Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 мая 2018, 18:53 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Интервью с Валерием Отставных. Бывший чиновник-миссионер РПЦ МП о причинах потери паствы, особенно молодежи, Московской патриархией и о будущем русской культуры


Ведя разговор о политике и религии, тяжело оставаться беспристрастным, так как эти две сферы глубоко пронизывают нашу жизнь. Почему я указал и религию, и политику вместе? Кто-то заметит, что это вещи противоположные: светское и духовное. Но не будем лукавить, религия всегда была делом политическим, начиная с древних жрецов Шумера или Египта и заканчивая папством Ватикана или властями РПЦ в веке XXI.

Оградимся от попыток охватить столь масштабный феномен, как религия в целом, а поговорим о насущном. Поговорим о религии в нашей стране, которая так стремительно и прочно проросла на почве российской политики.

И поможет мне в этом мой собеседник - Валерий Отставных, религиовед и журналист, бывший православный миссионер, экс-заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ (МП).


- Можно ли сказать, что ваш путь в церковь был связан, в первую очередь, с общением с близкими по духу людьми? В дальнейшем такие люди встречались вам реже?

- Да, можно. Мне повезло. Я сразу попал в общину молодых людей, близких мне по возрасту, по художественным пристрастиям. Они жили в другом городе, но  мы воспитывались на одних и тех же фильмах «не для всех», слушали «русский рок», читали Борхеса, Гессе и Маркеса. Я, будучи тогда рок-бардом, исполнителем своих песен, сразу почувствовал себя среди своих. Я пел им свои песни, они искренне восхищались ими и это не была «бомбардировка любовью» (термин из т.н. сектоведения, касается вербовочных практик мунитов).

Одна девушка-прихожанка в этой общине (в которой я крестился и воцерковлялся у молодого друга - священника, тоже вышедшего из «неформальной среды», земляка, прошедшего через увлечение восточными духовными практиками и учениями) сказала, «если б я не прочитала Евангелие, я бы была фанаткой вашего творчества», а друг - священник, интеллектуал и меломан - говорил, что с точки зрения текстов он ставит меня на второе место после Башлачева, ныне покойного.

Это было лучшее время в Церкви. Друг-священник вернулся из той общины в родной город, где жил и я.  Шли годы и постепенно стало выясняться (уже в другом городе и другой общине), что для друга-священника материальные вопросы имеют значение не меньшее (а может, и большее), чем то, что мы называли евангельской миссией. Как я понял, он был «заподозрен» нашим местным архиереем в «утаивании» финансовых потоков. Мой друг вел на богатом приходе «свою игру» и не делился «сверхприбылью» с Владыкой. Это привело к его вытеснению за штат по формальным каноническим основаниям, не связанным с деньгами.

Так хорошо, как в той ПЕРВОЙ общине мне не было нигде. За исключением альма-матер – Православного Свято-Тихоновского богословского института, ПСТБИ (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ПСТГУ).

Я учился заочно (это было уже второе высшее), сессии были долгие, по месяцу, и мы дышали воздухом свободы (может той, «во Христе»), общаясь в бесконечных институтских коридорах, проводя время в спорах, в шутках и розыгрышах, в общении на установочных сессиях и экзаменах с блестящими педагогами, все они были преподавателями либо Московской духовной академии, либо МГУ, цветом московской гуманитарной научной интеллигенции.

Та община была, как я потом понял, счастливым исключением. В обычной же практике церковной жизни почти нет настоящих общин-семей. Церковь стала ООО «Ритуал». Торгует религиозными товарами и услугами. Человек приходит, совершает «религиозные нужды», и уходит. Приходит в церковь одиноким и уходит одиноким домой.

- Как так получилось, что нынешний патриарх, в свое время резко перекочевал из либеральных кругов церкви к ярым традиционалистам?

- Теперь я думаю, что он и не был ни либералом, ни традиционалистом. Он был дельцом и приспособленцем. В нем не было внутреннего духовного стержня. Он, безусловно, будучи очень хорошо теологически подготовленным человеком, был тем богословом, про которых отцы говорили, мол, не тот богослов, кто много знает, а кто живет во Христе, «кто правильно молится, тот и богослов». Он был ученым, теологом, но богословом в высоком понимании этого слова - вряд ли. Над ним всегда довлели политика и деньги. Они, я думаю, в конце концов и победили в Кирилле того умнейшего ведущего программы «Слово Пастыря». В основе его политизации могла быть школа политизированного же Учителя - митрополита Никодима (Ротова), плюс искушения роскошью Запада в длительных командировках (он долгое время был Председателем отдела внешних сношений РПЦ (МП), неким Главой «церковного МИДа»). Мы все гнали мысль о том, что Кирилл мог быть замешан в получении прибыли от торговли водкой и табаком, но он полностью «расчехлился», когда стал Хозяином РПЦ (МП), все нутро вылезло наружу, от «исчезающих» часов «Брегет» и нанопыли,  до инквизиционного процесса над «ведьмами» из «Пусси Райот» и поддержки внешних военных агрессий Путина. Так что он не стал «традиционалистом». Он сменил «маску», «личину», «тренд». Сегодня востребованы «патриоты», «государственники», «духовноскрепители». Вот он и соответствует…

- Как вы считаете, «традиционалистская» политика РПЦ, ее политизация является собственноручно вырытой для себя могилой? Ведь первое время церковь была ультра-популярна, но со временем даже со стороны верующих можно было услышать негативные отклики о священнослужителях.

- Я думаю, что руководство РПЦ (МП) считает, что она будет востребована любым политическим режимом. Жили, мол, и при Гитлере (в оккупации), и при Сталине, и при Путине… Это так. Человек всегда будет приходить в РПЦ (МП), другие религиозные организации за тем, что помогает ему жить – за верой, надеждой, любовью. Человек слаб и одинок. Ему нужна опора. В том числе, религиозная. Но если существующий режим падет и начнется строительство новой России как правового, демократического государства, думаю, многие спикеры Церкви будут подвергнуты «общественной люстрации» и отодвинуты от всех государственных институтов. РПЦ (МП) будет удалена из армии, школы, системы высшего образования, из властных государственно-общественных структур. А кто-то может и сесть. Например, за активное участие в военных агрессиях путинского режима против других стран. Участия разведывательного, идеологического, информационного, финансового и т.д.

РПЦ (МП) будет поставлена в правовом смысле де-факто в равные условия со всеми другими религиозными организациями, и традиционными, и новыми.
Люди будут приходит в РПЦ, но вот интеллигенцию, интеллектуалов, думаю, РПЦ (МП) потеряла. И я не знаю, сколько времени и усилий ей понадобится для своей реабилитации. Ну а молодежь в Церковь за 25 лет существования «новой» страны так и не пришла. Во-первых, она чувствует фальшь очень остро, во-вторых, думаю, что за нее Церковь и «не боролась». Это малоплатежная социальная страта. Финансово неперспективная.

- Откуда такое стремление у бывших военных, бывших сотрудников МВД и КГБ идти в священнослужители?

- Я не замечал, чтобы это было массовым явлением. Особенно если говорить про бывших сотрудников КГБ. А то, что силовики тянутся к РПЦ (МП), это заметно. И я думаю, что дело здесь даже не в «обязаловке». Во-первых, как военные они чувствуют силу и понимают, что религия обладает силой подчас большей, чем сила ПЗРК или танковых армад, она может подвигнуть человека к героическим поступкам, основанным на сверхмотивации. Сильных уважают, к ним тянутся. Кстати, с РПЦ (МП) пытаются дружить не только силовики, но и криминальные авторитеты. Все по той же причине. Чувствуют силу. И еще. То же касается, и силовиков, и бандитов (что часто одно и то же). И те, и другие хотят найти нравственное оправдание своей «работе». Особенно после грабежей или командировок в «горячие точки». Оправдать свои поступки, получить отпущение грехов. Это тоже тянет в храмы людей, державших оружие и убивавших. Для них РПЦ (МП) - это своего рода терапия. Кстати, как нам говорит классическое религиоведение, психотерапия – одна из важнейших функций любой религии.

- Если сравнивать три ветви христианства, какая из них, на ваш взгляд, наиболее прогрессивная? Почему РПЦ старательно оберегает себя и своих прихожан от любой модернизации: старые учебники, реставрация патриархальных ценностей, эстетики века 19-го?

- В Церкви вообще нет понятия «прогрессивное». Есть вечные догматы, богооткровенные истины о Боге, человеке и спасении, которые открыты с приходом Христа и сформулированы в т.н. Символе Веры. Это то, что Церковь обязана хранить неизменно и неповрежденно. Как говорили святые отцы «компромисс в вопросах веры невозможен», а блаженный Августин писал о «единстве в главном». В догматах. Есть то, в чем возможны изменения применительно ко времени. Мне, как бывшему миссионеру, близка миссионерская деятельность, которая может модернизироваться, меняться, строиться по методологии апостола Павла «для всех я был всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых». Если брать современное православие, католицизм и протестантство, то, мне кажется, что сочетать сохранение догматов и искать различные новые нестандартные пути миссионерской деятельности лучше всего получается у католиков.    

- Почему не у протестантов?

- Во-первых, сегодня протестантами называют себя и классические протестанты, и т.н. неопротестанты. Их море. Часто просто не понятно, это еще протестанты или уже что-то совсем иное.

Во-вторых, эксперименты т.н. неопротестантов в области богослужебной практики и просветительской деятельности, бывает, выходят за рамки разумного, десакрализируют саму религиозную жизнь.

Почему православие боится миссионерских экспериментов? Боится быть современным в своей просветительской деятельности? Мне кажется, потому что исторически оно было связано очень сильно с церемониальным византийским изводом христианства, в котором огромное значение придавалось второстепенному – обрядам, обычаям, чинопоследованиям. Со временем второстепенное стало казаться главным. Главное – не обращение молодежи ко Христу, а насколько правильно и «благолепно» вне церковной ограды проповедует миссионер. А католики научились разговаривать с людьми вне мессы, а не проповедовать. Просто разговаривать. И это их заслуга. Они четко разделили главное – учение, от второстепенного - традиций, обычаев, слишком серьезных лиц. Конечно, большую роль сыграла общая ситуация на Западе. Развитие демократии, гражданского общества, прав и свобод людей. С этим христианство западного обряда не могло не считаться. Ему оставалось искать пути общения с паствой в этой новой постхристианской реальности. Естественно, это не касается тех уголков планеты, где этот процесс модернизации внебогослужебной жизни не случился. Например, в Южной Америке католическое сообщество по-прежнему архаично и консервативно.   

Что касается старых учебников в РПЦ это понятно. В начале 90-ых годов двадцатого века  других и быть не могло. Советская власть запрещала их издавать. Ту же  Библию в 1981 г. вы  с огромным трудом смогли бы достать в СССР. И то в каком-нибудь иностранном издании. В духовных семинариях студенты учились по учебникам девятнадцатого века, представляющим собой машинописные листы, скрепленные прочной обложкой. Я много таких видел. Богословие в советской России не развивалось.

Это ясно.  Все, что сегодня преподают из современных авторов двадцатого века – это труды богословов РПЦ(З) или Православной Церкви Америки, которые трудились либо в парижской, либо в Нью-Йоркской духовных школах. Шмеман, Мейендорф, Зеньковский, Флоровский, Безобразов. Даже «Закон Божий» прот. Серафима Слободского – современная настольная книжка православной семьи, также написана на Западе, где жил священник. Кстати, из всех перечисленных и неперечисленных православных богословов, живших и работавших на Западе, я считаю самым выдающимся Владимира Николаевича Лосского. Я дерзнул бы даже сказать, что он был последним из великих русских богословов 19-20 веков. Не религиозных философов, а именно богословов. Мирянин. Родившийся в Германии и умерший во Франции.

И об «эстетике 19 века» в современной Русской Православной Церкви. Я понимаю, о чем вы говорите. Здесь, с одной стороны есть объективная причина. У нас не было реформаторского Второго Ватиканского Собора. С другой стороны, есть субъективная боязнь нового. Во всем. Начиная от робких попыток внедрения «миссионерских литургий» (кажется, они благополучно умерли), до оригинальных миссионерских программ для молодежи и подростков. Есть и современная историческая реальность. Руководство РПЦ (МП) сегодня, как я понял, отказалось полностью от курса на «миссионерское наступление» и обновление внехрамовой жизни в пользу полной консервации и стагнирующего существования в формате «сети супермаркетов по продаже ритуальных товаров и услуг». Так проще, да и выгоднее. Все живое и нестандартное душится на корню. Катком проехались по о.Андрею Кураеву, о.Георгию Митрофанову, приснопамятному о.Павлу Адельгейму, проф. А.Б.Зубову…Остальные затихли и «требоисполняют».

- Если бы, в ходе борьбы за влияние, в России укоренилось западное христианство, насколько благоприятную роль в развитии образования и общества это могло бы сыграть? Если, конечно, смогло бы.

- Этот вопрос мучал выдающегося русского философа-западника Владимира Соловьева. Вначале он считал, что если бы России приняла католицизм, она стала бы цивилизованным государством, потом, в конце жизни, пришел к мысли о симбиозе западного и восточного христианства, об объединении всего лучшего, что есть в западном и восточном христианстве. Я думаю, что идеальным было бы (но это только мои фантазии! – авт.), если бы католическое общество «пустило» бы в «свою семью» Россию, оторвавшуюся от Византии, но разрешила бы ей не отказываться от глубочайшего догматического и философского содержания восточного христианства. Такое греко-католичество, но наоборот. Самым интересным для меня всегда были православные общины, живущие в современном западном правовом государстве. Для меня это такой идеал Православной Церкви. Островок неформализованной живой духовной жизни во Христе в правовом океане «юридизмов» и реальной свободы совести.

- Не получится ли так, что нынешний режим может так же внезапно рухнуть, как это произошло когда-то с СССР? Тогда ведь тоже никто не полагал, даже среди партийной элиты, что Союза просто не окажется.

- К сожалению, я полагаю, что СССР все еще жив. Да, как субъекта международного права его нет. Но как идея, как образ мысли и жизни он существует. В РФ, в Украине, в Беларуси, в Казахстане, даже в некоторых странах «соцлагеря» (таких, как Венгрия). Режимы не «рушатся», они «преодолеваются в коллективном бессознательном народа». В 1945 г. фашизм (нацизм) все еще жил в душах подавляющего числа немцев. Только годы, десятилетия целенаправленной денацификации смогли вытравить нацизм из сознания простых людей. Но это не повод расслабляться. Он снова может вернуться. Поэтому немцы так жестко относятся ко всем проявлениям, связанным с оправданием гитлеровского нацизма, так пытаются сохранить память о тех годах.

- Почему наша политическая и церковная власть наступает на те же грабли, что и многие прежние политические режимы? Это какой-то «культурный код», повторять худшее, что было из предыдущих времен? Связано ли это с тем, что власть, как политическая, так и церковная, это причудливый симбиоз ОПГ и ГБ?

- Я считаю, что виной «культурный код», как вы сказали. А именно существование в течение 500 лет особого государства, империи, от Московского царства Ивана Третьего до СССР, которое возникло вследствие «поглощения» Ордой ряда русских княжеств, объединенных Москвой. Это образование на теле планеты тогда называлось Московия. Так именовали Россию официально на Западе 500 лет назад. Т.е. я считаю, что никакой победы Святой Руси над Золотой Ордой не было. Московское княжество просто само стало Ордой. Ланцелот превратился в Дракона. Московское княжество, подчинившее окружающие княжества, стало Московским каганатом, переняв все дурное, что в Орде было. Связи с Византией только укрепили эту особую форму государственности. Это Московское государство (Московская Орда, Московия) характерна рядом признаков. Два главных – имперскость и убежденность в особой роли Московии и богоизбранности ее народа. «Москва – третий Рим и второй Иерусалим» (ср. сегодня – россияне – люди с «лишней хромосомой», «спустившиеся когда-то с Карпатских гор», последний оплот духовности на Земле, «осажденная крепость»). Еще признак - ощущение некоего мессианства, смысла существования Московии как спасителя человечества, которая должна донести «свои ИСТИННЫЕ ценности» до всех «глупых и развратных» народов земли.

На человеческом ментальном уровне жители Московии характеризуются черно-белым восприятием мира, жестокостью, нетерпимостью, крайностями (или страшный разврат, или величайшая святость), неумением и нежеланием обустраивать свою повседневную жизнь («жила бы страна родная и нету других забот»), страхом перед образованием и просвещением («ученость - вот чума, ученье - вот причина») и т.д.

В этом смысле я не выделяю какой-то «дореволюционный период» истории России и семьдесят «проклятых» лет. СССР был все той же империей, только «красной». Московия продолжает существовать до сих пор. Мы наблюдаем не «спотыкание о грабли», а непрерывную регенерацию Московии, регенерацию идеи имперскости, идеи богоизбранности.

- Сейчас среди населения популярно обожествление образов Сталина, Грозного, особенно Сталина. С чем это связано, с тем, что долгое время мы жили в разных видах диктатур или нежеланием воспринимать исторические факты?

- Это связано с тем, что на протяжении 500 лет политической системой Московии была абсолютная монархия. Как бы монарха ни называли - великий князь, царь, император, генеральный секретарь или президент. Соответственно, самых успешных монархов народ обожествляет. Критериев успешности монархов два – расширение империи и уважение в мире к богоизбранному русскому народу. Пусть это будет не любовь, а страх. В этом смысле, Грозный и Сталин, действительно, два самых успешных монарха Московии за 500 лет. С точки зрения народа.

- Когда в русской культуре появится устоявшийся образ будущего, стремленье будущее создавать?

- Когда народ окончательно отречется от «генетического проклятия» -имперскости и «богоизбранности». Вероятно, что это может случиться только в результате глобальной катастрофы, когда Московия-Россия будет побеждена внешним врагом или «сгниет» изнутри, развалится на части, будет взята мировым сообществом под внешнее управление. К власти придут подлинные демократы, которые смогут провести реальные реформы и процессы по деимпериализации, десоветизации, десталинизации народа, когда у народа исчезнет «гордыня богоизбранности». Боюсь, что на это могут уйти десятки лет.

БЛОГ "ФИЛОСОФ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ", 17 мая 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации18 июля 2018, 21:47  
ИНТЕРВЬЮ: Епископ Луцкий и Ровенский ИОВ (Коновалюк), предстоятель УАИПЦ, о своих встречах с Патриархом УПЦ КП Владимиром (Романюком), «черном вторнике», причинах его смерти и памяти о нем, часть 3-я
18 июля 2018, 18:50  
В Федеральный список экстремистских материалов РФ добавлено множество изданий Свидетелей Иеговы, включая перевод Библии и "Детскую Библию"
Эксклюзивный материал18 июля 2018, 18:34  
Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе не признал религиозной организацией гатчинский приход РПАЦ
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 18:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пятый элемент украинской автокефалии. "Чем ближе дата получения Томоса, тем эпичнее борьба за него (или, скорее, против)"
18 июля 2018, 17:43  
К празднованию 1030-летия Крещения Руси в УПЦ МП ожидают делегации всех поместных православных Церквей, кроме, возможно, Константинопольского патриархата
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 17:28  
Протодиакон Андрей Кураев призвал Московскую патриархию покаяться в связи со 100-летием расстрела Царской семьи
18 июля 2018, 17:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: "В Украине продолжается притеснение нашей Церкви". Как "гонимая" в Украине УПЦ МП притесняет РПЦЗ(А)
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 17:05  
"Они должны были быть расстреляны", - "Первый канал" уволил редактора, опубликовавшего в соцсети карикатуру на убийство императора Николая II
18 июля 2018, 16:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пенсионный возраст: нужен диалог власти и народа. Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает ввести «драконовский» налог на предметы роскоши
18 июля 2018, 16:10  
Госдума РФ расширяет права религиозных организаций в сфере образования
18 июля 2018, 16:02  
Предоставление Константинополем автокефалии Украинской Церкви к 1030-летию Крещения Руси не состоится, утверждают дипломатические источники
Материал содержит иллюстрации18 июля 2018, 15:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: Бездарная апология патриаршей роскоши. Еще раз о любящем роскошь предстоятеле РПЦ МП
18 июля 2018, 15:20  
"Эта точка зрения плоская", - официальный представитель РПЦ МП заявил, что Патриарх Кирилл не боится спровоцировать раскол признанием "екатеринбургских останков" царскими
18 июля 2018, 14:57  
Здание Свидетелей Иеговы в Анапе отошло по суду в собственность РФ
18 июля 2018, 14:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Опасный Томос. Чем автокефалия православных в Украине грозит греко-католикам
18 июля 2018, 10:51  
Предстоятель автокефальной Польской Церкви наградил церковным орденом противника украинской автокефалии - Донецкого митрополита УПЦ МП
18 июля 2018, 10:19  
За 20 лет пребывания "екатеринбургских останков" в усыпальнице Романовых в Петербурге они не стали объектом паломничества, что свидетельствует об их "неподлинности", заявили в РПЦ МП
17 июля 2018, 23:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Виктор Ерофеев: 100 лет без царя в голове
17 июля 2018, 23:31  
ДОКУМЕНТ: "АПЦ не имеет никакого отношения к объединению, называющему себя АСАПЦ". Заявление предстоятеля и Синода Апостольской Православной Церкви (Митрополита Виталия)
Материал содержит иллюстрации17 июля 2018, 20:19  
Полпред президента и свердловский губернатор прошли 21 километр Царским крестным ходом на Ганину яму, а депутат Наталья Поклонская на него не пришла
Материал содержит видео информацию17 июля 2018, 20:03  
ВИДЕО: Масштаб 100-летия... Максимально полный видеообзор участников крестного хода в ночь на 17 июля в Екатеринбурге
17 июля 2018, 20:02  
Замглавы ОВЦОиСМИ МП высказался за отмену платных дорог в России
Материал содержит иллюстрации17 июля 2018, 19:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Кремль — это алтарь. А у нас там икона Антихриста!» Как паломники со всей России прошли крестным ходом в Екатеринбурге в столетие расстрела царя
17 июля 2018, 19:15  
ЕСПЧ обязал Россию выплатить участницам "Pussy Riot", осужденным за "панк-молебен", 48 тысяч евро
Материал содержит видео информацию17 июля 2018, 18:57  
Патриарх Кирилл (Гундяев) утверждает, что влияние зарубежной философии "способствовало цареубийству"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования