Никаких "раскольников" к официальным церковным мероприятиям подпускать нельзя. Государственная власть Украины грубо нарушает всю внутрицерковную дисциплину Московской патриархии, навязывая свою собственную, "политизированную", программу юбилейных торжеств.

Эта "простая, как мычание" (Маяковский), позиция легко запоминается. Но почему-то в условиях Украины она не работает и никого не убеждает. И причина этого в том, что такая негибкая позиция не обеспечивается никакими внутрицерковными механизмами.

Если проводить аналогию с международной политикой, то нужно сказать, что не только светские, но и церковные отношения между Россией и Украиной регулируются международным правом. Для церковных дел таким международным правом являются общепризнанные каноны вселенской Православной Церкви, но ни в коем случае не внутренние документы отдельных поместных Церквей, к числу которых относится, например, Устав РПЦ МП, не бесспорный даже с точки зрения внутренних установлений этой религиозной организации и светского российского законодательства.

И только в рамках этого международного права можно понять, что сейчас уже начинает происходить в Украине и почему власти Украины позволяют себе не считаться с возмущенными заявлениями московского "митрополитбюро".

Суд Нового Рима

Самое главное положение международного церковного права, которое никак не могут признать в РПЦ МП, — это первенство чести Вселенского Патриарха, то есть Патриарха Нового Рима, Константинополя.

Отрицать сами формулировки относительно "первенства чести"  Константинопольского престола пока не решаются даже в Москве, так как они содержатся в постановлениях Вселенских Соборов и, что тоже немаловажно, в соборных постановлениях относительно учреждения патриаршего престола в Москве (главным из которых является постановление Константинопольского Собора 1593 года; патриаршество же было установлено в 1589 году). Но в РПЦ МП настаивают на том, что "первенство чести" ничего не значит в церковных делах.

Фактически "митрополитбюро" пытается отрицать даже абсолютно символическое первенство чести, за которым не стоит никаких особых полномочий. Для Патриарха Алексия будет унизительным, что президент Ющенко поедет встречать в аэропорт Константинопольского Патриарха Варфоломея, а не его. Для него также будет унизительным, что Патриарх Варфоломей будет возглавлять главное богослужение торжеств в Софийском соборе, а Патриарху Алексию предлагается лишь сослужить ему наряду с другими предстоятелями Церквей, исходя из своего пятого места в диптихе. В течение десятилетий, чтобы избежать подобных для себя конфузов, Патриархи Московские избегали прямых встреч с Патриархами Константинопольскими. Но теперь уж ничего не поделаешь — официально возразить тут нечего.

Содержательный смысл первенства чести Константинопольского Патриарха в РПЦ МП пытаются отрицать и официально. Одна из главных областей, где проявляется такое отрицание, — это права Константинопольского престола в отношении церковного суда. Для нынешних украинских событий эти права имеют огромное значение, поэтому наш Портал готовит о них специальную каноническую справку, которая будет опубликована в ближайшее время. Здесь же мы коснемся этих прав лишь кратко.

Согласно Уставу РПЦ МП, принятому на Архиерейском Соборе 2000 года, суд Архиерейского Собора РПЦ МП является в ней высшей инстанцией судебной власти, на которую не может быть никакой апелляции. В частности, поэтому не может быть никакой апелляции на решения Соборов РПЦ МП, осудивших бывшего митрополита РПЦ МП Филарета (Денисенко), нынешнего Патриарха УПЦ КП. Правда, справедливости ради, надо напомнить, что в 1992-97 гг., когда Архиерейские Соборы в Москве подвергали все новым "прещениям" (вплоть до анафематствования) бывшего временного предстоятеля всего Московского патриархата (в мае-июне 1990 г. Филарет (Денисенко) был Местоблюстителем Патриаршего престола), действовал относительно "демократический" Устав РПЦ МП, принятый Поместным Собором 1988 года. Согласно тому Уставу, полномочия Архиерейского Собора были ограниченными, а высшим органом судебной власти считался Собор Поместный, периодичность созыва которого определялась "не реже одного раза в пять лет". Таким образом, к 1997 году, когда Филарета в Москве анафематствовали, Архиерейский Собор РПЦ МП не был легитимным органом церковной власти, так как руководство Московской патриархии пошло на прямое нарушение своего Устава и воспрепятствовало в 1995 году, в непростой внутрицерковной обстановке, созыву очередного Поместного Собора, который должен был избрать на новый срок органы высшего церковного управления и, в частности, утвердить новый состав Архиерейского Собора (который весьма изменился благодаря десяткам хиротоний новых епископов в начале 1990-х). Соответственно, принятый в 2000 году Архиерейским Собором новый Устав РПЦ МП является прямым нарушением запрета Поместного Собора 1988 года на радикальные изменения Устава любым иным органом, помимо собственно Поместного Собора. Кроме всех этих формально-юридических коллизий, подрывающих авторитет решений московских Соборов после 1995 года даже в глазах последователей РПЦ МП, следует указать на то, что митрополит Филарет (Денисенко) еще летом 1992 года, сразу же после "лишения" его сана на Архиерейском Соборе в Москве, направил апелляцию всем восточным Патриархам, включая Константинопольского, ответа на которую получено не было. Следовательно, с процессуальной точки зрения, апелляция митрополита Филарета находится в стадии рассмотрения, а значит, и приговор в отношении него не может считаться окончательным и обжалованию не подлежащим.

В том, что это так не только на словах и не только по букве закона, мы, скорее всего, убедимся уже в самые ближайшие дни. Глава ОВЦС УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) не смог соблюсти негласного эмбарго, о котором его просили украинские власти, и все-таки не удержал в себе информацию, могущую сорвать в последний момент визит Патриарха Алексия II в Киев. Он признался в существовании негласных договоренностей между Константинопольским патриархатом, с одной стороны, и многосоставной украинской стороной (президентом, УПЦ КП, УАПЦ и отдельными епископами УПЦ МП) – с другой. Как можно понять со слов о. Кирилла, Патриарх Варфоломей согласился принять всех вышеперечисленных представителей украинской стороны под свой омофор, причем может это сделать как уже непосредственно во время торжеств в Киеве, так и вскоре по их завершении. Архимандрит Кирилл не сомневается, что подобный шаг вызовет глобальный раскол в "мировом православии" по линии Москва – Константинополь, утверждая даже, будто за Москвой последуют целые отдельные поместные Церкви (к сожалению, не уточняя при этом какие. Мы лично сильно сомневаемся, что такие поместные Церкви найдутся – речь в лучшем  случае может идти об их "осколках" - настолько слабы сейчас позиции Московской патриархии в "мировом православии").

Возвращаясь к церковно-правовому аспекту ситуации в Украине, укажем еще на один важный момент. РПЦ МП не имела права вносить в свой Устав положения, которые противоречат общецерковным канонам, поэтому все такие положения оказываются канонически (и юридически) ничтожными. А, согласно общецерковным канонам, право на апелляцию против решения Собора епископов поместной Церкви (а в случае с Российской и некоторыми другими поместными Церквами – и против решения Поместного Собора) существует. Тут возможно даже несколько канонических процедур, одна из которых (и наиболее естественная) — апелляция к престолу Нового Рима, то есть Константинополя. Из целого ряда правил, которые регламентируют подобную апелляцию, мы тут назовем только главные: 9-е и 17-е правила Четвертого Вселенского Собора.

Поэтому не будем удивляться, что Константинопольский Патриарх столь "дерзновенно" берет на себя роль арбитра в спорах между православными юрисдикциями в Украине.

Впрочем, его роль арбитра, возможно, будет определяться еще и другими нормами канонического права, значительно более сильными. Дело в том, что в Константинополе смотрят на Украину как на "каноническую территорию" существенно иначе, нежели в Москве.

Древняя Киевская митрополия и ее современные ростки

В 1589 году был установлен Московский патриархат, в границы которого не входили западно-русские епархии (ныне находящиеся на территории Украины, Белоруссии, Польши, Литвы и южной части РФ). Западно-русские епархии оставались тогда в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата, которая была возобновлена после монгольского нашествия в 1467 году. С 1589 года так и не производилось никаких международно признанных "переделов территории" между двумя патриархатами. Вместо этого происходили только силовые захваты со стороны Москвы. Константинополь был вынужден отступать перед грубой силой, но мудро не пересматривал юридические нормы.

Сначала, сразу после Переяславской рады (1654), Московский патриархат переподчинил себе силой три белорусские епархии. Никакого собственно церковного оправдания или хотя бы закрепеления этот акт никогда впоследствии не имел. Затем, в 1686 году, произошло насильственное (с помощью властей Османской империи) переподчинение остальной части Киевской митрополии Москве, но уже в следующем, 1687 году Константинопольский патриархат смог дезавуировать этот акт как насильственный. Когда государственная опора московской церковной юрисдикции в Украине рухнула, в 1924 году, Константинопольский патриархат получил хороший повод подтвердить свою позицию 1687 года и на этом основании дал право на автокефалию Православной Церкви в Польше (так как она состояла из части епархий Киевской митрополии. Между прочим, и в этническом отношении абсолютное большинство ее паствы составляли украинцы). РПЦ была, в конце концов, вынуждена признать этот акт. Более того, в годы Второй мировой войны юрисдикция автокефальной Церкви в Польше распространилась на всю Украину, когда предстоятель этой Церкви Митрополит Дионисий (Валединский) назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) администратором автокефальной Церкви на "освобожденных территориях" Киевской митрополии. Именно оттуда берет свой источник нынешняя УАПЦ (и, соответственно, УПЦ КП, которая образовалась в результате слияния частей УАПЦ и УПЦ МП), а вовсе не из "самосвятства" или "самочиния", как любит до сих пор убеждать исторически мало осведомленную публику официальная пропаганда Московской патриархии. Затем, начиная с 1991 года, Константинопольский патриархат при различных удобных случаях многократно подтверждал, что считает Киевскую митрополию своей частью. Между прочим, факт законного происхождения украинской автокефалии лег в основу принятия под омофор Константинопольского патриархата в 1995 и 1996 годах значительной части украинских автокефалистов в США, без всяких хиротесий их архиереев и священников.

Несмотря на весь дипломатический флер, предназначенный для того, чтобы избежать лишних обострений ситуации, нужно ясно видеть, что Константинопольский Патриарх прибывает сейчас в Украину как на свою собственную каноническую территорию. Поэтому он будет тем более вправе разрешать возникшие там церковные споры.

Можно не сомневаться, что его право будет признано со стороны УПЦ КП и УАПЦ. Но, наверное, не следует чересчур удивляться, если мы увидим такое же отношение к нему и со стороны УПЦ МП, то есть со стороны украинской части Москвоской патриархии.

Напомним, что Константинопольский патриархат никогда официально не соглашался с позицией РПЦ МП относительно Киевского патриархата и УАПЦ, хотя и не признавал также патриаршего сана Патриарха Филарета. Для Константинополя Патриарх Филарет остается, во всяком случае, действующим Митрополитом Киевским. — И это еще одно важнейшее различие позиций между Московским "митрополитбюро" и Константинополем.

Опять же, вопреки утверждениям московской пропаганды и наивной вере многих ревнителей "триединства" русского народа в России, нынешняя УПЦ МП отнюдь не является аванпостом Московской патриархии в противостоянии "самостийничеству" и "автокефализму". За 16 лет, минувших после драматических событий 1992 года, связанных с уходом в автокефалию митрополита Филарета, в УПЦ МП практически полностью сменилось поколение епископата. Десятки молодых епископов, к хиротониям которых постоянно подталкивала Киев одна из церковных "партий" в Москве, оказались в массе своей патриотами "молодой незалежной державы" и сторонниками "европейского выбора" Украины. Тех, кто колебался, в ту же сторону подтолкнула сама Москва своими топорными попытками вовлечь УПЦ МП в большую российскую политику в Украине, особенно во время выборного сезона 2004 года, когда Москва потерпела сокрушительное фиаско. В настоящее время на передний край украинской церковной политики в УПЦ МП выдвинулся молодой епископ-"самостийник" Александр (Драбинко), секретарь престарелого и немощного митрополита Владимира (Сабодана), позволяющий себе достаточно открыто выражать вслух то, что глава УПЦ МП по привычке продолжает "держать в себе". Яркой демонстрацией того, что именно епископ Александр сейчас определяет стратегический курс УПЦ МП и что ему удалось найти понимание и поддержку в украинском политическом сообществе, стал Собор епископов УПЦ МП в Киеве 21 декабря прошлого года. Без всяких предварительных консультаций с Москвой он внес существенные изменения в Устав УПЦ МП и так же самостоятельно подал их на регистрацию в Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий. Этот поступок подверг прямолинейной критике в своем докладе на минувшем Архиерейском Соборе РПЦ МП в конце июня Патриарх Алексий, который считает, что право утверждать изменения Устава УПЦ МП (особенно направленные на расширение ее самостоятельности) остались за Москвой. Украинские епископы на Соборе не поспешили не то что "просить прощения" или "исправлять ошибку", но еще и призвали себе на помощь украинское правительство и слишком демонстративно покинули "торжественную часть" в конце Собора, которая, между прочим, задумывалась как официальное начало празднования 1020-летия в РПЦ МП. Тут уж самым закоренелым скептикам стало ясно, что, по крайней мере, психологически епископы УПЦ МП уже не с Москвой. Теперь постепенно становится ясно, что не только психологически…

Уже завтра

Описав кратко канонические предпосылки грядущих событий, позволим себе некоторые прогнозы относительно их развития.

Прошедший 18 июля Архиерейский Собор УПЦ КП, как сказано в его официальном пресс-релизе, одобрил предложенные Патриархом Филаретом меры по выведению УПЦ КП из "канонической изоляции". В чем состоит суть этих мер, уже не является секретом ни для одной из заинтересованных сторон, но мы все же не станем оглашать содержание документов, которые официально не публикуются.

Как бы то ни было, можно видеть, что Патриарх Филарет и Патриарх Варфоломей готовы воспользоваться нынешним случаем, чтобы объясниться и разрешить "в духе братской любви" все возникшие ранее недоумения. Вслед за УПЦ КП тут не может не подтянуться УАПЦ.

Реакция УПЦ МП на выход из "канонической изоляции" ее прежних конкурентов будет вовсе не такой, какой ее хотели бы видеть в московском "митрополитбюро". Под омофором Вселенского Патриарха неизбежно исчезнут или сильно ослабятся все внутриукраинские церковные противоречия. Для УПЦ МП "своя Украина ближе к телу", а от агрессивного "митрополитбюро" лучше держаться подальше — и как раз в этом Вселенский патриархат предоставит ей бронированную защиту, как предоставил он ее недавно Сурожской епархии.

Мы ни в коем случае не будем прогнозировать уже на июль декларацию УПЦ МП о независимости от Москвы. Такая декларация — все еще дело будущего, хотя и довольно близкого. Но следует прогнозировать качественно новый этап: принципиальное принятие УПЦ МП курса на украинское церковное единство. Это будет подразумевать твердую решимость к преодолению расколов с УПЦ КП и УАПЦ.

Напомним основные этапы недавней эволюции УПЦ МП:

1.Принятие фактической автокефалии (de facto, но не de jure) — на соборе УПЦ МП в декабре 2007,

2. Отстаивание фактической автокефалии в прямой конфронтации с "митрополитбюро" — на Соборе РПЦ МП в июне 2008,

3. Декларация приверженности идее Украинской поместной Церкви — ожидается, в той или иной форме, во время нынешних торжеств.

***

Нельзя не сказать и о влиянии украинской ситуации на церковно-государственные отношения в России. Подробно об этом лучше будет говорить пост-фактум, когда российская власть получит, наконец, стимул к проведению серьезного "разбора полетов". Поэтому пока просто обратим внимание на несколько важных моментов.

Начиная с весны, у Патриарха Алексия появлялось все больше и больше новых причин, чтобы не ехать в Украину, где его патриаршее достоинство, как он его понимает, будет претерпевать бесчисленные унижения на глазах у всего мира. Но у российских государственных властей (в лице бывшего и нынешнего президентов) хватило твердости, чтобы понять, что у России как государства есть свои собственные интересы, которые не обязательно совпадают с патриаршими. Только их настойчивости можно будет приписать визит Патриарха Алексия в Украину, если он все-таки состоится (а тут сохраняется интрига: до последнего момента у Патриарха нельзя исключить приступа "дипломатической болезни", да и глава ОВЦС УПЦ МП его уже чуть ли ни прямым текстом отговоривает).

Государственные интересы России, как их понимают Путин и Медведев, заключаются в том, чтобы взаимодействовать со всем православным миром, а не с одной его и весьма специфической и конфликтной частью, каковой является РПЦ МП. Жаль, что их понимание этих интересов пока что не конкретизируется ни в какой концепции государственной церковной политики.

Также государству придется делать выводы из того, что украинское православие по мере ослабления влияния на него "митрополитбюро", объединяется, а российское православие в силовом поле "митрополитбюро" раскалывается.

Российским властям теперь, благодаря Украине и епископу Диомиду, придется всерьез задуматься о нелегитимности — именно со светской правовой точки зрения — нынешнего Устава РПЦ МП, принятого в 2000 году, и, соответственно, всей структуры органов церковного управления, по крайней мере с 1995 года. Сейчас внимание российских властей к этому факту привлекут и российские сторонники движения за Поместный Собор, и, еще эффективнее, государственные власти Украины.

Игумен Григорий (Лурье), Александр Солдатов,

"ПОРТАЛ-CREDO.RU", 23 июля 2008 г.

 

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

13 июля 2018, 15:40  
Госкомтелерадио Украины включил в перечень антиукраинских изданий из РФ 184 книги «русского мира», среди которых есть издания религиозного и околорелигизного содержания
13 июля 2018, 15:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: Конфликт с Грецией вызывает много вопросов. К чему приведет очередной для РФ дипломатический скандал
12 июля 2018, 15:20  
Москва займется созданием движения сопротивления автокефалии УПЦ уже после получения Томоса, считает известный украинский религиовед Александр Саган
12 июля 2018, 15:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Автокефалия. Обратный отсчет. "В отличие от светских институций, в церковной закрытой структуре свободомыслие карается жестко"
12 июля 2018, 14:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Место в аду такому отступнику уготовано". Чаплин заподозрил Патриарха Кирилла в торговле Украиной с Фанаром ради "либерализации всего Православия"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
18 июля 2018, 10:51  
Предстоятель автокефальной Польской Церкви наградил церковным орденом противника украинской автокефалии Донецкого митрополита УПЦ МП
18 июля 2018, 10:19  
За 20 лет пребывания "екатеринбургских останков" в усыпальнице Романовых в Петербурге они не стали объектом паломничества, что свидетельствует об их "неподлинности", заявили в РПЦ МП
17 июля 2018, 23:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Виктор Ерофеев: 100 лет без царя в голове
17 июля 2018, 23:31  
ДОКУМЕНТ: "АПЦ не имеет никакого отношения к объединению, называющему себя АСАПЦ". Заявление предстоятеля и Синода Апостольской Православной Церкви (Митрополита Виталия)
Материал содержит иллюстрации17 июля 2018, 20:19  
Полпред президента и свердловский губернатор прошли 21 километр Царским крестным ходом на Ганину яму, а депутат Наталья Поклонская на него не пришла
Материал содержит видео информацию17 июля 2018, 20:03  
ВИДЕО: Масштаб 100-летия... Максимально полный видеообзор участников крестного хода в ночь на 17 июля в Екатеринбурге
17 июля 2018, 20:02  
Замглавы ОВЦОиСМИ МП высказался за отмену платных дорог в России
Материал содержит иллюстрации17 июля 2018, 19:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Кремль — это алтарь. А у нас там икона Антихриста!» Как паломники со всей России прошли крестным ходом в Екатеринбурге в столетие расстрела царя
17 июля 2018, 19:15  
ЕСПЧ обязал Россию выплатить участницам "Pussy Riot", осужденным за "панк-молебен", 48 тысяч евро
Материал содержит видео информацию17 июля 2018, 18:57  
Патриарх Кирилл (Гундяев) утверждает, что влияние зарубежной философии "способствовало цареубийству"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования