Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 мая 2018, 19:39 Распечатать

БИБЛИОГРАФИЯ: Колымагин Борис. ИЗРАИЛЬ – СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ: страницы истории и современностьM., Виртуальная галерея, Фонд христианского просвещения и милосердия им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого), 2018. — 288 с., илл.


Увидев заглавие книги, читатель может подумать, что речь идет об очередном путеводителе по Израилю, в котором обращение к библейским временам, коих  памятники  встречаются здесь повсюду, перемежается с обращением к современной жизни страны, с которой предстоит столкнуться ее посетителю, хотя бы его интерес к ней не выходил за рамки библейской и новозаветной истории. Но это не путеводитель. Хотя автор рассматриваемой книги дважды посещал Святую Землю (в 2012 и 2017 гг.), объехав ее, обращаясь при этом в своем сочинении как к страницам истории, связанной с посещаемыми им местами (преимущественно теми, которые в первую очередь манят отечественных православных паломников), так и с их сегодняшней жизнью.

Чтобы понять, что за книга перед нами, следует представить автора. Итак, знакомьтесь - Борис Федорович Колымагин (1957 г.р.), с одной стороны, поэт, вышедший из литературного андеграунда советской поры, с другой - выпускник Литературного  института, который по отделению критики он окончил в 1990 году. Поэт достаточно известный и почитаемый в кругах любителей современной русской поэзии. Далее – православный христианин, тоже еще с советских времен, при этом смысловое ударение здесь следует делать именно на слове христианин, поелику «кочетковец». В этом качестве он также известен как яркий публицист по христианской тематике. Отсюда, казалось бы, должен определиться и читатель книги, первоочередной, во всяком случае. А именно - русско-православный интеллигент, при этом человек широких взглядов, не чуждый экуменизма, ценящий свободу свою и других, а главное - не лишенный культурных интересов, прежде всего в сфере современной литературы, включая отечественную и русскоязычную израильскую.

Но не слишком ли много требований к тому, кому предназначена эта книга? И здесь я должен сказать, что как раз сам всем им во многом не отвечаю, поелику те же русское, да и греческое православие, коим много внимания уделено в книге, – для меня уже перевернутые страницы жизни, да и художественная литература еще гораздо ранее ушла из ее центра. Тем не менее, книгу я прочел с большим интересом, можно сказать на одном дыхании. Почему? Потому что в ней в полной мере осуществился известный принцип: краткость – сестра таланта. О чем бы автор ни писал, он хорошо сознает, где проходит та граница, за которой у читателя может последовать утомление, и не переходит ее. Так что книгу может смело читать любой наш культурный соотечественник. Скучно не будет.

Теперь предприму субъективный и далеко не исчерпывающий обзор книги в надежде, что потенциальный читатель сам найдет в ней что-то особенно для себя интересное.

Во введении (сс. 5-22), действительно вводящем вас в дальнейшее содержание, говорится и о том, как развивалось паломническое дело в Святую Землю из нашей страны до Первой мировой войны, когда этим занимались сначала Русская духовная миссия (с 1847 г.), а затем Императорское Православное Палестинское Общество (с 1882 г.), и как обстоит с этим дело сейчас. Далее следует фоторепортаж, позволяющий соприкоснуться с религиозной жизнью современного Израиля, пусть и на ограниченном пространстве Старого города в Иерусалиме, куда обычно в первую очередь стремится наш паломник. Тем лучше. Будет знать, что ему предстоит, помимо прочего, увидеть. Завершающий введение раздел «Пальма паломника» представляет собой небольшое, но содержательное размышление о традиции и целях паломничества в Святую Землю.

Далее следует также снабженная фотографиями глава «Классики в Святой Земле» (сс. 23-58), посвященная посещениям Иерусалима и Палестины Андреем Николаевичем Муравьевым (1806-1874) в 1830 г., Николаем Васильевичем Гоголем (1809-1852) в 1847 г. и Петром Андреевичем Вяземским (1792-1878) в 1850 году. Понятно, что Гоголь в особом представлении не нуждается. А о его паломничестве здесь следует сказать лишь то, что через Иерусалим лежал его путь из Рима, где с перерывами он провел творчески насыщенные 10 лет, в Россию, где спустя четыре года он найдет вечное упокоение в Москве. Остальное о его пребывании в Святой Земле ищите в книге Колымагина. Имя Вяземского, поэта, одного из ближайших друзей Пушкина, также хорошо известно русскому интеллигентному читателю. Что, кроме того, блестящий государственный деятель, известный независимостью характера, искал в Святой Земле, автор нам также сообщает. Куда менее известна фигура А.Н. Муравьева, хотя в свое время его в нашей стране читали и почитали как церковного писателя и, в частности, автора описания паломничеств, будь то к святым местам православного Востока, будь то в монастыри русского Севера, названные им Русской Фиваидой по аналогии с древними монастырями Египта, посещенными им ранее. Впрочем, в Иерусалиме его ждали не как обычного паломника, а как чиновника императорского российского МИДа. Что из этого получилось, узнаете у Колымагина.

Далее следуют два интересных исторических очерка - «Палестина в XIX – начале ХХ веков» (сс. 59-120, включая фотографии) и «Русская духовная миссия после Второй мировой войны» (сс. 121-182, включая фотографии). По первой теме последние лет сорок было написано немало и в светской, и в церковной печати. Тем не менее, автор вносит свой вклад в рассматриваемый вопрос, касаясь и взаимоотношений представителей Православной Грекороссийской Церкви (как она именовалась до 1917 г.) с Греко-Православным Иерусалимским патриархатом, и организации приема паломников из России, и деятельности, прежде всего образовательной, Палестинского общества в Святой Земле. С этой целью, помимо ссылок на литературу, он вводит немало нового документального материала, почерпнутого в Архиве внешней политики Российской империи, входящего в Историко-документальный департамент МИД России. Впрочем, думаю, наибольший интерес здесь привлечет раздел «Благодатный огонь» (сс. 84-87). И хотя свой рассказ автор начинает с событий 1-й половины XIX века, заканчивает его он нашими днями, когда иные наши соотечественники, в то числе и достаточно образованные и даже принадлежащие к российской элите, не желают видеть древний благочестивый «обряд святого огня», настаивая на повторяющемся чуде, которого никак не подтверждает священноначалие Иерусалимского патриархата.

Вторая из отмеченных глав может показаться многим читателям наиболее интересной в книге, поскольку рассматривает деятельность Русской духовной миссии уже Московского патриархата с момента ее возникновения в 1948 г. и до середины 1980-х годов. Связано это с тем, что документальные материалы фонда Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР (с 1965 г. – Совет по делам религий при СМ СССР) в Государственном архиве Российской Федерации, к которым постоянно прибегает автор, открыты как раз за период с 1943 по 1985 год. Нельзя сказать, что на эту тему в постсоветское время ничего не писалось, да и в советские годы «Журнал Московской Патриархии» постоянно помещал корреспонденции из Русской духовной миссии в Иерусалиме, неизменно иллюстрировавшиеся фотографиями. Другое дело, что все эти материалы были, что называется, «причесанными». А здесь впервые автор заглядывает за кулисы новейшей истории миссии, обнаруживая, помимо прочего, и довольно неприглядные ее страницы.

Далее уже следуют отчеты о путешествиях самого автора по Израилю и Палестинской автономии, собранные им в главе «Ханаанские хроники» (сс. 183-259), но не только они, но и заметки о встречах с друзьями - израильскими русскоязычными литераторами, как и воспоминания об ушедших, составляют ее содержание. Собственно, и название этой главы следует названию книги друга автора, израильского русскоязычного литератора Наума Ваймана. Здесь читатель встретит много интересного, включая заметки о военных действиях в ноябре 2012 г. в связи с обстрелами Израиля из сектора Газы, и о предшествовавшему им визиту в Святую Землю Патриарха Кирилла. Автор описывает свои посещения святых мест – храм Гроба Господня, Вифлием, Иордан, Яффа, Назарет, Фавор. При этом он обращает внимание на те детали, которых читатель не найдет в путеводителях, но которые практически важны. Мне только остается пожалеть, что во время его нахождения на Восточном автовокзале в Иерусалиме, откуда он отправлялся в Вифлием, его внимания не привлекла настоящая Голгофа, в которую упираются посадочные площадки, своими очертаниями по сей день напоминающая череп (евр. гулгóлет, арам. гулгултá). Посему вызывает сожаление, что в 1882 г. знаменитому британскому генералу Чарльзу Гордону (1833-1885), озаботившемуся приобретением Могилы в саду в качестве реального места погребения Христа, не удалось  инициировать приобретения составляющей с ней единый комплекс Голгофы, кою он признал в качестве таковой. Но лично мне представляется знаменательным, что это место не привлекло к себе внимания в 325-1180 гг., когда отстраивался храм Гроба Господня (с учетом разрушений, учиненных Персидским шахом Хосровом II в 614 г. и фатимидским халифом Аль-Хакимом в 1009 г.). В нынешнем виде перед нами предстает уже постройка крестоносцев, осуществленная в XII в., последним штрихом которой стала колокольня, завершенная незадолго до того, как им пришлось навсегда покинуть Святой Город. Таким образом, этот храм воплощает собой историческое здание христианской культуры, вклад в которую вносился и позднее, в том числе, теми же мастерами из российского Палеха, создавшими в конце XIX в. иконографические изображения распятого Христа, Его Матери и Его любимого ученика, венчающие символическую Голгофу. Между тем, начальное христианство с его эсхатологическим напряжением никаких культурных целей не ставило. Почему место его самого священного воспоминания, известного как Событие Христа, сегодня воспринималось бы куда благоговейнее, представ в своей археологической первозданности. Увы, но когда в 2014 г. я видел Голгофу в последний раз, ее венчал забор, за которым начиналось некое строительство. Да и соседство автовокзала также не представляется подходящим.

Но вернемся к тексту Колымагина, касающемуся как острых тем религиозной жизни  Израиля в связи с отношением там к христианам из среды еврейских репатриантов, так и российской церковной действительности, всё никак не могущей выйти из давно закатившейся в цивилизованном мире «константиновской эпохи».

Между тем, повествование плавно переходит к литературным сюжетам. И здесь благочестивого русско-православного читателя может смутить такое название одного из разделов – «Чужая женщина в постели» (сс. 233-235). Но это вовсе не о возможностях сексуальных утех в Израиле, коих, как хорошо известно, там хватает. Речь идет лишь о строке в давней, еще 70-х годов поэтической строфе Наума Ваймана, на мой взгляд, представляющей едва ли не лучшую зарисовку тогдашнего московско-питерского художественного андеграунда: «Пустая дача. Мокрый снег. / В окно стучится ветка ели. / Небес неутомимый бег. / Чужая женщина в постели». Думаю, Колымагин не зря включил в свою книгу именно эту строфу незаурядного поэта. И хотя для него она служит показателем «подчеркнуто маскулинного» мира поэзии Ваймана, для меня она имеет глубинный смысл. Не была ли для него такой «чужой женщиной» Россия, которую он оставил, чтобы соединиться с Землей Обетованной?

Ну а Колымагин из нее, наоборот, в Россию возвращается. И не только в сегодняшний день, но и прошлое, в том числе и советской поры, и к своим прежним дневниковым записям и стихам. А посему последняя глава его книги называется «Родные палестины» (сс. 260-285 с фотографиями). Здесь интересно всё. Но мне в сознание особенно врезалось это двустишие:

Чистый Понедельник, ты меня прости — возьму веник подмести.

Иннокентий Павлов,

для «Портала-Credo.Ru”

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит видео информацию23 июня 2018, 23:33  
ВИДЕО: Последняя попытка. Начало и итоги встречи 4 митрополитов УПЦ МП и миллиардера Вадима Новинского с Патриархом Варфоломеем. Стамбул, 23 июня
Материал содержит иллюстрации23 июня 2018, 15:12  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Що таке Українська Помісна Церква і які процеси зараз відбуваються задля її створення
23 июня 2018, 14:18  
На заседании 25-й генассамблеи МАП в Афинах делегация Госдумы РФ будет обсуждать "проблемы единства православного мира и противостояния попыткам его раскола"
23 июня 2018, 13:39  
Глава одного из комитетов Госдумы РФ выдвинут кандидатом на пост президента генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:28  
МЫСЛИ: Епископ Иов (Коновалюк). БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:10  
ФОТО ДНЯ: "Национальная идея" в лицах
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 18:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Первая пресс-конференция митрополита Псковского Тихона – главное
22 июня 2018, 18:22  
Полиция Баку расследует изнасилование девочки в местном храме РПЦ МП
22 июня 2018, 17:53  
Представители РПЦ МП в Орловской области ополчились на "неоязыческую" песочницу в парке и его создателя-"славянина"
22 июня 2018, 17:21  
Жители Элекмонара на Алтае протестуют против строительства храма РПЦ МП в парке бывшего санатория
22 июня 2018, 16:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Экс-директор ЦРУ рассказал о ситуации в Украине. "Так могла бы называться провокационная статья, посвящённая отчету Госдепартамента США о религиозной свободе в мире"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:30  
К 100-летию расстрела царской семьи пройдет фотовыставка в Новой Зеландии
22 июня 2018, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Украинская автокефалия: активность украинской дипломатии
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:00  
«Украина не должна церковно подчиняться первому иерарху страны-завоевателя», - член Синода Грузинской патриархии поддержал независимость Украинской Церкви от Москвы
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 15:42  
Ради обсуждения "украинского церковного вопроса" делегация Константинопольского патриархата посетила Антиохийского Патриарха
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кай и Герда: русская версия. "Сегодня ни одна антология русской духовной поэзии не выходит без стихотворений Александра Солодовникова"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:39  
Сотрудник государственного предприятия в Пензе рассказал, что их заставляют "жертвовать" на строительство храма РПЦ МП
22 июня 2018, 14:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Слова Путина и реальность не сходятся». "Если в каждом вузе откроют кафедры теологии, как раньше везде были кафедры научного коммунизма, - вред начнет ощущаться"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 13:49  
На руководителей общины баптистов в Зауралье заведены административные дела
22 июня 2018, 13:36  
ДОКУМЕНТ: "Мир вновь оказался на пороге глобальной войны". Поздравление Патриарха РПЦ МП Кирилла (Гундяева) Всемирному совету Церквей с 70-летием со дня основания, 21 июня 2018 г.
22 июня 2018, 12:57  
РПЦ МП не станет принимать участия в дискуссии по изменению пенсионного законодательства в РФ, заявил пресс-секретарь Патриарха
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 июня 2018, 21:58  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Архиєпископ УАПЦ (Соборноправної) Григорій (Огійчук) на сербському святі в Нью-Йорку, 1966 р.
21 июня 2018, 18:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пропагандистская война против получения Украиной Томоса. Профессор Олександр Саган разбивает пять московских тезисов
21 июня 2018, 18:13  
Папа Римский вновь раскритиковал миграционную политику Трампа
21 июня 2018, 17:52  
Официальное православие объединяет во Франции 273 прихода - свежая церковная статистика
21 июня 2018, 17:39  
Католический священник из Онтарио утверждает, что Папа Франциск приносит украинских греко-католиков в жертву ради сближения с РПЦ МП
21 июня 2018, 15:53  
Должницу из Прикамья, не оплатившую вовремя штраф, отправили отбывать наказание в местный храм РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:26  
Девять зданий, входящих в ансамбль Зачатьевского монастыря в Москве, переданы в собственность Московского патриархата
21 июня 2018, 15:16  
К 100-летию убийства царской семьи на месте ее гибели в Екатеринбурге реконструирован мемориальный алтарь
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ростислав Павленко: «Справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена». Интервью со спецпредставителем президента Украины по религиозным вопросам
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 13:26  
"Болгарский Патриарх не выступал против украинской автокефалии", - посетивший Патриарха Неофита представитель президента Украины опроверг сообщение УНИАН
21 июня 2018, 13:12  
"Болгарская Православная Церковь не поддержала создание автокефальной Украинской Церкви", - утверждает одно из крупнейших украинских информагентств
21 июня 2018, 12:41  
"Эта позиция полностью соответствует Закону Божьему и Конституции", - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины раскритиковал нападки ЛГБТ-сообщества на его супругу
21 июня 2018, 12:01  
"Ситуация вызывает ассоциации с советским периодом", - СПЧ обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность уголовного преследования в России Свидетелей Иеговы


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования