Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
05 июля 2018, 15:30 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Константин Ветошников. «Передача» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году. Канонический анализ [каноническое право, история Церкви]


Перевод доклада, представленного 24 августа 2016 года на Международном конгрессе византийских исследований в Белграде Константином Ветошниковым, Византийская библиотека (Коллеж де Франс) / Национальный центр научных исследований, UMR 8167, Париж (оригинальный текст: https://www.academia.edu/... или http://byz2016.rs/...pdf, стр. 37-41).

Киевская митрополия изначально была одной из епархий (округов) Вселенского Престола, но из-за политических обстоятельств неоднократно делилась на две или три митрополии. После Флорентийской Унии (1439) часть епархии, находящаяся на территории Московского княжества, в 1448 году отделилась от общения с Константинопольской Церковью, но канонические митрополиты Киевские продолжали поставляться Вселенским патриархатом. Эта исключительная церковная ситуация в Московской Руси сложилась только с основанием Московского патриархата в 1589 году, что также совпадает с созданием канонической епископской кафедры в Москве.

После завоевания Украины Московское государство предпринимает усилия, чтобы также подчинить Киевскую митрополию патриарху Московскому. По этому вопросу до нашего времени в российских архивах сохранилось десять документов, якобы изданных Вселенским патриархатом, среди которых только один на греческом языке, а остальные – в переводе на русский язык; все эти акты были опубликованы (Архив Юго-Западной России, 1 / V, Киев, 1859, стр. 166-193; Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел, 4, Москва, 1826, стр. 509-519). Также мы не нашли никакого упоминания об этом вопросе ни в архивах Вселенского патриархата, ни в архивах Великого Логофета Аристархиса Ставракиса (Ватиканская Апостольская библиотека, имеются только два перевода с русского языка), ни в изданиях патриарших актов, ни в греческих исторических источниках поствизантийского периода.

Передача Киевской митрополии, согласно документам, состоялась по просьбе российских монархов, патриарха Московского и гетмана Украины с согласия Османского государства.

Перед тем, как эта передача осуществилась, сразу после присоединения части Украины к Московскому государству, и после долгого вдовствования Киевской кафедры, русские действовали с целью подчинить митрополию Московской патриархии, и поэтому внесли в договор с гетманом в 1659 году следующий пункт: «а Митрополиту Киевскому, также и инымъ духовнымъ Малыя Россiи быть подъ благословенiемъ ... патриарха Московскаго...» (Полное собрание законов Российской Империи: Собрание Первое, Т. I: 1649-1675, СПб., 1830 р. 494). Однако в то время этот пункт не был использован. В том же году местоблюстителем Киевской митрополии был назначен епископ Черниговский Лазарь, и из-за этого митрополия была разделена на две части: на территориях, находящихся под властью Польши, оставался законный митрополит Киевский Дионисий, в то время как части, подчиненные Москве, были под управлением Лазаря.

В 1661 году местоблюститель Московского патриаршего престола рукоположил епископа Мстиславского Мефодия, который позже был назначен местоблюстителем Киевской митрополии; этот акт был осужден патриархом Московским Никоном в 1662 году вскоре после его избрания, и не был признан ни Вселенским Престолом, ни духовенством епархии.

В конце 1667 года Московский Синод возвел Черниговскую епархию в архиепископию без разрешения Вселенского престола, который не признал этот акт. В 1668 году на киевскую кафедру был поставлен канонический митрополит Иосиф. После его смерти в 1675 Лазарь Черниговский стал местоблюстителем.

Российские власти в первый раз затребовали Киевскую митрополию в 1684 году, но в то время патриарх Иаков отказал им в этой просьбе. Наконец 8 июля 1685 собралось собрание в Софийском соборе в Киеве, на котором присутствовали некоторые священнослужители (в основном из Киева) и множество мирян. Не обращая внимания на сопротивление духовенства, собрание избрало на митрополичью кафедру епископа Луцкого Гедеона. Духовенство Киева, в свою очередь, выразило протест гетману.

Гедеон 8 ноября 1685 года был возведен в сан митрополита Киевского в московском кафедральном соборе Московским патриархом и принял присягу на верность последнему, и все это без позволения Константинопольской Церкви. Присоединение митрополии было совершено без согласования с Константинопольской Церковью, без ее разрешения и антиканоническим способом. Российские власти связались с Вселенским Престолом исключительно для того, чтобы узаконить и утвердить существующее положение дел. В связи с этим было отправлено посольство, которое летом 1686 года, согласно российским историкам, вело переговоры в Адрианополе сначала с патриархом Иерусалимским Досифеем (вначале он не был положительно расположен к этой передаче, но, в конце концов, согласился), а затем с Вселенским патриархом Дионисием, который также дал свое устное согласие.

Позже, в мае 1686 года, Дионисий направил патриаршие письма, выражающие согласие (письмо Иоакиму, патриарху Московскому за май 1686 года сохранилось в русском переводе; письмо к гетману Самойловичу от 9 мая 1686 года, сохранилось в русском переводе; письмо российским самодержцам за май 1686 года сохранилось на греческом и русском языках), а в июне этого года были отправлены подтверждающие патриаршие и синодальные письма (в русском переводе сохранились такие документы за июнь 1686 года: синодальное письмо самодержцам; синодальное письмо Иоакиму, патриарху Московскому; синодальное письмо с предписанием признавать Гедеона митрополитом и подчиняться ему), и только патриаршие (за июнь 1686 года в русском переводе сохранились: письмо гетману и другим, о подчинении митрополиту Киевскому; письмо, утверждающее Гедеона в качестве митрополита Киевского; письмо гетману и всем церковным сановникам и гражданским лицам, позволяющее им избирать митрополита Киевского и отправлять его в Москву для рукоположения).

Анализ

Некоторые из этих писем утверждают, что Киевская митрополия была подчинена Вселенскому Престолу в прошлом и в настоящем, и указывают в качестве причины этой уступки Москве «расстояние мест» и «происходящии между двумя великими царствами войны».

Подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху, как это отражено в актах и других источниках, было реализовано сначала без разрешения Константинопольской Церкви, властью русских государей: патриарх Московский санкционировал епископа Гедеона на Киевскую кафедру, и это представляет собой существенное каноническое преступление и нарушение следующих канонов: 35 Апостолов, 6 I ВС, 13 Ант., 22 Ант., 15 Сард.; вторжение в чужую епархию осуждается в соответствии с канонами 2 II ВС, 13 и 22 Ант., 3 Сард.; подчинение чужих провинций, как и нарушение древних прав церквей, осуждается в соответствии с канонами 8 III ВС, 39 VI ВС. По всем этим причинам два письма содержат прощение патриарху Московскому и митрополиту Киевскому Гедеону нарушения канонов.

В ряде актов говорится, что передача произошла по икономии (κατ’ο?κονομ?αν) «спасенія ради тамо живущихъ христіянъ». Согласно актам, Киевская митрополия, в соответствии с запросами из России, была подчинена патриарху Московскому. Эти акты разрешают перевод или хиротонию Киевского митрополита патриархом Московским. Один раз указывается, что митрополит подчиненяется московскому патриаршему суду.

Тексты говорят о Киевской митрополии как «подчиненной» патриарху Московскому и тут же разъясняют, о чем идет речь на самом деле: «яко егда прилучится нужда поставленія хотящему быти въ епархіи той — да поставляется отъ патріаршествующаго ... въ ... Москв?», но это не было утверждено как прерогатива патриарха Московского. Единственный документ, сохранившийся в греческом оригинале, гласит: «патриарх Московский может ... по разрешению рукополагать митрополита Киевского». Русский перевод трансформировал «разрешение» из единственного акта, сохранившегося на греческом языке, в «волю», и, вероятно, тоже самое произошло и с другими текстами: «и вручили есмы предстательству митрополію сію ... патріарху Московскому, да им?етъ волю совершати невозбранно, елико пользуетъ къ поставленію митрополита», «и воспріяти отъ него хиротонію ... по данной вол? престолу Московскому, нашу патріаршескую соборную отпустителную граммоту им?ющи...».

Также часто упоминается, что Киевский митрополит должен признавать патриарха Московского своим «старцем и наставником» («?ς γ?ροντα κα? προεστ?τα α?το?»). Несколько актов добавляют: «понеже отъ него хиротонисанъ есть». По этой причине Киевский митрополит должен также поминать имя патриарха Московского после имени Вселенского патриарха, «потомъ же имя патріарха Московскаго, яко старца своего» или «хиротоніи ради, юже воспріимаетъ отъ Московскаго [патриарха] и долженствуетъ по правиломъ воспоминати его». Термин «προεστ?ς» в официальных церковных документах используется только по отношению к монашеству (Π. Καρανικ?λα, Κλε?ς ?ρθοδ?ξων κανονικ?ν διατ?ξεων, ?θ?ναι, 1979, р. 298-299; Tesaurus Linguae Graecae [HTTP: // stephanus.tlg.uci.edu]), так же как и «γ?ρων» (последний в смысле духовного отца). Тексты о возвращении Алеппской митрополии в юрисдикцию Антиохийского патриарха (1792), в свою очередь, используют иную терминологию: «... Алеппская митрополия отныне и навсегда, как и ранее, будет относиться и подчинена престолу ... Антиохии, и Алеппские митрополиты отныне будут канонически рукопологаться Антиохийским патриархом нынешним и будущими, а также признать только его в качестве своего патриарха и господина, будучи верны и подвластны ему, как подобает ... Алеппская митрополия, как и прежде, будет относиться и подчинена Антиохийскому престолу ... и нынешний митрополит Алеппский и будущие <митрополиты> будут признавать своим патриархом и господином того, кто будет патриаршим главой святого апостольского и патриаршего престола Антиохии, и будут воздавать ему все необходимое и соответствующее уважение, честь, послушание и подчинение, как это должно, как это приличествует, как это должно быть» (Κ. Δελικ?νη, Τ? ?ν το?ς κ?διξι το? πατριαρχικο? ?ρχειοφυλακε?ου σ?ζ?μενα ?π?σημα ?κκλησιαστικ? ?γγραφα τ? ?φορ?ντα ε?ς τ?ς σχ?σεις το? Ο?κουμενικο? Πατριαρχε?ου πρ?ς τ?ς ?κκλησ?ας ?λεξανδρε?ας, ?ντιοχε?ας, ?εροσολ?μων κα? Κ?πρου (1575-1863), ?ν Κωνσταντινουπ?λει, 1904, стр. 218-219 и другие).

Таким образом, очевидно, что речь идет только о разрешении рукополагать митрополита Киевского, а не о полной уступке юрисдикции. Нет никакого упоминания о подчинении митрополита патриарху Московскому, но только о его признании в качестве «духовного отца» («?ς γ?ροντος κα? προεστ?τος»).

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

18 июля 2018, 17:43  
К празднованию 1030-летия Крещения Руси в УПЦ МП ожидают делегации всех поместных православных Церквей, кроме, возможно, Константинопольского патриархата
18 июля 2018, 17:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: "В Украине продолжается притеснение нашей Церкви". Как "гонимая" в Украине УПЦ МП притесняет РПЦЗ(А)
18 июля 2018, 16:02  
Предоставление Константинополем автокефалии Украинской Церкви к 1030-летию Крещения Руси не состоится, утверждают дипломатические источники
18 июля 2018, 14:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Опасный Томос. Чем автокефалия православных в Украине грозит греко-католикам
18 июля 2018, 10:51  
Предстоятель автокефальной Польской Церкви наградил церковным орденом противника украинской автокефалии - Донецкого митрополита УПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
19 июля 2018, 01:32  
Епископа Апостольской Православной Церкви задержали в Санкт-Петербурге на акции против "пенсионной реформы"
18 июля 2018, 18:50  
В Федеральный список экстремистских материалов РФ добавлено множество изданий Свидетелей Иеговы, включая перевод Библии и "Детскую Библию"
Эксклюзивный материал18 июля 2018, 18:34  
Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе не признал религиозной организацией гатчинский приход РПАЦ
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 18:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пятый элемент украинской автокефалии. "Чем ближе дата получения Томоса, тем эпичнее борьба за него (или, скорее, против)"
18 июля 2018, 17:43  
К празднованию 1030-летия Крещения Руси в УПЦ МП ожидают делегации всех поместных православных Церквей, кроме, возможно, Константинопольского патриархата
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 17:28  
Протодиакон Андрей Кураев призвал Московскую патриархию покаяться в связи со 100-летием расстрела Царской семьи
18 июля 2018, 17:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: "В Украине продолжается притеснение нашей Церкви". Как "гонимая" в Украине УПЦ МП притесняет РПЦЗ(А)
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 17:05  
"Они должны были быть расстреляны", - "Первый канал" уволил редактора, опубликовавшего в соцсети карикатуру на убийство императора Николая II
18 июля 2018, 16:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пенсионный возраст: нужен диалог власти и народа. Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает ввести «драконовский» налог на предметы роскоши
18 июля 2018, 16:10  
Госдума РФ расширяет права религиозных организаций в сфере образования
18 июля 2018, 16:02  
Предоставление Константинополем автокефалии Украинской Церкви к 1030-летию Крещения Руси не состоится, утверждают дипломатические источники
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 15:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: Бездарная апология патриаршей роскоши. Еще раз о любящем роскошь предстоятеле РПЦ МП
18 июля 2018, 15:20  
"Эта точка зрения плоская", - официальный представитель РПЦ МП заявил, что Патриарх Кирилл не боится спровоцировать раскол признанием "екатеринбургских останков" царскими
18 июля 2018, 14:57  
Здание Свидетелей Иеговы в Анапе отошло по суду в собственность РФ
18 июля 2018, 14:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Опасный Томос. Чем автокефалия православных в Украине грозит греко-католикам
18 июля 2018, 10:51  
Предстоятель автокефальной Польской Церкви наградил церковным орденом противника украинской автокефалии - Донецкого митрополита УПЦ МП
18 июля 2018, 10:19  
За 20 лет пребывания "екатеринбургских останков" в усыпальнице Романовых в Петербурге они не стали объектом паломничества, что свидетельствует об их "неподлинности", заявили в РПЦ МП


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования